Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины неуспеваемости учащихся
Неуспеваемость учащихся — систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие современной помощи приводит к изменениям в личности ребёнка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды трудных подростков. Неуспеваемость учащихся возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчётах в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов (снижение слуха, зрения, речи), наследственные, врождённые и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии. Чтобы добиться высокой успеваемости у всех учащихся, получить результаты, соответствующие поставленным целям и задачам обучения, педагогу необходимо выявить факторы, причины и условия, оказывающие отрицательное влияние на успеваемость школьников, определить методы и формы их устранения. В общеобразовательной школе факторы, порождающие неуспеваемость школьников, в значительной степени связаны с недостатками в организации учебно-воспитательного процесса, квалификацией учителей, отсутствием положительной мотивации учащихся, заинтересованности в получении знаний, пробелами в усвоении предыдущего материала. Для предупреждения неуспеваемости необходима система дидактических мер, направленная на усиление дифференцированного, индивидуального подхода, учёт особенностей каждого ученика. Когда речь идёт об организации учебно-воспитательного процесса, формах преодоления неуспеваемости, Пидкасистый П.И. рекомендует различные методы обучения, группировать учащихся по уровню подготовленности в классы выравнивания (коррекционные классы), способностям, интересам, индивидуальным особенностям или другим признакам.
Интеллектуальная и вся познавательная деятельность тесно связана с функциями мозга, состоянием сенсорных функций, здоровья человека. Генетические, внутриутробные и постнатальные заболевания, которые затрагивают функции мозга, отражаются на развитии интеллекта и всей познавательной деятельности детей, приводят их к значительному отставанию в развитии. Такие дети нуждаются в специальном обучении. Нарушения сенсорного развития (слуха, зрения), физического развития также создают неблагоприятные условия для развития познавательной деятельности ребёнка. Вместе с тем, при правильной постановке обучения и воспитания, направленных на компенсацию дефекта, такие дети могут добиться высоких результатов в обучении, хотя для этого потребуется значительно больше усилий, чем при работе с обычными детьми. Существуют классы и учебные заведения для лиц с поражениями в двигательной сфере, интернаты для детей с множественными дефектами, классы для детей с нарушениями речи, задержками в умственном развитии и др. Диапазон специальных школ для детей с различными отклонениями от нормы постоянно расширяется. В ряде стран он приближается к 10-12% от общей популяции школьников соответствующего возраста, включая одарённых детей (около 3%). Наряду с социальными факторами на успеваемость учащихся оказывают влияние специфические возрастные моменты, особенности физического и психического развития. Известно, что наименьшее число успевающих приходится на пятые, шестые и девятые классы. Эта тенденция характерна для многих стран и, очевидно, отражает некоторые общие закономерности. Медико-биологические и психологические исследования школьников позволили предположить, что на снижение школьной успеваемости в младшем подростковом и раннем юношеском возрасте сказываются специфические возрастные моменты. В частности, в этот период отмечается замедление темпов роста, качества интенсивности умственной деятельности, повышаются утомляемость и возбудимость нервной системы. Эти возрастные особенности школа может усиливать или нивелировать (Ю.К. Бабанский).
Успеваемость и дисциплина учащихся не зависят от типа нервной системы и темперамента в тех случаях, когда учитель применяет разнообразные приёмы и методы. Нет учеников, которые по особенностям темперамента были бы неспособны к обучению. Но положительный эффект достигается лишь в тех случаях, когда применяемые методы обучения и воспитания соответствуют индивидуальным особенностям каждого ученика. Исследования педагогов и психологов показали необходимость дифференцированного подхода к различным группам учащихся в зависимости от их функциональных возможностей, уровня работоспособности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, что необходимо учитывать при организации проверки и оценки знаний, преодоления неуспеваемости. Несоблюдение этого требования зачастую является главной причиной отставания в учёбе даже среди одарённых учащихся, которые, казалось бы, располагают всеми данными хорошо учиться. Они проявляют высокие способности к обучению, опережают своих сверстников в умственном развитии или специальных способностях к музыке, рисованию, другим видам деятельности. 2. Учёт особенностей учащихся при организации проверки и оценки их знаний в преодолении неуспеваемости
Рассмотрим психолого-педагогическую типологию недостатков и отклонений у школьников, направления коррекционной работы с ними и оценивания успеваемости. Недостатки и отклонения у школьников необходимо рассматривать с позиции различий между этими терминами. Недостатки – это проблемы, отсутствие чего-либо полезного, нужного. Отклонения – это не просто отсутствие желательного, но и наличие нежелательных, вредных качеств (например, привычек, неправильных навыков). В специальных источниках выделены следующие типы отклонений, сформулированные в педагогических терминах: 1. Общее отставание в учении (как по языку, так и по математике). 2. Специфическое отставание (по одному из предметов). 3. Отклонения от индивидуального оптимума учебной деятельности (лат. слово «optimum» – совокупность наиболее благоприятных условий). Рассмотрим подробнее типы отклонений у школьников. Под общей неуспеваемостью подразумевается стойкое относительно длительное отставание ученика по двум основным предметам школьной программы - языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса. Дифференцирование неуспеваемости на общую и специфическую служит в отечественной психологии одним из эмпирических подтверждений деления способностей на общие и специальные. Что касается общих способностей, то этим термином принято обозначать психические свойства личности, которые активизируются во всех видах умственной деятельности, являются необходимым условием их выполнения и определяются как максимально возможный индивидуальный уровень достижений.
К общим умственным способностям относятся: - относительно высокий уровень притязаний в отдельных областях умственной деятельности; - умственная работоспособность; - подвижность, гибкость; - уравновешенность нервно-психических процессов, отсутствие импульсивности; - настойчивость в достижении умственных целей; - адекватная самооценка в отношении собственных способностей; - умение рационально планировать свою деятельность; - внимательность и самоконтроль. Недостаточная сформированность общих способностей отрицательно сказывается на успеваемости ученика по всем предметам. Недостатки в специальных способностях тормозят, как правило, успеваемость по одному предмету. Различение двух вариантов неуспеваемости — общей и специфической — имеет важное диагностическое значение. Ведь при общем отставании причины также должны быть общими, то есть одними и теми же для всех учебных предметов. При специфическом же отставании и причины являются специфическими, то есть, такими, которые касаются только математики или языка. Следовательно, отнесение ученика к определённому типу неуспеваемости (общей или специфической) как бы предполагает тот круг причинных факторов, которые являются предметом анализа в процессе постановки психологического диагноза. Рассмотрим психолого-педагогическую типологию общего отставания у школьников и направления коррекционной работы с ними. Типы неуспевающих учеников и характеристика особенностей психической индивидуальности ребёнка: 1. Дети с низкой интенсивностью учебной деятельности: - отсутствие устойчивых мотивов учения в школе при ярко выраженной направленности на различные виды внешкольной активности; - незначительные нарушения отдельных функций эмоционально-волевой сферы; - задержка в развитии эмоционально-волевой сферы. 2. Учащиеся с низкой эффективностью учебной деятельности: - низкий уровень развития познавательных способностей; - инертный тип нервной системы; - большие пропуски учебного времени из-за длительной болезни или неблагоприятных домашних условий. 3. Учащиеся с сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности:
- низкая интенсивность учебной деятельности, обусловленная её низкой-эффективностью; - низкая эффективность учебной деятельности, обусловленная ее низкой интенсивностью на начальном этапе школьного обучения; - одновременное проявление признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности. Для каждого из описанных выше типов и подтипов общего отставания в учении предусмотрена соответствующая коррекционная работа. Коррекция рассматривается как совокупность мер, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка. Для детей 1 -го типа хорошо зарекомендовали себя следующие коррекционные приемы: - переключить ориентацию ребёнка с внешкольных занятий на какую-либо внутришкольную деятельность (кружки, спортивные секции и т.д.); -предлагать неуспевающему ученику такие задания, которые были бы для него интересными по содержанию; - создавать условия успеха, чтобы учащийся испытывал удовлетворение, самоуважение и радость; - в общении учителя с такими учениками нужно быть не только внимательным, но и добрым, ласковым; - подкреплять успех ребёнка добрым словом, радостной улыбкой. Для детей с низкой интенсивностью учебной деятельности первостепенное значение имеет ликвидация присущей им импульсивности. Для этого важно спокойное, размеренное поведение самого учителя, мягкость его интонаций, рассудительность, размеренный ритм урока. Не менее важно учителю предоставлять импульсивному ребёнку возможность ответить на поставленный вопрос, но предоставлять эту возможность с некоторой задержкой, чтобы очередной «заряд» импульсивности «разрядился». Желательно, чтобы учитель подчеркнул, что обсуждаемый вопрос требует спокойной рассудительности, без излишней торопливости. Что касается детей с низкой интенсивностью учебной деятельности, психологи предлагают начинать обучение до достижения 7 лет. В процессе школьного обучения как можно шире использовать игровые моменты и красочно оформленный материал, уменьшение объёма учебных заданий. Дети 2-го типа – с низкой эффективностью учебной деятельности, обусловленной недостатком развития познавательных способностей, мышления и речи. Для этого типа характерные приемы работы используются как на уроке, так и во внеурочное время в форме различных упражнений на сравнение, обобщение, классификацию объектов, ответов на вопросы (открытого типа, требующие развернутых ответов: почему? как? когда? и т.д.). Для детей, характеризующихся инертностью, медлительностью, учитель должен предоставлять больше времени для подготовки и произношения ответа, выполнения письменных заданий. Целесообразно предоставлять медлительным детям разного рода подсказки, сокращать объём заданий, привлекать к подвижным играм на воздухе, включать в работу на основе сотрудничества с более быстрыми учащимися.
Для детей с низкой эффективностью учебной деятельности, обусловленных значительными пробелами в знаниях, умениях, навыках, важно: - включать их в систематическую, заранее спланированную работу по ликвидации имеющихся у них пробелов; - оказывать индивидуальную помощь в овладении рациональными приёмами умственной деятельности; - привлекать родителей ребёнка к контролю над режимом его учебной работы. Для детей 3-го типа, характеризующихся низкой интенсивностью и низкой эффективностью учебной работы, коррекционные воздействия носят более длительную и сложную историю. Коррекционная работа с детьми этого типа строится по двум направлениям: - восстановление и укрепление у ребёнка учебной мотивации; - развитие его познавательных способностей. В отношении учащихся с одновременным и независимым сочетанием проявления низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности необходимо: - формирование особо доверительных отношений между учителем и учеником; - признание и привязанность ученика к своему учителю; - создание благожелательного, теплого микроклимата; - давать поручения ребёнку с учётом его интересов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.035 с.) |