Причины неуспеваемости учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины неуспеваемости учащихся



 

       Неуспеваемость учащихся — систематическое отстава­ние обучающихся в уровне усвоения содержания образова­ния по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых даль­нейшее полноценное обучение становится невозможным. Не­успевающие ученики плохо усваивают школьный матери­ал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие современной помо­щи приводит к изменениям в личности ребёнка. У школьни­ков возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизу­ют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды труд­ных подростков.

       Неуспеваемость учащихся возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономичес­ких условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчётах в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различ­ного рода нарушения в деятельности анализаторов (снижение слуха, зрения, речи), наследственные, врождённые и приобре­тенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии.

       Чтобы добиться высокой успеваемости у всех учащихся, по­лучить результаты, соответствующие поставленным целям и за­дачам обучения, педагогу необходимо выявить факторы, при­чины и условия, оказывающие отрицательное влияние на ус­певаемость школьников, определить методы и формы их устранения.

       В общеобразовательной школе факторы, порождающие не­успеваемость школьников, в значительной степени связаны с недостатками в организации учебно-воспитательного процес­са, квалификацией учителей, отсутствием положительной мо­тивации учащихся, заинтересованности в получении знаний, пробелами в усвоении предыдущего материала.

       Для предупреждения неуспеваемости необходима система дидактических мер, направленная на усиление дифференци­рованного, индивидуального подхода, учёт особенностей каж­дого ученика. Когда речь идёт об организации учебно-воспи­тательного процесса, формах преодоления неуспеваемости, Пидкасистый П.И. рекомендует различные методы обучения, группировать учащихся по уровню подготовленности в клас­сы выравнивания (коррекционные классы), способностям, интересам, индивидуальным особенностям или другим при­знакам.

       Интеллектуальная и вся познавательная деятельность тесно связана с функциями мозга, состоянием сенсорных функций, здоровья человека.

       Генетические, внутриутробные и постнатальные заболевания, которые затрагивают функции мозга, отражаются на развитии интеллекта и всей познавательной деятельности детей, приводят их к значительному отставанию в развитии. Такие дети нужда­ются в специальном обучении.

       Нарушения сенсорного развития (слуха, зрения), физи­ческого развития также создают неблагоприятные условия для развития познавательной деятельности ребёнка. Вместе с тем, при правильной постановке обучения и воспитания, направленных на компенсацию дефекта, такие дети могут добиться высоких результатов в обучении, хотя для этого потребуется значительно больше усилий, чем при работе с обычными детьми.

       Существуют классы и учебные заведения для лиц с пораже­ниями в двигательной сфере, интернаты для детей с множествен­ными дефектами, классы для детей с нарушениями речи, задер­жками в умственном развитии и др. Диапазон специальных школ для детей с различными отклонениями от нормы постоянно рас­ширяется. В ряде стран он приближается к 10-12% от общей по­пуляции школьников соответствующего возраста, включая одарённых детей (около 3%).

       Наряду с социальными факторами на успеваемость учащих­ся оказывают влияние специфические возрастные моменты, осо­бенности физического и психического развития. Известно, что наименьшее число успевающих приходится на пятые, шестые и девятые классы. Эта тенденция характерна для многих стран и, очевидно, отражает некоторые общие закономерности. Медико-биологические и психологические исследования школьников позволили предположить, что на снижение школьной успевае­мости в младшем подростковом и раннем юношеском возрасте сказываются специфические возрастные моменты. В частности, в этот период отмечается замедление темпов роста, качества ин­тенсивности умственной деятельности, повышаются утомляе­мость и возбудимость нервной системы. Эти возрастные осо­бенности школа может усиливать или нивелировать (Ю.К. Бабанский).

       Успеваемость и дисциплина учащихся не зависят от типа не­рвной системы и темперамента в тех случаях, когда учитель при­меняет разнообразные приёмы и методы. Нет учеников, которые по особенностям темперамента были бы неспособны к обучению. Но положительный эффект достигается лишь в тех случаях, когда применяемые методы обучения и воспитания соответствуют индивидуальным особенностям каждого ученика. Исследова­ния педагогов и психологов показали необходимость дифферен­цированного подхода к различным группам учащихся в зави­симости от их функциональных возможностей, уровня рабо­тоспособности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, что необходимо учитывать при организации проверки и оценки знаний, преодоления неуспеваемости. Не­соблюдение этого требования зачастую является главной при­чиной отставания в учёбе даже среди одарённых учащихся, которые, казалось бы, располагают всеми данными хорошо учиться. Они проявляют высокие способности к обучению, опережают своих сверстников в умственном развитии или специальных способностях к музыке, рисованию, другим ви­дам деятельности.

       2. Учёт особенностей учащихся при организации проверки и оценки их знаний в преодолении неуспеваемости

 

       Рассмотрим психолого-педагогическую типологию недостат­ков и отклонений у школьников, направления коррекционной работы с ними и оценивания успеваемости.

       Недостатки и отклонения у школьников необходимо рассмат­ривать с позиции различий между этими терминами.

       Недостатки – это проблемы, отсутствие чего-либо полезно­го, нужного.

       Отклонения – это не просто отсутствие желательного, но и наличие нежелательных, вредных качеств (например, привычек, неправильных навыков).

       В специальных источниках выделены следующие типы от­клонений, сформулированные в педагогических терминах:

       1. Общее отставание в учении (как по языку, так и по мате­матике).

       2. Специфическое отставание (по одному из предметов).

       3. Отклонения от индивидуального оптимума учебной дея­тельности (лат. слово «optimum» – совокупность наибо­лее благоприятных условий).

       Рассмотрим подробнее типы отклонений у школьников.

       Под общей неуспеваемостью подразумевается стойкое относительно длительное отставание ученика по двум основ­ным предметам школьной программы - языку и математике.

       Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успевае­мости по остальным предметам школьного курса.

       Дифференцирование неуспеваемости на общую и специфи­ческую служит в отечественной психологии одним из эмпири­ческих подтверждений деления способностей на общие и специ­альные.

       Что касается общих способностей, то этим термином при­нято обозначать психические свойства личности, которые ак­тивизируются во всех видах умственной деятельности, явля­ются необходимым условием их выполнения и определяются как максимально возможный индивидуальный уровень дос­тижений.

       К общим умственным способностям относятся:

- относительно высокий уровень притязаний в отдельных областях умственной деятельности;

- умственная работоспособность;

- подвижность, гибкость;

- уравновешенность нервно-психических процессов, отсут­ствие импульсивности;

- настойчивость в достижении умственных целей;

- адекватная самооценка в отношении собственных способностей;

- умение рационально планировать свою деятельность;

- внимательность и самоконтроль.

       Недостаточная сформированность общих способностей от­рицательно сказывается на успеваемости ученика по всем пред­метам. Недостатки в специальных способностях тормозят, как правило, успеваемость по одному предмету.

       Различение двух вариантов неуспеваемости — общей и спе­цифической — имеет важное диагностическое значение. Ведь при общем отставании причины также должны быть общими, то есть одними и теми же для всех учебных предметов. При спе­цифическом же отставании и причины являются специфичес­кими, то есть, такими, которые касаются только математики или языка. Следовательно, отнесение ученика к определённо­му типу неуспеваемости (общей или специфической) как бы предполагает тот круг причинных факторов, которые являются предметом анализа в процессе постановки психологического диагноза.

       Рассмотрим психолого-педагогическую типологию общего отставания у школьников и направления коррекционной рабо­ты с ними.

       Типы неуспевающих учеников и характеристика особеннос­тей психической индивидуальности ребёнка:

       1. Дети с низкой интенсивностью учебной деятельности:

- отсутствие устойчивых мотивов учения в школе при ярко выраженной направленности на различные виды вне­школьной активности;

- незначительные нарушения отдельных функций эмоцио­нально-волевой сферы;

- задержка в развитии эмоционально-волевой сферы.

       2. Учащиеся с низкой эффективностью учебной деятель­ности:

- низкий уровень развития познавательных способностей;

- инертный тип нервной системы;

- большие пропуски учебного времени из-за длительной бо­лезни или неблагоприятных домашних условий.

       3. Учащиеся с сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности:

- низкая интенсивность учебной деятельности, обусловлен­ная её низкой-эффективностью;

- низкая эффективность учебной деятельности, обусловлен­ная ее низкой интенсивностью на начальном этапе школь­ного обучения;

- одновременное проявление признаков низкой интенсив­ности и низкой эффективности учебной деятельности.

       Для каждого из описанных выше типов и подтипов общего отставания в учении предусмотрена соответствующая коррекционная работа. Коррекция рассматривается как совокуп­ность мер, направленных на исправление недостатков в раз­витии ребенка.

Для детей 1 -го типа хорошо зарекомендовали себя следую­щие коррекционные приемы:

       - переключить ориентацию ребёнка с внешкольных заня­тий на какую-либо внутришкольную деятельность (круж­ки, спортивные секции и т.д.);

       -предлагать неуспевающему ученику такие задания, кото­рые были бы для него интересными по содержанию;

       - создавать условия успеха, чтобы учащийся испытывал удовлетворение, самоуважение и радость;

       - в общении учителя с такими учениками нужно быть не только внимательным, но и добрым, ласковым;

       - подкреплять успех ребёнка добрым словом, радостной улыбкой.

       Для детей с низкой интенсивностью учебной деятельности первостепенное значение имеет ликвидация присущей им им­пульсивности. Для этого важно спокойное, размеренное поведе­ние самого учителя, мягкость его интонаций, рассудительность, размеренный ритм урока. Не менее важно учителю предостав­лять импульсивному ребёнку возможность ответить на постав­ленный вопрос, но предоставлять эту возможность с некоторой задержкой, чтобы очередной «заряд» импульсивности «разрядил­ся». Желательно, чтобы учитель подчеркнул, что обсуждаемый вопрос требует спокойной рассудительности, без излишней то­ропливости.

       Что касается детей с низкой интенсивностью учебной дея­тельности, психологи предлагают начинать обучение до дости­жения 7 лет. В процессе школьного обучения как можно шире использовать игровые моменты и красочно оформленный мате­риал, уменьшение объёма учебных заданий.

       Дети 2-го типа – с низкой эффективностью учебной дея­тельности, обусловленной недостатком развития познавательных способностей, мышления и речи. Для этого типа характер­ные приемы работы используются как на уроке, так и во вне­урочное время в форме различных упражнений на сравнение, обобщение, классификацию объектов, ответов на вопросы (от­крытого типа, требующие развернутых ответов: почему? как? когда? и т.д.).

       Для детей, характеризующихся инертностью, медлительнос­тью, учитель должен предоставлять больше времени для подго­товки и произношения ответа, выполнения письменных зада­ний. Целесообразно предоставлять медлительным детям разного рода подсказки, сокращать объём заданий, привлекать к под­вижным играм на воздухе, включать в работу на основе сотруд­ничества с более быстрыми учащимися.

       Для детей с низкой эффективностью учебной деятельности, обусловленных значительными пробелами в знаниях, умениях, навыках, важно:

       - включать их в систематическую, заранее спланирован­ную работу по ликвидации имеющихся у них пробелов;

       - оказывать индивидуальную помощь в овладении рацио­нальными приёмами умственной деятельности;

       - привлекать родителей ребёнка к контролю над режимом его учебной работы.

       Для детей 3-го типа, характеризующихся низкой интенсив­ностью и низкой эффективностью учебной работы, коррекционные воздействия носят более длительную и сложную историю.

Коррекционная работа с детьми этого типа строится по двум направлениям:

       - восстановление и укрепление у ребёнка учебной моти­вации;

       - развитие его познавательных способностей.

       В отношении учащихся с одновременным и независимым сочетанием проявления низкой интенсивности и низкой эффек­тивности учебной деятельности необходимо:

       - формирование особо доверительных отношений между учи­телем и учеником;

       - признание и привязанность ученика к своему учителю;

       - создание благожелательного, теплого микроклимата;

       - давать поручения ребёнку с учётом его интересов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.035 с.)