Правовое регулирование процедуры медиации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование процедуры медиации



На становление социального института медиации непосредственно влияет нормативная закрепленность данной процедуры.

Медиация в России регулируется, как мы могли заметить раньше, на основе Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В п. 2 ст. 1 говорится: «Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений».

Таким образом, закон обозначает те категории споров, по которым медиация возможна, к числу которых относятся семейные, имущественные, трудовые, коммерческие и иные споры.

Также стоит отметить важный институциализирующий фактор, как ограничения процедуры медиации, которые определяются понятием «медиабельность споров». «Это совокупность свойств, в силу которых данный спор может быть урегулирован посредством процедуры медиации». В п. 5 ст. 1 Закона о медиации указаны категории споров, по которым не может быть проведена медиация: «Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, затрагивающим права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы». Также медиация не проводится в спорах, где присутствует криминальная составляющая, один из участников процедуры проблемы психического здоровья или одной из сторон является государство[28].

Следующим шагом к преобразованию медиации в России стал Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Путем создания данного закона были внесены изменения в уже существующие нормативные правовые акты. Так были изменены: Гражданский кодекс[29], Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Закон о рекламе[30]. Впоследствии также процедура медиации была внесена и в другие нормативные акты.

В Гражданском процессуальном кодексе в п. 5 ст. 150 установлено, что судья принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства, и разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий. Таким образом судья содействует сторонам в использовании процедуры медиации.

Также в Арбитражном процессуальном кодексе и Гражданском процессуальном кодексе говорится, что посредник (медиатор) не может выступать свидетелем в суде по делам, обстоятельства которых, стали известны ему в ходе его работы. А в п. 3 ст. 202 Гражданского кодекса говорится: «Если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры».

Данные пункты позволяют гражданам прибегать к процедуре суда в рамках судебного производства и быть уверенными, что информация, сказанная ими в процессе процедуры медиации, не будет выставлена на всеобщее обозрение. Что является немаловажными преимуществами медиации и позволяет говорить о ней, как о социальном институте.

Еще одним важным критерием в становлении института медиации является информирование граждан. Данный вопрос регулирует Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». В п. 1 ст. 30.1 говорится, о том, что медиатор, который не прошел обучение, и в следствии этого работающий на непрофессиональной основе, не имеет права рекламировать свою деятельность. Также в рекламе обязательно должен быть отражен факт прохождения обучения, путем предоставления сведений о соответствующих документах. Так п. 3 ст. 30.1 гласит: «Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации не должна содержать утверждение о том, что применение процедуры медиации как способа урегулирования спора имеет преимущества перед разрешением спора в суде, арбитражном суде или третейском суде». Что позволяет защитить граждан от рекламы недобросовестных услуг и позволяет, путем правильной рекламы, составить позитивное впечатление от данной процедуры.

Следующим нормативным актом является Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 года № 187 «Об утверждении Программы подготовки медиаторов», который послужил инструментом для подготовки медиаторов в РФ и утратил силу в 2017 году[31] в связи с вступлением в силу профессионального стандарта.

Крайне важным в создании социального института является описание необходимых требований, трудовых функции и знаний, которыми должен обладать профессиональный медиатор, что регламентируется Приказом от 15.12.2014 «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)»» (далее - Профессиональный стандарт)[32].

В России медиацию также регламентируют международные нормативные правовые акты. Одним из таких документов является Конвенция. Это международный договор по специальным вопросам сотрудничества, как правило, заключающихся на уровне правительств (межправительственные соглашения) и регулирующий все аспекты деятельности по заявленной теме[33].

Гаагская конвенция «О гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» от 25 октября 1980 года (далее - Гаагская конвенция)[34] является одним из первых документов, регламентирующих альтернативное разрешение споров. В статье 7 Конвенции указано: «Центральные органы сотрудничают друг с другом и содействуют сотрудничеству между компетентными органами в своих государствах для обеспечения незамедлительного возвращения детей и для достижения других целей настоящей Конвенции. В частности, они непосредственно или через посредника принимают все необходимые меры для того, чтобы … обеспечить добровольное возвращение ребенка или содействовать мирному урегулированию спорных вопросов».

Одним из ключевых документов в сфере медиации является ЮНСИТРАЛ Типовой закон «О международной коммерческой согласительной процедуре» принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 2002 году, который был создан как «рекомендуемый образец, который законодатели могут рассмотреть на предмет принятия в качестве части своего внутреннего законодательства». Данный закон был создан с целью регулирования посредничества и медиации в коммерческой сфере, так как эти способы позволяют успешно урегулировать конфликт и зачастую сохранить прочные деловые отношения в дальнейшем.

Следующим международным документом является Директива Европейского Парламента и Совета от 21 мая 2008 года (далее Директива)[35] относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах. Россия использовала данный документ как ориентир для создания нормативной правовой базы по медиации в России. В Директиве говорится: «Утверждение базовых принципов в области альтернативных методов разрешения споров является важным шагом в направлении обеспечения надлежащего развития и функционирования внесудебных процедур разрешения споров по гражданским и коммерческим делам и, таким образом, упрощения и улучшения доступа к справедливости». Так же в этом документе описываются преимущества медиации в указанных сферах, а также принципы работы медиатора, медиабильность споров и т.д.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно говорить о медиации не только как о социальном институте, но и как об институте правовом. «Правовой институт - совокупность взаимосвязанных между собой правовых норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений»[36]. Российская медиация на пути становления социального института смогла стать институтом правовым.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.006 с.)