Исторический аспект применения примирительных способов урегулирования конфликтов в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический аспект применения примирительных способов урегулирования конфликтов в России



История медиации уходит своими корнями в глубокую древность. В определенные исторические эпохи существовали разнообразные формы урегулирования конфликтов, предусматривающие целый комплекс мер и решений, способных временно, либо окончательно погасить конфликт сторон в форме, приемлемой для этого конкретно-исторического общества. Уже много веков назад люди убедились, что при разрешении серьезных разногласий жизнеспособного и взаимовыгодного решения проще добиться переговорами, нежели используя нормы или иерархический порядок.

Примирение в споре путем достижения мирового соглашения с участием посредников было известно на Руси достаточно давно, о чем свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XIII – XIV веков. Детальную регламентацию эти процедуры получили в Новгородской судной грамоте (1471 г.). Одна из них, называвшаяся «мировой ряд», отчасти схожа с современной медиацией в том, что являлась особой внесудебной примирительной процедурой, предусматривавшей урегулирование спора с участием посредников, которые именовались «рядцами». Эти доверенные лица должны были согласовать условия примирения сторон. Мировая сделка могла иметь различные названия: мировая, миролюбное соглашение, мировая запись, полюбовная сказка, докончальное соглашение, но обязательно оформлялась письменно особой грамотой. Изменение достигнутого соглашения или «пересуд», как правило, не допускалось[3].

О примирительных процедурах с участием посредников упоминается в Псковской судной грамоте 1467 г., Судебнике 1497 г., Соборном Уложении 1649 г. В то время мировая сделка могла заключаться не только в сфере гражданско-правовых отношений, но и в уголовно-правовой, включая преступления, поскольку гражданская и уголовная юстиция еще не были четко отделены друг от друга. Было возможно как внесудебное заключение мировой сделки (в современном законодательстве - медиативного соглашения), так и в процессе судебного разбирательства.

В 1775 году по указу Екатерины II были учреждены губернские совестные суды («суды справедливости»), действовавшие до 1862 г. Они рассматривали на основе принципа «естественной справедливости» и «естественного права» определенные категории гражданских и уголовных дел (в отношении малолетних, глухонемых, невменяемых), чаще всего пытаясь достичь примирения сторон. Суд, состоявший из судьи и шести заседателей – представителей от сословий, вырабатывал условия для примирения самостоятельно или через специальных посредников, если же не удавалось примирить стороны, то они должны были обращаться в общие суды для разрешения спора[4].

Медиативные процедуры в XIX веке широко применялись в практике коммерческих судов, учрежденных в 1832 г. и рассматривавших споры между участниками торгового оборота. В главе V Устава судопроизводства в коммерческих судах, называвшейся «О разбирательстве через посредников», регламентировалась процедура добровольной (по желанию сторон) «судебной медиации» при участии посредников. В частности, устанавливалось, что «примиряющие обязаны, выслушав стороны, сперва представить им законы, на основании коих дело может быть решено, а потом сообщить и свое мнение о том, каким образом по взаимному соглашению оно могло бы быть кончено миролюбно»[5].

Как было отмечено ранее, в дореволюционном праве различались два вида мировой сделки: внесудебная и судебная. Первая регулировалась гражданским законодательством, а вторая – гражданским процессуальным. С разделением судебного процесса на гражданский и уголовный примирительные процедуры, заключение мирового соглашения стали рассматриваться, прежде всего, как институт гражданского процессуального права.

В гражданском и гражданском процессуальном законодательстве второй половины XIX – начала XX веков медиативные процедуры получили четкую регламентацию. В Уставе гражданского судопроизводства 1864 г. процедуре примирения был посвящен отдельный раздел «О примирительном разбирательстве». Стороны могли прекратить процесс, заключив взаимное соглашение в форме мировой сделки, которая могла быть оформлена: путем записи, предъявленной к засвидетельствованию нотариусу или мировому судье; подачей мирового прошения за подписью сторон; составлением мирового протокола в судебном заседании во время производства дела. Также устанавливалось, что в случае заключения мировой сделки дело признавалось оконченным и не могло быть возобновлено[6].

На начальном этапе формирования советского права гражданское процессуальное законодательство утрачивает дореволюционные традиции примирительных процедур. Несмотря на то, что первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г.[7] предоставлял возможность сторонам заключить мировое соглашение, главная роль в разрешении спора отводилась суду и примирительные процедуры не получили должной регламентации. В Гражданском процессуальном кодекс РСФСР 1964 г.[8] количество норм, посвященных мировому соглашению, увеличилось, однако они не обязывали суд играть активную роль в его заключении, а лишь предписывали разъяснять сторонам такое право и следить за законностью соглашения. Но в советском арбитражном процессе элементы примирительного производства проявлялись в большей степени[9].

В современной российской юридической практике медиативные процедуры как способ альтернативного разрешения споров (АРС) получают распространение с середины 1990-х г. в связи с развитием частного предпринимательства, активизацией деятельности международных и иностранных организаций, реформированием российской судебной системы. Альтернативное разрешение споров как отдельное направление в формате компонента «судебная реформа» было включено в проект «Правовая реформа», осуществлявшегося в Российской Федерации в 1996–2004 гг.[10]. В постановлении VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г.[11] отмечалось: «Гарантией эффективной защиты прав является также возможность обращения к альтернативным способам разрешения споров... Задача судебной власти – содействовать функционированию альтернативных процедур». Это нашло свое отражение в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 гг.[12]. В разделе VI Программы одним из направлений по совершенствованию судебной системы определялось: «…широкое введение процедур медиации в качестве механизма реализации положений законов РФ, предусматривающих возможность примирения сторон», указывалось на необходимость разработки «…нормативных правовых актов, определяющих механизм реализации указанных положений, а также статус соответствующих организаций, осуществляющих функции медиации, и регламент (процедуру) их работы».

В феврале 2005 г. в Москве состоялась первая Международная конференция «Медиация. Новый шаг на пути построения правового государства и гражданского общества», а в апреле того же года был образован «Научно-методический центр медиации и права», основной задачей которого стало развитие института медиации в России[13].

На практике процедура медиации стала применяться еще до принятия специального закона о медиации. Например, в Екатеринбурге в Центре примирительных процедур при Уральской юридической академии уже в 2009–2010 гг. действовали специализированные курсы «Медиация в юридической деятельности».

В 2007 г. с целью формирования системы досудебного урегулирования правовых споров на заседании Совета председателей судов Уральского федерального округа было принято решение о реализации пилотного проекта развития альтернативных досудебных методов разрешения правовых споров в Уральском федеральном округе. Высший арбитражный суд Российской Федерации и Верховный суд Российской Федерации поддержали эту идею. В рамках реализации указанного проекта была разработана Концепция правового эксперимента по внедрению примирительных процедур на базе Уральского федерального округа[14].

На практике процедура медиации стала применяться еще до принятия специального закона о медиации. Например, в Екатеринбурге в Центре примирительных процедур при Уральской юридической академии уже в 2009–2010 гг. действовали специализированные курсы «Медиация в юридической деятельности».

С вступлением в силу 1 января 2011 г. Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» была создана правовая основа для дальнейшего развития института медиации. В законе давались определения ряда основных понятий: «стороны» в медиативной процедуре, «процедура медиации», «медиатор», «соглашение о применении процедуры медиации», «медиативное соглашение» и других (ст. 2). Процедура медиации основывалась на добровольном желании сторон при участии медиатора достичь взаимного соглашения в споре. Ее можно считать альтернативой рассмотрению спора в суде или третейском суде. Медиатор не представляет интересы какой-либо стороны, не является своего рода судьей и не вправе принимать решение по спору. Его задача – определив интересы сторон, способствовать достижению ими взаимоприемлемого, возможно, компромиссного разрешения спора[15].

Закон установил, что процедура медиации может применяться для разрешения гражданско-правовых споров, в том числе возникающих при осуществлении предпринимательской и другой экономической деятельности, а также споров в сфере трудовых (кроме коллективных трудовых споров) и семейных правоотношений (п. 2, ст. 1). Закон регулирует порядок заключения соглашений о применении и проведении процедуры медиации, медиативного соглашения, а также другие вопросы, касающиеся процедуры медиации и ее юридических последствий. Поскольку медиативное соглашение по своей юридической природе является гражданско-правовой сделкой, не связанной с принятием государственными органами решения по существу спора, к ней могут быть применены нормы гражданского законодательства (п. 4, ст. 7). Закон допускает заключение сторонами такого соглашения и в процессе разрешения спора в суде или в третейском суде до принятия таковым решения по спору (п. 2, ст. 7).

Применение данной нормы потребовало принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального Закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»»[16], в котором устанавливались: порядок применения процедуры медиации при рассмотрении дела в суде; порядок утверждения медиативного соглашения судом; порядок обращения в суд при наличии заключенного и подлежащего исполнению медиативного соглашения; процессуальные гарантии конфиденциальности процедуры медиации.

Необходимым условием успешного развития института медиации является формирование корпуса профессиональных медиаторов. С принятием закона о медиации в России началась профессиональная подготовка медиаторов. Министерство образования и науки Российской Федерации 14 февраля 2011 г. издало приказ № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов»[17]. Данная Программа является дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки с очной формой обучения, состоит из трех образовательных программ: 1) «Медиация. Базовый курс»; 2) «Медиация. Особенности применения медиации»; 3) «Медиация. Курс подготовки тренеров-медиаторов». Окончание базового курса позволяет работать медиатором на профессиональном уровне и является обязательным условием для обучения на последующих программах. В формате второй программы углубленно изучаются особенности медиативного разрешения споров в семейной, трудовой, коммерческой и других сферах. Обучение по каждой из указанных программ завершается итоговой аттестацией и выдачей документа установленного образца.

С принятием закона о медиации на федеральном уровне и в субъектах федерации активизировался процесс создания специализированных организаций медиаторов и объединения их в профессиональные ассоциации. В 2011 г. была образована Национальная организация медиаторов, стал издаваться журнал «Медиация и право. Посредничество и примирение». В мае 2015 г. в Москве состоялась первая Всероссийская конференция медиаторов «Медиация: теория, практика, перспективы развития». Со времени принятия закона о медиации количество специализированных организаций медиаторов в субъектах федерации увеличилось почти в восемь раз.

В Нижегородской области первой профессиональной организацией медиаторов стала созданная в 2009 г. коллегия посредников (медиаторов) при Торгово-промышленной палате Нижегородской области. В 2013 г. было зарегистрировано некоммерческое партнерство «Нижегородская лига Медиаторов», деятельность которой ориентирована на разрешение конфликтов в бизнес-практике.

С июня 2015 г. на базе юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского начал действовать «Центр медиации и права». Основными направлениями деятельности Центра являются: 1) научно-исследовательская, организационно-правовая и аналитическая деятельность по проблемам внедрения примирительных способов разрешения споров; 2) работа с общеобразовательными учреждениями по обучению медиации школьников, учителей, работников центров школьных служб медиации; 3) повышение квалификации специалистов широкого профиля с целью обучения альтернативным методам разрешения споров и внедрения медиации в правовую и социальную практику; 4) сотрудничество с органами государственной и муниципальной власти, судами, прокуратурой, нотариатом, адвокатурой для осуществления обучения медиации государственных служащих и работников указанных структур.

Центр осуществляет профессиональную подготовку медиаторов по ряду образовательных программ: «Медиация. Базовый курс», «Медиативный подход при разрешении конфликтов на государственной гражданской службе», «Медиация в социальной сфере», «Медиация в профессиональной деятельности».

Востребованность института медиации в социальной практике России будет возрастать. Это обусловлено тем, что, во-первых, процедура медиации, в отличие от длительного судебного разбирательства, должна способствовать более быстрому разрешению спора; во-вторых, оплата услуг медиатора, как правило, требует меньших финансовых затрат, чем судебные расходы, включая оплату услуг адвоката; в-третьих, медиативное соглашение исполняется сторонами чаще, чем решение суда, поскольку они совместно и добровольно пришли к его заключению. Развитие института медиации должно способствовать достижению баланса интересов, развитию партнерских, деловых отношений, гармонизации общественных отношений[18].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.016 с.)