Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целеполагание педагогической деятельности.

Поиск

Семинар № 1.

Диагностика и прогнозирование образовательного процесса.

Основные понятия: диагностика, мониторинг,

Вопросы для обсуждения:

1. Диагностика, ее сущность, структура и разновидности.

2. Функции диагностики (функция обратной связи, воспитательно-побуждающая, прогностическая, конструктивная, оценочная, коррекционная, информационная, коммуникативная).

3. Значение педагогической диагностики в постановке целей, конкретизации задач, в выборе средств и методов воспитания, в оценке эффективности педагогических действий на каждом из этапов воспитательного процесса.

4. Классификация диагностических методик.

5. Методы изучения уровня воспитанности и обученности личности, коллектива, педагогического процесса.

6. Методики педагогического исследования.

7.  Прогнозирование педагогических явлений и процессов.

8. Методы педагогического прогнозирования.

9.  Прогнозирование развития личности ребенка и коллектива.

10. Диагностика и прогнозирование – основа целеполагания и планирования работы педагога.

Вопросы для самопроверки:

1.Раскройте сущность диагностики как составной части образовательной деятельности.

2. Назовите функции диагностики.

3.Представьте классификацию методов педагогической диагностики.

4.Охарактеризуйте методы диагностики уровня воспитанности и обученности личности ребенка (коллектива).

5.Докажите, что диагностика и прогнозирование составляют основу планирования воспитательного процесса.

СРС. Студентам рекомендуется составить перечень (систему) методов изучения классного коллектива, личности школьника определенного возраста. В целях формирования профессионально значимых умений будущим учителям предлагается провести различные диагностики и самодиагностики уровня готовности к работе с детьми, результаты которых могут послужить отправной точкой в составлении программы (педагогического дневника) профессионального саморазвития и самосовершенствования будущего учителя.

Провести диагностику семьи, используя пакет методик:

- семейная генограмма;

- опросник для родителей АСВ Эйдемиллера;

- кинестетический рисунок семьи;

- тест-опросник родительского отношения Варга-Столина;

-  тест «Характер взаимоотношения супругов в конфликтных ситуациях».

- Представить диагностический материал, обработку и интерпретацию данных. 

Литература:

1. Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2007.

2. Бородовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.

 

3. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. / И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2008.

4. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М.,Академия, 2008.

5. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н.Емельтянов; под ред. В.И.Загвязинского. – М.: Издательсикй центр «Академия», 2011. – 352 с.

6.

7. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

8. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. – М., Академия, 2008.

Дополнительная литература:

1.Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общей редакцией А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.

2.Исламова З.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Уфа, 2002.

3.Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., Академия, 2006.

4.Оконь В. «Введение в общую дидактику». – М., 1993

5.Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., Академия, 2007.

6.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009.

7.Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.

8.Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.

9.Стефановская Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / 2-е изд., стер. –М., Академия, 2006.

10.Столяренко А.М. Общая педагогика. – М., Юнити, 2006.

11.Теория и методика воспитания. Хрестоматия. Ч.1., 11 / Сост. З.И.Исламова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.

12.Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.

13.Хрестоматия по теории обучения и педагогическим технологиям / Сост. Н.С.Сытина, Уфа, 2003.

14.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

15.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

16.Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

в) программное обеспечение: видеофрагменты профессионального конкурса «Учитель года», «Учитель- мастер», «Педагог – исследователь», методические разработки лучших учителей (конспекты уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

 

Семинар № 2.

Семинар № 3.

Планирование педагогической деятельности

Основные понятия: план, планирование, рабочий план, тематический план, поурочное планирование, технология планирования.

Вопросы для обсуждения:

3. Сущность и назначение планирования.

4. Планирование в воспитательном и учебном процессе.

5. Виды и критерии планирования в воспитательном и учебном процессе.

- Вопросы для самопроверки:

1. Назовите виды и структуры планов воспитательной и учебной работы в школе.

2. Определите основные требования к планированию воспитательной и учебной работы в школе

- СРС. Самостоятельно разработать перспективный план учебно-воспитательной работы школы на год.

Литература:

1. Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2007.

2. Бородовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.

3. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. / И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2008.

4. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М.,Академия, 2008.

5. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н.Емельтянов; под ред. В.И.Загвязинского. – М.: Издательсикй центр «Академия», 2011. – 352 с.

6. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

7. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. – М., Академия, 2008.

Дополнительная литература:

1. Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общей редакцией А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.

2.  Исламова З.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Уфа, 2002.

3.  Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., Академия, 2006.

4. Оконь В. «Введение в общую дидактику». – М., 1993

5. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., Академия, 2007.

6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009.

7. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.

8. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.

9. Стефановская Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / 2-е изд., стер. –М., Академия, 2006.

10. Столяренко А.М. Общая педагогика. – М., Юнити, 2006.

11. Теория и методика воспитания. Хрестоматия. Ч.1., 11 / Сост. З.И.Исламова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.

12..Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.

13. Хрестоматия по теории обучения и педагогическим технологиям / Сост. Н.С.Сытина, Уфа, 2003.

14. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

15. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

16. Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

17. в) программное обеспечение: видеофрагменты профессионального конкурса «Учитель года», «Учитель- мастер», «Педагог – исследователь», методические разработки лучших учителей (конспекты уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).

18. г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

Семинар № 4

Технология организации образовательной деятельности

Основные понятия: педагогическая технология, педагогическая задача, метод, прием, метод обучения, метод воспитания, форма, новые информационные технологии обучения, дистанцимонное обучение,.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о педагогических технологиях, их обусловленность характером педагогических задач.

2. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные.

3. Теоретические основы педагогических технологий. Основные характеристики современных педагогических технологий.

4.  Классификация, описание и анализ современных педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические.

5.  Технологии проектирования и освоения технологий.

6. Понятие о методах и приемах обучения и воспитания. Их взаимосвязь.

7. Характеристика методов обучения и воспитания. Связь методов обучения и воспитания с целями и логикой образовательного процесса.

8.  Анализ современных классификаций методов обучения и воспитания с позиций компетентностного подхода. Современные теории классификаций методов обучения.

9.  Условия оптимального выбора методов обучения и воспитания.

10.  Понятие о формах обучения и воспитания. Их виды и условия выбора.

11.  Урок как основная организационная форма обучения. Типы и структура уроков. Дидактические требования к современному уроку.

12.  Алгоритм деятельности учителя при подготовке к уроку. Способы конструирования уроков и их самоанализ.

Вопросы для самопроверки:

1. раскрыть современные педагогические подходы к воспитанию.

2. раскрыть современные педагогические подходы к обучению.

СРС. Описать технологическое обеспечение какой-либо идеи или концепции

Литература:

1. Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2007.

2. Бородовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.

3. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. / И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2008.

4. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М.,Академия, 2008.

5. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н.Емельтянов; под ред. В.И.Загвязинского. – М.: Издательсикй центр «Академия», 2011. – 352 с.

6.

7. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

8. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. – М., Академия, 2008.

Дополнительная литература:

1. Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общей редакцией А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.

2. Исламова З.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Уфа, 2002.

3. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., Академия, 2006.

4. Оконь В. «Введение в общую дидактику». – М., 1993

5. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., Академия, 2007.

6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009.

7. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.

8. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.

9. Стефановская Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / 2-е изд., стер. –М., Академия, 2006.

10. Столяренко А.М. Общая педагогика. – М., Юнити, 2006.

11. Теория и методика воспитания. Хрестоматия. Ч.1., 11 / Сост. З.И.Исламова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.

12.

13..Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.

14. Хрестоматия по теории обучения и педагогическим технологиям / Сост. Н.С.Сытина, Уфа, 2003.

15. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

16. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

17.  Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

18. в) программное обеспечение: видеофрагменты профессионального конкурса «Учитель года», «Учитель- мастер», «Педагог – исследователь», методические разработки лучших учителей (конспекты уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).

19. г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

 

Семинар № 5

Семинар № 6

Лабораторная работа № 1.

Диагностика и прогнозирование образовательного процесса

Основные понятие темы: диагностика,педагогическая диагностика,педагогическая деятельность, прогнозирование, моделирование.

Вопросы:

1. Сущность диагностики как составной части образовательного процесса. Функции диагностики.

2. Требования к педагогической диагностике.

3. Объекты педагогической диагностики.

4. Классификация методов диагностики.

Задания:

1. Проанализировать в микрогруппах результаты диагностики детей-респондентов различного возраста по разнообразным методикам («Что бы я взял с собою на необитаемый остров?», «Если бы я был классным руководителем», «Незаконченный тезис», «Ранжирование ценностей» и др.).

2. В работе с диагностическими материалами детей-респондентов определить направленность диагностической методики, провести анализ и математическую обработку данных диагностики, выявить проблемы воспитания и причины недостатков воспитательной работы, определить пути совершенствования воспитательной работы с личностью или тест-классом и предложить последующие диагностические методики по дальнейшему изучению уровня воспитанности детей в рамках выявленной проблемы.

3. Спикеру группы изложить результаты групповой работы, которые оцениваются по следующим критериям: содержательность, обоснованность суждений, аргументированность, выразительность выступления, достоверность математической обработки, прогностичность результатов.

4. Подготовить и провести одну диагностическую методику в группе.

Занятие завершается защитой анализа проведенной методики.

Формы контроля на занятии: оценивание оформленных материалов по данной теме.

Литература

1. Газман О. Концептуальные основы содержания деятельности. //Вестник образования. – М., 1991. – С.24-41.

2.  Голубев Н.К., Б.П.Битинас. Введение в диагностику воспитания. Гл.1 – М., 1989.

3. Гришин В.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. – М., 1990.классного руководителя //Вестник образования. – М., 1991. – С.24-41.

4. Исламова З.И. Теория и методика воспитания. – Уфа.- БГПУ.- 2002

5. Классному руководителю /Под ред. Рожкова М.И.-Гл.4. – М., 1999.

6. Педагогика /Сластенин В.А. и др. – Гл. 19. – С.347-354. – М., 1998.

7. Педагогическая диагностика /Под ред. А.И.Кочетова.–Минск, 1987.–С. 7-11.

8. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. – М., 1992.

Лабораторная работа № 2

Практическая работа.

1. Используя таксономию целей, цели обучения предмета в школе (из программы и Госстандарта ВПО), определить цели своего предмета.

2. Составить тематический план изучения выбранного раздела предмета.

3. Определить тему урока и сформулировать для него цели, используя таблицу «Категории учебных целей в когнитивной области».

 

Литература:

1. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989, с.14-45.

2. Володарская Н.А., Митина Л.М. Проблема целей обучения в современной педагогике. М., 1989.

3. Матьяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике // Сов. педагогика.-1984. -№5.

4. Государственный образовательный стандарт по предмету.

5. Программа по предмету для средней школы.

Лабораторная работа № 3

Планирование педагогической деятельности

Основные понятие темы: план, планирование, план воспитательной работы, конструирование, перспективный план, календарно-тематический план, рабочий план.

Вопросы для обсуждения:

1. Планирование в воспитательном процессе.

2. Виды и критерии планирования в воспитательном процессе.

3. Основные требования к планированию.

 

Задания:

1. На основе анализа результатов диагностики, определите особенности классного коллектива, сформулируйте цели и задачи воспитательной работы.

2. Составьте план воспитательной работы на один год или четверть.

3. Выберите из плана воспитательной работы одну из форм воспитательной работы и составьте план-конспект воспитательного мероприятия.

 

Литература:

1. Исламова З.И. Теория и методика воспитания. – Уфа.- БГПУ.- 2002

2. Классному руководителю /Под ред. Рожкова М.И.-Гл.4. – М., 1999.

3. Технология планирования // Педагогика: Сластенин В.А. и др. М.- 1998.- Гл. 19. – С.347-354.

4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе.- М.- 1999

 

 

План: (4 часа)

1. Изучите ГОС по предмету.

2. Рассмотрите планирование учебных часов на изучение учебного предмета. Определите количество отведенных часов на изучение предмета по годам обучения.

3. Изучите и проанализируйте учебную программу по предмету.

4. Составьте календарно-тематический план по предмету.

5. Из календарно-тематического плана выберите тему и разработайте план-конспект урока.

Литература:

1. Государственный образовательный стандарт по предмету.

2. Программа по предмету для средней школы.

Лабораторная работа №4

Технология организации образовательной деятельности

Цель: усвоение сущности понятия «педагогическая технология». Основные понятия: технология, метод, прием, образовательная деятельность

Задание 1. Ознакомиться с теорией указанных образовательных технологий и кратко законспектировать.

Проблемное обучение

Технология современного проектного обучения

Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов)

Дидактическая многомерная технология В.Э.Штейнберга

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках физики (Шаталов В.Ф.)

Технологии уровневой дифференциации

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
Технология саморазвития (М. Монтессори)

Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко
Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова

 Технология «Дебаты»

Задание 2. Выбрать одну из указанных образовательных технологий и разработать применение технологий в учебно-воспитательном процессе средней школы, используя описание из следующего источника: Г.К. Селевко Энциклопедия образовательных технологий т.1,т.2. – М. НИИ школьных технологий 2006 г

Задание 3. Продемонстрировать реализацию элементов рассматриваемой технологии в учебной группе, где слушателями являются студенты.

Задание 1. В практической педагогической деятельности в настоящее время одновременно используются такие понятия как «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения» – с одной стороны, и «методика преподавания», «методика обучения», «методика воспитания» – с другой.

В связи с этим, дайте определения следующим понятиям, представив не менее трех определений каждого понятия из различных источников.

 

Понятие Определение Источник информации

Технология (производственная, промышленная).

1.  
2.  
3.  

Педагогическая (образовательная) технология. Технология обучения (воспитания).

1.  
2.  
3.  

Методика обучения (преподавания)

1.  
2.  
3.  

Методика воспитания.

1.  
2.  
3.  

 

Задание 2. Заполните таблицу, описав общее и различия в следующих понятиях:

 

Технология (производственная, промышленная) Педагогическая (образовательная) технология. Технология обучения (воспитания) Методика обучения (преподавания)

Общее в этих понятиях

 

Различия в этих понятиях

     

 

Задание 3. Какие особенности педагогических технологий Вы можете назвать?

Задание 4. Каковы условия (требования) к организации педагогического технологического процесса в обучении?

Задание 5. Наиболее спорным в педагогической науке и практике является вопрос о применении понятия «технология воспитания». В связи с этим, основываясь на результатах выполнения пп. 1–4, анализе педагогической литературы, выскажите свое мнение относительно правомерности использования понятия «технология воспитания».

 

Полностью согласен с применением понятия «технология воспитания» потому что… Ни при каких условиях не согласен с применением понятия «технология воспитания» потому что… Согласен с применением понятия «технология воспитания» при следующих условиях, потому что… Источники информации, на которых основываются ваши выводы
         

Задание 6. В книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998» прочтите раздел 2.2 (с. 16).

Найдите в ней структуру педагогической технологии и изобразите ее в виде структурно-логической блок-схемы.

Задание 7. В этой же книге найдите любую понравившуюся Вам по каким-либо основаниям педагогическую технологию. Внимательно изучите её. Сделайте вывод о том, совпадает ли описание выбранной вами технологии со структурой, представленной на с.16 книги? Сделайте выводы из анализа таблицы.

 

Структура педагогической технологии из раздела 2.2 на с.16 Структура выбранной вами педагогической технологии
     

 

Задание 8. Выпишите в тетрадь классификационные параметры выбранной вами технологии.

 

 

Лабораторная работа №5

Часть 1

Основные понятия: измерение, контроль, оценка, самооценка

Подготовьтесь к ответу на следующие вопросы:

1. Оценка как элемент управления качеством образования. Связь оценки и самооценки.

2. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг; накопительная оценка («портфолио»).

3. Тестирование. Компьютерное тестирование.

Задания:

1. Обоснуйте в микрогруппах ответы на вопросы «Все ли педагогические явления можно измерить?» «Какие педагогические явления чаще всего подвергаются измерениям?». Рекомендуется использовать требования к сравнению явлений.

2. Ознакомиться с компьютерными программами тестирования.

3.Определите валидность предложенных тестов.

4. В работе с предложенными тестами и вариантами ответов детей-респондентов определить направленность диагностической методики, провести анализ и математическую обработку данных диагностики, выявить проблемы в обученности и возможные причины неверного выполнения тестовых заданий, определить пути совершенствования процесса обучения с данными учащимися.

5. Спикеру группы изложить результаты групповой работы.

 Методические рекомендации по проведению лабораторной работы.

Лабораторно-практическое занятие рекомендуется проводить в компьютерном классе.

Лабораторно-практическое занятие целесообразно начать с рассмотрения теоретических вопросов по данной теме.

Формы контроля на занятии: оценивание оформленных материалов по данной теме, результатов компьютерного тестирования.

Литература:

Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М., 2002.

Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2001.

Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М., 2002.

Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Модели и алгоритмы информационно-вычислительной системы компьютерного тестирования. – М., 2000.

Часть 2

Задания:

   1. Составьте тестовые задания открытой и закрытой формы по вашей    специальности с учетом требований к структуре тестового задания.

2. Проанализировать тестовые задания ЕГЭ по конкретному предмету, определив их тип и форму, а также направленность на определение уровня усвоения содержания учебного материала.

Методические рекомендации по проведению лабораторной работы.

Лабораторно-практическое занятие целесообразно начать с рассмотрения теоретических вопросов по данной теме.

Формы контроля на занятии: оценивание оформленных материалов по заданиям (анализ тестовых заданий, анализ тестовых заданий ЕГЭ по предмету).

 

Литература:

1. Гулидов И.Н., Шатун А.Н. Методика конструирования тестов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 112 с.

2. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: ученое пособие для студентов высших учебных заведений /В.И. Звонников, М.Б.Челышколва. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.

3.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М., 2002.

4.КИМы по предметам и рекомендации к их решению.

5. Майоров А.Н. Теория и практика создания для системы образования. М., 2001.

6 Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М., 2002.

7..Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М., 2001.

8.Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.                    

5.1..РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

  1. Андреев В. И. Педагогика. - М., 2000
  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. 2004.
  3. Подласый И. П. Педагогика. - М., 2005.
  4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. -М.,1997.
  5. Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Акбашева Р.Ш. Проектное поле современной системы образования: лекции-беседы. - Уфа: Вагант, 2006. - 128 с.

2. Альманах психологических тестов. М., 1996.

3. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.

4. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.

5. Асадуллин P.M. В лабиринтах педагогики. - Казань: «Дом печати», 1997. - 144 с.

6. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В. А. Сухомлинского и современная школа. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. - 188 с.

7. Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З. Медико-социальные и педагогические проблемы формирования здоровья детей школьного возраста. - Уфа: Восточный университет, 2004. - 92 с.

8. Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. М., 1997.

9. Бабияж М. Сельская школа в Польше // Педагогика. - 2006. - № 1. - С.

106-107..

10.Базарный В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям // Советская

Россия, 23 октября 2004 г.

11.Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ.

руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. -М.:

Просвещение, 1991. - 224 с.

 12.БатаршевА.В. Тестирование: Основной инструментарий практического

психолога. М., 2001.

13. И.Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург:

Деловая кн., 1996. - 339 с.

14. Н.Бернс Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание. М., 1986.

15.Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров

(педагогика третьего тысячелетия). - М.: Изд-во Московского

психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,

2002.-352 с.

16.Божович Л.М. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.,

1972.

17.Болотов В.А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Шайденко Н.А.

Проектирование профессионального педагогического образования //

Педагогика. — 1997. — № 4. - С. 25-30.

18.Бондаренко СМ. Урок-творчество учителя. - М.: "Знание", 1974. - 64

с.

19.Бухаркина М.Е. Метод проектов в обучении английскому языку //

Иностранный язык в школе. - 2005. - № 3. - С. 24-28.

2О.Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности //

Вопросы психологии. - 2002. - №2. - С. 28-39.

21.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

22.Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. - М.:

Прогресс, 1990. - 192 с.

23.Вершловский С.Г. Портрет выпускника петербургской школы (опыт

социально-педагогического исследования) // Вопросы образования. -

2004. - № 4. - С. 244-257.

24.ВинникотД.В. Разговор с родителями. М, 1994.

25.Волкова Т.Н. 1000. Творческие игры, задания и тесты для раз-вития

памяти и внимания у детей 6-12 лет. - Донецк: ООО «БАО», 2005. -

240 с.

26.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. -

480 с.

27.Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу — с радостью: Практическая

психология для учителя. М., 1998.

 28.Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном

мире. - М: Наука, 2003. - 256 с.

29.Гершунекий Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках

практикоориентированных образовательных концепций). -М.: «Интер

Диалект+», 1997. - 697 с.

ЗО.Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -

М.: "Школа-Пресс", 1995. - 448 с.

З1.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию

активности. - М.: Политиздат, 1987. -286 с.

32.Громыко Ю.В. Проектное сознание: руководство по

программированию и проектированию в образовании для систем

стратегического управления. —М.: Просвещение, 1997. - 157 с.

 ЗЗ.Гузеев В.И. Метод проектов как частный случай интегральной

технологии обучения // Директор школы. — 1995. - № 6. - С. 15-19. 34.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996-35.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное

пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 200 с.

Зб.Днепров Э.Д. Образовательный стандарт - инструмент обновления

содержания общего образования // Вопросы образования. - 2004. - №

3.-С.77-117.

37.Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо-традиция воинских искусств. - 3-е изд.

-М.: Наука, 1991. -429 с.

 38.Драйден Г. Революция в обучении: Пер. с англ. /Гордон Драйден,

Джаннет Вое. - М.: ООО "ПАРВИНЭ", 2003. - 672 с.

 39.Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с анл.. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384с.

40.Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М, 1990. 41.Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб.: Речь,

1995.-263 с.

42.Зайцева Н.В. П.Ф.Лесгафт о взаимосвязи умственного и физического

воспитания // Педагогика. - 2006. - №. 1. - С. 94-96.

43.3еер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн.

пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Изд. Моск. психолого-социального

института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

 44.Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание — проблема

современного образования в России (состояние, пути решения). М.,

1999.

45.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

46.Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач: Учебное

пособие. - М.: Учебно-метод. коллектор «Психология», 2001. - 154 с. 47.Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.

М.: Academia, 2004. - 207 с.

 48.Калина И.И. О мерах, направленных на внедрение современных

образовательных технологий // Вопросы образования. - 2005. - № 3. -

С.5-32.

 49.Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения.

М., 1990.

5О.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на лю-дей. - М.:

Прогресс, 1989.-712 с.

51.Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса:

Пособие для педагогов. - М.: Выш. шк., 2002. - 95 с.

52.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ

зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989. - 80 с.

 53.Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Воронеж: Изд. НПО

«МОДЭК», 1996.-284 с.

54.Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг.

Ярославль, 2001.

55.Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984. - 252 с. 56.Кожанова Н.Е. Диагностика семьи и семейного воспитания. М., 1995. 57.Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое

проектирование. - М.: Академия, 2005. - 213 с.

58.Кондрашова Л.М. Сборник педагогических задач. - М: Просвещение,

1987.-144 с.

 59.Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-

Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 1999. - 958 с.

бО.Корчак Я. Воспитание личности. - М.: Просвещение, 1992. - 287 с. 61.КрайгГ. Психология развития. СПб., 2000.

62.Круглова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.011 с.)