Сущность и задачи участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел. Участие в рассмотрении гражданских дел судом первой инстанции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и задачи участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел. Участие в рассмотрении гражданских дел судом первой инстанции.



В целях реализации возложенных на него полномочий прокурор в силу положений ст. 35 Закона о прокуратуре участвует в рассмотрении гражданских дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Часть 1 ст. 45 ГПК предусматривает участие прокурора в гражданском процессе в двух формах: обращение с заявлением в суд и вступление в процесс для дачи заключения в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Правовые основы деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве составляют Конституция РФ, ГПК, Закон о прокуратуре РФ, другие федеральные законы, определяющие процессуальное положение прокурора, его полномочия и правовые средства их реализации. Существенную роль в регламентации деятельности прокурора в гражданском процессе играют ведомственные акты, в том числе приказ Генпрокурора РФ от 02.11.2003 N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве", указание Генпрокурора РФ от 14.05.2009 N 160/8 "Об организации работы по применению части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", информационное письмоГенпрокуратуры РФ от 27.01.2003 N 8-15-2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

В суде первой инстанции выделяют следующие виды производств: а) исковое; б) по делам, возникающим из публичных правоотношений; в) особое; г) приказное. Каждый из них имеет свои особенности.

В исковом производстве сторонами являются истец и ответчик (ст. 38 ГПК). Этот вид производства характеризуется обязательным наличием спора по поводу субъективного права либо охраняемого законом интереса и, соответственно, материально-правового требования истца, вытекающего из нарушенного или оспоренного права. Только истца ст. 39 ГПК наделяет правом изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска; ответчика - правом признать иск; стороны - правом окончить дело мировым соглашением. Только ответчик согласно ст. 137 ГПК наделен правом предъявить к истцу встречный иск. Исковое производство характеризуется равенством и самостоятельностью сторон.

В публичных правоотношениях органы государственной власти или органы местного самоуправления, должностные лица, государственные и муниципальные служащие обладают властными полномочиями и принимают те или иные решения, порождающие права или обязанности для физических лиц и организаций. О самостоятельности каждой из сторон в своих действиях речь не идет. Так, если орган государственной власти субъекта РФ выступает в качестве ответчика по делу о возмещении ущерба, то это будет исковое производство. В том случае, когда в суде оспаривается решение, действия (бездействие) или нормативный правовой акт данного органа государственной власти субъекта, производство является возникшим из публичных правоотношений.

Названные виды производств различаются и по предмету исследования. По делам, возникающим из публичных правоотношений, проверяется законность актов или действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В исковом же производстве исследуется право гражданское (право собственности, обязательство сторон, исполнение госконтрактов и т.п.). Вместе с тем имущественные отношения не всегда защищаются в исковом производстве. Так, согласно п. 3 ст. 2 ГК гражданское законодательство не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям.

К возникающим из публичных правоотношений ГПК относит дела об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 251); об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст. 254); о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России (ст. 259). Рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, должно осуществляться по правилам искового производства, но с особенностями, установленными гл. 23-26 ГПК, другими федеральными законами.

Под особым производством в теории гражданского процесса понимается "самостоятельный вид гражданского судопроизводства по специально отнесенным к ведению суда категориям гражданских дел, характеризующихся отсутствием спора о праве и применением специальных средств и способов защиты, в которых суд путем установления юридических фактов (действий, событий, состояний) осуществляет защиту охраняемых законом интересов граждан и организаций".

В соответствии с ч. 1 ст. 262 ГПК судом в порядке особого производства рассматриваются дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина и о признании гражданина недееспособным; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации). Приведенный перечень дел не является исчерпывающим.

Приказное производство представляет собой процедуру вынесения по заявлению о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника судебного приказа, имеющего силу исполнительного документа, что возможно только при отсутствии спора о праве. Судебный приказ выдается по требованиям, указанным в ст. 122 ГПК.

Обращение прокурора в суд первой инстанции с заявлением (иском) характеризуется тем, что прокурор инициирует возбуждение гражданского дела путем подачи заявления (иска) от своего имени, но в защиту: а) прав, свобод и законных интересов граждан; б) прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц; в) интересов публичных образований (России, субъектов РФ, муниципальных образований).

В силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В связи с этим ч. 3 ст. 131 ГПК предусмотрено, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.

Законодательством предусмотрены случаи, когда прокурор непосредственно указан в правовой норме в числе лиц, которым предоставлено право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. В таких случаях инициирование возбуждения в суде дела о защите прав, свобод и законных интересов граждан зависит от волеизъявления прокурора, именно он определяет, обращаться ему в суд с заявлением или нет. Право прокурора на обращение с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан Кодексом предусмотрено по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части (ч. 1 ст. 251), а также по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России (ч. 1 ст. 259).

СК предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением (иском) по делам: о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70); об ограничении родительских прав (п. 3 ст. 73); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, нарушающего интересы получателя алиментов (ст. 102); об отмене усыновления (ст. 142). В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" прокурор вправе обратиться в установленном порядке в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Трудовым кодексом прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения комиссии по трудовым спорам, если оно не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права (ст. 391); о признании забастовки незаконной (ст. 413). Право прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть предусмотрено федеральными законами и в иных случаях.

Обращение прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц характеризуется особенностью субъекта. Хотя понятие неопределенного круга лиц в законодательстве отсутствует, оно выработано судебной практикой. Как разъяснил ВС РФ, под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2004 г.). К делам о защите прав неопределенного круга лиц относятся, в частности, дела: о запрете деятельности, приносящей вред окружающей среде; защите прав и интересов неопределенного круга потребителей; приостановлении либо прекращении определенных видов деятельности (ст. 1065 ГК); признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части (ч. 1 ст. 251 ГПК).

При обращении в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта прокурору следует учитывать разъяснение, содержащееся в п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48, согласно которому существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

К делам о защите интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований относятся дела о защите жизненно важных интересов России (государства), ее субъектов, муниципальных образований. В частности, это дела по заявлениям (искам): о соблюдении перечня минимума необходимых работ в период проведения забастовки; о признании забастовки незаконной (ст. 412, 413 ТК); о принудительной ликвидации юридического лица, созданного с нарушением требований действующего законодательства (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2010 г.); о признании недействительными сделок, совершенных органами исполнительной власти субъекта РФ с отдельными физическими лицами.

При обращении в суд с иском или заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований прокурор должен соблюдать требования о подведомственности и подсудности, предусмотренные гл. 3 ГПК. Прежде всего, прокурору необходимо правильно определить подведомственность гражданского дела судам общей юрисдикции по правилам ст. 22. Затем определить подсудность гражданского дела суду общей юрисдикции по правилам ст. 23-27, а также определить территориальную подсудность этого дела по правилам ст. 28-33.

Заявление должно соответствовать требованиям ст. 131, 132 ГПК. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. В заявлении в защиту законных интересов гражданина должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.

Заявление, поданное с нарушением требований ст. 131, 132 ГПК, может быть оставлено судом без движения ( ч. 1 ст. 136). В случае выполнения указаний судьи в установленный срок заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается не поданным и возвращается прокурору со всеми приложенными к нему документами (ч. 2 ст. 136 ).

При подаче заявления в суд прокурору следует учитывать положения ст. 134 и 135 ГПК, определяющие основания к возвращению и отказу в принятии искового заявления. В отличие от возвращения судом искового заявления, отказ в его принятии препятствует повторному обращению в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.

Собрав необходимые материалы и разрешив указанные вопросы, прокурор приступает к составлению искового заявления. Структура искового заявления по аналогии с судебным решением должна состоять из вводной, описательной, мотивировочной и заключительной (просительной) части. Во вводной части указывается, в какой суд направляется заявление; какой прокурор и в порядке какой статьи обращается в суд; в интересах кого предъявляется иск - если это гражданин, то указывается фамилия, имя, отчество, адрес, если юридическое лицо - его наименование и место нахождения. Далее указывается наименование ответчика и его адрес. Если иск подлежит оценке, то указывается сумма, подлежащая взысканию в пользу истца. В описательной части излагаются послужившие основанием иска обстоятельства, опираясь на которые, прокурор обосновывает свои требования; доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства. Здесь достаточно лишь назвать доказательства, указать факт их существования и источник получения. В мотивировочной части искового заявления дается юридическая оценка обстоятельств дела и доказательств, использованных для подтверждения информации; указывается закон, в соответствии с которым требование должно быть удовлетворено судом. Четкая правовая квалификация спорного правоотношения со ссылками на закон может существенным образом повлиять на позицию ответчиков по предъявленным к ним требованиям, будет способствовать правильному разрешению судом дела, возбужденного по заявлению прокурора. Заключительная часть искового заявления содержит в себе требования прокурора, например о признании сделки недействительной, о восстановлении на работе, о лишении родительских прав и т.д. Здесь же прокурор может указать, какие у него имеются ходатайства (заявления) к суду (например, об истребовании доказательств, о допросе свидетелей, о назначении экспертизы, об обеспечении иска). Указанные ходатайства (заявления) прокурора могут быть заявлены и отдельно от искового заявления. Заключительная часть искового заявления должна также содержать перечень прилагаемых к нему документов, среди которых могут быть письменные доказательства, расчет цены иска (если большой объем вычислений) и т.п.

В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК при обращении в суды общей юрисдикции и к мировым судьям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ и муниципальных образований прокуроры освобождаются от уплаты госпошлины.

Анализ материалов судебной и прокурорской практики показывает, что не всегда качество подготовки прокурорами материалов для обращения в суд отвечает предъявляемым требованиям. Имеют место случаи несоответствия подготавливаемых прокурорами процессуальных документов требованиям действующего законодательства о форме и содержании искового заявления. Прокурорами неправильно определяются спорные правоотношения, недостаточно полно аргументируются заявленные требования. В заявлениях отсутствуют необходимые ссылки на подлежащие применению нормы материального и процессуального права; не указывается цена иска, перечень прилагаемых документов и т.п.

В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо (законный представитель) не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 45 ГПК).

При подготовке дела к судебному разбирательству в случаях, предусмотренных ст. 152 ГПК, судья разрешает вопрос о проведении предварительного судебного заседания, его времени и месте (п. 13 ч. 1 ст. 150 ГПК). Предварительное судебное заседание имеет своей целью процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, прокурора, совершенных при подготовке дела к судебному разбирательству, определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определения достаточности доказательств по делу, исследование фактов пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности. Прокурор в предварительном судебном заседании имеет право представлять доказательства, приводить доводы, заявлять ходатайства.

Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании (ст. 155 ГПК). Активное участие прокурора на этой стадии гражданского процесса, несомненно, способствует своевременному принятию судом законного и обоснованного решения. В целях реализации правозащитной функции прокурор должен эффективно использовать все права, предоставленные ему ст. 35, 39 ГПК, с учетом требований ч. 2 ст. 45. В ходе судебного разбирательства прокурору следует не только заявлять ходатайства и предоставлять доказательства, но и участвовать в исследовании представленных суду другими участвующими в деле лицами вещественных, письменных и иных доказательств, в допросе свидетелей, специалистов, экспертов, задавать им вопросы по существу спора. В судебном заседании прокурор высказывает свое мотивированное мнение по всем возникающим вопросам процессуального или материального права, в том числе о возможности слушания дела в отсутствие тех или иных лиц, о привлечении к участию в деле тех или иных лиц, об отводах, о назначении по делу экспертизы, о допросе свидетелей, экспертов, специалистов, об истребовании или о приобщении к материалам дела тех или иных доказательств.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 246 ГПК дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23-26.1 ГПК и другими федеральными законами. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства, установленные гл. 22 ГПК. Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. В силу требований ст. 247 ГПК в заявлении прокурора должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Особенность данной категории дел заключается в том, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Участвуя в разбирательстве гражданского дела, обратившийся в суд прокурор должен правильно применять нормы материального и процессуального права. Он в соответствии с ч. 3 ст. 190 ГПК выступает в судебных прениях первым. Выступление должно содержать в себе оценку доказательств; вывод о том, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены; каковы правоотношения сторон; какие нормы материального и процессуального права подлежат применению; как следует разрешить дело по существу спора.

После произнесения речей всеми лицами, участвующими в деле, прокурор имеет право выступить с репликами в связи со сказанным. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику, его представителю (ч. 3, 4 ст. 190 ГПК). Согласно ч. 1 ст. 191 прокурор, как и иные лица, участвующие в деле, в своих выступлениях после окончания рассмотрения дела по существу не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании.

По окончании судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения, а после принятия и подписания решения председательствующий или один из судей объявляет решение суда (ст. 192, 193 ГПК).

Выявив в ходе судебного разбирательства нарушения законности, прокурор должен ходатайствовать перед судом о вынесении частного определения в адрес соответствующих организаций или соответствующих должностных лиц. Право суда на вынесение таких определений закреплено в ст. 226 ГПК, однако применяется крайне редко.

Нередко прокурору приходится сталкиваться с нарушением судами сроков рассмотрения дел, возбужденных но его инициативе.

В целях защиты прав лиц, участвующих в деле, Федеральный закон от 30.04.2010 N 69-ФЗ ГПК был дополнен ст. 6.1 "Разумный срок судопроизводства и разумный срок исполнения судебного постановления". Согласно ч. 6 данной статьи в случае, если после принятия искового заявления (заявления) к производству дело длительное время не рассматривалось и судебный процесс затягивался, прокурору, как заинтересованному лицу, предоставлено право обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела.

Обращение в суд с заявлением (иском) является наиболее эффективной формой участия прокурора в судебном разбирательстве гражданских дел и способствует более полной реализации прокурорами своей правозащитной функции.

Особый государственный статус прокурора в гражданском судопроизводстве предполагает такие требования к его заключению, как: 1) объективность и законность: прокурор должен сохранять беспристрастность по отношению к лицам, участвующим в деле, и основывать свою позицию исключительно на нормах материального и процессуального права; 2) полнота и обоснованность: прокурору надлежит определенно и исчерпывающе высказаться по всем заявленным требованиям, не допуская альтернативы и не оставляя решение вопроса "на усмотрение суда". Все доводы прокурора должны быть аргументированы.

С учетом изложенного заключение прокурора по существу дела в целом - это основанное на правовой оценке фактических обстоятельств дела и внутреннем убеждении мотивированное мнение прокурора о том, как должно быть разрешено дело, высказываемое им в судебном заседании в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законом.

Заключение прокурора условно можно разделить на четыре части: обращение к суду и лицам, участвующим в деле; описательную, мотивировочную и резюмирующую. Оно адресовано не только суду, но и лицам, участвующим в деле, поэтому логично начинать его фразой: "Уважаемый суд! Уважаемые участники процесса!"

В описательной части прокурор отмечает общественную значимость спора (если таковая имеет место), кратко излагает существо дела (требования и возражения сторон, других лиц, участвующих в деле). В мотивировочной части дается юридическая квалификация правоотношений сторон. Прокурор указывает закон (иные правовые акты), подлежащий применению при разрешении данного дела; высказывает свое мнение относительно того, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, а какие нет; дает оценку собранным по делу доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого из них в отдельности, достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Со ссылкой на конкретные нормы права прокурор обосновывает свою позицию по делу. Резюмирующая часть - логическое продолжение мотивировочной части, представляет собой краткий вывод относительно заявленных по делу требований: подлежат они удовлетворению или нет (полностью или частично). Прокурор обязан четко сформулировать, кто, какие действия и в чью пользу должен произвести. Если ставится вопрос о взыскании денежных средств, необходимо указать конкретную сумму.

При выявлении нарушений законности прокурор вправе поставить перед судом вопрос о вынесении частного определения и направлении его в адрес соответствующей организации или должностного лица (ст. 226 ГПК).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.019 с.)