Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Схема анализа учебного занятия
Таблица 8 - Схема анализа учебного занятия
Этапы анализа
| Количество баллов
| Основные цели
Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные цели урока? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?
| 2б.
Цель: освоить выполнение технологических операций с использованием ручных инструментов – достигнута. Сопутствующие задачи (образовательная, воспитательная, развивающая) присутствуют.
| Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока.
(Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, урок рефлексии, урок систематизации знаний (общеметодологической направленности), урок развивающего контроля)
| 2 б.
Комбинированный. Урок получения нового знания, урок закрепления нового знания.
Структура урока:
Мотивационный этап;
Этап актуализации знаний;
Планирование учебной тактики;
Коррекция знаний.
Самостоятельная работа.
Систематизация знаний.
Решение проблем. Рефлексия
| Какие способы мотивации применяет педагог?
| 2 б.
-) словесные – в ходе мотивационного этапа урока преподаватель затрагивает тему изделий из подручных материалов своими руками
-) наглядные – когда использует презентацию, показывая итог готового изделия и при объяснении чертежа на доске.
| Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?
· Ориентированность на стандарты нового поколения.
· Развитие УУД (универсальных учебных действий).
(указать определенные виды действий и группу, к которой они относятся:
регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям)
· Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др.
| 2 б. Урок соответствует требованиям ФГОС
Личностные УУД: Установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность..
Регулятивные УУД: Происходит прогнозирование, промежуточный контроль своей деятельности, при необходимости, ее коррекция, а также оценка своей работы.
Познавательные УУД:
Присутствует поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов.
На уроке применен проектор для наглядности технологического процесса изготовления.
| Содержание урока
· Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
· Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.
· Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
· Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.
| 2 б.
-) Учебный материал соответствует возрасту.
-) Содержание урока, его прописанные этапы отвечают требованию программы.
-) Взаимосвязь теории и практики происходит путем создания изделия после изучения темы и создания чертежа.
-) Данный урок является продолжением изучаемого раздела: «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов».
| Методика проведения урока
· Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
· Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)
· Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?
· Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?
· Использование диалога в качестве формы общения.
· Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
· Наличие обратной связи между учеником и учителем.
· Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
· Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
· Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.
· Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?
· Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.
| 2 б.
-) Наличие проблемных моментов присутствует на этапе чертежа, т.к необходимо применить базовые знания, пройденные ранее.
-)Соотношение практически равное, присутствуют репродуктивные (повторение, ответы на вопросы) и исследовательские (нахождение причины неправильного чертежа/ заготовки, сравнение информации) методы деятельности.
-) Деятельность учащихся преобладает, так как у каждого по окончании темы должно появиться изделие. Педагог направляет и помогает при обнаружении ошибки.
-) Метод получения новых знаний - опыт, сравнение с итоговой работой, наблюдение.
-) Диалог с учениками постоянен на протяжении урока.
-) Нестандартных ситуаций для получения знаний – не предусмотрено.
-) Обратная связь осуществляется на этапе рефлексии.
-) На протяжении урока, со сменой этапа, сменяется и форма работы.
-) При изготовлении совка, база дается всем одинаковая, но по желанию, ученик может усложнить сове изделие.
-) Средства обучения полностью соответствуют тематике урока.
-) Использование наглядного материала в виде презентации и чертежа на доске соответствуют необходимому количеству.
-) При изготовлении изделия, у ученика появляются навыки самооценки своей деятельности и соответствующего самоконтроля.
| Психологические моменты в организации урока
· Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?
· Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?
· Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?
· Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?
· Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?
| 2 б.
-)Учитель на этапе изготовления совка подходит индивидуально к работе и возможностям ученика.
-) Объяснение чертежа и технологической карты, а затем дальнейшее воспроизведение этого учениками направлено на развитие памяти, внимания, восприятия.
-) Виды учебной деятельности чередуются (теоретическая и практическая), сложность изготовления изделия может варьироваться, учитель готов найти компромиссное решение с каждым.
-) Специальных пауз нет.
-) Объем домашнего задания оптимален, у учеников есть вариативность в его исполнении.
|
Помимо наблюдения, на таком же уроке, но в другом подразделении класса, я участвовала в процессе, помогая детям с изготовлением чертежа-развертки совка.
Рис. 11 – чертеж развертки
Рис. 12 – участие студентки Штылевой Е.А. при проведении урока
|