Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школа. Учёба вместе с беспризорниками.
Осенью 1932 года я пошёл в школу - в первый класс. Это была та самая старая деревенская школа, которая стояла через улицу от бывшего дедушкиного дома на его земле. Три года я ходил в неё, обучаясь грамоте. Я помнил, что когда-то в ней учительствовал мой дядя Карл. И здесь же рядом, в старом дедушкином гнезде, дядя жил прежде со своей семьёй. Но теперь, в начале 30-х годов, от всей огромной дядиной семьи в доме оставался один человек - мой двоюродный брат Саша. А сам дядя Карл вместе с другими детьми переехал после смерти своей жены в город Мелекес и работал учителем там. Саша, конечно же, не мог один управляться с домом, да ещё с дедушкиным большим старым садом. И дом, и сад выглядели запущенными. Сад зарос травой-бурьяном, его изгородь сгнила и местами упала. Мы, ребята, свободно лазили туда за яблоками и чёрной смородиной, - на переменках и после занятий. Летом 1933 года обстановка в нашей школе резко изменилась: в Романовку привезли большую группу беспризорных и организовали в нашем селе для них приют. Учиться этих приютских определили к нам. Все они были грязные, оборванные, в обносках, вшивые. Собранные из разных городов, бездомные, потерявшие из-за социальных потрясений своих родителей, ожесточённые, вечно голодные, агрессивные, цепкие, своевольные, вороватые, они для нас были наказанием божьим. Нам, сельским пацанам, учиться вместе с этими городскими головорезами было очень трудно и боязно, особенно в первое время. Ежедневно в школе происходили драки до крови. Нас обворовывали или просто отбирали у нас всё, что могло понравиться. В перемену мы не решались выходить из класса: только отойдёшь, тут же своруют у тебя обед, рукавицы, чистые тетради...А если пожалуешься учителю, тут уж тебе будет несдобровать: самое малое по морде схлопочешь, а то и безопаской (лезвием от безопасной бритвы) полоснут по лицу. Для них мы были маменькиными сынками, сосунками. И хотя их насчитывалось 40-50 человек, а нас, деревенских, - 60-70, верховодили в школе они, меньшинство. Как же мы их поначалу боялись! Но, как говорится, за одного битого двух небитых дают. Со временем мы сплотились и стали давать приютским хороший отпор. В середине учебного года положение в школе стало заметно улучшаться. И мы уже были не прежние, и учителя наши делали, что возможно. На злостных хулиганов школа жаловалась директору приюта, а тот их наказывал, применял меры воспитательного воздействия, контролировал через своих помощников, воспитателей-надзирателей. За особо тяжкие проступки приютское начальство сажало виновника в карцер на сутки-двое - на кружку воды и 400 гр. чёрного хлеба.
Постепенно мы ближе познакомились с бывшими беспризорниками, стали дружбу заводить с некоторыми из них. Они нам рассказывали о своём прошлом. Оказалось, что многие даже не помнили своих родителей. Мы им сочувствовали, старались что-то сделать для них, чаще всего - приносили им из дому что-нибудь съестное: кусочек пирога, колбасы, или делили с ними свой обед. И они к нам относились дружелюбнее, а когда случались драки с ребятами из других классов, то поддерживали нас, своих одноклассников. У каждого была своя история, но всех беспризорниками сделали одни и те же причины: война и голод. Повсеместный голод был в России ещё в 1921 году. А в 1930-х годах страшно голодали люди на Украине, в Поволжье...Гражданская война в некоторых местах переросла в борьбу с вооружёнными бандами, которая длилась кое-где даже до 30-х годов. Банды безнаказанно грабили и убивали людей, жгли деревни... У некоторых приютских родители погибли от бандитской пули, у других - на гражданке, у третьих умерли от голода, тифа, других болезней...А чьих-то отцов советская власть гноила в тюрьме или расстреляла как неугодных режиму. Бездомная и бесприютная ребятня сбивалась в небольшие группы. Вожаком в такой группе всегда был опытный вор. Он учил ребят воровать, посылал их на задание, потом львиную долю добычи забирал себе, а пацанам доставались крохи. Этими крохами и жили (то есть тем, что своруют.) Были среди пацанов и карманники, и форточники...А некоторые из детей-сирот ходили попрошайничать,- по домам, по базару, у церквей - просили милостыню Христа ради. Эти тоже высматривали, где что плохо лежит. Бывало, бельё стираное, сушившееся у людей во дворе, срезали вместе с верёвкой и уносили. Ворованные вещи сдавали за бесценок перекупщикам-барыгам. Жили все в трущобах: в подвалах, на чердаках, под лестничными клетками, под мостами...
Конечно, так можно было перебиваться и свободно воровать только в больших городах: Москве, Петрограде, Самаре, Казани, Астрахани, Симбирске...И то только в тёплое время года. Когда же наступали холода, беспризорники зайцами пробирались в поездах на юг: в Одессу, Ялту, Евпаторию, Севастополь, Симферополь, - и обворовывали там курортников. К концу 20-х годов их развелось сотни тысяч, и власти были вынуждены применить срочные меры по ликвидации беспризорничества. Бездомных детей отлавливали и определяли в приюты, а занималась этим грозная ВЧК во главе с самим Дзержинским, причём одновременно по всем крупным городам России и Средней Азии. В приютах, созданных во многих местах России, жизнь была устроена по принципам коммуны: всех одинаково одевали, кормили, заставляли работать. Только учиться водили в школы той местности, где приют находился. У нас в школе приютские учились до окончания четвёртого класса, а потом их отправляли в другой приют, где рядом была школа-семилетка. Я тогда в школе учился на «посредственно»: наверное, виной тому была дружба с беспризорниками. Но зато я от них и многое узнал о жизни. Да и наукой на будущее послужила мне эта дружба.
Глава V111.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.004 с.) |