Переселение греков из Крыма в Приазовье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переселение греков из Крыма в Приазовье



С середины XVIII столетия российский интерес к Крыму наполнялся реальным смыслом, что не могло не повлиять на всю систему общественных отношений на полуострове. Именно с этого времени Россия начала реализовывать две важные, тесно связанные между собой стратегические задачи, – выход в Чёрное море и хозяйственное освоение территорий Северного Причерноморья. Это встретило сопротивление со стороны Османской империи, и для ослабления своего геополитического противника российское правительство развернуло активную работу среди христианского населения Османской империи и Крыма.

Российские дипломаты часто сообщали в Петербург, что христианское население Крыма находится под влиянием ислама, который быстро распространялся. Такие же сообщения приходили и в центр христианства – Константинополь. С целью противодействия этому влиянию было принято решение назначить члена Вселенского патриаршего синклита Игнатия митрополитом Готфейско-Кефайской епархии – очага православного христианства в Крыму.

23 апреля 1771г. Игнатий приехал в Крым и объявил местной пастве об этом назначении Константинопольской церкви. Митрополит стал очевидцем того, как прежде гордые сыны Эллады, поселившиеся в этом благословенном уголке тысячелетия тому назад, были теперь народом подавленным, униженным, усвоившим нравы, обычаи, одежду и язык новых властителей Крыма, татар и турок. (Греки в Крыму поселились еще в VII в. до н.э. В первой половине XIII в. здесь появились татары, в 1475г. – турки.)

О бесправном и тяжелом положении христиан в Крыму свидетельствуют факты. Например, при малейшем поводе, при нежелании говорить по-татарски, разъяренные толпы татар в порывах злости могли резать христиан, уничтожать их церкви, разорять монастыри, уничтожать иконы и церковные книги. В условиях беспокровительственной жизни, из-за давления, гнета, дикой наглости и своевольства со стороны господствующего элемента с чуждой христианам культурой, христианство в Крыму постепенно таяло. Под влиянием бытовых и социальных условий крымские христиане с XVI в. постепенно стали перенимать образ жизни, язык, обычаи татар. В XVIII в. общественный и семейный быт христиан уже совсем потерял первозданную форму; хозяйственный быт, жилища, пища были татарскими; татарскими стали обычаи, изменились даже церковные обряды; исказился и обеднел богатый классический язык греков. На турецко-татарском языке, но греческими буквами писались грамоты и распоряжения митрополитов. В народе царило полное невежество и отупение, школ не было. Греческим оставались лишь язык религии, церкви и письменности, хотя и в эту сферу стал проникать турецко-татарский язык – на нем стали выходить евангелие и другие церковные книги. Хотя в таких тяжелейших условиях многие христиане еще с большим рвением старались сохранять свою религию, тем не менее, позиции христианства ослабевали, христианское население сокращалось, уменьшалось количество христианских епархий. В Крыму митрополит Игнатий стал истинным предводителем христианства и все свои силы направил на возрождение и сохранение греками их национального самосознания и православной веры.

В это время шла очередная русско-турецкая война, в ходе которой русские войска заняли полуостров Крым. Как известно, в периоды военных столкновений отношения между христианами и мусульманами в Крыму традиционно обострялись. Испытывая социальный, религиозный и национальный гнёт, Игнатий вынужден был искать защиту для греков в России.

Именно эти обстоятельства и побудили митрополита Игнатия обратиться к Св. Синоду и Екатерине II. 29 сентября 1771г. он отослал прошение в Петербург Синоду, где проинформировал о положении греков в Крыму и просил принять Готфейско-Кефайскую епархию в Синод.

В письме Екатерине II в ноябре 1771г. и повторно в декабре 1772г. он обращался с просьбой освободить крымских греков от татарского господства и о принятии их в подданство России (но не об их переселении в Россию).

Екатерина II оценила важность для России позитивного ответа на прошение митрополита. В эти годы Российская империя складывалась как целостная и могущественная держава, поэтому расширение экономических, культурных и политических взаимоотношений со странами Ближнего Востока и Европы было объективной необходимостью для укрепления государства. Получив повод в обращении митрополита, Россия начала активно продвигать идею переселения. Этому способствовали условия Кючук-Кайнарджийского договора (1774), который был подписан по итогам русско-турецкой войны и на основе которого Россия впервые получила юридическое право вмешиваться во внутренние дела Османской империи для защиты христианского населения.

В целях подконтрольности Крыма России во главе Крымского ханства был поставлен свой кандидат – Шагин-Гирей. Но недовольство прорусским ханом, возможность турецкого вмешательства, шаткость Шагин-Гирея превращало Крым в конфликтогенное пространство и требовало его присоединения к Российской империи. Это событие можно было ускорить путём экономического ослабления ханства, выселением экономически активного христианского населения – основных плательщиков налогов.

Таким образом, переселение христиан из Крыма было обусловлено причинами, связанными, прежде всего, с интересами Российской империи. Во-первых, Россия пыталась ослабить экономические позиции Крымского ханства для дальнейшей его аннексии и получения приоритета на Чёрном море. Христиане были одним из основных источников налоговых доходов для ханского правительства и татарской знати. Потеряв такой источник пополнения казны, Крымское ханство неминуемо попало бы в экономическую зависимость от России. Во-вторых, переселение христиан из Крыма обусловливалось тем, что России необходимо было заселить южно-украинские земли, ускорить их экономическое и демографическое развитие. Много веков подряд эти огромные степные просторы на юге Украины не только не приносили государству никакого дохода и пользы, но и служили источником постоянных тревог и волнений, являясь объектом регулярных набегов со стороны крымских татар. Ещё один фактор, который повлиял на принятие такого решения, – это установление режима «заступничества», для которого возникли предпосылки после установления мира между Российской и Оттоманской империями.

Таким образом, цели Российской империи были целиком понятными. Руководство государства пыталось решить несколько острых вопросов: обеспечить аннексию полуострова, колонизировать только что присоединённые земли Северного Причерноморья и осуществить важный шаг на пути к геополитическому доминированию в Восточном Средиземноморье.

Сегодня в историографии достаточно аргументированно опровергается версия большинства русских и советских исследователей ХIX-ХХ ст. о невыносимом мусульманском гнёте, который побуждал христиан к выселению на территорию единоверной России. Конечно, нельзя утверждать о равноправии христиан с мусульманским населением: на христиан была возложена основная тяжесть налогов, они должны были платить «харадж» (налог на душу населения на право существования в мусульманской стране), таможенные, промышленные, судебные и другие налоги, нести натуральную «дань сынами» для пополнения мусульманской армии. Историки ХIХ ст., в частности Ф.Хартахай, А.Маркевич и другие, неоднократно указывали на сложные взаимоотношения мусульман и христиан, которые обострялись во время войн и приводили к массовому насилию. Но в трудах современных исследователей приводятся факты, которые позволяют немного с другой стороны оценить положение христиан в Крыму, по крайней мере – на момент выселения. Л.Якубова приводит данные об имущественном состоянии христиан в Крыму. Так, российское правительство выкупило у них урожай 1778г. – 50 четвертаков хлеба (1 четвертак – 12 пудов, или же 196,56 кг). 18 тыс. греков вывели с собой около 100 тыс. голов скота. Да и сами греки указывали, что в ханстве имели «… дома, лавки, водяные мельницы, виноградные и фруктовые сады, пахотные и сенокосные поля – очень знатных сумм состояния». Всё это плохо согласовывается с тезисом о социально-экономических притеснениях христианского населения. По мнению Л.Якубовой, вообще следует отказаться от тезиса, что в Крыму невыносимо угнетали христиан. Ведь на момент переселения столица Крымского ханства Бахчисарай состояла из трёх частей: собственно Бахчисарай, центром которого был ханский дворец и в котором преобладали татары; населенный греками Маурум (Мариум, Мариам) с его центром – пещерной Успенской церковью, где находилась резиденция греческого митрополита; и, наконец, Кала (или Чуфут-Кале) с караимским храмом и караимским населением, которое исповедывало иудаизм. Территориальная близость центров трёх религий в рамках столицы Крыма указывает на достаточно высокую веротерпимость в ханстве, хотя б на время выселения греков. Этот тезис подтвердила и исследовательница А.Гедьо, которая обосновала тезис о значительной духовно-религиозной автономии христиан в Крыму.

Важным фактором, который побуждал греков к выселению, была нестабильность в Крымском ханстве. Состояние постоянной военной угрозы, геополитические столкновения России и Турции – всё это ослабляло ханство экономически, способствовало обострению социальных противоречий, которые приобрели, в конце концов, формы межнационального конфликта. Недовольство христианского населения, на которое выпадали все тяготы военного времени, умело использовали российские дипломаты.

Особенно следует подчеркнуть позицию духовенства – духовных и общественных лидеров греческой общины. Высшие церковные иерархи, которые были идеологами переселения и сами воспитывались на лозунгах национально-освободительного движения в Греции, рассматривали переселение и как ощутимый удар по ненавистной Порте, и как возможность национально-культурного возрождения греческого народа.

Таким образом, греческому духовенству, а прежде всего митрополиту Игнатию, пришлась по душе инициатива России относительно переселения. Игнатий, – по определению Г.Тимошевского, – «… политик, хорошо понимавший дела Крыма и России… патриот в самом строгом смысле; он решил, пользуясь общим положением дел, спасти свою паству не только как христиан, но и как греков, в возрождение и будущее которых он, очевидно, верил, – это была основная идея его жизни…»

Митрополит Игнатий, считал, что, несмотря на притеснения христиан в Крыму, греческое население сохранило в мусульманской среде чувство национального самосознания и не потеряло свои духовные корни. Он и его племянник Иван Гозадинов активно выступали за переселение греков из Крыма в Приазовье. Иван Гозадинов распространял среди христианского населения «слово владыки», призывая добровольно принять подданство России. Выполняя трудное и опасное поручение митрополита, Иван Гозадинов тайно обходил крымские города и посёлки, рассказывая о почестях и обещаниях, которые были провозглашены Екатериной II. Императрица соглашалась выполнить условия греков, изложенные митрополитом Игнатием в «Постановлении крымских христиан» от апреля и 16 июня 1778г. По этим условиям определялась территория, на которую будут переселены греки-христиане (местность между реками Днепр, Самара и Орель). Все затраты, связанные с переездом, брало на себя российское правительство. Переселенцам должны были выделить средства на основание города, на десять лет они освобождались от налогов и рекрутской повинности. Для осуществления управления на новых землях греки желали избирать представителей из своего состава, иметь территориальную и религиозную автономию.

Переселение греков реализовывалось при содействии влиятельных общественных деятелей того времени, которые внесли значительный вклад в этот сложный исторический процесс. Со стороны российской власти первым, кто поднял вопрос о немедленном переселении греков из Крыма, стал генерал-фельдмаршал граф П.Румянцев-Задунайский, но фактическим исполнителем плана был полководец А.Суворов. Он отнёсся к выполнению задания переселения греков из Крыма в Приазовье как к важному политическому делу и предоставил графу Румянцеву полный письменный отчёт об организации переселения. А.Суворов подсчитал, что необходимо иметь 600 возов, выкупить у переселенцев хлеб, товары, их имущество и дома. Он считал, что для них нужно выделить постоянное место жительства и на новом месте построить дома для переселенцев. В качестве временного жилья под зимние квартиры он предлагал земли вдоль р. Орель, в сёлах Новоселица, Каменка, Протовчаное, Чаплинка. Он также подчёркивал, что переселенцев следует обеспечить провиантом и защищать их он нападений татар по пути прохождения, а на новом месте обеспечить их семенами для посева и кормить, пока они не соберут новый урожай. Христиане, которых татары держали как пленников, были выкуплены российским правительством и тоже начали готовиться к переселению. Для ускорения и обеспечения добровольного переселения христианского населения из Крыма были приняты определённые меры, среди которых были сокращение карантина, закупка у христиан зерна и фуража, обеспечение продовольствием и др.

А.Суворов стремился убедить жителей Крыма, что это делается в их интересах, однако подавляющая часть греков, несмотря на ухудшение жизненных условий вследствие войны, достаточно скептически отнеслась к щедрым обещаниям российского правительства. Как отмечалось выше, материальное положение их в Крыму было неплохим. Греки не желали бросать дома, хозяйства, собственное дело. Они были привязаны к крымской земле, здесь были их друзья, родственники от смешанных браков, могилы предков. Следует отметить, что препятствием стало и то, что крымская власть начала запрещать переселение.

Вот почему, когда 23 апреля 1778г., на Пасху, митрополит Игнатий после службы объявил пастве о приглашении Екатерины II переселиться в Россию, это сообщение вызвало не ожидаемое воодушевление, а даже сопротивление со стороны части греков, которые заявляли о нежелании переселяться. Только после длительных переговоров, 16 июля этого же года, митрополит и греческие избранники отправили из Бахчисарая запрос с условиями переселения в Россию. В эти же дни был обнародован Манифест духовенства во главе с митрополитом Игнатием с описанием угнетенного положения христиан и с призывом переселиться в Россию. 17 июля были направлены письма А.Суворову, Л.Румянцеву с просьбой до начала вывода христиан дать им грамоту императрицы, гарантирующую выполнение их условий. 22 мая Шагин-Гирей издал Указ о разрешении переселения христиан без принуждения. Уже 28 июля из Бахчисарая вышла первая группа христиан, которая состояла из 70 греков и 9 грузин.

18 сентября 1778г. из Крыма вышла последняя партия христиан во главе с митрополитом Игнатием. А.Суворов отправил российскому правительству сообщение, что выход крымских христиан закончен. К документу А.Суворов приложил ведомость, где указывалось не только общее количество переселенцев, а и количество переселенцев - греков и места, из которых они переселялись. Из городов указывались Кафа (1.647 человек), Бахчисарай (1.321 человек), Карасубазар (1.004 человек), Козлов (174 человек), Старый Крым (109), Бельбек (703 человека), Балаклава (82 человека), а из сёл – Алоати (113 человек),  Шапмари  (103 человека), Комари (475 человек). Всего было выведено 31.098 человек,  из них греков – 18.333, армян – 12.385, грузин – 219, волохов – 161. После выхода христиан из Крыма их дома были заселены татарами, а часть с согласия хана и правительства были отданы в некоторых городах (Бахчисарай, Козлов, Кафа) под квартиры для расположения российских войск. Временно остались в Крыму 288 христиан, из них – 60 греков.

Несмотря на исключительную ценность ведомости А.Суворова, содержащиеся в ней данные существенно грешат. С учётом умерших в ходе переселения и продолжавших переселяться после сентября 1778 года апрельская перепись 1779г. в Азовской губернии определила, что вышедших из Крыма христиан было 30.233, из них 15.719 греков, 13.695 армян, 664 грузина и 162 волоха.

Организация выселения греков была подготовлена плохо. По времени оно пришлось на осень-зиму. Только что, оставив границы Перекопа, переселенцы натолкнулись на большие трудности. Отсутствие тёплой одежды, нерегулярность в обеспечении их продуктами были только частью тех бед, с которыми они столкнулись. Всплеск эпидемий привёл к массовой смертности. По подсчётам исследователей, во время переселения греки потеряли около 3,5 – 4 тыс. человек. (По данным С.Калоерова, общая численность человеческих потерь греков после выхода из Крыма и до заселения в Приазовье достигает более 2,5 тыс. чел.) Часть греков убежала. В дорогое происходили волнения. Однако митрополиту Игнатию удалось уговорить паству продолжить переселение. В этот период было тяжело установить точное количество христиан (особенно греков), которые переселялись из Крыма в Приазовье. Трудности в подсчёте переселенцев заключались в том, что эмиграционный процесс из Крыма в Новороссию продолжался и в последующие годы. Греки партиями приезжали в Александровскую крепость (ныне г.Запорожье), где проходили регистрацию, карантин, а потом отправлялись дальше на север Азовской губернии, вдоль рек Орель и Самара от Екатеринослава (г.Днепро-петровск) почти до Харькова. Здесь они размещались на зимний постой в селах и хуторах. Сам митрополит Игнатий поселился в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре, вел службу, ездил по местам проживания греков, помогал в их обустройстве. Многим грекам пришлось зимовать под открытым небом. Неупорядоченность быта, большая скученность людей в домах, холод, голод и болезни вызвали повышенную смертность среди поселенцев, а также побеги в Крым. К тому же царское правительство не выполнило обещания относительно территории расселения греков. Обещанная под застройку территория была уже давно заселена.

Неоднократно греки обращались к Л.Константинову и А.Суворову с изложением своих бедствий и просьбой о помощи. Так, в середине апреля 1779г. они писали, что перед выходом христиан из Крыма было обещано, что вместо домов, которые у них были, им выделят такие же здания, либо по их же желанию отведут землю для новых построек и обеспечат провиантом. Однако эти условия не были выполнены. Поселенцам отвели места, где не было воды и леса, но их заставляли расписываться в том, что эта земля является приемлемой для жизни. Многие из них страдали от грабежей. В сообщениях А.Суворову греки описывали голод, который возник из-за недостатка провианта.

Жалованная грамота, которую царское правительство обещало предоставить христианам ещё до начала их переселения, была подписана Екатериной II лишь 21 мая 1779г. Среди самых важных льгот, которые предоставлялись колонистам, следует назвать большие земельные наделы (30 десятин – 1,09 га на душу), помощь со стороны казны в обустройстве жилищ и продовольственном обеспечении, пожизненное освобождение от воинской службы, возможности свободного развития всех видов промыслов. Также грамотой предусматривалась административная автономия поселенцев. Это открывало для крымских греков уникальные возможности свободного экономического, хозяйственного и национального развития в условиях административной, судебной и конфессиональной автономии среди единоверного населения.

Впрочем, несмотря на значительный объём льгот, Жаловнная грамота не достаточно чётко определяла территорию для размещения колонистов. Это никоим образом не устраивало греков. Пошёл второй год с момента переселения, заканчивалось лето, а греки, которые не желали ни сеять, ни строить дома, вторую зиму должны были содержаться за счёт казны, обеспечивались продовольствием и квартирами для зимовки.

Только с изданием «Ордера князя Г.Потёмкина генерал-поручику Черткову по поводу устройства греков в Азовской губернии» от 29 сентября 1779г. этот вопрос был решен. Ордер дополнял содержание Жалованной грамоты, обстоятельней определял новые места для поселения греков. Согласно этому документу, греки должны были поселиться на Азовском побережье, вблизи крепости Петровская, которая стояла на месте поселения Адомахи – бывшего центра Кальмиусской паланки. Греки получали 12 тыс. десятин для города и 12 тыс. десятин для каждого села. Казна оставляла за собой право конфисковывать те земли, которые не смогут освоить за десять льготных лет; обязалась она и предоставлять земли, когда количество греков вырастет за счёт эмиграции.

24 марта 1780г. Азовской губернской канцелярией был издан Указ о реализации положений Ордера Г.Потемкина о заселении Мариупольского греческого уезда.

Весной и летом 1780г. греки оставили свои временные места в Самарской паланке и древним казацким путём на Кальмиус через Матвеевку и слободу Васильево партиями перешли в Кальмиусскую паланку.

Вначале лета греки во главе с митрополитом Игнатием приступили к строительству города Мариуполя и сёл на прилегающей территории в тех границах, которые закрепил за ними Ордер Потёмкина от 29 сентября 1779г. Город Мариуполь строился на побережье Азовского моря, на правой стороне устья р. Кальмиус, на месте укрепления запорожской Кальмиусской паланки, которая прекратила своё существование в 1775г. с ликвидацией Запорожской Сечи. Именно на этом месте Азовский губернатор Чертков планировал в 1778г. построить город Павловск. Однако этот план остался неосуществимым. Немногочисленное население, которое проживало на этой территории до прихода греков (согласно данным 1779г. – 179 жителей), должно было быть выселенным в другие местности с полной компенсацией имущественных убытков.

Из трёх основных версий относительно даты основания Мариуполя С.Калоеров считает наиболее аргументированной 8 августа (26 июля по старому стилю) 1780 года.

В 1781г. в Мариуполе насчитывалось 596 дворов с населением 2.725 чел. По меркам тех времен, это довольно большой город. Например, в это же время в Таганроге проживало всего 187 чел., в Екатеринославе 336 чел. Кроме Мариуполя, греки основали в Приазовье 21 село. Урумы и румеи расселялись отдельно. Урумы основали Бешев, Богатырь, Камару, Карань, Керменчик, Старый Крым, Ласпи, Мангуш и Улаклы. Румеи – Большую Каракубу, Большой Янисоль, Константинополь, Малоянисоль, Сартану, Стылу, Чердакли, Чермалык, Урзуф и Ялту. Грузины, которые переселились из Крыма вместе с греками, поселились отдельно и основали село Георгиевку, которую позже переименовали на Игнатьевку (в честь митрополита Игнатия). Позднее к ним подселили волохов и молдаван. Первыми в апреле 1779г. были основаны греческие села нынешнего Великоновоселковского района. Остальные села были основаны в апреле 1780 году после выхода Указа по Азовской губернии о заселении Мариупольского уезда. Село Чембрек стало двадцать первым поселением, которое в 1781г. слилось с Малоянисолем.

Митрополит Игнатий принимал активное участие не только в выборе территории для застройки города, сел, но и уделял значительное внимание выбору места для расположения церковных сооружений, активно способствовал поиску средств для строительства жилья, церквей. На новом месте переселенцы строили церкви в честь, прежде всего, тех святых, которым они поклонялись в Крыму. Так, в 1780г. Игнатий заложил для выходцев с.Мариам деревянную Успенскую церковь. Благодаря его стараниям во всех греческих сёлах были построены парафияльные церкви. Богослужение в них велось исключительно на греческом языке, что способствовало национальной обособленности греков, возрождению их духовной культуры. Возводились храмы и в честь других Святых.

Осенью 1780г., после поселения, в Азовской губернии насчитывалось 28.807 христиан, из них греков и грузин 14.035, армян 14.635, из которых поселились в Нахичеване 14.266 человек, волохов 137. По первой после поселения в Приазовье губернской переписи населения, в июне 1781 года греков, грузин и волохов в Мариупольском  уезде  стало 14.483 человека, армян – 11.968 человек, из них более 10 тыс. проживали в г.Нахичеване.

В Мариуполе и близлежащих сёлах действовали 23 церкви, где служили 45 священников.

28 июня 1780г. для решения административных, полицейских и судебных вопросов в уезде был создан Мариупольский греческий суд, который просуществовал до 1869г.

Таким образом, переселение греков из Крыма в Северное Приазовье было одним из выдающихся событий в истории греческой диаспоры Украины. Оно имело существенные экономические и политические последствия и привело к формированию на украинских землях достаточно специфического в этнокультурном и социальном отношении греческого очага. Основные причины переселения были связаны с комплексом политических и экономических интересов Российской империи – от стремления «маленькими шагами» обеспечить аннексию Крыма до установления геополитического доминирования в Восточном Средиземноморье. Важным фактором служила и необходимость хозяйственного освоения южно-украинских земель.

На мотивацию греков решающее влияние оказали ожидаемые экономические и автономистские перспективы, которые обещало царское правительство.

Несмотря на значительные человеческие и материальные потери греков во время переселения, неопределённость с территорией проживания, невыполнение царским правительством определённых обещаний, грекам удалось наладить жизнь на новых местах, установить плодотворные и дружеские связи с украинским и русским населением Северного Приазовья, что стало залогом формирования здесь в будущем гармоничной полиэтнической среды.

С некоторыми интерпретациями история переселения греков из Крыма в Приазовье дана в исследованиях и публикациях многих авторов. Но наиболее полно и научно обоснованно этот этап в жизни греков можно понять и познать на основе Документов по истории греков Приазовья С.Калоерова, 1-й том которого «От Крыма до Мариупольского греческого округа» (1652-1783) издан в 2008г.

Неоценимую помощь в познании истории греков Крыма-Приазовья играет хронологический указатель важнейших событий этого периода, представленный С.Калоеровым в книге «Документы по истории греков Приазовья».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.022 с.)