Геноцид понтийских греков 1916-1923гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Геноцид понтийских греков 1916-1923гг.



 

Понтийцы – этнографическая группа греков, потомки выходцев из истореческой области Понт на северо-востоке Малой Азии.

Геноцид 1916-1923гг. - самая трагическая страница истории понтийского народа; это боль, которую не изжить, рана на сердце, никогда не заживающая. Понтийцам пришлось много вынести на протяжении трех тысячелетий своей истории, но геноцид был страшнее всех ранее бывших несчастий: ведь у греков Черного моря он отнял не только родных и близких, но и Родину. Кроме самих понтийцев, немногие в мире сегодня знают и помнят об этой трагедии: XX век создавал и разрушал огромные империи, потрясал земной шар ужасами мировых войн и революций, и на этом страшном фоне гибель маленького народа на севере Малой Азии оказалась - увы! - почти незамеченной. Однако память о геноциде необходима не только потомкам и родственникам погибших, знать о таких страшных событиях в истории человечества нужно всем. Ведь, забывая о боли другого, проходя равнодушно мимо, человек убивает в себе частицу своей "человечности", a этого нельзя допускать, чтобы подобные трагедии не могли вновь повториться...

К началу XX века история понтийских греков насчитывала уже около 3 тысяч лет. Греки составляли подавляющее большинство населения в северной (Понте) и западной (Анатолии) областях Малой Азии, а также в провинции Каппадокии. Являясь, как и армяне, коренными жителями этих территорий, греки не поддавались исламизации и "отуречиванию". Турецкое правительство всерьез опасалось выхода Анатолии и Понта из-под власти Турции, как это уже произошло с Грецией, Сербией и Болгарией; к тому же среди греческих подданных Турции (особенно понтийцев) было немало высокообразованной интеллигенции и успешных предпринимателей, занимавших видное положение в обществе и оказывавших значительное влияние на турецкую экономику. Поэтому Турцией были подготовлены "решительные меры" по искоренению греческого элемента, которые и воплотились в жизнь после 1908 года, когда к власти пришла партия "младотурок", провозгласивших лозунг  "Турция - для  турок!".  В сентябре  1911  года  был открыто обсужден вопрос об уничтожении этнических (особенно христианских) меньшинств Турции, к которым, в первую очередь, относились греки и армяне.

Крестный путь понтийского народа начался в 1914 году, после вступления Турции в Первую Мировую войну на стороне Германии. Под предлогом "неблагонадежности" множество мужчин-понтийцев от 18 до 50 лет под конвоем отправили в т.н. "рабочие батальоны" ("амеле табуру") вглубь Малой Азии. Это были концентрационные лагеря, где людей заставляли трудиться в нечеловеческих условиях, практически без пищи, воды и медицинской помощи. Наказанием за малейшую провинность был немедленный расстрел. В "амеле табуру" погибли тысячи понтийских греков, а также представителей других христианских народностей. Но, вопреки ожиданиям младотурок, репрессии не сломили греков, наоборот, они подтолкнули понтийских патриотов к решительным действиям. Многие мужчины "турецкой" части Понта ушли в горы, где организовали партизанские отряды; а среди греческой интеллигенции Кавказа (принадлежавшего почти полностью России) окончательно созрело решение о создании независимой Понтийской республики.

Кроме партизанского движения, надеялись и на помощь Российской империи, ведшей боевые действия против Турции как союзника Германии. В 1916г. в Трапезунд вступили русские войска. За несколько дней до этого турецкий губернатор Мехмет Джемаль Азми официально передал власть над городом Владыке Хрисанфу со словами: "Когда-то мы взяли Трапезунд у греков, и теперь грекам отдаем его". Когда русские войска подошли к городу, их встретил с цветами сам Владыка и жители города. Вскоре после этого события в Трапезунде и окрестностях было провозглашено создание Понтийской республики. Казалось, вековой мечте понтийских греков о свободе суждено было сбыться. Но затруднения на Западном фронте мешали продвижению русской армии вглубь страны, а у греческих партизан было для этого еще недостаточно сил и оружия. Поэтому, пока русские стояли в области Трапезунда, правительство младотурок жестоко расправлялось с греками подвластных им территорий, теперь уже официально объявленных "предателями" и "союзниками русских". Все остававшееся в живых мужское население Понта (горожан) предполагалось физически уничтожить, а остальных - депортировать вглубь страны. Этот план не замедлили претворить в жизнь. Понтийских греков - женщин, детей, стариков - выселяли из домов в 24 часа, не разрешая брать с собой практически ничего из имущества, выстраивали в колонны и пешком, под конвоем солдат, гнали вглубь страны. Оставленные деревни разграбляли и сжигали (нередко прямо на глазах у выселяемых). В пути с депортируемыми обращались очень жестоко: им не давали практически никакой пищи, гнали вперед без отдыха по бездорожью, под дождем и снегом, так что многие не выдерживали и умирали прямо на ходу от истощения и болезней. Конвоиры насиловали женщин и девушек, расстреливали людей за малейшую провинность, а иногда и просто без повода. Большинство депортируемых погибло в пути; но и те, кто перенес путь, оказались в ничуть не лучшем положении: они попали в настоящие "лагеря смерти". Так, в одном из таких "мест назначения", местечке Пирк, содержались депортированные греки города Триполи. Одна из выживших, писательница Татьяна Грици-Мильекс, сообщает, что из 13000 (тринадцати тысяч) греков, отправленных в Пирк, выжили только 800 человек.

В 1917 году в России произошла октябрьская революция, власть перешла в руки большевиков. Глава большевистской партии Ленин еще с 1916 года был союзником лидера младотурок Мустафы Кемаля; поэтому сразу же после заключения в 1918 году Брест-Литовского мира российские войска покинули Трапезунд, оставив его жителей на произвол судьбы. Турецкая армия и "четы" (бандитские шайки, неофициально поощряемые турецким правительством) хлынули в город и окрестные деревни, грабя и убивая. Cпасаясь от смерти, множество понтийских семей Восточного Понта (области Трапезунда и Карса) бежали на Кавказ.

Понтийская республика перестала существовать, но борьба за независимость, раз начавшись, уже не могла прекратиться: на Кавказе (в Ростове) местными понтийскими деятелями был создан Центральный Понтийский Совет, люди жертвовали на борьбу деньги и оружие, а из Марселя Константин Константиниди отправлял воззвания к жителям Понта и главам европейских государств.

В это время в Понтийских горах набирало силу партизанское сопротивление. Главными очагами партизанской борьбы были области Пафра, Санда и Орду; вскоре партизанские отряды появились и в Трапезунде и Карсе. Понтийские паликары (воины, джигиты) сопротивления сражались отчаянно: об их подвигах ходили легенды. В 1919г. Греция вступила в войну с Турцией, чтобы поддержать партизанское движение и спасти мирное население Понта и Анатолии от уничтожения. Но поскольку у Греции не было выхода в Черное море, греческая армия вела боевые действия в основном со стороны Анатолии (Смирны); к тому же политические неурядицы и разногласия в Афинах сначали сильно задерживали, а потом и вовсе остановили греческое наступление в Малой Азии. Вместо того, чтобы открыть дорогу к свободе, 1919 год стал для понтийских греков "началом конца": именно в этом году начались новые, доселе не слыханные репрессии со стороны турок.

19 мая 1919г. Мустафа Кемаль прибыл в Керасунд, чтобы встретиться с губернатором города Топал Османом. В ходе этой встречи Кемаль призвал Топал Османа "очистить Турцию от греков", а затем через местные турецкие газеты обратился с тем же призывом к "всему турецкому народу". Это стало сигналом к систематическому и окончательному истреблению греков Понта - фактически все они были обьявлены вне закона. А поскольку с партизанами турецкая армия справиться не могла, вся ярость турок обрушилась на тех, кто не мог сопротивляться: мирное население понтийских городов и деревень. По всему Понту начались неслыханные зверства: грабежи, убийства, изнасилования... Греков целыми семьями запирали в церквях и школах и сжигали живьем, например, в городе Пафра подобным образом были сожжены около 6.000 (шести тысяч) человек, в основном женщин и детей. Из тех жителей Пафры, кто избежал смерти в огне, примерно 90% (порядка 22.000) были расстреляны или зарезаны; все женщины, девушки и даже маленькие девочки перед смертью были изнасилованы, а грудным младенцам турецкие солдаты разбивали головы о стены домов. В городе Амасии и близлежащих деревнях из 180.000 греков погибли 134.000; в городе Мерджифунде были вырезаны все жители поголовно; в Триполи, Керасунде, Орду и многих других городах были уничтожены практически все жители мужского пола... И это лишь малая толика того, что творилοсь тогда во всем Понте.

Продолжались и массовые депортации, принявшие теперь еще больший размах и проводившиеся с еще большей жестокостью.

Понтийцы Кавказа, имевшие доступ к средствам сообщения, взывали к главам европейских государств о помощи жителям Понта. Но Греция была поглощена политическими дрязгами между сторонниками монархии и демократии, а также неудачами на анатолийском фронте; Англия занимала "нейтральную", а по сути прокемалисткую позицию; а Франция, Италия и особенно Советская Россия открыто поддерживали режим и антигреческую политику Кемаля, оказывая ему моральную, материальную и военную поддержку. Единственной надеждой мирного населения Понта были теперь партизаны; они по-прежнему сражались героически, но в создавшихся условиях, оставшись без всякой поддержки и практически не имея возможности пополнять запасы оружия (в то время как армия Кемаля постоянно получала деньги и оружие от большевиков и других своих союзников), не могли изменить ход войны. Отстаивать независимость Понта, в то время как его мирным жителям грозило поголовное уничтожение, становилось практически невозможно. Главной целью партизан стало спасение своего народа: они сражались с турецкой армией за жизнь понтийских христиан и впоследствии переправляли целые семьи беженцев на Кавказ и в Грецию. Именно героическому сопротивлению паликаров-партизан обязаны жизнью 135.000 жителей Понта, спасшихся на Кавказе, и около 400.000 эвакуированных в Грецию. 24 июля 1923г. между Турцией и Грецией был заключен мирный договор, в который входило соглашение об обмене населением. В соответствии с этим соглашением в Грецию было переправлено все оставшееся в живых греческое население Понта и Анатолии.

Выселения с родины избежали лишь исламизированные греки Офлу, считавшиеся единоверцами турок и потому не подвергавшиеся преследованиям, а также те немногие семьи, кому удалось выдать себя за турок (в Турции того времени еще не существовало развитой системы удостоверения личности, как в Европе, и подобные вещи были иногда возможны), но эти, последние, были с тех пор обречены вести двойное существование "тайных греков", оказавшись в еще более сложном положении, чем остальные криптохристиане. В целом же, согласно оценкам официальных источников того времени и современных историков, в результате геноцида было физически уничтожено около 353.000 понтийских греков. Оставшиеся в живых лишились родины и вынуждены были уйти в изгнание.

Понтийский геноцид на сегодняшний день официально признан всего лишь несколькими странами мира. Причины этого - не сомнения в историческом факте уничтожения понтийского народа (официальные документы тех лет и свидетельства очевидцев различных национальностей убедительно доказывают реальность геноцида), а уже упоминавшиеся в начале статьи недостаточные информированность и (что еще важнее) заинтересованность международного сообщества: вопрос о международном признании понтийского геноцида был поднят только 27 сентября 2006 года на заседании парламента Европейского Союза.

19 мая считается в Греции и среди понтийской диаспоры разных стран Днем Памяти геноцида понтийских греков. В Турции, до сих пор официально отрицающей сам факт геноцида, этот же день является национальным праздником, что достаточно красноречиво свидетельствует об отношении турецкого правительства к этому и подобным ему историческим событиям.

Понтийские греки во всем мире не теряют надежды на восстановление справедливости; активная деятельность понтийских сообществ, организаций и т.п. на благо Национальной Идеи, а также значительный рост понтийского национального самосознания стали особенно заметны за последнее десятилетие. Можно надеяться на скорое признание понтийского геноцида странами мира; нельзя исключить и того, что однажды справедливость окончательно восторжествует, и понтийский народ сможет вернуться на исконные земли своих предков.                                                                                                                       

                                        

                                         Материал обобщила В.Помазан

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.009 с.)