Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8. Святое имя сильнее дикши.Содержание книги Поиск на нашем сайте
В предыдущей главе разбирался комментарий Шрилы Прабхупады к стиху из Чайтанья-чаритамриты о пурашчарье. В этом комментарии приводится ещё одна цитата:
В «Рамарчана-чандрике» на этот счет говорится: винаива дикшам випрендра пурашчарйам винаива хи винаива нйаса-видхина джапа-матрена сиддхи-да «О лучший из брахманов, даже без посвящения, предварительных очистительных церемоний и отречения от мира можно достичь совершенства в преданном служении, просто повторяя святое имя Господа». Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила 15.108 И действительно, может и не нужны все эти внешние атрибуты? Может достаточно просто повторять Святое Имя, развивая в себе чистую любовь к Богу? Есть довольно известный стих из Падма-пураны в котором утверждается могущество и духовная чистота святого имени Господа наравне с Ним Самим.
нама чинтаманих кршнаш чаитанйа-раса-виграхах
Святое имя Кришны исполнено трансцендентного блаженства. Оно дарует все духовные благословения, ибо оно — Сам Кришна, источник всех наслаждений. Имя Кришны совершенно и воплощает в себе все духовные вкусы. В нем нет ничего материального, и оно не уступает в могуществе Самому Кришне. Имя Кришны не осквернено материей, поэтому не может быть и речи о его связи с майей. Неподвластное законам материальной природы, имя Кришны духовно и всегда свободно. Причина всего этого в том, что имя Кришны неотлично от Него Самого. Падма-пурана В этом стихе также говориться о том, что влияние святого имени не зависит от каких-либо внешних условий. В одном из писем своему ученику Шрила Прабхупада расставляет акцент важности Святого имени в нашей практике по отношению к внешним формальностям. Вот этот отрывок:
"Повторение Харе Кришна – наше главное занятие, это истинная инициация. И поскольку все вы следуете этому моему наставлению, тот, кто даёт инициацию, уже находится рядом с вами". (Письмо Шрилы Прабхупады Тамала Кришне Госвами, 19.08.1968) Наряду с этим, в своей речи произнесённой в Бомбее, в феврале1936г. посвящённой своему духовному учителю, Шрила Прабхупада приводя цитату из Падма-пураны, поясняет, что плоды повторения мантры без посвящения не принесут необходимых плодов для достижения конечной цели духовной практики.
В «Падма-пуране» говорится:
сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпхала матах «Пока ты не принял посвящение от истинного духовного учителя, стоящего в цепи ученической преемственности, мантра, которую ты, возможно, получил, не окажет никакого воздействия». Наука Самоосознания, гл. 2
Посвящение даёт возможность приобрести необходимые качества для правильного взаимоотношения со святым именем. Этот процесс максимально актуален для тех, кто ещё не достиг этапа ништхи (устойчивых веры и способности взаимодействовать с окружающим миром через призму духовной практики) на своём духовном пути. Это положение описывает Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами:
Люди, совершающие жертвоприношение в форме повторения святых имён, обретают необходимые для этого качества, получив посвящение. Маха-бхагаваты — самые достойные вершители хари-нама-йагйи. Каништха-адхикари, желая приобрести начальную квалификацию, чтобы тоже стать достойными совершать хари-нама-йагйу, принимают у маха-бхагаваты посвящение. Когда обусловленная душа принимает посвящение от маха-бхагаваты, она начинает понимать свои вечные взаимоотношения с Господом. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Брахман и вайшнав
Одним из этапов пурашчарьи является "нама". Он связан с получением духовного имени для синхронизации с положением слуги Господа или Его преданного, а также, с обретением признания полноценной способности повторять святое имя. Этот этап необходимо пройти через посвящение. По этому поводу есть цитата из «Нарада-панчаратры»: аваишнавопадиштена мантрена нирайам враджет пунаш ча видхина самйаг грахайед ваишнавад гурох
«Человек, получивший посвящение в мантру от кого-то, кто не является вайшнавом, отправится в ад. Чтобы этого не случилось, он должен получить повторное посвящение подобающим образом от гуру-вайшнава, согласно установленному порядку». Здесь сказано, что повторение мантры должно быть авторизовано через гуру-вайшнава при помощи установленного порядка в соответствии с традицией парампары. В противном случае, велика вероятность не верной практики взаимоотношения со святым именем. Подобная деятельность приводится в стихах, описывающих оскорбления при воспевании святого имени. Эту идею описывает и Шрила Прабхупада:
Следовать наставлениям Кришны может только преданный, ибо Кришна учит, что человек должен предаться Ему. Ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру: «Всегда думай обо Мне и стань Моим преданным. Поклоняйся Мне и выражай Мне почтение» (Б.-г., 18.65). Всегда думать о Кришне — значит повторять Харе Кришна маха-мантру, но, до тех пор, пока человек не получит посвящение, он не сможет это делать. Став преданным, человек начинает поклоняться Божеству (мад-йаджи). Шримад-Бхагаватам 8.1.15к
Шрила Прабхупада описывает необходимость получения посвящения для тех, кто не находится на ступени полного погружения в служении святому имени. Такие люди имеют различную степень примеси материального осквернения, мешающей духовной практике. Посвящение, как этап очищения для обретения необходимой квалификации в повторении святого имени, помогает преодолеть преграды на духовном пути. Вот как он описывает это:
Кто-то может спросить, есть ли необходимость в посвящении и дальнейшей духовной деятельности в преданном служении, если человек и так повторяет святое имя Господа. Бесспорно, тот, кто целиком посвятил себя повторению святого имени, никак не зависит от посвящения, но обычно начинающий преданный имеет много дурных материальных привычек, которые он развил в прошлых жизнях. Чтобы быстро избавиться от этого осквернения, он должен поклоняться Господу в храме. Поклонение Божеству в храме позволяет избавиться от беспокойств, вызванных оскверненным состоянием обусловленной души». Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила 7.76к И даже те, кто полностью посвятили себя этой деятельности, не пренебрегают посвящением. Примером тому может служить Нама-ачарйа нашей духовной традиции Шрила Харидаса Тхакура. Что уж говорить о тех, кто, не являясь освобождённой душой, встал на этот путь. Для таких людей посвящение и самоорганизация своей духовной жизни через поклонение Божествам, жизненно необходимо. Шрила Прабхупада пишет об этом следующее: Шрила Рупа Госвами пишет, что повторять святое имя Господа должным образом способны только освобожденные души, а те, кому мы даем посвящение, принадлежат к числу обусловленных душ. Повторять святое имя нужно без оскорблений и в соответствии с предписаниями, но из-за дурных привычек люди нарушают эти правила. Поэтому для них очень важно придерживаться предписаний, касающихся поклонения Божествам. Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила 7.76к Процесс получения инициации вечен. Невозможно остановиться в прославлении Господа с помощью мантры, а также с помощью прославления Его святого имени (намы). Вот что говориться по этому поводу в шастрах:
(говорится в Агамах) Подобно тому, как мальчик-брахман не квалифицирован совершать свои предписанные обязанности и изучать Веды, если он не инициирован – так и тот, кто не инициирован не способен повторять трансцендентные мантры и поклоняться Верховному Господу. Приняв инициацию в воспевание Вишну-мантр, человек становится достойным прославления даже Господом Шивой. Как человек не может отделить себя от поклонения Верховному Господу, также он не может отделить себя от принятия инициации. Хари Бхакти Виласа, 2.3-4 Мантра может оказывать какой-либо эффект на того, кто повторяет её, не получив её от представителя духовной традиции, однако, такой процесс не сможет привести к достижению функционального смысла мантры (винийоги). Шрила Прабхупада объяснял это на примере проговаривания санскритских слов без понимания их смысла. Тот, кто повторяет подобным образом эти слова, всё равно получает благо очищения соприкасаясь со звуками санскрита. Получение мантры от гуру увеличивает нашу возможность принимать её могущество, что позволяет достичь цели её повторения. Шрила Прабхупада отмечает этот момент на страницах Шримад-Бхагаватам приводя пример с Господом Шивой: Господь Шива захотел встретиться с сыновьями царя, чтобы благословить и облагодетельствовать их. Он сам произнёс для них мантру, чтобы она стала более могущественной, и велел сыновьям царя (раджа-путрам) повторять её. Когда мантру произносит великий преданный, она становится ещё более могущественной. Харе Кришна маха-мантра сама по себе обладает огромной силой, но во время посвящения ученик должен услышать её от духовного учителя, так как мантра, произнесённая духовным учителем, становится более могущественной. Господь Шива велел сыновьям царя слушать его внимательно, ибо тот, кто слушает духовного учителя невнимательно, наносит ему оскорбление. Шримад-Бхагаватам 4.24.32к Есть пример со слоном Гаджендрой. Попав в сложную ситуацию, он, зная о величии Господа и понимая, что кроме Господа ему уже никто не сможет помочь, обратился к Нему напрямую и получил в ответ помощь. Из этого примера можно сделать вывод, что можно напрямую призвать Господа и без связи с Ним через парампару, однако, во-первых, Гаджендра, с одной стороны, находился в теле животного, среди которых парампара не подразумевается, а во-вторых, не смотря на полученное тело, обратиться к Господу слон смог лишь благодаря духовным заслугам в прошлом. Вот что Шрила Прабхупада говорит об этой ситуации:
Подвергшись нападению крокодила, царь слонов оказался в очень тяжелом положении. Хотя слон, как правило, сильнее крокодила, в воде крокодил всегда сильнее слона. Но, поскольку в прошлой жизни слон был великим преданным Господа, благодаря своим прошлым заслугам он смог произнести Его святое имя. ШБ 2.7.15к Иными словами, произнести святое имя так, чтобы Господь отозвался и лично вмешался в судьбу вайшнава как Ишта-девата (объект поклонения), возможно лишь имея достаточный для этого духовный уровень. Именно на достижения этого уровня и направлен процесс посвящения. Примером достижения этого уровня являются истории Нарады Муни (в его предыдущем воплощении), а также, Дхрувы Махараджи. Оба этих примера показывают, что получить даршан Господа и напрямую обратиться к Нему, можно только пройдя определённую практику очищения сознания под руководством духовного учителя. Каждый может проверить находится ли он на подобном уровне обратившись за помощью к Господу в сложной ситуации. Господь, конечно, может помочь выйти из неё, но, предстанет ли Он перед нами в одной из своих изначальных форм, будет зависеть от того, достигли ли мы подходящего для этого уровня. Наряду со всем описанным в этой главе, есть одна история из Шримад-Бхагаватам о брахмане Аджамиле. В этой истории описана великая сила святого имени, способная очистить от всех грехов любого, кто без оскорблений повторит его. Опираясь на эту историю, можно заключить, что можно просто повторяя святое имя получить освобождение. Этот момент отметили Вишнудуты, обращаясь к Ямадутам:
Даже если человек произнесет святое имя неосознанно, имея в виду что-то другое, либо в шутку, в какой-нибудь песне или даже с пренебрежением, он тотчас сбросит с себя бремя бесчисленных грехов. Это единодушно признают все знатоки священных писаний. ШБ 6.2.14:
Если более внимательно изучить эту историю, то станет видно, что Аджамила, благодаря повторению святого имени Господа, смог очиститься от не только от всех последствий своих греховных поступков, но и от самих греховных желаний. Наряду с этим, Аджамила смог лишь восстановить чистое сознание, которое у него было в молодости, до падения. Достичь этого он смог благодаря раскаянию в образе жизни грешника. Этот шаг помог ему вновь встать на путь чистой преданности Господу. Шрила Прабхупада пишет об этом:
Вишнудуты открыли перед Аджамилой путь к чистому преданному служению, и он, как и всякий, кто вступил на этот путь, стал раскаиваться. Он клял себя за то, что распутничал, пил вино, ел мясо, играл в азартные игры. Недостаточно изжить греховные наклонности, надо еще искренне сожалеть о своих прошлых прегрешениях. Без этого нельзя стать чистым преданным. ШБ 6.2.27к
Получив этот шанс, Аджамила осознал свои ошибки и решился встать на путь бхакти, отбросив привязанности к жене и детям и ложному самоотождествлению. В Шримад-Бхагаватам приводятся его слова по этому поводу:
Да, я грешник, но теперь, получив возможность исправиться, я обуздаю ум, чувства и жизненный воздух. Я буду неустанно служить Господу, чтобы не оказаться снова во мраке невежества материальной жизни. ШБ 6.2.35 Я всего лишь произнес святое имя Господа в присутствии преданных, и теперь сердце мое очищается от скверны. Отныне я буду тверд и не поддамся соблазну иллюзорных чувственных удовольствий. Я сосредоточил ум на Абсолютной Истине и уже не буду считать себя телом. Отринув ложные понятия «я» и «мое», я обращу все помыслы к лотосным стопам Кришны. ШБ 6.2.38
Более детально дальнейшая судьба Аджамилы описана в стихах Шримад-Бхагаватам 6.2.39-44. Учитывая, что, к тому времени, Аджамила уже получил посвящение, он смог продолжить реализацию процесса посвящения, начатую ещё в юности. Разбор этой истории направлен не на принижение могущества святого имени, а на подчёркивание того, что саму возможность повторять святое имя полноценно возможно лишь взаимодействуя с вайшнавами, имея прибежище у одного из них в рамках ученической преемственности.
Подводя итог этой главы, можно обозначить несколько моментов: - святое имя абсолютно и его влияние не зависит ни от чего - единственное, что отделяет начинающего вайшнава от обретения этого могущества так это то, что он повторяет святое имя не чисто, с примесями материальных устремлений - посвящение является одним из условий для очищения сознания от подобных устремлений - духовная сила, способная помочь нам преодолеть влияние материальной энергии на наше сознание, обретается непосредственно от Господа через Его представителя посредством посвящения. Этот процесс протекает в рамках конкретной духовной традиции, начало которой положено Самим Господом. Более подробно этот вопрос разбирается в следующей главе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.149 (0.013 с.) |