Глава 3. Дикша и духовный рост 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Дикша и духовный рост



 

До посвящения серьёзность в практике может отсутствовать. Безусловно какая-то часть вайшнавов может следовать стандартам вайдхи-садхана бхакти годами без принятия прибежища у духовного учителя, однако, большинство вайшнавов без поддержки своей садханы со стороны своего духовного учителя через посвящение не смогут поддерживать её. Более того, без посвящения, человек волен самостоятельно выбирать индивидуальные стандарты духовной жизни. Подобная практика зачастую приводит к неадекватной оценке своего духовного уровня и попыткам следовать по духовному пути, применяя не проходящие для этого методы духовной практики.

Получение же посвящения закрепляет в его жизни принятие определённых минимальных требований к своей духовной практике исходя из той её ступени, на которой он находится.

Посвящения является одним из, своего рода, маркеров для определения стандартов и правил духовной жизни.

Шрила Прабхупада выделяет этот момент в следующей беседе:

 

«У нас много преданных, которые следуют принципам, но они не бреют головы и носят кармическую одежду. Они поддерживают свое тело в чистоте, они преданные и привлекают множество местных, потому что часто с ними общаются. Они стараются придерживаться стандартов».

«Так и надо, — согласился Прабхупада. — Но, когда они инициируются, им следует брить голову. Стандарта нужно придерживаться. Если человек инициируется и продолжает выглядеть как хиппи, вряд ли это произведет должное впечатление на окружающих. Или вы считаете, что это нормально? Нет, это неправильно. Когда они только появляются, заходят в храм с улицы и присоединяются к киртану, они еще могут носить обычную одежду. Тогда это ещё неважно. Но после получения посвящения они должны следовать правилам и предписаниям, установленным их духовным учителем. В противном случае им не следует получать этого посвящения. Это же просто. Пусть они воспевают, принимают прасад, мы не против. Но когда они получают посвящение, они должны следовать. Это неоспоримое правило. Если не хотите причинять им беспокойств, тогда пусть они поют, танцуют, принимают прасад. Мы не возражаем. Но тогда не рекомендуйте их на инициацию, пока они не согласятся следовать всем правилам и предписаниям, установленным духовным учителем. Трансцендентный дневник Хари Шаури прабху, 2.4.2, 5.05.76, Гонолулу

 

Как же понять, кто достоин посвящения, и, особенно, какие перспективы оно отрывает перед тем, кто его получает?

Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, какой вид посвящения рассматривается.

Есть разные виды посвящения. О них будет рассказано в последующих главах.

Здесь же можно подчерпнуть ответы на два поставленных вопроса из высказывания Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами:

 

Из различных свидетельств шастр, приведенных в «Шри Хари-бхакти-виласе», мы узнаем, что все человеческие существа, шудры или не шудры, — пусть даже они не могут получить савитру, то есть ведическое посвящение, — определённо достойны посвящения панчаратрика. Неважно, жил человек в гурукуле после получения ведической инициации или нет, падал брахман с высоты соблюдения религиозных обетов или нет, родился человек в семье шудры или даже ниже — совершая благочестивые поступки, любой может стать достойным посвящения панчаратрика. Человек, получающий посвящение панчаратрика, несомненно, становится дважды рождённым. Писания говорят, что колокольная бронза, смешанная со ртутью определенным образом, превращается в золото — так и человек, принимающий посвящение панчаратрика от истинного духовного учителя, несомненно, становится дважды рождённым брахманом. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Брахман и вайшнав

 

В этой цитате говориться, что для савитра-дикши нужна определённая квалификация. Однако, для получения панчаратрика-дикши подходит любой человек, обладающий верой в Господа и желанием Ему служить.

Получение такого посвящения, при желании со стороны ученика, даёт возможность обрести необходимую квалификацию для повторения святого имени и поклонения Божествам.

Шрила Прабхупада также освящает этот вопрос, описывая своего рода признаки становления на духовном пути после посвящения:

 

Посвящение получает тот, кто искренен. Этот этап духовного развития называется бхаджана-крийей. Приняв посвящение, преданный начинает заниматься служением Господу по-настоящему, регулярно повторяя Харе Кришна маха-мантру (по 16 кругов каждый день), исключив из своей жизни недозволенный секс, одурманивающие и возбуждающие средства, мясо и азартные игры. Бхаджана крийа помогает человеку очиститься от скверны мат. существования. Он перестает ходить в рестораны, где подают “изысканные” блюда из мяса с луком, прекращает курить, пить чай и кофе. Он не только избегает недозволенного секса - он вообще отказывается от секса. И он не желает больше впустую тратить время на биржевые спекуляции и азартные игры. Таким образом человек очищается от всех пороков и нежелательных привычек (анартха-нивритти). Слово анартха относится ко всему нежелательному. Человек избавляется от анартх, по мере того как растет его привязанность к Сознанию Кришны. Нектар Наставлений, 7к

 

В этой цитате описан начальный уровень духовной практики. Вайшнава, находящегося на этом пути называют каништха-адхикари (преданный Господа, не обладающий твёрдыми верой и знанием для достижения конечной цели этой практики). Однако, такой садхака (человек следующий определённой садхане (регулируемой практике)), следуя наставлениям более возвышенного вайшнава, и приняв от него рамки для духовного пути, может продвинуться по этому пути дальше.

Развивая мысль о духовном росте вайшнава, Шрила Прабхупада объясняет, что не следует останавливаться на уровне начинающего преданного. Вот что он пишет по этому поводу в комментарии к пятому стиху Нектара наставлений:

 

Не следует останавливаться на уровне каништха-адхикари, преданного низшего класса, которого привлекает только поклонение Божеству в храме. Описание такого преданного приводится в Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам” (11.2.47):

“Того, кто с верой и преданностью поклоняется Божеству в храме, но не знает, как вести себя с преданными и другими людьми, называют пракрита-бхактой или каништха адхикари”.

Необходимо подняться с уровня каништха-адхикари на уровень мадхйама-адхикари. Мадхйама-адхикари описан в «Шримад-Бхагаватам” (11.2.46) следующим образом:

“Мадхйама-адхикари - это преданный, который поклоняется Верховной Личности Бога как высшему объекту своей любви, поддерживает дружеские отношения с преданными Господа, милостив к невежественным и избегает общения с завистливыми”. Нектар Наставлений, 5к

 

Далее в тексте этого же комментария, Шрила Прабхупада, описывает духовный рост человека, привлечённого путём вайшнавизма. Здесь он отмечает важность посвящения у духовного учителя для прогресса на этом пути в частности, для «начала повторения святого имени»:

 

Движение сознания Кришны дает шанс каждому вне зависимости от его происхождения, вероисповедания и цвета кожи. Мы приглашаем всех присоединяться к нашему движению, приходить в наши храмы, принимать прасад и слушать о Кришне. Видя, что кто-то действительно интересуется сознанием Кришны и хочет получить посвящение, мы принимаем его в ученики, чтобы он мог начать повторять святое имя Господа. Если преданный-неофит получил посвящение и, выполняя указания духовного учителя, начал заниматься преданным служением, его нужно считать настоящим вайшнавом и выражать ему почтение. Нектар Наставлений, 5к

 

Продолжая развивать эту тему, Шрила Прабхупада приводит цитату из другого писания в котором отмечается, что дикша – это условие для принятия Господом преданного Ему как истинного вайшнава:

Метод, благодаря которому в преданном развивается привязанность к Кришне, описан в “Чаитанья-чаритамрите” (Антья, 4.192):

дикша-кале бхакта каре атма-самарпана

сеи-кале кришна таре каре атма-сама

“С момента посвящения, когда преданный полностью от дает себя служению Господу, Кришна начинает смотреть на него как на равного Самому Себе”. Нектар Наставлений, 5к

 

Выделяет Шрила Прабхупада и то, как процесс посвящения помогает изменять сознание ученика, показывая это на примере своих учеников, выходцев из богатых и благополучных семей. Эти ученики, имея довольно комфортные условия для жизни, после посвящения значительно пересмотрели свои материальные пристрастия и потребности в сторону их уменьшения и устремили свой взор в сторону духовной жизни

 

Смысл дикши, духовного посвящения, объясняет в “Бхакти-сандарбхе” (868) Шрила Джива Госвами:

“Благодаря дикше в человеке постепенно исчезает тяга к материальным наслаждениям и просыпается интерес к духовной жизни”.

Тому можно найти немало примеров, особенно в Европе и Америке. Многие мои ученики - выходцы из Богатых и уважаемых семей - быстро утрачивают всякий интерес к материальным наслаждениям и проникаются желанием вести духовную жизнь. Несмотря на то, что они выросли в очень богатых семьях, многие соглашаются жить в условиях, которые никак не назовешь комфортабельными. Ради Кришны они готовы смириться с любыми условиями - лишь бы жить в храме и общаться с вайшнавами. Когда человек до такой степени утрачивает интерес к материальным наслаждениям, он может получить посвящение у духовного учителя. Нектар Наставлений, 5к

 

Пример с учениками, выходцами из западной культуры, приведённый Шрилой Прабхупадой в этой цитате, является наглядной иллюстрацией стиха из Таттва-сагары, который упоминается в цитате Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, приведённой выше в этой главе. Для удобства сам стих приведён ниже:


йатха канчанатам йати камсйам раса-видханатах

татха дикша-видханена двиджатвам джайате нринам

 

"Как металл превращается в золото, смешиваясь с ртутью в алхимическом процессе, так и тот, кто должным образом обучен и инициирован истинным духовным учителем, немедленно становится брахманом".

Подобно этому примеру, изначально, совершенно не готовые, не понимающие всех нюансов, а зачастую, и не до конца желающие полноценно следовать по конкретному духовному пути люди, получая посвящение и применяя методы духовной практики под руководством духовного учителя, эти люди очистили своё «стартовое» сознание и достигли положения полноценного вайшнава.

Это пример ещё раз доказывает то, что даже если какие-то утверждения из писаний кажутся на первый взгляд не возможными или не практичными (в случае с этой цитатой, некоторые комментаторы в рамках традиционной культуры, сложившейся на территории современной Индии, утверждали, что при всём желании, из чандала или шудры невозможно сделать полноценного брахмана) однако, необходимо лишь создать необходимые условия, получив на это санкцию Господа через парампару, и тогда, плоды этих утверждений перейдут в проявленную стадию.

 

Но вернёмся к обсуждению влияния посвящения на духовный рост.

Далее, Шрила Прабхупада сравнивает процесс посвящения с целью, на духовном пути которой можно достичь лишь, преисполнившись решимости следовать самоограничениям для духовного роста, подтверждая тем самым положения, описанные выше:

 

Желающим достичь совершенства в духовной жизни «Шримад-Бхагаватам” (6.1.13) рекомендует следующее: тапаса брахмачарйена шамена ча дамена ча. Человек, который действительно хочет получить дикшу, должен быть готов совершать аскезы, соблюдать целибат, укрощать ум и плоть. Тот, кто готов к этому и желает обрести духовное знание (дивйам джнанам), достоин получить посвящение. Нектар Наставлений, 5к

Наряду с этим любой набор качеств ученика, и любой набор видов духовной деятельности, должны привести к тому, что духовный учитель одобряет их. Шрила Санатана Госвами пишет, что получение посвящения – это результат удовлетворения духовным учителем практикой своего ученика

 

«Серьезному человеку следует почитать своего духовного учителя наравне в Богом и потому служить ему с искренним сердцем, своим телом (каким бы богатством он ни обладал) и приятными словами. Он должен делать это, думая о духовном учителе, как о том, кто не отличается от Верховного Господа, в трезвом состоянии ума в течение трех лет. Когда духовный учитель станет доволен учеником, он может дать мантру на инициации». Шрила Санатана Госвами, Диг-даршини-тика

 

Наряду с этим, до того как доставить удовлетворение духовному учителю, человек должен доставить удовольствие Господу своими попытками приблизится к полноценному следованию по духовному пути. Когда Господь удовлетворён действиями вайшнава на духовном пути, Он посылает к нему Своего представителя, для раскрытия конкретных методов духовной практики через процесс посвящения. Шрила Прабхупада проясняет это в следующей цитате:

 

Верховный Господь находится в сердце каждого живого существа, и, когда Он видит, что в живом существе пробудилось искреннее желание заниматься преданным служением, Он посылает к нему Своего представителя, как Он послал Нараду к Дхруве Махарадже. Об этом говорится в «Чайтанья-чаритамрите»: гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа — человек получает доступ к преданному служению по милости духовного учителя и Кришны. И поскольку Дхрува Махараджа был исполнен решимости, Кришна, Сверхдуша, тотчас послал к Дхруве Своего представителя, Нараду, чтобы дать ему духовное посвящение. Шримад-Бхагаватам 4.8.25к

 

В первой главе приводилось определение посвящения, в котором сказано, что один из составляющих его элементов – это обретение духовного знания.

Шрила Прабхупада, подмечая этот момент, приводит цитату из Шримад-Бхагаватам, в которой говорится, что посвящение – это условие для обретения трансцендентного знания.

 

На языке священных писаний дивйам джнанам называют тад-виджнаной - “знанием о Всевышнем”. Тад-виджнанартхам са гурум эвабхигаччхет: тот, кого интересует трансцендентная наука об Абсолютной Истине, должен получить посвящение. Такому человеку следует обратиться к духовному учителю и попросить у него дикшу. В «Шримад-Бхагаватам” (11.3.21) также сказано: тасмад гурум прападйета джиджнасухшрейа уттамам - “Тот, кто действительно интересуется трансцендентной наукой об Абсолютной Истине, должен обратиться к духовному учителю”. Нектар Наставлений, 5к

 

Заканчивая развитие этой мысли, на страницах приведённого комментария, Шрила Прабхупада объясняет, что посвящение – это не просто ритуал, но процесс постижения знания, который начинается с признания нашего стремления к нему в момент посвящения у истинного духовного учителя.

И только после соблюдения этих условий, вайшнав может перейти на уровень твёрдой, осознанной практики мадхьяма-адхикари (вайшнава, обладающего необходимыми решимостью, верой и знанием для эффективного духовного роста).

 

Нельзя принимать духовного учителя, если вы не собираетесь следовать его наставлениям. Нельзя также смотреть на принятие духовного учителя и духовную практику как на дань моде. Нужно стать джиджнасу, то есть гореть желанием получить знания от истинного духовного учителя. Необходимо спрашивать его только о том, что имеет отношение к трансцендентной науке (джиджнасухшрейа уттамам). Слово уттамам означает “то, что лежит за пределами сферы материального знания”. Тама значит “тьма материального мира”, а ут переводится как “трансцендентный”. Обычно людей интересует только то, что связано с мирской жизнью; но как только человек, утрачивая интерес к подобным темам, сосредоточивает свое внимание на трансцендентных предметах, он становится достоин посвящения. Преданного, который получил посвящение у истинного духовного учителя и серьезно занимается служением Господу, следует считать мадхьяма-адхикари. Нектар Наставлений, 5к

 

Подводя итог этой главы можно обозначить несколько связей посвящения с духовным ростом:

- посвящение является показателем серьёзности на духовном пути. Получая посвящение, вайшнав принимает предписания от духовного учителя, и, придерживаясь их, начинает свой духовный путь

- получение посвящения связано с дальнейшим обретением необходимых качеств для духовного роста, и оно не зависит от происхождения получившего его ученика

- посвящение становится отправной точкой для регулируемого преданного служения в продвижении по этапам бхакти-йоги.

- посвящение открывает доступ к полноценному повторению святого имени (этот вопрос будет рассмотрен более подробно в главе 8)

- посвящение – это условие для принятия нас со стороны Господа как Своего преданного

- посвящение помогает переформатировать сознание для пробуждения искреннего интереса к духовному знанию

- посвящение не достигается вальяжно, без каких-либо усилий, «за выслугу лет» в духовной жизни. Его достижение связано с приложением определённых усилий, направленных на его получение.

- посвящение – это плод стараний ученика и удовлетворения этими стараниями со стороны учителя и Господа

- реализуя процесс посвящения на практике (см. определение в главе 1), человек способен выйти на устойчивый уровень духовной жизни, на котором в его сознании сможет начать пробиваться спонтанное желание служить Господу.

О том возможно ли самостоятельно добиться милости от Господа будет рассмотрено в следующей главе.

 

Глава 4. Самостоятельное обретение духовного знания.

 

В предыдущих главах довольно часто упоминалось о том, что основной задачей посвящения является помочь ученику обрести духовное знание. Духовное знание находится в компетенции Господа и отражено в писаниях.

Можно задаться вопросом: «А возможно ли самостоятельное извлечение духовного знания из писаний, минуя посредника в лице гуру?»

И действительно, всё, чему нас учит гуру описано в книгах, а если мы чего-то не понимаем, то Господь из сердца подскажет нам что делать.

Можно даже привести в подтверждение этих слов стих из Бхагавад-гиты 10.10, произнесённый Самим Верховным Господом:

 

«Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне»

 

Чтобы прояснить этот момент, нужно обратить внимание на то, как Шрила Прабхупада объясняет эту мысль в комментарии к данному стиху:

 

Если человек получил посвящение у истинного духовного учителя и состоит в духовной организации, но, несмотря на это, ему недостает разума, чтобы достичь совершенства, то Кришна изнутри дает ему указания, которые в конечном счете помогут ему без труда прийти к Господу. Бхагавад-гита 10.10к

 

В этом отрывке Шрила Прабхупада допускает такую возможность для того, кто уже получил посвящение, но, не способен до конца разобраться в нюансах духовной практики.

Тогда Господь добавляет недостающее знание в практику такого вайшнава.

Из этого стиха не следует что пройти духовный путь можно самостоятельно, но возможно, правильно взаимодействуя с обществом вайшнавов. Об этом говорилось в предыдущем стихе (Бхагавад-гита 10.9)

В частности, об эксклюзивности взаимодействия с духовным учителем для постижения знания шастры говорится в следующих текстах:

(Верховный Господь лично сказал)

 Сначала преданный должен поклоняться своему духовному учителю и затем предложить поклонение Мне. Только таким путём можно обрести совершенство. Если кто-то избегает этого правила, то он не получит ничего ощутимого даже огромными усилиями. Смрти-Махарнава (цитируется в Хари-бхакти-виласа, 4.344)

(Шри Нарада сказал)

 Человек, который поклоняется кому-то перед своим духовным учителем, встретится с большими трудностями в своей жизни, и его поклонение не принесёт особо ощутимых результатов. Смрти-Махарнава (цитируется в Хари-бхакти-виласа, 4.345)

 

В другой части этого произведения Шрила Санатана Госвами приводит ещё несколько стихов, в которых подтверждается сказанное выше в этой главе:

Очень сложно обрести прибежище Господа Нарайаны с помощью развития знания. Источник всего знания – шастра, и шастра открывается через уста духовного учителя. Поэтому продвижение в духовном знании зависит от квалификации духовного учителя.

 О мудрецы, по этой причине духовный учитель принимается, как самый важный член человеческого общества. Верховный Господь принимает форму духовного учителя и милостиво освобождает падших обусловленных душ с помощью наставлений шастр.

 Обязанность тех, кто боится материального существования, — поклоняться лотосным стопам духовного учителя, который способен устранить всю темноту невежества через объяснение писаний. Почтительное принятие Ведической литературы через слушание уничтожает все греховные реакции, дарует человеку благочестие, очищает от всего осквернения и наделяет богатством, освобождением, стабильностью ума и, помимо всего этого, преданным служением. Тот, кто проповедует истинный комментарий на шастры всем классам людей, относится к джагадгуру. Хари Бхакти-виласа, 10.413-417

 

Шрила Прабхупада также отмечает необходимость взаимодействия вайшнава с Господом, в начале духовного пути, только через Его представителя, обладающего состраданием к подобным личностям:

 

Грешный человек не способен приблизиться к Самому Господу, но он легко может приблизиться к Его чистому преданному. И если он признает такого чистого преданного Господа своим наставником, то сможет постичь науку о Боге и в конце концов стать таким же, как этот трансцендентный чистый преданный Господа, получив таким образом освобождение и вернувшись домой, к Богу, туда, где царит вечное счастье. ШБ 2.7.46к

И, чтобы окончательно разобраться в вопросе получения откровения от Господа, минуя Его представителя, давайте ознакомимся с комментарием Шрилы Прабхупады к седьмому стиху девятой главы второй песни Шримад-Бхагаватам:

 

Чтобы достичь цели жизни, нужно следовать примеру Господа Брахмы, первого живого существа, появившегося на свет на заре творения. После того как Верховный Господь дал ему посвящение, побудив совершать тапасйу, он преисполнился решимости исполнить Его указание. И хотя Брахма не смог обнаружить никого, кроме самого себя, он понял, что услышанный им звук исходил от Господа. В то время Брахма был единственным живым существом во вселенной - тогда ещё не было создано ничего другого. Поэтому он не смог обнаружить никого, кроме самого себя. В самом начале Первой песни, в первом стихе первой главы, уже упоминалось, что Господь дал Брахме знания изнутри. В форме Сверхдуши Господь пребывает в сердце каждого живого существа, и Он дал Брахме посвящение, поскольку тот очень хотел его получить. Таким же образом Господь может дать посвящение любому, кто хочет этого.

 Как уже говорилось, Брахма является первым духовным учителем вселенной, и, с тех пор как он получил посвящение от Самого Господа, учение «Шримад-Бхагаватам» передаётся по цепи ученической преемственности. Чтобы постичь смысл этого учения, необходимо обратиться к духовному учителю, который в данный момент представляет цепь ученической преемственности. Получив посвящение от истинного духовного учителя, принадлежащего к этой цепи, необходимо начать совершать тапасйу, связанную с практикой преданного служения. Однако не следует считать, что мы находимся на одном уровне с Брахмой и Сам Господь даст нам посвящение изнутри, поскольку в наш век нет никого, кто был бы так же чист, как Брахма. Пост Брахмы - творца вселенной - предоставляется самому чистому живому существу. Тот, кто не обладает такой же чистотой, не может рассчитывать на то, что Господь окажет ему то же внимание, какое Он уделил Брахмаджи. Однако чистые преданные Господа, наставления писаний (особенно наставления «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам») и истинный духовный учитель, который всегда приходит к искренней душе, открывают перед человеком практически те же возможности. К тому, кто искренне стремится служить Господу, Господь приходит Сам в образе духовного учителя, поэтому истинного духовного учителя, которого встречает на своем жизненном пути искренний преданный, следует считать доверенным посланником Господа. Если человек находит истинного духовного учителя и принимает его руководство, это является несомненным доказательством того, что он добился долгожданной благосклонности Господа. Шримад-Бхагаватам 2.9.7к

 

В этом комментарии Шрила Прабхупада подчёркивает, что, находясь в положении подобном Господу Брахме можно рассчитывать на то, что Господь напрямую, без представителя откроет нам духовное знание, ибо, только в таком положении живое существо обладает необходимой чистотой для принятия подобного знания.

Более того, здесь же он подчёркивает мысль о том, что представителем Господа должен стать для нас тот, кто в данный момент является представителем парампары для нас и способен дать нам посвящение. Для удобства, ниже приведён этот отрывок из комментария выше:

 

«Шримад-Бхагаватам» передаётся по цепи ученической преемственности. Чтобы постичь смысл этого учения, необходимо обратиться к духовному учителю, который в данный момент представляет цепь ученической преемственности. Получив посвящение от истинного духовного учителя, принадлежащего к этой цепи, необходимо начать совершать тапасью, связанную с практикой преданного служения.

 

Есть ли возможность установить прямые отношения с Параматмой не достигнув положения Брахмы?

Ответ на этот вопрос описан в следующем стихе из Шримад-Бхагаватам:

Полностью избавившись от телесных представлений о жизни, Махараджа Притху постиг Господа Кришну, который в образе Параматмы пребывает в сердце каждого живого существа. Получая от Него наставления, он отказался от занятий йогой и гйаной. ШБ 4.23.12

 

Из этой цитаты видно, что достичь возможности постижения Параматмы можно при условии полного избавления от телесных представлений о жизни.

Этого состояния невозможно достичь на начальных этапах духовной практики. Зачастую, те, кто пытаются самостоятельно «получать наставления непосредственно от Параматмы» (Сверхдуши – экспансии Господа, находящейся во всех материальных телах рядом с живым существом), вступают в контакт со своими представлениями на то, как нужно заниматься духовной практикой, ретранслируемыми собственным умом на поверхность сознания.

Для предотвращения подобной ситуации, тому, кто встал на духовный путь, жизненно необходим «поводырь», способный разобраться в хитросплетениях наставлений писаний

Эту идею, до какой-то степени, можно объяснить на следующем примере:

Человеку, получившему травму, нарушившую функцию зрения, и, начавшему процесс лечения, поначалу приходится полностью опираться на информацию, полученную из окружающего мира при помощи других чувств. Однако, для правильной её интерпретации и деятельности на её основе необходима помощь кого-то, кто обладает зрением и может помочь правильно её применить.

 

Подводя итог этой главы, можно выделить два момента:

- самостоятельный контакт с Параматмой (Сверхдушой – Господом в сердце) напрямую возможен только для самых возвышенных вайшнавов.

- для остальных вайшнавов, общение с Параматмой осуществляется через Её представителя – духовного учителя.

(Для того, чтобы исключить из рассуждения читателя идеи о «заочном посвящении у возвышенных вайшнавов без желания с его стороны, ему стоит изучить этот вопрос ознакомившись со статьёй Шрилы Джайадвайты Свами: «В чем заблуждаются ритвики»).

Соответственно, при попытке самостоятельного извлечения духовного знания, вайшнав упирается в свою неспособность напрямую взаимодействовать с Господом. Для этого, ему необходим помощник на этом пути в лице духовного учителя.

Конечно, есть метод для глубокого и индивидуального духовного роста.

Анализ этого вопроса приводится в следующей главе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.094 с.)