Глава 7. Дикша не столь важна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Дикша не столь важна.



 

Есть ли среди утверждений шастр или комментариев к ним Шрилы Прабхупады такие, что говорят об отсутствии необходимости посвящения, или абсолютно все они однозначны и прямолинейны?

Ниже представлена подборка цитат, которые на первый взгляд попадают в категорию противоречивых по отношению ко всему, что было приведено выше.

В этой главе будет рассмотрена как форма, так и суть этих цитат.

Итак, для начала стоит ознакомиться с небольшой подборкой из писем Шрилы Прабхупады.

 

"Ученическая преемственность не всегда означает, что надо быть формально инициированным. Ученическая преемственность – значит принимать заключение, передающееся по преемственности". Письмо Шрилы Прабхупады Динешу, 31.10.69"

 

Преемственность в нашей традиции действительно основывается на шикше (передаче знания). Не все ачарьи нашей парампары (цепи ученической преемственности) получали посвящение непосредственно у предыдущих ачарьев в ней же. Примером могут послужить Шйамананда Пандит, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Гауракишора дас Бабаджи и другие.

Наряду с этим, подобное положение не говорит о том, что посвящения у них не было. Тот факт, что с нашей парампарой они связаны через бхагавата-марг не говорит о том, что у них не было панчаратрика-дикши. Наоборот, если более подробно изучить жизнь всех подобных вайшнавов, то можно убедиться в том, что все они имели духовное посвящение от истинных вайшнавов.

В приведённом выше письме Шрила Прабхупада объясняет схему передачи духовной традиции на основе принятия наставлений без учёта того, где вайшнав получил посвящение.

Шрила Прабхупада акцентирует внимание на этом в следующем письме:

 

«Бхактивинода Тхакур не был формальным духовным учителем Гауракишоры даса Бабаджи Махараджа (...) формально Бхактивинода Тхакур был шикша-гуру Гауракишора даса Бабаджи Махараджа.» Письмо Даянанде 01.05.69

 

Этот момент он также поясняет в одном из интервью:

"Хорошо, есть инициация, или нет инициации, на первом месте знание… знание. Инициация – это формальность. Подобно тому, как вы ходите в школу, чтобы получить знание, а зачисление – это формальность. Это не очень важная вещь". (Интервью Шрилы Прабхупады, 16.10.1976, Чандигарх)

Чтобы это положение было проще понять, его можно проиллюстрировать на следующем примере.

Если человек принимает знание в одном историческом университете, а зачисленным студентом он является в другом, то, при условии, что в материалах этих университетов нет расхождений, не так принципиально, в какой конкретно университет он зачислен.

Наряду с этим, чтобы удостовериться в правильном понимании полученного знания, нужно пройти экзамен у представителя какого-то заведения. А если человек захочет передавать это знание, то слушать и признавать его повествования будут только если он причислен к какой-либо школе.

Конечно, принадлежность к школе не отменяет того, что человек может внести что-то новое в форму базисного знания этой школы, но, просто самоучка, не принимающий никакой школы за основу, восприниматься серьёзными людьми не будет.

 Этот момент будет также освящён в одном из приведённых писем Шрилы Прабхупады в девятой главе.

Есть ещё две цитаты, содержимое которых, на первый взгляд, подтверждает идею необязательности процедуры посвящения.

 

Посвящение – это формальность. Если вы серьезны, это и есть настоящее посвящение. Вы должны понять эту философию Кришны, и если вы решите, что серьезно принимаете сознание Кришны и будете проповедовать эту философию другим, это и будет вашим посвящением. Мое прикосновение – просто формальность. Ваша решимость – вот что является посвящением". Шрила Прабхупада, "В поисках божественного", журнал "Обратно к Богу", номер 49, 1970

"Так или иначе, с 1922-го по 1933-й год официально я не был инициирован, но во мне появилось стремление проповедовать учение Чайтаньи Махапрабху. Вот о чем я думал. Это и было посвящением от моего Гуру Махараджи". (Шрила Прабхупада, лекция, 10.12.1976, Хайдарабад)

В этих цитатах описана вторая часть панча-ратрика дикши (видвад-дикша). Здесь делается усиление на вторую часть, так как просто ритуал без неё бесполезен, а, исходя из комментария к ШБ 4.24.45-46 становится ясно, что вторая часть посвящения без первой – невозможна для тех, кто является садхакой.

Шрила Прабхупада проясняет эту тему на страницах книги Нектар преданности, где он поясняет, что ритуал без следования наставлениям приведёт к возвращению на путь материальных наслаждений:

 

Шрила Рупа Госвами предостерегает, что даже если человек по всем правилам получил посвящение от истинного духовного учителя, он не должен думать, что на этом его миссия окончена. И после посвящения он должен неукоснительно соблюдать все правила и ограничения. Если после принятия духовного учителя и обряда посвящения такой человек перестает следовать правилам и регулирующим принципам преданного служения, он вновь падает. Необходимо все время быть начеку и постоянно помнить, что мы являемся неотъемлемыми составными частицами трансцендентного тела Кришны, и наш долг как неотъемлемых составных частиц - служить целому, Кришне. Оставляя служение Кришне, мы вновь падаем. Другими словами, просто получить посвящение еще не значит достичь уровня настоящего брахмана. Для этого необходимо еще исполнять свой долг и очень строго следовать всем регулирующим принципам. Нектар Преданности гл.5

 

Далее, эта тема развивается на страницах комментария к стиху Шримад-Бхагаватам, где Шрила Прабхупада описывает возможность духовных изменений в жизни человека апостериорно, после получения посвящения:

 

Когда в своем прошлом рождении милостью великих мудрецов Нарададжи получил духовное знание, его жизнь резко изменилась, хотя он был всего лишь пятилетним ребенком. Этот важный признак проявляется после посвящения, полученного от истинного духовного учителя. Настоящее общение с преданными резко изменяет жизнь человека и ведет к духовному самоосознанию. Шримад-Бхагаватам 1.6.5к

 

В комментарии к стихам из Бхагавад-гиты приведённом ниже, Шрила Прабхупада поясняет, что процесс посвящения неразрывно связан с общением со святыми людьми. Подобное общение помогает постигать духовное знание, а исходя из определения посвящения, это возможно при реализации процесса самого посвящения, неотъемлемой частью которого является общение с духовно продвинутой личностью.

 

Деятельность в сознании Кришны называют саттвой, а того, кто в совершенстве постиг, что значит действовать в сознании Кришны, называют садху. В «Шримад-Бхагаватам» (3.25.25) сказано, что постичь природу этой деятельности можно только в обществе преданных. На это указывают слова сатам прасангат. Тот, кто лишён возможности общаться со святыми людьми, никогда не овладеет трансцендентным знанием. Когда учитель даёт ученику духовное посвящение или надевает на него брахманский шнур, он произносит слова ом тат сат. Бхагавад-гита 17.26-27к

Из этих комментариев видно, что раскрытие духовного знания без посвящения невозможно. Так как, суть посвящения – это реализация процесса передачи духовного знания, то непринятие посвящения делает этот процесс либо невозможным (до уровня, как минимум, ручи (см. ШБ 11.20.9)), либо очень трудно реализуемым.

Есть знаменитый стих из Чайтанья-чаритамриты, который часто используют как аргумент для подтверждения теории об отсутствии необходимости посвящения. При ознакомлении с ним необходимо внимательно изучить комментарий Шрилы Прабхупады к нему, в котором проясняется смысл этого стиха (несмотря на то, что этот отрывок довольно объёмный, всё же, так как идеи, изложенные в нём, довольно глубоко объясняют поднятую тему, он приведён практически полностью):

«Необязательно получать посвящение или совершать обряды, предшествующие посвящению. Нужно просто произносить вслух святое имя. Так даже низший из людей [чандал] сможет обрести освобождение».

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Джива Госвами объясняет, что такое дикша, в «Бхакти-сандарбхе» (283):

дивйам джнанам йато дадйат курйат папасйа санкшайам

тасмат дикшети са прокта дешикаис таттва-ковидаих

«Дикша — это метод, позволяющий пробудить в себе трансцендентное знание и уничтожить все последствия греховных поступков. Те, кто хорошо знает богооткровенные писания, называют этот метод дикшей». Правила, связанные с дикшей, объясняются в «Хари-бхакти-виласе» (2.3–4) и «Бхакти-сандарбхе» (283):

двиджанам анупетанам свакармадхйайанадишу

йатхадхикаро настиха сйач чопанайанад ану

татхатрадикшитанам ту мантра-деварчанадишу

надхикаро 'стй атах курйад атманам шива-самстутам

«Даже родившийся в семье брахмана не может проводить ведические ритуалы, пока не получит посвящение и не наденет священный шнур. Несмотря на то, что такой человек происходит из семьи брахмана, сам он становится брахманом лишь после посвящения и церемонии получения священного шнура. Без посвящения в брахманы невозможно надлежащим образом поклоняться святому имени».

В соответствии с правилами, регламентирующими жизнь вайшнавов, посвящение в брахманы является необходимостью. «Хари-бхакти-виласа» (2.6) цитирует следующее утверждение из «Вишну-ямалы»:

адикшитасйа вамору кртам сарвам нирартхакам

пашу-йоним авапноти дикша-вирахито джанах

«Какое бы преданное служение ни совершал человек, без посвящения у истинного духовного учителя оно не принесёт плода. Тот, кто не был должным образом посвящен в ученики, может снова родиться в животных видах жизни».

Затем в «Хари-бхакти-виласе» (2.10) приводится еще одна цитата:

ато гурум пранамйаивам сарва-свам виниведйа ча

грхнийад ваишнавам мантрам дикша-пурвам видханатах

«Долг каждого человека — принять истинного духовного учителя. Отдав ему всё — свое тело, ум и разум, — следует получить у него посвящение и стать вайшнавом».

В «Бхакти-сандарбхе» (298) приводится цитата из «Таттва-сагары»:

йатха канчанатам йати касйам раса-видханатах

татха дикша-видханена двиджатвам джайате нрнам

«Как колокольная бронза, соприкасаясь с ртутью, превращается в результате алхимической реакции в золото, так и человек, надлежащим образом посвященный в ученики, способен развить качества брахмана».

«Хари-бхакти-виласа» (17.11–12), объясняя, что такое пурашчарья, ссылается на следующие стихи из «Агастья-самхиты»:

пуджа траикалики нитйам джапас тарпанам эва ча

хомо брахмана-бхуктиш ча пурашчаранам учйате

гурор лабдхасйа мантрасйа прасадена йатха-видхи

панчангопасана-сиддхйаи пураш чаитад видхийате

«Утром, в полдень и вечером следует поклоняться Божеству, повторять мантру Харе Кришна, делать подношение предкам, совершать огненные жертвоприношения и кормить брахманов. Эти пять обязанностей составляют пурашчарью. Чтобы посвящение у духовного учителя привело к полному успеху, необходимо прежде совершить обряд пурашчарьи».

В «Хари-бхакти-виласе» (17.4–5, 7) сказано:

вина йена на сиддхах сйан мантро варша-шатаир апи

кртена йена лабхате садхако ванчхитам пхалам

пурашчарана-сампанно мантро хи пхала-дхайаках

атах пурашкрийам курйат мантра-вит сиддхи-канкшайа

пурашкрийа хи мантранам прадханам вирйам учйате

вирйа-хино йатха дехи сарва-кармасу на кшамах

пурашчарана-хино хи татха мантрах пракиртитах

«Без пурашчарьи невозможно достичь совершенства, даже если повторять эту мантру сотни лет. Однако тому, кто прошел через пурашчарья-видхи, достичь успеха нетрудно. Если человек хочет сделать свое посвящение в ученики совершенным, он сначала должен выполнить пурашчарью. Пурашчарья — это жизненная сила, позволяющая добиться успеха в повторении мантры. В отсутствие жизненной силы человек ни на что не способен. Аналогичным образом, какую бы мантру мы ни повторяли, без жизненной силы пурашчарья-видхи невозможно достичь в этом совершенства».

В «Бхакти-сандарбхе» (283–284) Шрила Джива Госвами так говорит о важности поклонения Божеству и посвящения (дикши):

йадйапи шри-бхагавата-мате панчаратради-ват арчана-маргасйа

авашйакатвам насти, тад винапи шаранапаттйадинам экатаренапи

пурушартха-сиддхер абхихитатват, татхапи шри-нарадади-вартманусарадбхих шри-бхагавата саха самбандха-вишешам дикша-видханена

шри-гуру-чарана-сампадитам чикиршадбхих кртайам

дикшайам арчанам авашйам крийетаива.

йадйапи сварупато насти, татхапи прайах свабхавато

дехади-самбандхена кадарйа-шиланам викшипта-читтанам

джананам тат-тат-санкочи-каранайа шримад-рши-прабхртибхир

атрарчана-марге квачит квачит качит качин марйада стхапитасти.

«В соответствии со Шримад-Бхагаватам поклонение Божеству не является обязательным, равно как и выполнение определенных предписаний „Панчаратры“ и других шастр. „Бхагаватам“ гласит, что, даже не поклоняясь Божеству, можно достичь успеха в жизни, если воспользоваться любым другим методом преданного служения. Например, достаточно найти прибежище у стоп Господа, обратившись к Нему с просьбой о защите. Тем не менее, вайшнавы, идущие по стопам Шри Нарады и его последователей, чтобы установить личностные отношения с Господом, стремятся снискать милость истинного духовного учителя, получив у него посвящение. И в этой духовной традиции преданные после посвящения обязаны начать поклоняться Божеству.

Хотя поклонение Божеству нельзя назвать сутью преданного служения, большинство кандидатов в преданные настолько обусловлены материей, что им необходимо заниматься таким поклонением. Если посмотреть на состояние тела и ума таких людей, мы увидим, что их привычки нечисты, а ум возбужден. Поэтому, чтобы избавить их от материальной обусловленности, великий святой Нарада и другие мудрецы в свое время установили разного рода правила поклонения Божеству». Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила 15.108

В этом комментарии, несмотря на текст стиха, Шрила Прабхупада объясняет необходимость принятия дикши на начальных этапах духовного пути (минимум до стадии ручи). Он подчёркивает этот принцип в последнем абзаце комментария.

К тому же, подобная практика является элементом принятия прибежища в традиции идущей вслед за Нарадой Муни, показавшим пример духовного пути. Этот вопрос будет разобран подробнее в главе 9.

 

Подводя итог этой главы можно выделить следующие моменты:

- цитаты, в которых Шрила Прабхупада упоминает про отсутствие необходимости получать посвящение, имеют отношение к сосредоточению тех, кому они адресованы, на сущностном аспекте посвящения. В случае, когда люди сосредотачивались на внешней форме посвящения, Шрила Прабхупада указывал им на подчинённое значение этого элемента по отношению к осознанной его части – следовании наставлениям духовного учителя.

- Шрила Прабхупада, внешне противопоставляя два этих элемента, по сути, не исключает наличие одного из них на пути духовного роста.

Этот вопрос он доходчиво проясняет, написав подробный комментарий к вышеприведённому стиху из Чайтанья-чаритамриты, который может быть воспринят не однозначно.

Разобрав цитаты, приведённые выше, становиться ясно, что посвящение, всё же, необходимо для духовной практики.

Наряду с этим, есть же описание величия Святого Имени способного даровать все блага на духовном пути. Утверждение, что посвящение необходимо, казалось бы, принижает могущество Святого Имени.

Что бы разобраться в этом вопросе, нужно более предметно подойти к утверждениям о связи посвящения с могуществом Святого Имени. Это будет сделано в следующей главе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.029 с.)