Глава 9. Дикша как часть традиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Дикша как часть традиции.



Посвящение – это составляющая часть нашей духовной традиции, берущей начало от Самого Господа. Первый представитель нашей сампрадайи (школы передачи духовного знания), Господь Брахма, получил духовное знание через посвящение от Самого Господа. С тех пор, посвящение присутствует в нашей духовной традиции постоянно, в том или ином виде. Ниже приведена цитата из беседы, в которой Шрила Прабхупада закрепляет необходимость обретения духовного знания в рамках духовной традиции через её представителя:

 

Шрила Прабхупада: Дикша значит – дивья-гьянам кшапайати ити дикша. То, что объясняет дивья-гьяну, трансцендентное, это и есть дикша. Ди – дивья, дикшанам. Дикша. Поэтому дивья-гьяна, трансцендентное знание… Если вы не принимаете духовного учителя, как вы получите трансцендентное знание… Вас будут учить здесь и там, здесь и там, и вы зря потратите время. Вы впустую потратите свое время на так называемых учителей. Поэтому вас должен вести квалифицированный духовный учитель. (Шрила Прабхупада, беседа, 27.01.1977, Бхуванешвар)

 

Важную вещь подмечает Шрила Прабхупада в этой беседе. Получать знание человек будет вынужден всегда, особенно, в сферах его интересов. Поэтому, лучше принять прибежище в наставлениях человека, имеющего должную квалификацию в данном вопросе, что и является частью процесса посвящения. В противном случае, будет за зря потеряно время, ибо к этому этапу своей жизни подойти всё же придётся, рано или поздно.

Вносить изменения в эту традицию под силу лишь её могущественному представителю, уполномоченному на это Господом. Без сомнения, Шрила Прабхупада является такой личностью, но даже он не стал убирать духовного посвящения из неё. Вот что он пишет:

 

«Во времена моего Гуру Махараджа, человек, если даже он происходил из брахманской семьи, получал посвящение в соответствии с системой панчаратрики, которая рассматривала его как шудру. Так что наследственный брахманизм неприменим в наше время. Мой Гуру Махарадж торжественно вручал священный шнур в соответствии с системой панчаратрики и Хари-бхакти-виласой Шрилы Санатаны Госвами, и так должно продолжаться. Согласен с этим класс священников или нет — не имеет значения.

…Для того, чтобы спасти людей от оскорбления вайшнавов, Он настойчиво вводил церемонию вручения священного шнура, и мы должны продолжать следовать по Его стопам... Система, введенная моим Гуру Махараджем, — научно обоснованная и применяемая, свободная от эксплуататорского смысла родовой кастовой системы, — это шанс для всех членов общества действительно подняться на духовный уровень». Шрила Прабхупада 28.11.1970

 

Шрила Прабхупада в этом письме дважды повторяет о необходимости продолжать практику посвящения в соответствии с панчаратрика-видхи.

Чтобы избежать измышлений о том, что это письмо могло нести контекстный характер, ниже приведен фрагмент текста комментария к стихам Шримад Бхагаватам, в котором Шрила Прабхупада также подчёркивает этот момент:

 

В наше время Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ввёл церемонию вручения священного шнура своим ученикам-вайшнавам, чтобы люди поняли, что, если человек становится вайшнавом, значит, он уже приобрёл качества брахмана. Поэтому членам Международного общества сознания Кришны, которые получили два посвящения, то есть стали брахманами, нужно помнить, что они приняли на себя обязательство всегда быть правдивыми и терпеливыми, владеть своим умом и чувствами и т.д. Тогда их жизнь увенчается успехом. Шримад-Бхагаватам 10.7.13-15к

 

Может появиться сомнение в том, что посвящение столь уж необходимо. Из предыдущих цитат может сложиться впечатление, что его ввёл Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, а значит, что парампара до него существовала без посвящения.

В ответ на это, можно возразить, что:

1. Бхактисиддханта Сарасвати не ввёл, а восстановил традицию посвящения, дав возможность её получать представителям всех социальных ниш.

2. Он лишь сделал посвящение массовым явлением в нашей традиции.

3. Как было описано раньше, посвящение получили Господь Брахма, Нарада Муни, Шрила Вьясадева, что подтверждает авторитетность посвящения в нашей традиции с самого её начала.

4. Посвящение получал, а также давал и Господь Чайтанйа. Это не нововведение последних двух веков, но установленная практика. Вот что Шрила Прабхупада пишет об этом:

 

Шрила Нароттама дас Тхакур говорит: чхадийа ваишнава сева нистара пайечхе кеба, - только служа вайшнаву, можно освободиться из плена материи. Духовный учитель дает ученику посвящение, чтобы освободить его, и если ученик будет послушно выполнять указания духовного учителя и никогда не оскорблять других вайшнавов, то он заслужит их благосклонность, и перед ним откроется путь к освобождению. Вот почему Шри Чайтанйа Махапрабху, дав посвящение братьям Рупе и Санатане, попросил преданных благословить их. Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила 1.218к

 

Парампара создаёт рамки, действуя в которых, вайшнав продвигается к определённой духовной цели, определённым духовным методом. Шрила Прабхупада чётко обозначает приверженность к той или иной парампаре через процесс посвящения. Об этом он написал в письме одному из своих учеников:

 

Да, между получившим посвящение и не получившим огромная разница. Посвященный стоит в авторитетной цепи, а непосвященный — нет. Например, Прадьюмна посещает занятия по санскриту в колледже; ему предоставили возможность изучать санскрит, но он не является студентом официально. Когда человек получает посвящение, он обретает связь с великими учителями ученической преемственности. Тот, кто не имеет посвящения, может повторять «Харе Кришна», и, разумеется, его надо вдохновлять на это, а также на то, чтобы он служил по мере своих возможностей. Постепенно, делая все это, он захочет получить посвящение. В противном случае человек может отступить от соблюдения правил и предписаний. (Письмо Шрилы Прабхупады Сатсварупе, 14 ноября 1968 г.)

Шрила Прабхупада, на своём примере, не исключает официальной инициации, несмотря на то, что прибежище он описывает как проявление вдохновения передавать знания духовного учителя. Наоборот, официальное посвящение авторизует и закрепляет деятельность ученика на духовном пути со стороны духовного учителя.

 

"Так или иначе, с 1922 по 1933 год официально я не был инициирован, но у меня появилось вдохновение проповедовать учение Чайтанйи Махапрабху. Вот о чём я думал. Это и было посвящением от моего Гуру Махараджи. Я был официально инициирован лишь в 1933 году, потому что в 1923 году я уехал их Калькутты чтобы начать бизнес в Аллахабаде. Я всегда думал о моём Гуру Махарадже, что "Я встретил очень хорошего садху". Хотя я занимался бизнесом, я никогда его не забывал". Из лекции Шрилы Прабхупады в День ухода Бхактисиддханты Сарасвати 10 декабря 1976 года в Хайдарабаде.

 

Также, в приведённом ниже письме, Шрила Прабхупада подчёркивает необходимость официальной составляющей в виде посвящения в процессе обретения духовного знания через парампару:

 

В отношении твоего вопроса о важности посвящения: нужно понимать, что посвящение подразумевает получение учеником силы от Всевышнего через истинную ученическую преемственность. Посвящение необходимо. Конечно, любой человек получает благо, слушая послания «Шримад-Бхагаватам», но необходимо официально получить это знание в ученической преемственности. Например, Арджуна и Кришна были друзьями, но Арджуна официально вручил себя Кришне как ученик. Это чрезвычайно важно, и мы должны следовать примеру таких великих личностей, Арджуна слушал «Бхагавадгиту» из уст Кришны, но, кроме того, он предался Кришне как ученик: «Теперь я предаюсь Тебе; пожалуйста, научи меня». Таков метод. Надеюсь, я в достаточной степени прояснил для тебя этот вопрос. (Письмо Шрилы Прабхупады Джону Дарсиносу, 23 ноября 1968 г.)

Конечно, находиться под влиянием наставлений в той или иной парампаре не является жёстким условием. Если дикша-гуру (духовный учитель дающий посвящение) считает, что его ученику будет лучше развиваться в духовной жизни в рамках другой парампары, то он может санкционировать подобный шаг. Примеров этому довольно много как в прошлом (Шьямананда дас), так и в современности (духовные братья Шрилы Прабхупады, отправляющие своих учеников совершать служение в рамках ISKCON).

Однако, на этот шаг необходимо получить благословение своего дикша-гуру. Тогда, он не станет препятствием на духовном пути.

Более подробно в этом вопросе можно разобраться, пройдя курс «Ученик в ISKCON». На этом курсе подобные вопросы разбираются более детально.

 

Есть ещё один вопрос, который касается одновременно как посвящения, так и традиции. Это вопрос получения посвящения женщинами.

Так как в данной работе рассматривается обоснование посвящения как такового, то, этот вопрос будет затронут лишь вскользь.

В рамках нашей духовной традиции, нет разделения по половому признаку. Женщины получают посвящение в ней как дайшкйа, так и савитри наравне с мужчинами.

Этот момент выделяет Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в следующей цитате:

 

Человек, получающий посвящение панчаратрика, несомненно, становится дважды рождённым. Женщины, хотя и не проходят обряд получения священного шнура, также становятся дважды рождёнными, а посему достойными повторять святые имена и поклоняться Божествам. Принято считать, что люди, не удостоенные священного шнура, по сути и не получали посвящения. Однако в положении парамахамсы нет даже намека на варну (священный шнур) либо ашрам (данда и шафрановые одежды). Они не поклоняются Божествам, в отличие от тех, кто находится в варнашраме. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Брахман и вайшнав

 

Господь Брахма также подтверждает этот момент в следующей стихе, обращённом к Нараде Муни:

 

Души, предавшиеся Господу, даже если они принадлежат к тем, кто ведет греховную жизнь: женщинам, рабочим, горцам или коренным жителям Сибири, — и даже звери и птицы тоже могут постичь науку о Боге и вырваться из оков иллюзорной энергии, если предадутся чистым преданным Господа и будут следовать по их стопам, встав на путь преданного служения. ШБ 2.7.46

 

Прочитав этот стих, мужчинам не стоит обольщаться тем, что они не приравнены к тем, кто ведёт греховную жизнь. Практически всё население земли, на данный момент, подпадает под категорию людей, в той или иной степени, ведущих греховную жизнь, независимо от пола.

Также, в «Хари-бхакти-виласе» 1.194 даются следующие наставления относительно мантра-адхикарй, квалификации, необходимой для посвящения в мантру:

 

тантрикешу ча мантрешу дйкшайам йошитам апи

садхвйнам адхикаро ’сти шудрадйнам ча сад-дхийам

 

Не только полные веры дважды-рождённые брахманы, но также и целомудренные женщины, и благочестивые шудры, занятые в служении своему духовному учителю, квалифицированы для того, чтобы быть инициированными в повторение этой мантры. Это описано в тантрах.

 

Закрепил Шрила Прабхупада это положение для женщин тем, что они получают посвящение наравне с мужчинами в созданном им обществе ISKCON. В момент вайшнавского посвящения, мужчины получают вайшнавское имя, оканчивающееся на “даса”, а женщины - “даси”.

Он пишет об этом и про брахманическое посвящение в одном из писем своему ученику:

 

Для женщин священный шнур не предусмотрен, они могут просто прослушать запись мантры. В любом случае для каждого из них прилагаю листок с мантрой гайатри. Теперь научи их быть хорошими брахманами, поддерживать внутреннюю чистоту с помощью постоянного повторения «Харе Кришна» и внешнюю чистоту с помощью регулярных омовений. (Письмо Шрилы Прабхупады Куладри дасу, 28 апреля 1977 г.)

 

Для более детального изучения этого вопроса есть смысл обратиться к работам других вайшнавов, связанных с ним. В рамках же данной работы, этот вопрос имеет более прикладной характер, а так как это положение закреплено Ачарьей-основателем, то разбирать его глубже не представляется необходимым.

Однако, стоит вернуться к вопросу о связи посвящения с традицией. Нагляднее продемонстрировать этот вопрос, сможет следующий пример:

Воевать за свою страну человек может и в рядах партизанских отрядов, принимая самостоятельные решения о методах и целях своих поступков. Однако, такая деятельность, хоть и имеет конечную цель, подобную с целью генерального штаба армии, всё же, не может быть ему подотчётна. Представители официальной структуры армии не могут взять на себя ответственность за действия подобных отрядов и представлять их к официальным наградам и заслугам перед царём.

К тому же, иногда деятельность партизанских отрядов может даже принести проблемы в развитии стратегии картины сражения, так как их деятельность не согласована с основной идеей вооружённых сил.

Подобно этому, без сопричастности с духовной традицией, кто-то, возможно, и будет заниматься духовной практикой, однако, он не будет признан представителем парампары и тем самым, сведёт практически к нулю возможность достижения верного взаимодействия с Господом и Его преданными.

Подводя итог этой главы, можно сделать следующие выводы:

- Посвящение является частью нашей духовной традиции

- этот элемент использовался для передачи духовного знания в нашей парампаре с начала её проявленного состояния и не прерывался до нынешнего времени

- личности, наделённые Господом могуществом для внесения изменений в стандарты передачи знания в нашей духовной традиции, видоизменяли посвящение по форме, но оставляли его по сути.

Исследуя вопрос посвящения, в той или ной форме проявляется вывод о необходимости посвящения на духовном пути. Однако, есть ли прямые, недвусмысленные утверждения об этом? Следует немного глубже разобрать этот вопрос.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.027 с.)