Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и значение маркетинга на макро- и микроуровне↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
Тема: Ведение Маркетинг - это искусство создания ценности для потребителя. Ф. Котлер
Цель лекции: сформировать представление о целях, задачах и методах изучения дисциплины. 1. Роль и значение маркетинга на макро- и микроуровне. 2. Цель и задачи дисциплины. 3. Методы изучения дисциплины.
Литература 1. Анн Х., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с. 2. Ахметжанов Б.А. Маркетинг: Учебник. - Караганда: КарГТУ, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. 3. Баранова Н.А. Маркетинг. Учебное пособие: КГУ им. А. Байтурсынова, 2010. - 172 с. 4. Божук С., Ковалик Л. и др. Маркетинг. Учебник для вузов / Божук С., Ковалик Л., Маслова Т., Розова Н., Тоэр Т. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1264559 5. Рахимбаев А.Б., Бельгибаев А.К. Теория и практика маркетинга: Учебное пособие. - Алматы: Нұр-Пресс, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz.
Контрольные вопросы 1. Какова роль и значение маркетинга на макроуровне? 2. Какова роль и значение маркетинга на микроуровне? 3. Какова цель дисциплины? 4. Каковы задачи дисциплины? 5. Каковы методы изучения дисциплины
Тема: Теоретические основы и концепции маркетинга Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. П. Друкер
Цель лекции: сформировать представление о маркетинге, определить его роль и цели в управлении фирмой. 1. Сущность и содержание маркетинга. 2. Концепции маркетинга. 3. Функции и базовые принципы маркетинга. 4. Комплекс маркетинга. 5. Типы и виды маркетинга. 1 Сущность и содержание маркетинга В настоящее время наибольший эффект в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка. Маркетинг (от англ. market – рынок) – это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг. В основе маркетинга лежит очень простая исходная идея: производить то, что хочет покупатель и что, в общем, сможет удовлетворить его нужды, потребности и запросы, и по той цене, которую он готов при этом заплатить. Маркетологи считают: «Червяк должен нравиться рыбе, а не рыболову». Маркетинг – это чисто рыночное понятие, это не навязывание и проталкивание произведенного на неизвестный рынок товара, а научно разработанная концепция анализа и учета требований покупателей и разработка в соответствии с выявленными требованиями нового товара; это система организации продаж, включая меры по стимулированию и рекламе. Его функция – развитие взаимодействия между производителем, продавцом и потребителем в определенных рыночных условиях, имеющее целью получение прибыли каждым из его участников. В мире насчитывается более 2000 определений маркетинга, причем спектр взглядов при формулировании маркетинга довольно широк, а иногда и диаметрально противоположен. Маркетинг рассматривают как философию бизнеса, как конкретное руководство к действию и как этику делового поведения. Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена. Маркетинг – деятельность фирмы на рынке, направленная на превращение потенциального покупателя в клиента фирмы. Основные цели маркетинговой деятельности: расширение объемов продаж и рынков сбыта, увеличение занимаемой доли на рынке, рост престижа и прибылей, обеспечение обоснованности принимаемых руководством фирмы решений в области производственно-сбытовой и научно-технической деятельности, предсказуемость дальнейшего ее развития.
Концепции маркетинга Концепция маркетинга – это философия управления, которая способствуетполучению товаропроизводителями прибыли посредством удовлетворения потребностей потребителей путем сосредоточения внимания на долгосрочном и гибком определении сферы деловой активности, рынка, целевых групп потребителей, главных стратегических целей. Мировая наука и практика в области маркетинга и предпринимательства обосновали и рекомендуют выделять следующие концепции в эволюции маркетинга (см. Таблицу 1).
Комплекс маркетинга Комплекс маркетинга (marketing mix) – совокупность практических мер воздействия на рынок или приспособления деятельности фирмы к ситуации на рынке, а также своевременного и гибкого реагирования на ее изменения. Главная цель его разработки – обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ фирмы, завоевание прочных рыночных позиций. Составляющие комплекса маркетинга («4 Р»):
В настоящее время модель «4 Р» считается ограниченной, поэтому делаются попытки ввести в структуру маркетинг-микса дополнительные элементы, например, людей – people («5 Р»), public relations и politics («6 Р»). Трудно ранжировать составляющие комплекса маркетинга по их значимости, поскольку достижение поставленных целей возможно при условии эффективности каждой из них.
Типы и виды маркетинга На сегодняшний день исследователи проблем маркетинга выделяют множество классификаций (типов и видов) маркетинга. На практике большое распространение получила классификация видов маркетинга в зависимости от состояния спроса на рынке (см. Таблицу 2).
Литература 1. Анн Х., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с. 2. Ахметжанов Б.А. Маркетинг: Учебник. - Караганда: КарГТУ, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. 3. Баранова Н.А. Маркетинг. Учебное пособие: КГУ им. А. Байтурсынова, 2010. - 172 с. 4. Божук С., Ковалик Л. и др. Маркетинг. Учебник для вузов / Божук С., Ковалик Л., Маслова Т., Розова Н., Тоэр Т. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1264559 5. Рахимбаев А.Б., Бельгибаев А.К. Теория и практика маркетинга: Учебное пособие. - Алматы: Нұр-Пресс, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. Таблица 2 – Виды спроса и маркетинга
Контрольные вопросы 1. Что Вы понимаете под маркетингом и как трактуют сущность маркетинга сотрудники известной Вам фирмы? Каково современное состояние и чем объясняются особенности развития маркетинга на казахстанских предприятиях? 2. Какие основные цели преследует маркетинговая концепция управления фирмой? 3. Какие основные принципы и функции Вы выделите в маркетинговом подходе к управлению фирмой? 4. Каковы основные этапы эволюции маркетинга обосновали и рекомендуют выделять мировая наука и практика в области маркетинга и предпринимательства? 5. Что такое комплекс маркетинга, в чем состоит главная цель его разработки и каковы его составляющие?
Тема: Маркетинговые исследования
Цель лекции: усвоить сущность, формы и методы проведения маркетинговых исследований, процесс формирования маркетинговой информационной системы.
1. Сущность маркетинговых исследований. 2. Организация маркетинговых исследований. 3. Методы маркетинговых исследований. 4. Информационное обеспечение маркетинговых исследований.
Литература 1. Анн Х., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с. 2. Ахметжанов Б.А. Маркетинг: Учебник. - Караганда: КарГТУ, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. 3. Баранова Н.А. Маркетинг. Учебное пособие: КГУ им. А. Байтурсынова, 2010. - 172 с. 4. Божук С., Ковалик Л. и др. Маркетинг. Учебник для вузов / Божук С., Ковалик Л., Маслова Т., Розова Н., Тоэр Т. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1264559 5. Рахимбаев А.Б., Бельгибаев А.К. Теория и практика маркетинга: Учебное пособие. - Алматы: Нұр-Пресс, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. Контрольные вопросы 1. Объясните роль маркетинговых исследований в процессе управления фирмой. 2. Раскройте основные этапы процесса маркетинговых исследований. 3. В каких случаях целесообразно проводить кабинетные и полевые исследования? 4. Что представляет собой маркетинговая информационная система? 5. В чем преимущества и недостатки вторичной и первичной информации?
Тема: Маркетинговая среда
Цель лекции: изучить структуру маркетинговой среды фирмы.
1. Маркетинговая среда и ее структура. 2. Микросреда маркетинга. 3. Макросреда маркетинга.
Микросреда маркетинга Микросреда маркетинга – факторы, тесно связанные с фирмой и воздействующие на ее способность обслуживать клиентов. К этим факторам относится сама фирма, поставщики, посредники, конкуренты, клиенты и контактные аудитории (см. Рисунок 1).
Рисунок 1 - Основные факторы микросреды маркетинга Для фирмы важно не только изучать специфику факторов микросреды и обеспечить их оптимальное сочетание, но и оказывать на них соответствующее воздействие.
Макросреда маркетинга Макросреда маркетинга – внешние факторы, оказывающие влияние на микросреду в целом. Составляющие макросреды представлены на Рисунке 2.
Рисунок 2 - Основные факторы макросреды маркетинга
Факторы макросреды отличаются значительной подвижностью и, как правило, неподвластны активному воздействию со стороны отдельной фирмы. Литература 1. Анн Х., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с. 2. Ахметжанов Б.А. Маркетинг: Учебник. - Караганда: КарГТУ, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. 3. Баранова Н.А. Маркетинг. Учебное пособие: КГУ им. А. Байтурсынова, 2010. - 172 с. 4. Божук С., Ковалик Л. и др. Маркетинг. Учебник для вузов / Божук С., Ковалик Л., Маслова Т., Розова Н., Тоэр Т. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1264559 5. Рахимбаев А.Б., Бельгибаев А.К. Теория и практика маркетинга: Учебное пособие. - Алматы: Нұр-Пресс, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. Контрольные вопросы 1. Что такое маркетинговая среда фирмы, какова ее структура? 2. Какие методы анализа маркетинговой среды Вам известны? 3. Что относится к основным факторам микросреды маркетинга, дайте их характеристику? 4. Опишите факторы макросреды маркетинга, приведите примеры из влияния на деятельность фирмы на рынке? 5. Какие из факторов маркетинговой среды фирмы поддаются воздействию со стороны фирмы, а какие нет?
Тема: Поведение потребителей на товарных рынках
Цель лекции: изучить особенности поведения потребителей на товарных рынках разных типов. 1. Потребительский рынок и поведение на нем покупателей. 2. Рынок товаров производственного назначения и поведение потребителей.
И поведение потребителей Рынок предприятий – это совокупность лиц и организаций, закупающих товары для использования их в дальнейшем производстве, для перепродажи или перераспределения. Основные отличия рынка товаров производственного назначения от потребительского рынка: - спрос на этом рынке определяется спросом конечных потребителей; - число потребителей на этом рынке существенно меньше, но сами потребители гораздо крупнее и географически сконцентрированы; - каналы распределения товаров промышленного назначения обычно короче; - спрос больше подвержен колебаниям; - потребители могут потребовать специального сервиса и т.д. Таблица 3 - Основные факторы, влияющие на поведение покупателей
Решения о закупках зависят от конкретных ситуаций совершения покупки, их может быть три: обычная повторная закупка, измененная повторная закупка и новая закупка. Факторы окружающей среды, а также межличностные и индивидуальные факторы оказывают на покупателя товаров промышленного назначения такое же влияние, как и на покупателя потребительских товаров. Однако на предприятия-покупателей воздействуют также организационные факторы. Процесс осуществления закупок предприятием включает следующие этапы: осознание потребности, общее описание потребности, оценка характеристик товара, поиск поставщиков, запрос предложений, выбор поставщиков, оформление заказа, оценка эффективности работы поставщика.
Литература 1. Анн Х., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с. 2. Ахметжанов Б.А. Маркетинг: Учебник. - Караганда: КарГТУ, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. 3. Баранова Н.А. Маркетинг. Учебное пособие: КГУ им. А. Байтурсынова, 2010. - 172 с. 4. Божук С., Ковалик Л. и др. Маркетинг. Учебник для вузов / Божук С., Ковалик Л., Маслова Т., Розова Н., Тоэр Т. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1264559 5. Рахимбаев А.Б., Бельгибаев А.К. Теория и практика маркетинга: Учебное пособие. - Алматы: Нұр-Пресс, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz.
Контрольные вопросы 1. Чем отличается потребительский рынок от рынка товаров производственно-технического назначения? 2. Какие факторы влияют на потребителя на потребительском рынке? 3. Опишите процесс принятия решения о покупке потребительского товара. 4. Какие факторы оказывают влияние на покупателя товаров промышленного назначения? 5. Опишите процесс принятия решения о покупке товара промышленного назначения.
Тема: Сегментирование рынка
Цель лекции: усвоить сущность процесса сегментирования рынка, выбора целевого рынка и необходимость проведения позиционирования товара на рынке.
1. Сущность и виды сегментирования. 2. Признаки и критерии сегментирования. 3. Выбор целевого рынка. 4. Позиционирование товара на рынке.
Выбор целевого рынка Целевой рынок включает один или несколько сегментов, отобранных для маркетингового изучения и для маркетинговой деятельности фирмы как наиболее оптимальные, выгодные и перспективные. Выбор целевого рынка предполагает оценку, с одной стороны, требований внешних условий бизнеса, маркетинговой среды, запросов отдельных сегментов рынка, а с другой стороны, учет производственно-сбытовых возможностей фирмы. Иначе говоря, с одной стороны, надо определить привлекательность различных сегментов рынка, а с другой стороны – конкурентные преимущества фирмы, способные его завоевать или расширить позиции на нем. Такое подобное «взвешивание» и позволяет найти целевой, или плодоносный рынок. При поиске оптимального сегмента рынка рекомендуется пользоваться 2 методами: 1. Концентрированный метод, или метод «муравья», - ведется последовательная, от одного сегмента к другому, поисковая работа целевого рынка; осваивается один сегмент рынка, затем следующий и т.д 2. Дисперсный метод, или метод «стрекозы» - метод проб и ошибок или метод «метания стрел» – он предполагает выход товара сразу на максимально возможное количество сегментов рынка, с тем, чтобы впоследствии осуществлять отбор наиболее оптимальных, исключая по мере выявления убыточные, бесперспективные сегменты. Стратегии Котлера – Портера Если объединить основные направления маркетинговых стратегий по двум аспектам – выбор целевого рынка и стратегическое преимущество (уникальность товара или его цена), то можно выделить следующие основные стратегии фирмы. Стратегия массового, недифференцированного, стандартного маркетинга. В этом случае фирма-продавец пренебрегает различиями в сегментах и обращается ко всему рынку сразу с одним и тем же товаром. Стратегия дифференцированного маркетинга. Фирма производит различные виды одного товара, отличающиеся потребительскими свойствами, качеством, оформлением, упаковкой и т.д. и предназначенные для различных групп потребителей на рынке. Стратегия концентрированного, целевого маркетинга. Фирма-продавец концентрирует свои усилия на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка, разрабатывает маркетинговые подходы и производит товары в расчете на удовлетворение именно этих групп покупателей.
Литература 1. Анн Х., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с. 2. Ахметжанов Б.А. Маркетинг: Учебник. - Караганда: КарГТУ, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. 3. Баранова Н.А. Маркетинг. Учебное пособие: КГУ им. А. Байтурсынова, 2010. - 172 с. 4. Божук С., Ковалик Л. и др. Маркетинг. Учебник для вузов / Божук С., Ковалик Л., Маслова Т., Розова Н., Тоэр Т. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1264559 5. Рахимбаев А.Б., Бельгибаев А.К. Теория и практика маркетинга: Учебное пособие. - Алматы: Нұр-Пресс, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. Контрольные вопросы 1. В чем заключается процедура сегментации? 2. Раскройте систему признаков и критериев сегментации рынка. 3. Прокомментируйте утверждение: «Целевой рынок – точка приложения маркетинга». Какие методы выбора оптимального сегмента Вам известны? 4. Какие стратегии Котлера - Портера Вам известны? 5. В чем заключается сущность позиционирования товара на рынке?
Тема: Товар в системе маркетинга
Цель лекции: сформировать представления о маркетинговых решениях по товару.
1. Товар в системе маркетинга. 2. Классификация товаров. 3. Жизненный цикл товара. 4. Товарный знак и его применение. 5. Упаковка и маркировка товара. 6. Сервис в системе товарной политики.
Товар в системе маркетинга Товар – это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность или это все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. К товарам относятся не только материальные вещи, но и услуги отдельных лиц, конкретные места, организации, идеи либо их сочетания. Выделяют три уровня товара: 1. товар по замыслу; 2. товар в реальном исполнении; 3. товар с подкреплением.
Классификация товаров Классификация товаров представлена в Таблице 4.
Таблица 4 - Классификация товаров
Жизненный цикл товара Жизненный цикл товара – это период существования товара с момента его появления на рынке до ухода с рынка (см. Рисунок 3).
Рисунок 3 – Жизненный цикл товара
Основные характеристики стадий жизненного цикла товара и типичные ответные реакции производителей освещены в Таблице 5.
Таблица 5 - Жизненный цикл товара: основные характеристики и типичные ответные реакции производителей
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сбыт | Слабый | Быстро растушуй | Медленно растущий | Падающий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прибыль | Ничтожно мала или отсутствует | Максимальная | Падающая | Низкая или нулевая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Потребители | Любители нового | Массовый рынок | Массовый рынок | Отстающие или консерваторы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Число конкурентов | Небольшое | Постоянно растущее | Большое | Убывающее | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Упаковка и маркировка Упаковка – оболочка товара. Выделяют внутреннюю, внешнюю и транспортную упаковки. Роль упаковки настолько возросла, что многие причисляют ее к пятой составляющей комплекса маркетинга (packing – упаковка). Основные функции упаковки:
Основные требования, предъявляемые к упаковке: - форма, размер, цвет товарной упаковки должны привлекать внимание; - упаковка должна создавать у потребителей благоприятное представление о товаре; - необходима продуманная связь между цветом упаковки и товаром; - товары производителя должны иметь единообразно оформленную упаковку; - упаковка не должна меняться слишком часто, поскольку это затрудняет узнавание товара; - упаковка должна помогать покупателю быстро выбирать именно тот товар, который ему нужен; - упаковка должна содержать достаточную для потребителя информацию о товаре. Маркировка товаров может проводиться с применением этикеток, ярлыков, штрихового кодирования и других подобных средств. Они могут иметь вид бирки, прикрепленной к товару, или сплошной графической композиции, являющейся неотъемлемой частью упаковки.
Литература 1. Анн Х., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с. 2. Ахметжанов Б.А. Маркетинг: Учебник. - Караганда: КарГТУ, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. 3. Баранова Н.А. Маркетинг. Учебное пособие: КГУ им. А. Байтурсынова, 2010. - 172 с. 4. Божук С., Ковалик Л. и др. Маркетинг. Учебник для вузов / Божук С., Ковалик Л., Маслова Т., Розова Н., Тоэр Т. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1264559 5. Рахимбаев А.Б., Бельгибаев А.К. Теория и практика маркетинга: Учебное пособие. - Алматы: Нұр-Пресс, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. Контрольные вопросы 1. Что такое товар в маркетинге? Какие уровни товара выделяют? 2. По каким признакам классифицируют товара? 3. Какие требования предъявляются к товарному знаку? Какие функции выполняет упаковка товара? 4. Что такое ЖЦТ и какие методы его продления Вам известны? 5. Что представляет собой сервисное обслуживание товара?
Тема: Товарная политика в маркетинге
Цель лекции: раскрыть мотивы инновационных введений, подходы к созданию, основные этапы разработки нового товара; изучить стадии и методы продления ЖЦТ. 1. Товарная политика: понятие, цели и место в комплексе маркетинга. 2. Ассортиментная политика. 3. Новый товар: понятие, мотивы инновационных введений, подходы к созданию. 4. Основные этапы разработки нового товара. 5. Конкурентоспособность товара и фирмы. Ассортиментная политика В плане товарной политики очень важна такая составляющая, как ассортиментная политика, одним из вопросов которой является определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы фирмы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность ее деятельности в целом. Ассортиментом является совокупность товаров, предназначенных: - для определенной области применения; - для продажи в определенном ценовом интервале; - для реализации в конкретных магазинах, супермаркетах, бутиках и т.д; - для определенной категории потребителей. Если фирма производит различные виды товаров, то сумму их ассортиментных групп называют товарной номенклатурой. Главные характеристики номенклатуры (ассортимента):
Не существует единых рекомендаций по составлению оптимальных наборов товаров, однако рекомендуется выпускать на рынок одновременно следующие товарные группы: - основную – товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии роста; - поддерживающую – товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости; - стратегическую – товары, призванные обеспечивать будущую прибыль предприятия; - тактическую – товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся, как правило, в стадии роста и зрелости. В ассортиментной политике также должны учитываться разрабатываемые товары и товары, уходящие с рынка. Направления ассортиментной стратегии:
Подходы к созданию Стержневым звеном товарной политики, включающим процессы поиска новой идеи и создания нового товара с учетом потребностей конечных потребителей, является инновационная политика. Рисунок 6 - Понятие нового товара Мотивы инновационных введений представлены на Рисунке 7. Рисунок 7 - Мотивы инновационных введений
Существующие подходы к созданию новых товаров раскрыты на Рисунке 8.
Литература 1. Анн Х., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с. 2. Ахметжанов Б.А. Маркетинг: Учебник. - Караганда: КарГТУ, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. 3. Баранова Н.А. Маркетинг. Учебное пособие: КГУ им. А. Байтурсынова, 2010. - 172 с. 4. Божук С., Ковалик Л. и др. Маркетинг. Учебник для вузов / Божук С., Ковалик Л., Маслова Т., Розова Н., Тоэр Т. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1264559 5. Рахимбаев А.Б., Бельгибаев А.К. Теория и практика маркетинга: Учебное пособие. - Алматы: Нұр-Пресс, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. Контрольные вопросы 1. Раскройте основные цели товарной политики фирмы. 2. Опишите основные направления ассортиментной стратегии фирмы. 3. Охарактеризуйте основные этапы разработки новых товаров. 4. Каковы мотивы инновационных нововведений? 5. Какие показатели необходимо учитывать, чтобы оценить конкурентоспособность товара? 6. Что Вы понимаете под конкурентоспособностью фирмы?
Тема: Ценовая политика маркетинга
Цель лекции: сформировать представления о маркетинговых решениях по цене.
1. Роль ценовой политики в комплексе маркетинга. 2. Методы ценообразования. 3. Ценовые стратегии.
Ценовые стратегии Маркетинг предлагает целый ряд ценовых стратегий, которые определяют необходимость использования либо высоких, либо низких цен. Наиболее представительными ценовыми стратегиями являются: стратегия «снятия сливок», стратегия «прорыва», стратегия дифференцированных цен, стратегия единых и эластичных цен, стратегия ценового лидера, стратегия увязывания уровня цен со стадиями ЖЦТ и др. На практике ценовые стратегии используются не обособленно по своим видам, а комбинированно, при наложении одних видов на другие в зависимости от конкретной ситуации на рынке и своих маркетинговых стратегических задач.
Литература 1. Анн Х., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с. 2. Ахметжанов Б.А. Маркетинг: Учебник. - Караганда: КарГТУ, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. 3. Баранова Н.А. Маркетинг. Учебное пособие: КГУ им. А. Байтурсынова, 2010. - 172 с. 4. Божук С., Ковалик Л. и др. Маркетинг. Учебник для вузов / Божук С., Ковалик Л., Маслова Т., Розова Н., Тоэр Т. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1264559 5. Рахимбаев А.Б., Бельгибаев А.К. Теория и практика маркетинга: Учебное пособие. - Алматы: Нұр-Пресс, 2014. – Режим доступа: http://www.rmebrk.kz. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте цели ценовой политики в маркетинге. 2. Что понимается под ценой в узком и широком смысле? 3. Какие факторы оказывают влияние на формирование цены? 4. Какие методы ценообразования Вам известны? 5. Опишите стратегии ценообразования.
Тема: Сбытовая политика в маркетинге
Цель лекции: сформировать представления о маркетинговых решениях по распределению.
1. Сбытовая политика в комплексе маркетинга. Канал распределения: понятие, типы. 2. Сбытовые стратегии. 3. Сущность и формы оптовой торговли. 4. Розничная торговля. 5. Электронная торговля. 6. Маркетинг-логистика.
Сбытовые стратегии Оптимизация количества торговых посредников сопряжена с выбором стратегии сбыта. Существует три вида стратегий: - интенсивный сбыт – это стратегия сбыта потребительских товаров повседневного спроса, предназначенных для широкого круга покупателей; предполагает большое число сбытовых организаций на конкретном рынке; - исключительный (эксклюзивный) сбыт – организуется как распределение новых товаров, которые позиционируются как эксклюзивные дорогостоящие модели; предполагает предельно небольшое количество сбытовых организаций на конкретном рынке; - селективный (избирательный) сбыт – это стратегия не связана с позиционированием товаров как уникальных, престижных, а организация сбыта находится на среднем уровне или несколько выше; предполагает среднее число сбытовых организаций на конкретном рынке, т.е. больше одного, но меньше общего числа, готовых заняться продажей данного товара.
Розничная торговля Розничная торговля – деятельность, связанная с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Розничная торговля выполняет следующие основные функции: - участвует в процессе сортировки, подбирая ассортимент товаров и услуг от большого числа поставщиков, и предлагает их для продажи; - предоставляет потребителям информацию через рекламу, витрины, надписи на упаковках, оказывает содействие другим участникам каналов сбыта в проведении маркетинговых исследований; - хранит товары, устанавливает на них цены, размещает в торговых помещениях, расплачивается с поставщиками за продукцию до ее реализации конечным потребителям; - продает товары и услуги и предоставляет покупателям кредит и другие услуги, например доставку товара. При описании типов розничных предприятий их классифицирует по разным признакам, например, уровню обслуживания, предлагаемому товарному ассортименту, относительному вниманию к ценам и многим другим.
Электронная торговля Электронная торговля, именуемая за рубежом «е-commerce», – это торговля через сеть Интернет при помощи компьютеров покупателя и продавца товара. Фактически предметом электронной торговли может быть любой продукт (товар, услуга, недвижимость, банковский продукт и т. п.). Сегодня основными товарами электронной торговли являются продовольственные товары, промышленные товары, информационный продукт. Ценность электронной торговли для покупателей состоит в том, что она значительно экономит время покупателя на поиск и покупку нужного ему товара. Для продавца ценность электронной торговли заключается в потенциальной возможности охватить своей торговлей бесчисленное количество покупателей. Развитие сети Интернет приве
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.139 (0.014 с.) |