Прогулки с зорицей по казани 2019 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогулки с зорицей по казани 2019



 

1.

Сегодня с Зорицей побывали в гостях в школе "СОлНЦе". Павел Шмаков провёл экскурсию по построенному вот только новому 5-этажному корпусу школы. А перед этим - провёл через палисадник перед старым зданием со стороны ул. Кави Наджми.

Цветы здесь каждый год сажают дети и их родители. Оказалось палисадник с историей, которую Шмаков и его команда разыскали в архивах. Подробности можно уточнить у него.

Купец Илларионов (если не ошибаюсь!), владелец дома (старого особняка XIX века, и до сих пор основного для школы "СОлНЦе", пока новейший построенный комплекс не введут в эксплуатацию)... так вот, купец, владелец особняка, упросил город отдать ему ещё кусочек улицы, чтобы разбить на нём этот палисад, как украшение для города.

Я бумаг не видел, но говорят, они есть, и если так - то этот палисадник - самый настоящий, продолжающийся с XIX века. Интересно, много ли таких?

Ну сейчас вот есть загвозка: через палисадник должен пройти проезд для пожарной машины к новому корпусу. И тогда - этот объект будет частично разрушен. Ну, так Шмаков говорит. Он пока разрешения не даёт на то, чтобы там делали проезд, и пытается найти другой вариант.

В общем - очередная мелкая войнушка, которых он ведёт легион сразу одновременно и по всем фронтам. Конечно, это всё вот с его слов я передаю, как есть.

Посты ПалАнатолича - то про татарский язык, то про УФСИН, то про другие подобные вещи - наверно, многим набили оскомину. Но эта каждодневная работа главного "сутяжника-директора" в конечном счёте ведь ведётся в интересах детей и всего нашего общества, и да - она такая, долгая, каждодневная, занудная, пристыжающая нас, общество, что мы не совсем хорошо помогаем в справедливом в общем-то деле (но кто-то, напротив, очень помогает!), но в конце концов, я думаю, все помогающие Павлу Анатоличу устают ему помогать, ибо слишком уж много вещей сразу у него на повестке, и он всё продолжает настырно требовать, добиваться... и требования его не заканчиваются после некоторых локальных побед. Ну потому, что жизнь не исправляется вся целиком и сразу, а только медленно и буксуя, а у него на повестке не одно, а сразу все необходимые исправления... неудобный, в общем, противный такой директор, неисправимый и любимый мной ПалАнатолич, достойный всяческих мнений и эпитетов, один из самых интересных, безумно-прекрасных и невыносимых людей, мне встретившихся и определивших и моё мировоззрение и всю мою жизнь.

 

P.S. Кажется, аварийный въезд для пожарных машин всё-таки пройдёт сквозь палисадник и уничтожит его…

 

2.

В целом, сегодня такой татарский день у нас с Зорицей... хотя начинался он в "Смене" с выставки-инсталляции Ильгизара Хасанова "Красное". Пожалуй, самый хороший текст об этом с объяснениями самого художника выходил в "Инде"...

ну вот - впереди одна странная фигура, позади - ещё три. Между ними - красные предметы из быта 1960-х... "наш паровоз вперёд летит, в коммуне остановка". Первый странный манекен - на взлетевших лыжах. Одежда его нечто среднее между одеянием советского чиновника и советского зэка...всё серое: шляпа, кофта, напоминающая одновременно и пиджак и ватник.

среди красных вещей - запомнил красную игрушечную лошадь, у меня такая была в детстве, книжку "одухотворённых люди", и детские красные сандалии, в одном японском фильме - люди после смерти (то есть их души) попадали в промежуточное место, они должны были на видеокассетах пересматривать всю свою жизнь, чтобы выбрать оттуда всего один эпизод, и только его как бы переснимут заново, и от жизни каждого человека останется только лишь один этот эпизод, всё остальное - канет в лету. Одна пожилая японка выбрала момент когда ей, девочке, купили эти красные сандалии... ну то есть, может там всё было не так, в этом фильме, но я - запомнил так. Ну и ещё рассказ, приписываемый Хемингуэю, что "продаются башмачки, детские, неношенные"... ну и ещё - фотография известная мальчика, где-то вскоре после дня Победы, в 1945 - получившего башмаки, прижимающего их к себе с выражением абсолютного счастья на лице...

А потом - мы оказались в галерее "Эбиволь", Татьяны Забегиной не было на месте - но выставка татарских костюмов на месте, прекрасные узоры на них, орнаментальные, на Зорицу всё это, конечно, производит глубокое впечатление.

Далее - пошли мы в музей Каюма Насыйри. По дороге, я рассказывал о нём, и о "книге воспитания", упомянул о календарях Насыйри, совсем чуть-чуть - о том, что он был ещё собирателем доисламского татарского фольклора, всяческих водяных и кикимор. Пошли мы туда ещё потому, что в гиде "visit Tatarstana" с афишей мероприятий на месяц, которую я взял в аэропорту, встречая Зорицу, обещали, что в музее этом пройдёт сегодня вечер: "Казанские татары. Традиции гостеприимства".

Ну, традиции у татар, по версии музейщиков из "Насыйри" оказались специфическими: к нам вышел человек, и сказал: что это только для групп, по предварительной записи (в гиде, взятом в аэропорту, об этом, разумеется, не было ни слова!), и группа к ним уже придёт, а мы, разумеется, к группе присоединиться не можем.

Я уверен, что в цивилизованных странах не может такого произойти. Это, конечно, мелочь, но будь я директорам, и увидев, что гости расстроены и их фактически обманули - я постарался бы - тем более все условия были, мы пришли за час до мероприятия, ну хоть чаем нас угостить в беседке. В беседке в саду, кстати, стоял уже мёд, видимо, для будущего гостеприимства по записи.

Экспозиция в самом музее - мне понравилась. И этот запах травы - Каюм-ага был ведь ещё и травником, об этом я тоже Зорице говорил, и здесь его травки выращивают, и для детей проводят тематические занятия по лекарственным травам. Вообще - атмосфера старого татарского дома передана, конечно. Никто не предложил нам никакой экскурсии. Никто не стремился рассказать нам что-нибудь о Каюме Насыйри. Никто не спросил, а знаем ли мы хоть что-нибудь о человеке, которому посвящен музей.

Этой болезнью болеют до сих пор некоторые наши музеи. Так недавно - мне пришлось ругаться с охранником музея Горького - где в целом работает много замечательных сотрудников. Я приходил отдавать книгу на выставку "книга художника" - Анна Фёдорова сделала свою книгу по моей "Сказке о падшем ангеле". Вбежал, запыхавшись, где, мол, тут у вас книгу на выставку принимают.

И тут - охранник решил на мне свой синдром вахтера отработать. "Остановитесь. Вы кто? Спросите как следует." И ещё несколько вопросов в фельдфебельском духе, так что мне пришлось вступить уже в перепалку. И, конечно, я ему выпалил, что плохой вы работник. Человек в музее должен делать всё, чтобы посетителю захотелось ещё раз переступить порог и войти в этот мир, а не отбивать у него всякое желание заходить впредь.

После музея Насыйри и фильма "Король-Лев", мы пришли на набережную Озера Кабан, где как раз нас ждал обратный пример. Наш великолепный Олег Ивенко, звезда балета, Исполнитель роли Нуреева в фильме Рэйфа Файнса «Белый ворон» - давал мастер-класс для всех желающих. Ну, такой уж общий фитнес. Зорица видела Олега и в прошлый приезд в Казань (как раз шёл танцевальный фестиваль), а потом - видела и в Сербии: он приезжал на премьеру фильма. И вот - когда известный человек что-то делает вместе с горожанами и для них на открытых площадках города - это так здорово!

А потом - был у нас ещё один "татарский пункт" нашей сегодняшней прогулки, мы зашли в культурный центр "Дом татарской книги" на ул.Островского, и его директор Луиза Янсуар, моя подруга, поэт, и лауреат премии Беллы Ахмадуллиной, между прочим, провела нам великолепную экскурсию, и мы уже наметили заодно совместные творческо-просветительские планы на осень, лекции и встречи, которые я мог бы для них провести.

Нести культуру, делиться ей, великое искусство, конечно, следуем ли мы там самым "традициям гостеприимства", выработали ли мы эти традиции? Где-то точно, а где-то, я считаю, есть ещё куда стремиться.

 

3.

В третий день с Зорицей оказались на стадионе "Казань-Арена" на фестивале "Ареналэнд". Думаю, большая часть моих друзей-приятелей даже не слышали о таком. Ну, сам круг моих знакомств как-то далёк от тематики фестиваля, техно-спортивной такой. Там билет, кажись, 800 рублей, но меня пригласили выступить на площадке "арт-гаден" ("сад искусств") фестиваля.

Рагдель пригласил, бывший хозяин арт-пространства "Дом вне времени" и арт-директор фестиваля "Куст искусств". Рагдель был также одним из сессионных музыкантов на проекте композитора и исполнителя-мультиинструменталиста Радика Салимова, куда он и меня пригласил включиться со стихами. 16 мая 2012 была премьера, там мы и познакомились с Рагделем.

Рагделя бы я назвал настоящим хиппи в самом лучшем и прекрасном значении этого слова: более нежного и обходительного организатора трудно мне представить, и чаем угостит, и голоса не повысит, и поговорит с тобой об отвлечённых вещах ровно столько, сколько нужно, и будет незаметным, когда надо...

Раньше носил он дрэды, и свадьба его с Аней - напоминала мне такую английскую, действо происходило в "парке тысячелетия", он, в дрэдах и в костюме, она в прекрасном платье, газон, диджериду... а я как раз тогда встретил Зорицу (дело было несколько лет назад) и с ней вдвоём, с чемоданами мы заявились на это празднество. Это была очень хипповая, и одновременно очень эстетская, аристократическая свадьба!

А потом появился "Дом вне времени", сначала по одному адресу, через год - по другому. И я там был частым гостем, я привёл туда и Таню Лярсон, и она делала у них выставки своих картин с единорогами и дельфинами. По второму адресу как-то - целый месяц, чуть не еженедельно мы устраивали циклы поэтических вечеров.

Набор номеров, которые обычно бывают там, где устроитель Рагдель - тоже совершенно понятен: ближе всего он к тому, что можно видеть, например, на фестивале "Крутушка": сувенирчики хэнд-мейд, дудки, свирели, одежды с эзотерическими орнаментами, такие же рисунки и картины с флюоресцентной краской. Музыканты: Глюкофон, дудки, и несколько постоянных друзей, как, например Саша Носков со своим бандом.

Из поэтов Рагдель знает в основном только меня, ну и я приводил на его площадки и других авторов. Несколько лет Рагделя и Ани не было в Казани. Уезжали. Жили в Крыму. Вот - вернулись. На фестивале "Арена-лэнд" он стал организатором его, так называемого, "арт-гадена", где и пригласил меня выступить. Я так подробно пишу о нём, потому что Рагделя мало, наверно, знает наша казанская маститая творческая публика, а я им любуюсь.

Теперь об "Арена-лэнде". На стадионе, на таком большом мероприятии - поэзия, оказавшись сбоку и на задворках, звучала плохо, конечно. Много пространства слишком, люди фланируют, и в основном - мимо. Поэзия же больше любит интимность, сосредоточенность на самоёй себе. Но у Рагделя мне всё равно радостно выступать. Он умеет принимать и создать общее ощущение уюта для артистов.

Темой моей была лекция об истории казанской лит.жизни за последние 30 лет. И я, среди прочего, прочёл стихи Марка Зарецкого, Алёны Каримовой, Анны Русс, Сергея Малышева... Сначала хотел вместо лекции читать только свои стихи, но потом пришла девочка, которая хотела именно лекцию, и потом задавала много вопросов. И стало ради кого её читать."Арт-гаден" располагался в крытой части одного из секторов стадиона.

Основной же фестиваль проходил на улице, на пространствах, примыкающих к стадионному зданию. И это - по мне - такие американские развлекушки: сама картинка: жестяные бочки, расписанные граффити, стритбол, батуты, вагончики с бургерами, турнир по настольному хоккею, выставка автомобилей премиум-класса, у которых можно пооткрывать двери, позалезать в кабины, пофоткаться. Со сцены читают рэп и какая-то идёт техно-музыка. Шезлонги в цветах билайна. За 800 рублей я туда не пошёл бы, а за бесплатно, ну, милый американский пикничок-опен-эйр, которые мы часто встречаем в фильмах, а в Казани - не каждый день такое, для фотографий оно прикольно, не банально, а по содержанию - пустенько, конечно.

 

4.

купила Зорица сегодня обувку. Тряпичные туфли-балетки с красными бантиками.

а потом в книжном магазине читал ей наугад странички из попавшейся на полке книги воспоминаний об Евгение Евстигнееве. Дочка, например, вспоминала: ей было четыре годика, папа привёз из какой-то социалистической страны девочке модные сапожки... пошли на качельку качаться, после - ноги у девочки болели: сапожки оказались малы.

И настолько папа был безутешен, что ей, четырёхлетней, пришлось его утешать, в результате - ревели оба...

а Зорице ничо так туфельки справили, нашли её золушкинский 35 размер.

в книжном (но другом, не том, что Евстигнеев) она купила книгу мудростей какого-то кота, но не Мура и его житейских воззрений, а совсем другого, современного домашнего кота какого-то лондонского музыканта.

А я купил Шкловского.

Шкловский сказал, что по гамбургскому счёту Вересаева не существует.

Недавно, в Челнах на вокзале - обнаружил полку обмена книг, и там вот как раз лежал томик несуществующего Вересаева, и прочёл я рассказик про таинственную ночь и скрипача Якова. Рассказ "Загадка" называется. Пока сейчас гуглил, чтобы вспомнить название рассказа, обнаружил, что у Чехова в "скрипке Ротшильда" скрипача-гробовщика тоже Яков звали.

Вересаевский Яков и вообще: ночь - напомнили мне Зюскиндовского господина Зоммера. Наконец, я устал и подумал, что по Гамбургскому счёту, их не существует вообще всех и успокоился.

В одном месте, в статье Шкловского, получается, что Лев Толстой чуть ли не предтеча производственного романа.

 

5.

Проходил сегодня с Зорицей по ул. Волкова мимо дома Велимира Хлебникова. Там на тумбе с информацией о доме - стекло разбито.

А недавно ещё проходил по Баумана вечерком мимо аптеки Бренингов. На втором этаже теперь пивнушка. С окон видны надписи на потолке (оформление бара), одна из надписей: "мы бухать".

Вот для чего последних Бренингов с квартиры выселяли.

 

Вообще, прогулки с Зорицей для меня - это хороший способ исследования городских пространств.

 

6.

А о хорошем если - вот два раза уже во время прогулок с Зорицей попадались нам интересные социально ориентированные бизнес-проекты. Первый из них - в Лядском саду. Случайно наткнулись на столпотворение небольшое. Молодые люди рассказывали собравшимся - и показывали наглядно! - про костюмы XIX века.

То есть девушку (а до того, вероятно, и юношу, ибо когда мы подошли - он уже был полностью экипирован) постепенно облачали в бальное платье XIX века. Начиная со всяческих корсетов и нижних (невидных для окружающих) частей туалета... рассказывали историю, как появилось, почему, как использовалось, да сколько было нижних юбок, и как затягивалось, заклёпывалось и прочее.

Выяснилось по ходу, что это новый проект "история вчерашнего дня", в таком виде существующий всего два месяца, но начало берущий из клубов старинных танцев, и университетских балов, объединениям этого рода в Казани - уже лет 12.

И вот теперь: они сами шьют платья, и даже уже проводят экскурсии. "Здесь собрались разные люди, вот я - лингвист, - призналась девушка, сшившая почти что по всем правилам XIX века то самое платье, которое постепенно мы и узнавали в парке снизу доверху. А вот он, - показывает на юношу с права в старинном костюме - программист, а Женя - физик"...

То есть вот собрались - когда-то просто студенты разных факультетов, сначала - возрождать старинные бальные танцы, а потом - начали шить сами. Ну есть здесь и бизнес-компонент небольшой: кто запишется на их курсы танцев и захочет потом принять участие на балу - сможет взять сшитое платье на прокат. Хотя на оригинальном балу XIX века такое было невозможно представить: платье могло появиться на торжестве лишь один раз.

Выше я уже отметил, что швея-лингвист - сшила платье лишь "почти что" по всем правилам. Она сама сказала нам об этом. Ибо, например, нижних юбок полагалось семь, а в её варианте платья - лишь одна! Ну и некоторые другие моменты там тоже.

- Какова себестоимость этого платья?
- Этого - тысяч 10-12, ну потому что это - штора (показывает на одну из юбок, не самую верхнюю), и это - тоже штора (показывает уже на верхнюю)... вообще, это моё первое платье! Как я его шила! Две недели не вылезала, почти что ничего не ела...
А есть платья и за 70 тысяч и больше.

- Например, мой костюм - стоит 35 тысяч. - вступает в разговор юноша, тот, что физик. - Это почти классический бальный мужской костюм 1840-х годов, не хватает только белых чулок...

- А были ещё у мужчин на костюмах стиля "ампир" - и накладки, и корсеты у мужчин тоже были... - по ходу продолжали ребята лекцию по истории костюмов.

Увлечённые ребята, отлично! На вид всем лет по 20-25. Здорово было их встретить в парке. Конечно, сведения о костюмах я точно не воспроизведу, это надо было записывать, но вот всё же - примерные реплики были такие, это, чтобы вы понимали, о чём речь. Легко ребят найти в социальных сетях. Посмотрим, как это продолжится развиваться.

А вот второй проект - буквально сегодня: "Тайм-кафе "Мурзик" с кошками. Это не только место, где всякий может пообщаться с кошками. Ребята-организаторы находят своим кошкам новых хозяев и потом отслеживают судьбу питомцев. Все кошки, попадающие в "антикафе" - с прививками и со всеми документами. А посетителям, перед тем, как они войдут - обрабатывают руки антисептиком. Такие вот маленькие, частные бизнес-проекты с социальным значением, в которых чувствуется заботливая рука хозяина-автора - всегда вызывали во мне чувства самые хорошие, конечно.

Периодически попадаются они мне на глаза, ну и вот сейчас, пока Зорица в Казани, тоже напоролся на два таких проекта. Котокафе в Казани существует с 2015 года. Ну, то есть - живут уже! Нормально, обосновались! Это хорошо.

Мне бы ещё, конечно, поговорить с котопсихологом, чтобы выяснить, насколько ситуация подобного заведения отражается на самих животных. Но меня порадовало, что конечная цель организаторов: найти котам новых заботливых хозяев. То есть, это - вариант приюта без клеток, и одновременно своеобразная терапия для людей. Общение с кошками как лечение. Детям с инвалидностью - вход бесплатный, если я верно запомнил.

И в первом, и во втором случае - за этими проектами стоят очень молодые люди, впрочем, хозяйку "Мурзика", я так и не встретил, чуть-чуть общался со смотрительницей.

 

Форма и фанфары

 

Я в целом - не очень люблю военную или похожую на военную форму. Людей в ней - особенно полицейских и росгвардейцев - побаиваюсь. Форма вызывает у меня стойкую ассоциацию с "правом на насилие" - которым почему-то то ли общество, то ли от его имени власть предержащие наделили этих людей (оправдано или неоправдано это право для разных людей в форме и в какой степени оправдано - другой вопрос, но обычно их наделяют этим правом на насилие во имя - то ли восстановления какой-то справедливости (по крайней мере, в декларации это так), либо во имя защиты каких-то национальных и государственных или чьих-то ещё интересов). Но я не хочу сейчас разбираться в деталях, если отбросить всё остальное, то форму носит человек, над личностью которого провели уже какую-то работу в плане воспитания в нём уставных самоограничений, дисциплины, и послушания командам, и который (т.е. человек в форме) в обществе (либо в какой-то структуре, учреждении) - приобретает во имя каких-то охраняемых ценностей право на насилие в отношении каких-то других людей (полиция, росгвардия, армия, ЧОПовцы, судебные приставы, различные инспектора, вахтёры, охранники). И какими бы справедливыми не были условия предоставления им такого права, и какими бы разными не были степени этого насилия (тут ряд может быть огромен - все транспортные экипажи (самолёты, корабли, поезда), экологическая полиция, пожарные) - ассоциации с властью над другим человеком, с правом на насилие в отношении другого, чего сама форма есть один из выделяющих человека, её носящего, знаков... эти ассоциации у меня стойкие. Нет, всё мне понятно, необходимость этих профессий, это - "ну кто-то же должен"... ну это логика про какого-нибудь французского палача. Кто-то же должен рубить эти головы?

В конце концов, это конкретно мои тараканы - нелюбовь к людям в форме, и обществу должно быть на это начхать, да ему и начхать собственно. Но чем уравнивается это "право на насилие"? Уравнивается оно понятием о "чести мундира". Благородством духа. Аристократизмом военным в смысле нравственного кодекса настоящего офицера. Только такому, понимающему о чести мундира - мы бы (общество) могли необходимо вручить (кто-то же должен?) право на насилие во имя охраны нашей мирной жизни, посягательств на нашу страну и её богатства. Выправка военная, эстетика - это часть этого аристократизма. Но только часть. Выправка не самоцель. Она нужна вместе с мировоззрением, вместе с понятием о личной чести - которая позволит, например, отказаться от выполнения преступных приказов, которая установит границы для применяемого насилия, а нельзя никому давать право на насилие неограниченное.

Благородство духа у военных, людей в форме встречается не всегда. У меня из ярких таких случаев вспоминается один - когда я беседовал с фронтовыми друзьями Сергея Говорухина (не путать с батей Станиславом). Что-то от них такое исходило, такими они показались мне (прошедшие не одну горячую точку) Суворовскими богатырями, что я как-то внутренне присмирел перед ними, хотя держались они очень просто, даже я бы сказал скромно, тихо. Без этой опьянённой нахрапистости, которую зачастую можно встретить (а часто и объяснить можно!) у военных людей. Для меня само участие человека в вооруженных конфликтах, боях - хотя является моментом объяснительным, и вызывает часто сочувствие к человеку, не будет чем-то таким, что заставит априори водрузить его на пьедестал, то есть объяснить его - да, поможет, но ведь хочется ещё и восхититься человеком, смутиться от его нравственной красоты, чистоты. А вот это происходит далеко не всегда. А в случае сослуживцев Говорухина-младшего произошло. И интонация последнего его фильма перед гибелью "Земля людей" - первого, кажется, "мирного" по тематике, и при этом последнего в жизни его фильма - тоже такая, заставившая меня присмиреть... И мне не важно, что некоторые критики ругают этот фильм, интонацию его я помню хорошо.

Я длинно говорю, но в общем, говорю о том, что для восприятия человека в форме, для того, чтобы полюбить человека в форме - мне всегда нужно было ещё что-то, какое-то уравнение того права на насилие, которое он приобрёл. И в общем - та честь мундира, о которой я выше говорил - если она есть, то вот она и является таким уравнением. Просто в последнее время часто сомневаешься в этой самой чести у многих современных носящих форму. То есть, например, в том. что многие из них претерпели, подвергались и подвергаются риску - в этом не сомневаешься. А вот в чести и внутренней выправке - сомневаешься. Претерпеть ведь приходится и людям слабохарактерным, или претерпеть за неправое дело. Или, например, напротив: быть сильным дуболомом, но не быть при этом человеком чести. Да запросто!

Про внутреннюю выправку - вот недавно (год или два назад) фотохудожник Фарид Губаев рассказывал, как он снимал на плёнку ветеранов Великой Отечественной Войны. И как подводили человека, женщину, сгорбленную, буквально комок, на ногах еле стоит... но надели на неё пиджак с орденами, и именно в эту секунду и на одну секунду вдруг полуживой комок преобразился... в кадре была настоящий советский солдат-орденоносец... через минуту пиджак сняли, и бабушка снова превратилась в полуживой комок...

Всю эту тираду я затеял лишь для того, чтобы сказать, что вот сегодня мне было легче обычного смотреть на людей в форме. Потому что сегодня - это были военные оркестры на фестивале "Фанфары Казани". Оркестры как-то гораздо меньше ассоциируются с насилием, и гораздо больше - с эстетикой и выправкой, да и вообще - люди оркестра: самые свободные люди в армии, и у них есть право на шутку! А это уже очень важное право! Если уж выбирать, какой образ военного для меня предпочитетельнее - я бы, конечно, выбрал бы сейчас военного из оркестра. Моё любование замечательными оркестрами, выстроившимися на плацу сбоку от мечети Кул-Шариф Казанского Кремля, прервало упоминание Золотова, того самого, обещавшего навалять Навальному. Нынешний фестиваль объявлял ему благодарность. Ну, наверно, было за что, как же нет? А меня это упоминание сразу вернуло к мыслям о том, как же я отношусь к людям в форме, особенно нынешним, нашего времени. Про фестиваль следует написать другой, радостный пост, полный вдохновения пост, ибо оркестры показали класс, но сначала... сначала захотелось избавиться от этих моих "военных" ощущений, избавиться - высказав их.

Как-то снимали какие-то соревнования кадетов для телевидения. Пришли показательные выступления делать какие-то юные десантники. Лет по 12-14. Орали ртами скособоченными. Доски били руками. Потом с ножами. И снова орали. Потом какому-то парню своему (школьнику) на показательных лицо раскровянили. Помню след кровяки на паркете в школьном спортзале, от сцены, до конца зала (куда он шёл на выход). Ну, в общем, я, конечно, хлюпик гражданский, меня многим этим военным в форме - просто тьфу и растереть. Да, тьфу и растереть. Тьфу и растереть. Пока они там, в Чечне, я тут - прохлаждался, как заявил недавно один разгонщик митингов. Просто тьфу. И растереть.... Но и я перед такими не присмирею в восхищении, а хмыкну только. Они-то на меня "тьфу", а я - хмыкну только.

ПОСТКОРОНОВИРУСНОЕ

1.

Вчера лето было. В окошко автобуса поглядел - в Казанке уже купаются. Когда работал в "Ялкыне", из окошка в коридоре 9-этажки издательства - был виден пляж, и я порой выходил смотреть. Рабочий день с 9 до 17-ти где-то. Часто сидишь - ничего не происходит. Одно время делили кабинет с Фанисом. Он был не только журналист, но и фермер. И из нашего редакционного кабинета обзванивал все казанские рестораны: "Вам картошка не нужна? Вам мяса не надо?"

А я, когда летом изнывал - выходил на пляж, не нынешний, а тот, что ближе к издательству, где сейчас ЗАГС "Чаша" на берегу. А тогда просто пляж был.

По весне первыми там появлялись бабки и один жилистый дедок. Бабки в купальниках на мятое тело наворачивали круги. Дед был коричневый и подтянутый, такой дед с греческих амфор, будто нарисованный, спортсмен такой.

А я сидел, обняв колени, а потом назад, в "Ялкын".

Потом, через пяток дней, появлялись уже баскетболисты, потом - первые смелые мальчишки пробовали купаться (обычно в апреле ещё). И наконец, пляж полнел...

Пляж - это было одно из мест, на которое я смотрел много раз подряд, из года в год. Потом его стали засыпать, понавезли горы песка, все исчезли, кроме двух-трёх мальчишек, бегавших по внезапно образовавшимся карьерам, между которыми лужи, такие куски воды...

Потом там всё окончательно поменялось, да и я уволился. Теперь пляж на другой стороне. И вчера, в неожиданное однодневное лето, проезжая по дамбе на автобусе, я бросил взгляд вниз и увидел купающихся людей.

А на Баумана вчера - выпускники с лентами, те, что пережили онлайн-последний-звонок.

Вот вчера они-таки вышли на Баумана. Со своими лентами и некоторые - в масках. Костя, вечный музыкант улицы - уже поёт. Костюмированные ослы тоже появились. У "Макдоналдса" убрали уличные столики, на полу, как птицы на ветках, расселись на расстоянии пару метров друг от друга зелёные человечки - курьеры доставки "деливери".

Я съел мороженное. И хот-дог тоже съел. Сначала мороженное, а через 50 метров - хотдог из кафешки. С тонкой и длинной сосиской. И лимонад.

Ну, заслужили же дети и в этом году нормальную прогулку по ул. Баумана, взявшись за руку и с лентами "выпускник 2020" наперевес.

И я - хотдог свой, и какую-то безметежность в этот случайный летний день, а не только эти перчатки и маски...

В "Кольце" непривычно, работает только продуктовый универсам, на цокольном этаже торгового центра. Выходишь из него, проходишь в вестибюль - и глазам открывается пустой 4-этажный торговый центр, как брошенный город.

Когда теряется прежде привычное пространство, когда ты осознаёшь эту потерю... того, что казалось, ничего не значило (как этот пляж, времён "Ялкына"), а на самом деле, конечно, значило и много... то настигает грусть. Но не хочется с ней соглашаться без боя. И тогда - покупаешь какой-нибудь вредно-прекрасный хотдог...

В маске зато - можно улыбаться встречным людям, не слишком привлекая к себе внимания, не боясь смутить... А ещё идёшь иногда и думаешь: "вот бы увидеть твой нос".

 

2.

Ездил вчера в деревню. Кулле-Кими. Чистить оградки, убирать траву у могил родителей...

Видел по пути невозмутимую корову... и другую ещё, которую "возмущали" двое мальчишек лет 5-7, стояли за углом, за забором, потом выглядывали и строили её рожки, и какой-то веточкой махали, хотели, чтобы она за ними погналась.

А недавно ещё перед метро, другая парочка таких же по возрасту - продавали сирень. Ободрали какое-то дерево неподалёку и теперь продавали: "одна ветка - 10 рублей".

Сирень моя дэу эни* любила. Когда ещё у первой "хрущёвки", где мы жили, был малюсенький палисадник - сирень там тоже росла.

Дэу эни тоже там же похоронена, в Кулле-Кими. Там, если можно так выразиться, наша "родовая усыпальница". Там и прабабушка, и бабушкины братья-сестры-племянники. И теперь вот мама с папой.

На том же кладбище чуть дальше от наших - солидный памятник народному поэту Татарстана Лене Шагыйрьжан. Шагыйрьжан ("душа-поэма") - псевдоним, на самом деле: Шакирзянова.

Папа её, кажись, географом был, и всем детям дал имена в честь рек. Если память не изменяет там были: Лена, Луара, Нил, Амур. Мама мне как-то рассказывала про них.

Лена эта умерла в 2017 году. Видел её несколько раз мельком. Один раз Лилия Газизова после уличной читки в сквере Тукая зачем-то захотела меня ей представить. Эта "Стихотворная душа" знакомиться отказалась и наговорила мне каких-то гадостей в том духе, что я ничтожество и звать меня никак.

Я-то и сам не больно хотел знакомиться, Лилия меня за руку к ней повела. Ну и стоял я, как чурбан, а Лилия, бедная, пыталась уговорить её всё же снизойти и познакомиться со мной. Сцена получилась глупая.

Ну вот теперь здесь лежит. Подошёл к могиле улыбнулся. Вспомнил. Там ещё стишок её. Жаль не записал текст, там было что-то про то, что "как же вам объяснить, когда поэт умирает - умирает часть народа"... Я думаю, когда я помру - то хорошо бы тихо умереть, безо всякой "части народа".

И чтобы корова спокойно лежала бы, и жевала траву, и никакие шаловливые дети не беспокоили бы её со своими безделками. Впрочем, пускай пляшут.

 

*дэу эни – бабушка (тат.)

 

3.

Дня два назад хороший был день, не часто сейчас, в короновирусную эпоху, можно собрать из дня такой милый пазл... Сначала я зашёл в кофейню "Кофе с толком" к Михаилу Кореневу.

Две Мишины страсти - кофе и гитара. Я люблю слушать про кофе и люблю слушать гитару. У меня есть друзья-кофейники (вот был бы я карикатуристом, уже нарисовал бы сейчас шарж на друга в виде кофейника с носиком, и он бы поднимал нарисованной рукой крышечку, как истинный джентльмен приподнимает свой цилиндр при встрече с другим истинным джентльменом), поэтому иногда удаётся слушать их рассказы про зёрна, ароматы, условия, в которых произрастают те или другие кофейные деревья, и переноситься мыслями в какую-нибудь Кению.

Но в этот раз всё было наоборот, это Мише пришлось слушать про историю казанской журналистики, потому что у меня тоже есть страсть! Мы сидели в уютном зальчике для лекций, узком, но уютном, который они сделали в своей довольно молодой ещё кофейне. По одну сторону здесь книги, по другую кассеты. Я, поскольку пришёл не как клиент, а по служебной надобности - смог сегодня оказаться внутри. Других не пускают, говорят, в округе рыщет полиция, и у многих уже нашла какие-то нарушения и оштрафовала.

Так что вот - такие даже, казалось бы, простые радости - зайти в кафешку, оценить её внутренний дизайн, поболтать с хозяином - в нынешние времена не всем простым смертным доступны. Только некоторым. Я вот - самый простой смертный, но мне повезло. Дизайнера, кстати, тоже увидел здесь. Молодой парень, а я его знаю уже лет 20 почти, в лагере для начинающих журналистов он был школьником, или, как тогда называли - "пионером", а я преподом. Это было в 2001, тогда ему было лет 15, значит, сейчас - где-то 34 -35 уже. А я себя странно чувствую, одновременно на 17 и 80 лет. Мне кажется, это что-то близкое.

А Миша вот - зальчик для лекций сделал в кафе, совмещённый с библиотекой, и даже кинозальчик с диванами (может, и не один он это делал, вскоре появилась его супруга, распорядительная девушка, так я её для себя аттестовал, потому что мне показалось, что она отдаёт распоряжения; впрочем, я мало знаю эту семью, Миша вот - слушать умеет, такими умными задумчивыми глазами, и потом даже вопросы задавал мне про эту мою историю журналистики, я обрадовался, пошёл рассказывать, одновременно боясь спугнуть эту его заинтересованность!).

Миша-то почему зальчик сделал... а тут же надо понимать, что пространство в кофейне очень небольшое, раньше в этом помещении была обычная кафе-столовка, и я тут ел, а тут теперь они выделили зоны, под кофе-бар, кино-зал и лекторий, в том месте, где раньше просто жевали пюрешку с котлетами и один зал был заставлен столами... почему он так сделал?

Ну, потому что Миша же не просто человек-кофейник, он - гитарист-педагог, именно он в своё время придумал в Казани проект "Малая академия гитары", и ещё он историк гитары, мы познакомились вообще в музее Боратынского, где была заявлена его лекция по истории струнных инструментов, века так с 18-го. Но в тот раз была неудача с публикой (а сколько у меня было таких неудач!) и пришли только мы с другом. И вот в залах музея, где всё дышит атмосферой дворянского XIX века, мы слушали рассказ Миши про старинную гитарную музыку...

Его спокойный голос, мягкие задумчивые глаза как нельзя лучше подходили тогда и тому веку, и обаянию Боратынского дома, и гитарным переливам эпохи русского и итальянского романса... И вот Миша - просветитель и бизнесмен, он и есть представитель той любимой для меня ниши малого культурного бизнеса, который делает наш город прекраснее, и - очень личностный, человеческий такой, и который, наверное, сильнее других пострадал в период пандемии.

Я любил оказываться и знакомиться с такими местами в Казани. Одна из старейших в этом ряду - галерея "Эбиволь" Татьяны Забегиной, или вот проект "Музей Чак-Чака", где недавно я прочёл цикл своих лекций по истории казанской печати, последнюю - 27 марта, перед самым окончательным закрытием на карантин. Или вот, совсем из другой эпохи - "Музей соцбыта", где я бывал всего пару раз, но однажды выступал на вечере памяти Высоцкого. Всё это (и в ряду, конечно же и Михаил Коренев, который уже столько проектов и пространств за это время открывал, но часто, увы, и закрывал по прошествии времени в Казани, при этом не сдавался никогда) бизнесы, проникнутые очень живым, личностным началом, при этом такие культурно-просветительские, несущие красоту в мир. Их очень надо беречь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.103.229 (0.081 с.)