С магистрантами журфака. Борьба за профессию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С магистрантами журфака. Борьба за профессию.



1.

 

           А пара у магистрантов была грустная. Обсуждали проблему преображения журналистики в пиар. Зачитывал им отрывки из интервью с мастодонтами российской журналистики из свежей книжки Венеры Якуповой. Там эти прекрасные старики полны искреннего возмущения, говорят о необходимости сопротивляться, хотя и трудно это, отстаивать канон профессии.

           Студенты же - не только не видят в этом особой проблемы, но даже вовсе, кажется, не знают той, прежней (видимо, уже "прежней"?) журналистики. Для них нынешнее состояние профессии и естественнее, и, что страшнее - кажется им незыблемым, они не представляют другого, чем то, что декан белгородского журфака Кароченский когда-то обозвал "пиарналистикой". И именно в этой "пиарналистике" они и готовы, по существу, работать (магистранты же, окончившие вузы бакалавры!). Только в рамках её логики готовы рассуждать о добре и зле ("Мы смотрим на заказчика - подходит он нам или нет, если нет - отказываем..."; "В редакции я слышал: мы так много пишем об этой футбольной команде, а что они нам заплатили?"). История, примеры - не аргумент, всё это нафталин.

           И только иностранный студент, кажется турок, на ломаном русском сказал: "Пиар это реклама. Журналист нельзя". Подытожила наша: "Мы ничего не можем сделать".

 

2.

 

           Вот почему так получается? свои студенты-магистранты мне говорят: мы ничего не можем сделать... а вот тут рядом - приезжают молодые ребята (28-29 лет). Которые - после закрытия "Русской планеты", понимая, что нормальной журналистики - мало или нет. Решают так: "хочется что-то делать". И придумывают медиа-проект: портретные интервью+фото+научные статьи. Своеобразная карта России - по разным темам. Типа - 10 кооператоров. 10 политических неформалов, 10 учителей татарского и проч. А перед интервью - вводная от профессионала, либо журналиста (там многие участвуют, вплоть до Олега Кашина), либо учёного (напр.Гуриев). Эти статьи, как и большая часть всего - бесплатно.

           И вот тоже: "Жены нас пилят". Но они делают. "Мы работаем в стилистике 19 века". На стыке журналистики и науки. "А кто кроме нас"? Да, признают, с т.з. науки - есть косяки, проект более медийный. Из интервьюирующих - один берёт интервью как журналист, второй - скорее как социолог (но тоже не буквально). Есть вопросы к методу и проч. Но - двигаются! И вот это: "Кто если не мы"!

           Вот же чего хочется! Тексты - будем читать обязательно. И звучат слова: солидарность (бесплатная помощь от профессионалов), и вот теперь - ездят по России. Не только ради интервьюшек своих, но и для встреч с людьми. И не знают (и признают) истории журналистики, не знают, что не совсем америку открывают. Хотя конечно, то, что тут портреты-монологи вместе с фото, сделанными в единой стилистике... Ну и вообще - интернетный формат. Ну и сам тренд.

           Напомним исторические параллели: После укрепления "вертикали власти" Александром III, закрытия оппозиционных изданий ("Отечественные записки", "Голос" и др.) Чехов уехал на Сахалин.

           Вот ведь весь вопрос - будут ли молодые люди (Чехову было чуть за 30) уезжать на Сахалин, или только говорить, что им кушать хочется, в тюрьму не хочется. Да, мне тоже и кушать, и не в тюрьму, и сам - где-то трусоват. Но находясь на своём месте - хочу всё же сопротивляться, протащить чуть больше смыслов, общественной значимости. А сейчас - нет мужества, не иди в профессию, или бери откуда-то его, изыскивай из себя, или не мужества - хоть фантазируй, ищи способы - протащить, высказать, сочинить. Позиция: "Сейчас можно работать только там, где нет политики" - ущербна, пораженство в этом. Это значит, ты признаёшь. что политики - то есть общественной значимости не будет в твоих текстах. Будет одно развлечение.

           Да, бывает так, что непосредственно политическая журналистика переживает не лучшие времена, надо в таком случае идти в социальное, в жизнь, надо приподнимать социальное до уровня политики, как это делал Короленко, в своё время. надо, чтобы профессия не теряла своего смысла и предназначения. Зарабатывать на этом не получается? ну можно на другом зарабатывать, а это - сделать своей миссией, назначением, "ну кто, если не мы?", вот этой сопротивляемости у молодых - вокруг мало вижу. У студентов - мало. Вижу конформизм и приспособленство у многих. Зачем они тогда идут в профессию, не понимаю. Какой от них толк в профессии?

           Но вот же рядом, другие - идут. И тут же взрослые протягивают им руку, тоже не из-за денег, а потому что такая журналистика должна быть (пусть пока там ошибки и все дела). Такой вот пафос. А проект - здесь: http://last30.ru/.

 

3.

 

           А сегодня пара прошла лучше... вот эти мои борения с ними весь семестр начинают приносить плоды, наконец, многие начинают смотреть на нашу сферу глазами журналистов. Сегодня чувствовал - стены меньше. Только вот - хорошо ли им будет теперь, студентам, от этого смотрения?..

           Пара посвящалась цензуре. Многие рассказывали о своём опыте. Вот одна в районке работает. Там у них в районе уволили человека неправильно, учителя что ли, кажись, выступал больно, а он после увольнения слёг, и вообще в кому впал. В газете их официальной не дали даже маленькой заметки опубликовать. Но там же откуда-то есть частная газета, которая сделала большой материал и получился большой резонанс, "теперь на нашу газету все смотрят как на никчемный листок"...

           Теперь, небось, хоть немного видно? чем журналистика от нежурналистики отличается? Но больше всех поразил Осман, про которого я думал, что он - турок, а он оказался иракцем.

           На почти хорошем русском рассказывал о своём опыте. За последнее время (после американской оккупации) в Ираке погибло 409 журналистов.... Там - думаешь. Скажешь не то, могут и убить! Но надо говорить! А у них - радио. Осман - радиоведущий.

           Вот они озвучили, что какой-то местный духовный авторитет - вор, украл! На следующий день пришла полиция. Закрыли радио.

- У вас нет лицензии.

- Как же, говорим, - есть!

- А эта - старая, давно уже не считается (а мы её ещё у американцев брали, те, как пришли тоже заново всё лицензировали, а теперь местные пришли, наша, де, лицензия нужна, а "нашу" они нам - не дали, хотя мы и пытались её получить)...

           Закрыли радио.

           С тех пор каждую пятницу (и до сих пор) там ходят активисты с плакатами: "верните радио". Сегодня на паре Осман снова выступил: "Я слушаю и не могу понять! Не могу понять студентов, журналистов, которые говорят: "Цензура - это хорошо".

           И вот сравниваешь нашу, татарстанскую ситуацию, наших журналистов - и их, иракцев! Глядишь на Османа! Вот оно! Тут рядом - совсем другое отношение к профессии. Совсем другой опыт. А радио их в переводе называется так символично: "Равенство".

 

9.

Вот, переписываюсь в соц.сети с одной студенткой, имени не назову, но это вполне типично, поэтому хочу поделиться.

 

Я: Надо работать там, где работа приносит радость

 

N: 12:26

Я не могу получать удовольствие от работы, если мне при этом не хватает денег на жизнь) наверное, это немного меркантильно звучит, но все-таки

 

Айрат 12:26

Если вы думаете о деньгах в процессе работы - то хорошим журналистом вам не стать.

 

N: 12:28

Просто тяжело не думать об этом

 

Айрат 12:29

В момент подготовки материала - нужно думать о материале. а от другого отрешиться, а о деньгах можно и потом повздыхать.

 

N: 12:30

Просто у нас с вами разный подход, наверное, в студенчестве стремишься к тому, чтобы обеспечивать себя самому

 

Айрат 12:31

дело не в студенчестве

я тоже был студентом и работал студентом

 

N: 12:31

А в чем?

 

Айрат 12:34

просто журналистика, сама профессия, сама её суть в том, чтобы думать о людях, об обществе, о красоте мира, борьбе с подлостью и несправедливостью... Если на первом месте собственный заработок - то это первый шаг к журналистике продажной, к согласию делать вещи и не совсем чистоплотные, но за лучшие деньги, это не значит, что труд журналиста не должен оплачиваться, отнюдь, должен и достойно, но за что общество должно достойно оплачивать труд журналиста? Вот за то, что он на страже общественных интересов.

 

N: 12:43

Даже не в продажной журналистике, а в смене профессии. Это как в пирамиде Маслоу, журналистикой в чистом виде можно заниматься, если у тебя есть, что покушать, где жить и так далее. А если чего-то не хватает, то и ориентируешься на деньги, или на популярность, если есть жажда славы

 

Айрат 12:44

журналисты рискуют жизнью, и в этот момент они не думают "есть ли у них что покушать".

 

 

Иностранцы журфака

           Сегодня разговаривал с нашими студентами-иностранцами... вообще, если ещё недавно на журфаке студент-иностранец был большая экзотика, например, когда мы учились - ни одного не было (я закончил в 2002), и ещё долго после нас не было, мы же ведь не математика, не биофак какой-нибудь, мы ж - русскоязычная журналистика! Но вот - начали появляться и у нас, сначала по одному, по двое, а теперь - просто ручеёк...

           В этом году, например, кроме более менее привычных выходцев из стран Средней Азии, или вот молодой девушки азербайджанских кровей, впрочем, россиянки, жившей в маленьком городке Кировской области, о котором сказала лишь: "там - расизм"... вся эта наша российская глубинка тут же начинает мерещится в этом коротком, тут же представляется целое кино про девочку-азербайджанку, школьницу, в каком-нибудь задрипанном заштатном городке, в Кировской области, где она, между прочим, родилась, и в принципе, понятно, про что будет кино...

           Про россиян тоже полно историй, там тоже география (вплоть до Новосибирска и Петропавловска-Камчатского) А один парень, например - про деда своего рассказал, как тот летал на "кукурузнике" в 1940-е или 1950-е годы, и у самолёта - дно провалилось! А стулья то ли к бокам приделаны, то ли что, так и летели без дна... я не разбираюсь в самолётах, и может быть, это был не кукурузник? Но вот эта картинка - летит самолёт с пассажирами без дна... такая фанерка.

           Но кроме бывшего СССР у нас замечательная география, это же целый феномен, что теперь в Казани живут люди из таких неведомых прежде стран, и каждый - огромная история человеческая, ведь ещё: многие иностранцы-студенты поступают сюда взрослыми, отучившись прежде где-то ещё, например, у нас учился турок. прежде окончивший колледж в Лондоне, факультет дизайна, или японец Ясуи Сохей, закончивший Токийский институт фотографии, или вот я рассказывал про студента казанской консерватории грека Димитриса, у которого в Греции - своя яхта, и он, видимо, рыбак... Это огромные соцветия биографий, жизненного опыта, который мы здесь не сможем никогда испытать...

           Например, нынче на журфаке учатся ребята из Индонезии, Бангладеша, Монголии, Китая, Кореи... И эта девчушка из Индонезии, закутанная в платок уже очень хорошо и почти без акцента говорит по-русски, выучила за год перед казанским университетом, на подготовительном обучении, проходившем в Тольятти! Это очень талантливая девушка, она пишет стихи, и мы слушали в её исполнении стих на индонезийском языке бахаса. И ещё она пишет роман. У нас в Казани настоящий индонезийский писатель, но об этом никто не знает! На вопрос как ей тут? Девушка смущается... а потом признаётся, что хотела бы учится в Англии, в университете в Ньюкасле, но у неё не получилось, и она до сих пор переживает об этом...

           А вот - парень из Бангладеша. Он начал смотреть телевизор - лет с четырёх. И это был чернобелый телевизор, который надо было переключать вручную, и ещё - там была такая антенна! "О, антенна!" он сейчас почти с восторгом об этом вспоминает, что её приходилось постоянно крутить, ловить эфир. Мы, люди советской закалки,помним прекрасно это всё, но наши студенты нынешние - рождённые в 2000 году, в эпоху активного интернета, лишены уже были в основном этого странного удовольствия, а парень нам рассказывает, как он крутил антенну в 1999, и даже больше: "В пятницу, когда была вечерняя программа, все соседи приходили к нам, потому что только у нас был телевизор"... Мне такое мама рассказывала, только про конец 1950-х, а тут - Бангладеш, фактически начало 2000-х!

           Но в 13 лет у этого парня уже был компьютер. А когда он решил поступать сюда, его друг из Индии спросил: "Ты будешь учиться журналистике в России? Но там же нет независимой журналистики!" И что же ты ответил? - переспросил я-препод своего студента? "Ну я смог только сказать, что буду учиться международной журналистике"... мол, не внутрироссийской... а потом парень начал спрашивать меня, сначала, про холодную войну, а потом - как мы отнеслись в 1991 году к распаду Советского Союза. Умные вопросы, и парень умный!

 

Единственный монгол

- Я тут единственный монгол, я проверял! Во всём КФУ больше нет, есть ещё монголы, приехавшие из Китая, а из самой Монголии - только я один! - сообщил мне Уламбаяр Мягмаржав, студент первокурсник казанского журфака. Одногруппники зовут его просто "Боб".

           Боб - металлюга, он играет на басухе, у него был свой бэнд в Монголии. в Казани он любит отвисать в "Рокстарбаре". На его футболке сегодня - "led zeppelin", а ещё у него дома - огромная коллекция виниловых пластинок, которую начал собирать ещё его дед, продолжил отец, а теперь - и сам Уламбаяр.

           Дед его, в молодости, слушал втихаря "битлов", а ещё - дед служил в Пензе! И поэтому у него к России особенное отношение, это он захотел, чтобы Уламбаяр учился здесь. Кстати, имя Уламбаяр переводится, как он сам говорит, как: "много фестивалей, много праздников"... По-моему, имя "много фестивалей" подходит этому улыбчивому парню.

           Одно из ранних воспоминаний - 1999 год, ему, четырёхлетку, приходилось стоять в огромной очереди, часа два, чтобы купить простой хлеб, по талонам... и алкоголь был по талонам, и много ещё... Свои "лихие девяностые" в Монголии, но у нас это было на 10 лет раньше (конец 1980-х), сам стоял мальчишкой в очереди за водкой, выходившей (т.е. очередь выходила) из здания магазина далеко на улицу, водка нашей напрочь непьющей семье была нужна как и всем, ибо - валюта, ею расплачивались!

           И вот первое воспоминание: 4-летний ребёнок, сын полицейского и госслужащей - выстаивает два часа в очереди за хлебом... сейчас всё уже не так, конечно!

           У Боба в деревне - ферма и бизнес. У него 5 лошадей, и как настоящий монгол он участвует в скачках, недавно занял седьмое место, был бы в пятёрке - заработал бы много! Ещё - у него своё стадо: сто овец. Каждый год он нанимает людей стричь овец, и потом продаёт эту шерсть в Китай.

           Уламбаяр сначала учился в Монголии, на медицинском, занятия у них начинались в 6.40 утра, а заканчивались в 18 вечера. Он возвращался в квартирку, благо рядом, и валился в постель... но потом - их факультет перевели в другую часть города, куда было ещё добираться на автобусе больше часа, и тогда наш "Много фестивалей" не выдержал...

           Пока парень учился в меде - он жил с девушкой в гражданском браке, родители не знали, а если бы узнали, им бы тут же пришлось знакомиться с её родителями, и изучать её родословную до седьмого колена, прежде чем дать разрешение на брак.

           Вообще, Уламбаяр считает, что проще, когда жену выбирает родители. Относительно своих будущих детей говорит так: если сумеют найти себе супруга до 25 лет, то хорошо, а после 25 - мне придётся этим заниматься!

           Одно из первых мест в России, где Уламбаяр оказался после Улан-Батора - был наш "Улан" - Улан-Удэ. "Там были азиаты, как и я, тогда я подумал, что это не настоящая Россия, я даже пробовал заговаривать с ними по монгольски, но меня никто не понимал".

           Уламбаяр на какую-то долю (может, наполовину) бурят. Бурятский народ оказался разделённым между Монголией и Россией. В Российской Федерации буряты считаются отдельной от монголов национальностью. В Монголии считаются одной из этнических групп монголов. И в СССР и в Монголии буряты подвергались репрессиям. Всего два года назад Уламбаяр нашёл свою родню в Москве, у них общий прадед, а далее - одна ветвь рода осталась в Монголии, одна - у нас.

           Бобу нравится в Казани, в Улан-Баторе по сравнению с нашим городом слишком много людей и машин... Но когда нас - кучку студентов и препода, шедших по улице окатила из лужи проезжавшая мимо машина, Уламбаяр тут же воскликнул:

           - У нас бы за такое он бы обязательно заплатил большой штраф!

 

Таухид из Бангладеш

Прекрасный Таухид, мой студент третьекурсник из Бангладеш. Пока что, он единственный человек в мире, кроме пограничников в Европе, кто обращается ко мне словом "Сэр".

Мы общались с ним сперва ещё на первом курсе, он рассказывал, как бедно жили люди в его стране, как у них в семье был один черно-белый телевизор с плохой антенной, которую нужно было всё время поправлять или держать... в ту пору, когда другие студенты рассказывают про всякие айфоны и навороченные гаджеты.

У Таухида совершенный английский, и он здесь преподаёт его каким-то кажется детям в лагере. Он уже несколько лет не может съездить домой, ибо не может заработать на это, да тут ещё ковид.

Но он очень добрый малый, он рассказывает про казанских бангладешцев, студентов, написал статью на инглиш, про то, как они праздновали свой национальный праздник 14 апреля, как угощали едой других иностранных студентов в общаге. А я тут только соображаю: в Казани есть бангладешские студенты, как отдельная такая группка, и они что-то делают вместе, что-то празднуют, и у них здесь своя Казань!

А ещё однажды - Таухид познакомился с кондуктором в автобусе, девушкой, она взяла с собой еду, которую сама приготовила... и она предложила ему попробовать. "И я, - говорит он, - выросший совсем в другой стране, в Азии, будучи человеком с другими, чем здесь вкусовыми особенностями и предпочтениями, попробовал, и это было прекрасно, лучшее, что я ел", и девушке было так приятно, что он её похвалил, видно, мечтает она о чём-то своём, не кондуктором быть, а знаменитым поваром, например...

Таухид пишет о том, что пока решался приехать сюда - пересмотрел много видео в интернете, и везде Россию ругали, и он назвал свою статью "Время остановить стереотипы", и там, в конце - про кондукторшу!

Таухид - улыбчивый, высоконравственный, трудолюбивый человек. Его англоязычные статьи очень просто написаны, но в них много человечности и добра. Жаль, что наши преподаватели и студенты мало разговаривают на английском, они бы тогда могли узнать получше Таухида, человека с гуманистическими ценностями.

Я пока писал этот пост, выяснил, что Международный день родного языка, который отмечается с 21 февраля 2000 года связан с его страной. Эта дата была выбрана в знак памяти событий, которые произошли 21 февраля 1951 года, когда в Дакке, столице Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты – защищавшие свой родной язык бенгали. Они требовали, признать его одним из государственных языков страны, что привело к трагичным последствиям...

Борьба за что-то важное - двигает нашу жизнь. Таухид, его путь... это начало, детство, черно-белый телевизор с плохой антенной, вокруг которого много людей... какая-то бедность, идущая по пятам, которую видно не из окна автомобиля, а на расстоянии вытянутой руки. И дальше - труд. Жизнь в чужой стране. И в какой-то день ты встречаешь здесь кондукторшу, и она протягивает тебе какой-то пирог в пластиковой тарелке...

- А хотите попробовать? Я сама делала!

 

***

Заглянул на страницу Таухида, а у него два дня назад одноклассник погиб в автокатастрофе...

А я-то текст начинал писать без задней мысли, просто его статьи на английском давно у меня были, он прислал мне их по моей просьбе ещё недели три назад, а я сегодня с утра, наконец, прочёл, и выдал пост...

И вот так совпало, что после недавнего пережитого им горя - смог порадовать его.

тексты иногда много делают.

вот я написал про Таухида и появились комментарии: пригласили его уже в театр и в музей.

вот он перепостил - и поставили ему (и моему значит тексту) лайки его друзья из его страны, прочитав перевод.
И похлопали по плечу, и сказали: "Да ты, брат, знаменитость"...

и зашевелилась вокруг жизнь.

 

Поэт Ян Чжоу

Девушки мне сегодня говорили спасибо!

Аж две!

За китайца!

- Я слушала его голос, и не могла оторваться, это прям бальзам на мою душу!
- Я, конечно, не понимала, что он говорит, но мне казалось - угадывала, у него такая энергетика, он всем своим видом как бы показывал, как бы шло это от него: вот он я! Я поэт!

Говорили спасибо мне, потому что Ян Чжоу ещё всё равно мало понимает по-русски, он язык наш учит всего пять месяцев, а я - тот человек, который организовал этот вечер.

Ян Чжоу - мой студент. Я понял, что он поэт, когда в ответ на задание составить эпитеты получил от него, например, такое: "Таинственный свет - это эпитет. Тайна даёт людям бесконечное воображение, которое трудно описать само по себе. И даёт людям очень исцеляющее чувство..."

Потом уже оказалось, что да, пишет стихи! И вообще - любит китайскую поэзию! И согласился на вечер как-то сразу и смело! Причём, не на вечер своих стихов, а на вечер китайской поэзии! Он захотел почитать русской публике своих любимых китайских авторов. И это я настоял, чтобы он добавил туда и свои стихи. И он добавил. Но всего одно - про берёзу на нефрите! Мне никогда бы не пришло в голову поставить рядом берёзу и нефрит! Это что-то и очень китайское, и его личное! Его, Яна Чжоу поэтический образ! Такой необычный и красивый.

На что, интересно, люди шли - а был аншлаг! - на экзотику? Или на Мао Цзедуна-поэта - а он был тоже заявлен в афише, как один из авторов, стихи которого Чжоу обещался прочесть?

Но я рад, что они увидели прежде всего его самого, моего дорогого студента-поэта! Особенная часть: он старался прочесть не только китайский оригинал, но и русский перевод, получалось чтение на русском, конечно, с сильными ошибками в произношении, но его упорство - вызывало чувство восхищения! Чтобы однако впечатление не испортилось, вслед за ним, третьим, заново читал русский эквивалент я. И так мы и шли: стих на китайском, стих на русском в исполнении Яна Чжоу, И далее - снова на русском, но уже в мом исполнении. Мой дорогой студент, они тебя слышали, слышали все, это точно!

Сколько талантливых иностранцев-студентов прошло через меня за последние годы, и индонезийская писательница Раф Пандианган, и японский фотограф Ясуи Сохей, и радиожурналист из Ирака Осман (там драматичная история была, как расстреливали их радиостанцию и пр., как люди вышли, протестуя, против их закрытия)... И все они, пребывая в Казани несколько лет, мало становились известны местной публике, и вот - Ян Чжоу! Я угадал в нём поэта.

Но он ещё такой молодой, он в Китае-то ещё ни разу никому не показывал свои стихи -только в школе, в своём родном городе Ибинь (википедии и прочие справочники где-то пишут "город", где-то "городской округ", ну, как бы то ни было). Но он уже много раз был участником конкурсов чтецов, и не зря его голос - завораживал! Может быть как раз сейчас мы, здесь, в Казани, открываем для Китая их нового поэта?

Интересен выбор поэтов для казанского вечера, среди любимцев - три выпускника американских университетов, одна - жертва политики культурной революции, два - представителя Тайваня. То есть биографии - отнюдь не канонических твердолобых коммунистов, а людей, соединяющих в себе восток и запад, знающих западную культуру, таких - людей мира! И в этой-то кампании: Мао Цзедун!

Интересно было узнать эти имена, вместе с их биографиями. Название вечеру дало стихотворение Сюй Чжимо, поэта начала ХХ века, прожившего всего 34 года. Стихотворение "Прощание с Кэмбриджским мостом". После Америки - он продолжал образование в Королевском Кэмбриджском колледже в Англии... стихотворение заканчивалось строкой: "Я, взмахнув рукавом, не унесу ни одного облака..."

Шу Тин - второй автор, прочитанный на вечере, известная сейчас поэтесса. Но вот, что говорит её биография: "Во время "культурной революции" ее отправили в деревню, не дав закончить обучение в школе (потому что ее отца обвинили в идеологическом несоответствии). Там она пробыла до 1972 года. Вернувшись в Фуцзянь, ей пришлось работать на цементном заводе, текстильной фабрике и фабрике по производству лампочек...."

И вот теперь её стихи читались в одном ряду со стихотворением кормчего Мао!

Сюй Чжимо и Шу тин - были первые два имени, которые я услышал от Ян Чжоу. Позже в этот ряд добавились тайванцы - Юй Гуанчжун и Чжэн Чоую по прозвищу "старый моряк" - оба профессора.

Что объединяло их всех? Пейзажи, и... тайнство! Даже Мао Цзедун со своей элегией "Снег" вписался в этот ряд, не говоря уж о берёзе на нефрите - творении самого Ян Чжоу...

- Таинственный свет - это эпитет. Тайна даёт людям бесконечное воображение, которое трудно описать само по себе. И даёт людям очень исцеляющее чувство...

14. Сжечь! Чукотка... Хэ!

           Истории наших студентов удивительные, реже бывая теперь на мероприятиях (в силу изменившегося положения и необходимости большего присмотра за семьёй) - активнее зато общаюсь с ребятами - да и курсы, с этого года добавившиеся: основы драматургии и сценария телефильма - способствуют... ребята рассказывают свои истории.

           Вот девочка из Павлодара. Занималась историей города, краеведением, делала научную работу... а тут - затеяли у них переименование улицы, с прежнего названия 19 века, на новое - имени какого-то известного казаха...

           История столь похожая на ту, что происходила у нас, с переименованием ул. Эсперанто в ул. Назарбаева. Я тогда работал на нашем ГТРК "Татарстан" и мне было велено сделать материал в пользу этого переименования, и это, конечно, один из грустных моментов моей профессиональной биографии. Поскольку идти против своей совести и настроения я не мог (а я, конечно, сторонник имени Эсперанто), то я нашёл таких героев, которые мне симпатичны, для которых это переименование могло быть важным - а именно молодых ребят, выходцев из Казахстана, талантливых, настоящих. И делал материал больше не про улицу, а про них, живущих теперь у нас, играющих на домбре, участвующих в жизни Казани, открытых и интересных. Все равно про меня написали потом в соцсетях: "Бик-Булатов заливается соловьём", и мне пришлось это скушать, а сейчас - в контексте истории, о которой я дальше буду рассказывать - важно об этом припомнить, ибо мы журналисты - фигуры публичные, но не просто, а мы - голос публики, общества, и все наши журналистские поступки,. высказывания, даже ошибки - должны быть публике известны (не путать с частной жизнью и интимным пространством), недавно у нас был спор в соцсетях об этом с одной уважаемой коллегой, считающей, что журналистские рукописи - "горят", и не надо перед публикой ворошить своё журналистское прошлое, но как же тогда призывать других к ответу, если своё публичное выказывание пытаешься позже скрыть, сделать вид, что его не было? Ну вот, у меня такой сюжет про переименование улицы - выходил. Ребята - студенты-казахи - говорили о том, какое личное участие Назарбаев принимает в судьбах казахстанской молодёжи...

           А теперь вернёмся к девочке. Когда она услышала, что улицу в её родном Павлодаре переименовывают - а она-то всё знала про историю этой улицы! Она - школьница - пошла на общественные слушания по этому делу, она потрясала бумагами и доказывала, что не надо переименовывать! И между прочим - ссылалась на того же Нурсултана Абишевича, тоже, конечно, что-то говорившего про сохранение наследия и внимание к старине...

           Но девочка на слушаниях была в меньшинстве. Поддерживал её активно разве что директор Ботанического сада. А потом вышли сюжеты в местных СМИ, где её (по её словам, не проверял) обозвали русской националисткой и антипатриоткой, а в комментах под материалами она читала, что-то вроде "вали в свою Россию" и дальше шёл вообще ужас, вплоть до призывов сжечь её! На минуточку, речь шла тогда о девочке-школьнице. И вот она читает, что её надо сжечь! А потом в её школу позвонили какие-то высокопоставленные люди, и сказали, что научная работа её историко-краеведческая - должна быть похерена, и не должна проходить защиту. И это ей сейчас обиднее всего.

           Постепенно, историю эту замяли, прошла уже, видимо, пара лет, девочка уехала в Россию и теперь учится здесь. Ворошить не хочет, мало ли, ещё закроют ей въезд в Казахстан... И я - думая о ней сегодня, вспоминал и тех других, молодых студентов из Казахстана, про которых делал тогда свой сюжет.

           А потом - была история девочки из Чукотки, мечтавшей быть видеоблогером, как они, например, выкармливали морженка, выброшенного на берег, потом - как над ней посмеивались подруги из-за её увлечения (там в маленьком чукотском посёлке и интернет-то слабенький, и чтобы стать видеоблогером - ей пришлось заморочиться, заказывать программы. прибамбасы, чтобы просто получить хорошее качество и т.д.), и до сих пор такой мягкий буллинг продолжается с их стороны, даже разъехавшись с Чукотки - все следят за соцсетями друг-друга, переписываются, и такая виртуальная своя "чукотка" у них, причём деревня, со всей деревенской ментальностью; или история мальчика, взявшего себе псевдоним Мелехов, в честь Григория Мелехова из "Тихого Дона", носящего на рюкзаке мягкую игрушку-свинью, которую ему подарила младшая сестрёнка, не могущая ещё сказать "Хрюша", но сумевшая сказать "хэ" и с тех пор эту свинюшку-игрушку на рюкзаке - зовут "хэ"... и была история студентки, переведшейся к нам с экофака, с группы, где, по её словам - никто не хочет быть экологом, и оказались там эти студенты - не сумев поступить туда, куда хотели, экофак - как отстойник для неудачников? Я всё это воображаю себе фильмами, которые, наверно, никогда не сниму...

 

Коза и арбуз

Сегодня "интервьюировал" так уж, для разрядки одного первокурсника не с журфака, стоял с нашими на "сковородке", потом наши ушли на пару, а мы остались, и сели на лавочку...

Когда спросил его, "какое самое важное событие или одно из, случилось в твоей жизни, ну или тронуло, задело...", Игорь ответил: "никакое, наверное, ещё не случилось"...

 

То есть не случилось ничего важного!

 

События в его жизни случались, конечно, но ничто пока не смогло выбить этого юного ковбоя из седла.

 

Через полчаса разговора я узнал с изумлением, что парень пару лет назад был в Лондоне! Вошёл в программу по обмену, отучился там в школе три недели. Для меня бы это было прям событие-событие, впрочем, для меня и было, когда я вот так же, в 16 лет на три недели оказался в США. Потом, даже 20 лет спустя я довольно подробно припомнил ту поездку и написал о ней воспоминания...

 

А Игорь... сказал только, что очень его раздражало, что британцы всё время за всё извиняются. Ну, дома там хорошие. Идёшь там вдоль домов, таких двухэтажных - красиво. Он бы хотел такой дом купить. Родителям, чтобы больше не работали. И когда я спросил, а если такой же дом не в Лондоне, а здесь - примирительно ответил: "можно и здесь, мне всё равно".

 

Один раз в детстве они с братом троюродным пошли на гору. Потому что брат сказал, что там в козу молния попала. Пять часов их не было. Козы не нашли. Дома только потом родители всыпали им по первое число.

 

А потом они с братом на той же горе арбуз ели. Украли арбуз этот. Увидели в чьём-то огороде, а у брата нож был, ну и украли, приволокли на гору и там съели...

 

Я в этом месте, во время рассказа про гору и арбуз - вспомнил что слышал про Мусу Джалиля, мне это передавали в его родной деревне Мустафино Оренбургской области. Вернулся Муса в деревню лет в 15. Смотрит - детишки совсем маленькие даже - матом ругаются, курят (3, 5, 6, 7 лет...), в деревне в гражданскую войну квартировались части красной армии вот и научили детей этим безобразиям. Всхохотнули.

 

И тогда подросток-Джалиль решил взяться за детишек этих, собрал их, и стал с ними всякие штуки устраивать, типа пионерской дружины что ли, даже спектакли делать... а однажды нашли арбуз и потащили его на гору, решили по горному ручью вниз спустить, чтобы в деревню арбуз сам приплыл, а местные бы удивились, откуда арбуз-то? здесь ни у кого не растёт!

 

Когда случился тот знаменитый пожар в баре "Хромая лошадь" - брата это почему-то очень развеселило, Игорь и сам не знает теперь почему... они тогда видеоролики разные любили монтировать, и после пожара, каждый ролик начинали с "новости" о том, что "хромая лошадь сгорела"...

 

Я мрачнею от этих рассказов... какое-то сдавленное чувство настигает меня... и в голове как анимированные детские рисунки проходят эта несуществующая коза, в которую молния попала, и эта несуществующая хромая лошадь, ожившее трагическое название и вывеска.

Игорь рассказывает про какие-то события... которые должны бы были его взволновать, увлечь... но потом - ему быстро наскучивало это и он снова превращался сам в себя... даже отношения с девушками заканчивались также... скучно!... и разговоры о политике - друзья иногда ведут, что-то обсуждают, а он не хочет во всё это вникать.

 

Я вспомнил недавний молодёжный британский сериал "Конец е...го мира" (1-й сезон - 2017; 2-й сезон - вышел 5 ноября 2019 года). Только хронотоп у Игоря не британский, а наш - маленький город Лениногорск. А мир - да, вот такой, с тремя отточиями, скрывающими матерный корень слова.

 

Во время написания рецензии на тот сериал мне попал в руки советский журнал "Искусство кино", № 12 за 1987 год. Там был опубликован материал под названием "Три разговора с Робертом Де Ниро".

 

Роберт де Ниро: "Совсем недавно, в 1986 году, я участвовал в спектакле по пьесе Рейнальдо Повода "Кьюбо и медвежонок" на сцене "Паблик Тиэтер" в Нью-Йорке <...> я играю отца, у которого довольно сложные отношения с сыном. Мой герой - торговец наркотиками, а шестнадцатилетний мальчик - его душа, его единственная отрада в жизни - постепенно приобщается к наркомании. Было сложно передать это состояние любви, беспомощности, отчаяния от сознания собственной вины. Вообще, я думаю, проблемы воспитания и - шире - семейные проблемы в современном обществе играют не последнюю роль. После огромного перерыва я вновь почувствовал себя театральным артистом..."

 

Игорь в 15-16 лет продовал "снюс" своим ровесникам-подросткам. Это плохо, конечно. Но они много чего пробовали, с 14 лет, пытаясь заработать. Игорь помнит себя только с 14 лет. Так говорит. Это странно. Игорь помнит себя с того времени, как стал пробовать зарабатывать... Он хочет квартиру в Лондоне. А в козу попала молния.

 

И ещё у него есть папа. Рокер - на мотоциклах катается. С детства папа брал Игоря с собой на фестиваль "Рок над Волгой". Игорь любит сидеть с отцом и его друзьями в гараже с мотоциклами. Они, говорит, жизнь хотя ведут не совсем уж такую интеллигентную, но они очень начитанные и у них много историй.

 

Самый первый мотоцикл для Игоря – тот, который друг купил, одноклассник, в 16 лет, и потом ему дома в подвале запретили держать, воняет бензином, и тогда Игорь пришёл на помощь другу - позвонил своему папе – тот сказал: "Вези к нам". И они поехали.

 

Мотоцикл был развалина. Чистый драндулет. Колеса почти лысые, шины сдулись... и вот на таком два подростка едут, шестнадцатилетние, как не убились! Папа посмотрел - поржал, что такой мотик купили! Сфоткал даже, друзьям отправил. А Игорь с другом потом всё лето с ним провозились – чинили.

 

Игорь – в трениках, футболке, кепке и белых кроссовках "аддидас", я в шутку спросил его: "Ты – гопник?"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.135.21 (0.128 с.)