У властолюбцев есть сторонники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У властолюбцев есть сторонники



Газеты и телевидение часто рассказывают нам о неразрешимых рабочих конфликтах – в церквях, на предприятиях, в бизнесе. Часто в эти в конфликты вовлечены психопатические личности. Они могут быть хит­рыми и расчетливыми, лгать, идти по трупам, чтобы добиться желаемого, наказывать сотрудников и расправляться с людьми, которых считают своими противниками. Таким образом они сеют вокруг страх и смятение. Они обвиняют нелояльных подчиненных в некомпетентности.

Но при желании психопаты могут быть обаятельными и приветливыми, активно действовать и добиваться хороших результатов. Поэтому у них почти всегда есть сторонники, которые помогают им сохранять должность. Иногда сотрудники просто не смеют противостоять психопатическим руководителям, потому что могут лишиться привилегий, должностей, проектов и даже работы. Сторонники же предпочитают смотреть сквозь пальцы на неэтичное поведение властолюбца, не принимают всерьез слухи, жалобы и обращения его подчиненных.

Отсутствие знаний о расстройствах личности, малодушие, стремление избежать конфликта или наивная вера в то, что всякий способен учиться на своих ошибках и меняться к лучшему, играют на руку влас­толюбцам и не позволяют пресечь их козни. Однако психопатические личности не меняются. Они могут быть любезными и благожелательными, когда все идет так, как они хотят, но стоит им столкнуться с критикой или противодействием, как идиллия рушится. Тогда начинают проступать их темные стороны, но это видят только те, кто находятся в ближайшем окружении психопата. Большинство ничего не замечает. Или не хочет замечать.

Обыденные психопаты, наделенные властью, в совершенстве владеют методом «разделяй и властвуй» и обычно вознаграждают только того, кто оказывает им поддержку. На войне у психопата всегда находятся союзники, те, кто их защищает. Психопатические личности часто следуют одной установке: кто не со мной, тот против меня. Они могут вызывать сотрудников к себе в кабинет и требовать определить свою позицию – друга или врага. Правила поведения для пострадавших

Не называть кого‑ либо психопатом

Нет смысла говорить о начальнике как о психопате. Вы можете наб­людать проявление ярко выраженных психопатических черт у своего начальника или коллеги, но далеко не очевидно, что коллектив согласится с вашей точкой зрения. Любая организация занимает прагматическую позицию и заинтересована в работе, а не в субъективных чувствах отдельной личности. Если вы назовете кого‑либо психопатом, это может иметь негативный эффект и навредить вам. Описывайте поступки и поведение. Законом не запрещено быть психопатом, однако злоупотреблять служебным положением, совершать насилие и травить кого‑либо – незаконно.

 

Не вступать в войну

Травля обычно имеет целью вызвать гнев и выбить жертву из колеи, чтобы она начала совершать ошибки. Не поддавайтесь на провокации. Не оправдываетесь и не давайте сдачи, иначе вы попадете в ловушку. Независимо от того, что вы чувствуете, – разыгрывайте безразличие, отвечайте с юмором, но без иронии.

Это особенно важно, если вы не являетесь соперником или жертвой, но видите, что ваш начальник имеет психопатические черты. Делайте хорошую мину при плохой игре. Ведите себя спокойно, не провоцируйте, выполняйте свою работу так, чтобы ей или ему не в чем было вас упрекнуть. Обращаясь к начальнику за советом в профессиональных вопросах, не забывайте о приветливом тоне. Подумайте о своих планах – возможно, вам придется перейти в другой отдел или найти другую работу.

 

Делать записи

Записывайте все, что говорилось на совещаниях, в личных беседах на работе и т.д. Позаботьтесь о том, чтобы наладить хорошие отношения с коллегами, а также о том, чтобы в поисках новой работы вам давал рекомендации не только начальник. Если вы чувствуете, что вас травят и ситуация накаляется или возник конфликт, вам следует собирать документы, не афишируя этого. Как можно скорее начните записывать события, дату и время того, что произошло, что было сказано, кто при этом присутствовал, а также описывайте то, как вы воспринимаете ситуацию. При рассмотрении трудовых споров или на суде такие заметки могут иметь большое значение.

 

Никогда не оставаться наедине с агрессором

Избегайте оставаться наедине с тем, кто вас травит. Если агрессор вызывает вас в свой кабинет, не следует идти к нему в одиночку. Потребуйте, чтобы при разговоре присутствовал человек, которому вы доверяете, тогда вы обеспечите себе лучшую защиту и свидетеля.

 

Найти союзников

Перед тем как принять решение о дальнейших действиях, обратитесь за помощью, чтобы оценить финансовые и юридические последствия вашего решения, а также подумайте, как они скажутся на вашем здоровье. Поговорите с коллегой или человеком, которому вы доверяете, чтобы выразить словами свои чувства и переживания, узнайте его мнение. Также не лишним будет обсудить проблему с тем, кто уже имел дело с моббингом.

В таких ситуациях обычно обращаются к специалистам по охране труда. Они должны быть знакомы с феноменом моббинга. Однако рассчитывать на безоговорочную поддержку не следует. Специалисты по охране труда, как правило, тоже боятся испортить хорошие отношения с начальством. Многие избегают конфликтов из‑за страха последствий или же считают это слишком хлопотным делом.

Медицинская охрана труда также является профильной инстанцией для обращения в ситуации травли на рабочем месте. Эти специалисты обязаны соблюдать врачебную тайну и должны иметь возможность вмешаться, однако нет никаких гарантий того, что это вмешательство будет успешным.

Если вы предпочитаете разбираться с ситуацией, не выходя за пределы вашей организации, то вам стоит основательно изучить систему внутренних правил, в которых прописана процедура решения такого рода вопросов. Если вы являетесь членом профсоюза, то выборный или центральный орган профсоюза, возможно, окажет вам поддержку. Однако никто не может гарантировать, что профсоюз поймет вас и возьмется за ваше дело. Это зависит от того, что глава профсоюза знает о моббинге, а также от его отношения к агрессору. Тем не менее существует множество примеров того, как служащие получали помощь и юридическую поддержку при рассмотрении трудовых конфликтов. Вы можете проконсультироваться с адвокатом, который имеет опыт ведения подобных дел.

 

Приобрести необходимые знания

Ели вы подозреваете, что агрессор или инициатор конфликта в вашем окружении имеет психопатические черты, то вам следует узнать об этом явлении больше. Можно почитать соответствующую литературу. Знание дает понимание, ясность и помогает преодолевать трудности. Вместе – значит «сильнее»

У шестерых сотрудников одного отдела на крупном предприятии были сложные и напряженные отношения с начальником. Они решили выехать за город на выходные, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию.

Другие сотрудники об этом не знали. Коллеги договорились о встрече с двумя консультантами, специализирующимися в области моббинга, которые и приехали к ним в загородный отель. Сначала консультанты рассказали о психопатах, об их личностных и поведенческих особенностях, а также о типичных реакциях жертвы. После все шес­теро слушателей подтвердили, что им знакомо все, о чем говорилось.

Некоторые сотрудники начинали сильно волноваться, рассказывая об отношениях с начальником. Большинству из них не приходилось раньше делиться своими чувствами с посторонними людьми. Объединившись, они стали сильнее, все понимали, что их общая проблема – личность и поведение начальника.

После встречи с консультантами они составили план действий. Работники предприятия были готовы к тому, что начальник будет как и прежде использовать метод «разделяй и властвуй». Консультанты предложили коллегам дать друг другу обещание держаться вместе и придерживаться выработанной стратегии независимо от провокаций и уловок босса. Позднее двое из шестерых признались, что им было нелегко сдержать обещание, когда начальник пустил в ход свои изощренные приемы и ухищрения.

Шестерых коллег попросили поработать в группе и составить общий список умений и навыков, которыми начальник должен обла­дать как руководитель, а также обязанностей, которые на него возложены как на руководителя. Затем они должны были описать прецеденты, с которыми сталкивался каждый из них. Эти случаи демонстрировали несоответствие поведения начальника квалификационным требованиям и его пренебрежение своими обязанностями.

Следующим заданием для «мятежных» сотрудников было составление письма руководству предприятия, в котором они, используя свои заметки, обрисовали ситуацию и попросили разобраться с начальником. Все они пригрозили уходом, если ничего не будет сделано для устранения невыносимой обстановки на рабочем месте. Письмо и прилагаемые заметки спустя некоторое время были отосланы в правление.

Правление отнеслось к делу со всей серьезностью: на предприятие был приглашен независимый специалист, который должен был разобраться в ситуации. Этот специалист беседовал с сотрудниками и довольно быстро составил свое мнение о сути проблемы: манипулирование и деструктивный стиль руководства начальника, его лживость и безответственность. Также подтвердились факты сексуального домогательства к одной из служащих.

Начальник получил отчет, сделанный независимым специалистом, а также предложение о компенсации в случае увольнения по собственному желанию, на которое он согласился. Обязанности работодателя

В некоторых делах по трудовым спорам, рассматриваемых в судах, в частности в деле Сигне, о котором мы уже рассказывали, право работодателя на распоряжение становится определяющим, в особенности если служащий не может представить достаточно веских доказательств того, что он подвергался травле. В делах, связанных с моббингом, это право может быть использовано для того, чтобы перевести жертву на другое рабочее место, для реорганизации, изменения должностных обязанностей и тому подобного. Однако работодатель также имеет обязанности перед работниками, и в основном они касаются обеспечения нормальных условий труда.

Закон об условиях труда §4–1 (1) и (2) гласит: «Условия труда должны быть безопасными с точки зрения оценки факторов, которые могут повлиять на физическое или психологическое здоровье и благополучие работника. Нормы безопасности, охраны здоровья и условия труда должны во всякий момент времени развиваться и совершенствоваться в соответствии с прогрессом, происходящим в обществе.

При планировании и организации работы необходимо разрабатывать меры по предотвращению вреда и ущерба для здоровья. Организация работы, условия и руководство, график, технологии, система оплаты труда и прочее должны быть налажены с соблюдением норм безопасности таким образом, чтобы работник не подвергался неблаго­приятным физическим или психическим нагрузкам».

В §4–3 описаны требования к психосоциальным условиям труда:

«(1) Работа должна быть налажена так, чтобы не подавлять индивидуальность и достоинство работника.

(3) Работник не должен подвергаться травле или иным формам непо­добающего поведения.

(4) Работник, насколько это возможно, должен быть защищен от насилия, угроз и неблагоприятных нагрузок вследствие взаимодействия с окружающими».

«Работодатель обязан позаботиться о соблюдении положений данного закона» (Закон об условиях труда §2–1).

Работодатель, которому стало известно о конфликте на рабочем месте, обязан разобраться в ситуации и, возможно, принять соответствующие меры. Если конфликт перерос в моббинг, работодатель обязан провести надлежащую работу по его пресечению. Такая работа должна проводиться работодателем с учетом динамики развития конфликта и пониманием тенденции к эскалации. Работодатель должен быть знаком с эффективными мерами разрешения конфликта. Работодателю необходимо использовать те средства, которые подходят для актуальной ситуации. В этом случае работодателю следует использовать возможности, заложенные в праве распоряжения. Например, это может означать чисто физическое перемещение человека на другое рабочее место или же снятие с него руководящих функций. Обязанности работника

Работник, который чувствует, что подвергается моббингу, а также другие работники, являющиеся свидетелями моббинга, согласно закону об условиях труда обязаны сообщить об этом работодателю или специа­листу по охране труда (§2–3 (2) d). Это необходимо сделать для того, чтобы работодатель мог соблюдать обязанности по данному вопросу и принять соответствующие меры по пресечению моббинга. Работник также обязан сообщать о полученной травме или болезни, возникшей вследствие неблагоприятных условий труда (§2–3 (2) e).

Если агрессором является начальник‑работодатель, то работнику нелегко сообщить о моббинге. Он, по понятным причинам, может опасаться различных форм «наказания» и дальнейшего ухудшения ситуации. Многие работники испытывали на себе месть начальника в виде полного игнорирования, увольнения или отставки. Другие работники также могут быть напуганы и не станут вмешиваться в конфликт, в свою очередь, опасаясь травли со стороны руководителя. Они могут пытаться сохранить максимально хорошие отношения с начальником вместо того, чтобы оказать поддержку тому, кто подвергается травле.

Поэтому работнику следует подумать, стоит ли сообщать о факте травли коллегам. Зачастую естественным выходом из положения является оповещение вышестоящего руководства, правления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.012 с.)