Обращённая к Небу Молитва» или «Молитва русских писателей » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обращённая к Небу Молитва» или «Молитва русских писателей »



Обращённая к Небу Молитва» или «Молитва русских писателей»

(Студен ТР-22 Юров М.А.)……………………….………………………….…………..….. стр.15

«Природа – воплощение живой связи с Небесами и веры русского сердца

(Студент ТИП -23 Вагапов Е. В.)………………………………….……..…………….…..... стр.20

 

«Многогранность образа русской природы в нашей литературе»

(Студент ТР-21 Шестаков А.Д.) …………………………………………..…………..…… стр.27

«Мир держится Любовью» (Студент ТИП-23 Паршин А.А.) …………………….……стр.34

«Бессмертный полк» - живая связь времён и поколений.

(Студент ТИП-23 Ширяев А.М.) ……………………………………………………...……стр.38

Глава первая. «Бедны внешне,

Но богаты духовно»


     Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!



Образ России нашей, образ русского народа представлен во многих великих произведениях  – это – одна из главных тем нашей литературы.

Но в этом хорошо известном всем стихотворении, наверное, увидел, ощутил поэт самое-самое главное, непреходящее.

 Внешняя бедность, простота, которая вроде бы сразу в глаза бросается – но ведь стихотворение совсем о другом. Она подчеркивает духовное начало, с первого взгляда, невидную красоту – высоту духовную.


Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.


И вот, как нередко бывает в поэзии нашей, отражён образ русского народа через антитезу России  и Запада. Гордый взор Запада не может, не хочет увидеть духовное богатство в нашей «смиренной наготе». Потому что взор, ослепленный гордостью, видит только то, что                                  на поверхности, и не способен заглянуть глубже и увидеть красоту внутреннюю. Ослепляющая гордость и высшая добродетель христианская – Смирение – антитеза  не только этого четверостишия, не только всего стихотворения, но и всей жизни человеческой.

И вот заставляющий задуматься финал:                  


Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.


Это - главная мысль поэта - не только, конечно.  Отразил он суть России.

Главная мысль чаще всего воплощается в последнем четверостишии – здесь тоже. Русская земля благословенная –                   её Сам Спаситель благословил. Духовное богатство России «гордый взгляд» не увидит – но мы, русские должны видеть и беречь.

 А ещё должны мы помнить, что нашим великим писателям был дан дар пророчества.  

             Глава вторая «Разные пути объединения»


Из переполненной господним гневом чаши

Глава третья «Трагедия, утративших духовное богатство»

А теперь обратимся ещё к одному стихотворению великого поэта, сказавшего, что «в Россию можно только верить».


Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты, когда, свобода,

 Блеснет ли луч твой золотой?..

Блеснет твой луч и оживит,

И сон разгонит и туманы...

Но старые, гнилые раны,

Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе.

Высший подвиг в терпеньи

Любви и мольбе.

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной;

Если скорби земные

Жалом в душу впились, —

С верой доброй и смелой

Ты за подвиг берись:


Прекрасные, мудрые строки А.С.Хомякова из стихотворения «Подвиг».

Главная мысль в том, что преодолеть всё плохое, что есть в каждом из нас, преодолеть скорби не меньший подвиг, чем сражаться  с врагом внешним. Внутреннего «врага» одолеть порою сложнее. Уныние, гнев могут с легкостью поглотить человека, если  постоянно не «сражаться»                    с ними. А иначе, станет человек рабом страстей своих.

Но преодолеть скорби может лишь тот, у кого душа не пуста,                             а наполнена искренней верой, желанием делать добро.


Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных, —
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков,
Гордой черни людской.


И если сможет человек совершить подвиг, то вырастут у него «крылья».

«И взлетишь ты на них, без труда, без усилья…» - человеку  с «крыльями» намного легче преодолевать житейские невзгоды, чем тому, кто от земли оторваться не способен. Такой человек  не боится жизненных неурядиц – он «выше мраков земных, выше крыши темницы». Он свободен от своих «негативных» эмоций, которые разрушают. «Выше злобы слепой» - такого человека никогда не ослепит злоба и ненависть. «Выше воплей и криков, гордой черни людской» - и такой человек нравственно выше погрязшей в пороках толпы.

Глава пятая «Истинный Мир Любви»


Парус поднят; ветра полный,

Он канаты натянул

И на ропщущие волны

Мачту длинную нагнул.

Парус русский. Через волны

Уж корабль несется сам.

И готов всех братьев челны

Прицепить к крутым бокам.

Поднят флаг: на флаге виден

Правды суд и мир любви.

Мчись, корабль: твой путь завиден…

Господи, благослови!


 Тот же прекрасный поэт - славянофил представляет весь мир как море, а Россию как корабль, через волны плывущий.   «Житейское море играет волнами», - было написано ещё в Древней Руси.

Это понятно -  потому что в море так же много самых разных кораблей, как в мире много разных стран. И на каждом корабле есть своя команда.

 А русский корабль готов принять на свой борт «всех братьев». Образ этот отражает нашу душу и показывает, что Россия рада любым людям - и неважно, откуда они,                        из каких стран.  Так и должно быть - понятие «русский» никогда не было «кровным» - оно духовное. Россия – народ русский относится ко всем невраждебным народам как к равным, как к братьям.                              Для русского человека «Мир любви» инелицеприятный «Правды Суд» - духовный фундамент жизни. И такому кораблю – кораблю русскому можно «позавидовать» - вернее, восхититься им. Путь его истинно верный  - и именно такого пути должны придерживаться и другие корабли.

Но такой путь невозможен без доброго сердца – открытого для любви, дружбы,  умеющего сострадать. А быть человеком настоящим - истинно добрым сердцем невозможно без веры.

  Образ русского народа в литературе отражает наше внутреннее, наше духовное богатство, несмотря порою на внешнюю бедность.

 Потому нередко русские писатели используют антитезу, противопоставляя западное внешнее, материальное богатство нашему внутреннему, духовному богатству, показывая что духовное богатство важнее.

На нём, как на фундаменте стоит Вечная Русь.

 

                               

 

 

Автор - лауреат Международного Конкурса «Новое Поколение», Международного Конкурса «Педагогика 21-ый век», участник Межрегионального Конкурса «Алтарь Отечества»                                                 Глобин Сергей Вячеславович

 

                                             Литература.

1. Ф.И.Тютчев «Эти бедные селенья…»

2. Ф.И.Тютчев «Два единства»

3. Ф.И.Тютчев «над этой тёмною толпою…»

4. А.С.Хомяков «Подвиг»

5. А.С.Хомяков «Парус поднят; ветра полный…»

6. Программа канал «Культура» из цикла «Библейский сюжет» о творчестве Ф.И.Тютчева «Наш век».

7. Гайкова Н.Н. Статья «Духовная преемственность русской литературы. «Сверхвременное» в творчестве русских писателей»

 

 


 

 

                

 

 

 


«Обращённая к Небу Молитва»

Или

«Молитва русских писателей»

        

Города, пустыни и сады -


Написал задолго до рождения Н.М.Рубцова поэт -славянофил А.С.Хомяков.

Звезда привела в пещеру, в которой лежал в яслях Сын Божий, пришедший спасти людей.

И русский народ всей душою, всем сердце, всем разумом своим принял веру Христианскую и сохраняет её, свято чтя Заповеди Божии. Можно сказать что звезда Вифлеема стала путеводной звездой для русского народа – и совсем неважно, что не говорит поэт прямо о Звезде Рождества – ведь такими словами говорят о Вечном, о Святом.


 И потому…


Она восходит ярче и полней,

В час полночного молчанья,

Отогнав обманы снов,

Ты вглядись душой в писанья

Галилейских рыбаков, —

И в объеме книги тесной

Развернется пред тобой

Бесконечный свод небесный

С лучезарной красотой.


В стихотворении поэт нашёл великолепный образ звезды мыслей, звезды молитв - звезды, разгоняющей мглу сердца и заставляющей сердце гореть. Ведь смысл Слова Божьего так же бесконечен, как небесный свод с его бесчисленными звёздами.


Одна, одна над белою землею

Горит звезда

К себе — туда.

Все чудеса,

И небеса.

Глядись в него,

Царем всего.

 


Строки великого русского мыслителя и поэта В.С.Соловьёва.

Созерцание звёздного неба устремляет сердце к молитве, даже если не говорится о том напрямую.

Поэт говорит о звёздном, чистом, безграничном небе как                         об общении людей земли с Самим Творцом. Звезда сродни молитве, не имеющей границ во времени и пространстве. Смотрящая на землю Звезда тянет за собой «эфирный шлейф» - тянет «к себе туда» - в Небеса – к Создателю. Молитва человека это обращение к Богу - и искренне молящийся человек открывается своё сердце и становится духовно чище  и прекраснее. 

«Звёзды смотрят словно Божьи очи», - написал в одном из стихотворений А.С.Хомяков. И в произведении В.С.Соловьёва, как и в стихотворении Н.М.Рубцова, смотрит на землю Звезда Рождества, делая молящихся причастными Тайне Мироздания.

        Глава четвёртая «Причастность миру Божьему»

 Как-то само собою получилось, что обратились мы, говоря о прекрасном русском пейзаже, к Образу Рождества Христова. А потому сейчас перенесёмся мыслями в зимний лес, может быть в преддверии Праздника.


А зимний лес особенно торжествен,

Рукой благоговейною своей.

Светлея запорошенным лицом.

Все внимает Богу не дыша,

Господи, дела Твои святы.

Иль и ты коснулась чистоты?

Слава Богу, снова я один,

Снова я лампадку затеплю,

Суету оставив позади,

Господу молитву пролию.


В обоих произведениях состояние души умиротворённое. Это - душевное состояние человека, который пребывает наедине с самим собой и с Творцом –            с Творцом прежде всего. Человек – лирический герой счастлив этим единением. В момент этого душевного подъёма лирический герой прикасается к особой «силе» - нет – к Величию Творца, и ощущает себя частью мироздания. Он словно спрашивает себя, почему ему так печально при созерцании этой надмирной красоты – и почему душа его плачет.

 А ответ ищет он в молитве.

Душа, коснувшаяся чистоты, плачет, остававшись наедине с Богом, убрав в сторону мирские дела и повседневную суету – ведь этого так давно хотелось!

Слёзы словно смывают с души всю мирскую грязь. Остаётся только чистота - и от этого становится радостно. «Глупая душа» плачет, коснувшись чистоты вместе с окружающим подлунным миром, с тихим лесом, спящею рекой. Она словно «коснулась» Самого Создателя…

И не только в этом – ставшей песней стихотворении – но и во всех стихах, к которым мы обратились, в которых увидели, ощутили молитву Вечного Мироздания и русской души.

 

Автор - лауреат Международного Конкурса «Новое Поколение», Международного Конкурса «Педагогика 21-ый век», участник Межрегионального Конкурса «Алтарь Отечества»                                       Юров Михаил Андреевич.

                                         

                                                

                                                     

 

 

                                                 Литература

1. Н.М.Рубцов «Звезда полей»

2. А.С.Хомяков «В эту ночь»

3. А.С.Хомяков «Звёзды»

4. В.С.Соловьёв «Око Вечности»

 5. Иеромонах Роман «А зимний лес особенно торжествен…»

6. Иеромонах Роман «Слава Богу, снова я один…»

7. Сборник «Слово и Дух»

8. Гайкова Н.Н. Исследование «Святая Воскресшая Русь»

 

                        

Природа – воплощение живой связи

и

Веры сердца русского»

Иль их садовник приклеил?

Почуя беду над его головой,

Вран каркал ему в опасенье,

Воздерживал он дерзновенье.

Крутясь и подъемля щетину,

Блаженство любви прорицала.

И нет на земле прорицаний.


А лирический герой утратил любовь к природе – и значит, любовь к ближнему, «заменив» чувства холодным разумом, расчётом. И тогда природа тоже перестала любить и заботиться - и сердце своё закрыла. И иначе быть не может.

Поэт скорбит об утрате этой живой связи и словно предупреждает людей.                            И становятся слова его пророческими…

Обозвал тишину

                           глухоманью,

Надругался над белым "молчи",

У креста простодушною данью

Не поставил сладимой свечи.

И плевком незабудку обжег.

Зарябило слезинками плёсо,

Сединою заиндевел мох.


Как и в предыдущем произведении, лирический герой полностью утратил уважение к природе, не говоря уже о любви, если «о бозвал тишину глухоманью…» и «плевком незабудку обжег».

Вернее, отношение его стало враждебным – и не только к самой природе, если можно «не поставить сладимой свечи» у Креста – потому что свеча символизирует устремлённую к Небесам молитву. Значит, не признаёт он Творца и Его творений – созданное Творцом мироздание. Вернее, от Творца такой «человек» отрёкся. Оттого и во всём враждебность, ненависть к Вечной Красоте.

Конечно, всё сказанное не только о духовно слепом и злобном человеке. Это словно приход антихриста в окаянном семнадцатом году, когда стали разрушать храмы, разрушать Святость и любовь.

И стала постепенно пропадать вера человека в душу мироздания, в её Творца.                    И потерявшая веру душа начала чернеть, погружаться во мрак. А потому …


Заломила черемуха руки,

К норке путает след горностай...

Сын железа и каменной скуки

Попирает берестяный рай.


Мироздание «уходит» от почерневших душ в далекие, неизвестные им места, так как ему нет смысла оставаться там, где его не признают и не уважают. Этот «поступок» можно сравнить со случившемся в стихотворении    Е.А. Баратынского «Приметы». И здесь природа оставляет людей - «закрывает» для них свое «сердце» и уходит.

«Сын железа и каменной скуки попирает берестяный рай» - а вместе с ним «попирает» свою душу...

Глава четвёртая «Трагедия души народа».

И вот таких «несчастных» и приносящих несчастье другим становится великое множество. А потому вот ещё один крик души того же поэта, от Руси крестьянской неотделимого.



На проталинке снегиря,

Хороши заводские трубы,

Многохоботный маховик,

Где живет исступленья крик.

Но победней юноши пятка,

Рощи глаз, где лешачий дед.

Ненавистна борцу лампадка,

Филаретовских риз глазет!


Ненависть к облачению священнослужителей, к Церкви… Потому что вера в Бога - Творца Неба и земли утрачена. «Вера» в науку, в цивилизацию. Всё это видно, всё это чувствуется уже в первом четверостишии.


И всё же наука могла возникнуть только в лоне христианской цивилизации – о чём «легкомысленно» забыли. Потому что «отрочьи губы», в который «живёт исступленья крик», сильнее «голоса» науки - вера сильнее холодного, бездуховного разума.


               Глава пятая «Возвращение…»


И нельзя, невозможно живую душу убить!


А потому обратимся к одному из довольно известных произведений Б.Л.Пастернака.


Разлито солнце по земле.

B церковной росписи оконниц

Святые, схимники, цари


    «Р осписи оконниц» так прекрасны, что на них можно смотреть вечно, поэтому они  «в вечность смотрят». Потому что при чтении этих слов невольно вспоминаются иконы «святых, схимников, царей» -  а икона, как сказал великий, властью бесов убитый П.А.Флоренский, - «окно» в Царство Небесное».


Как будто внутренность собора –

Простор земли, и чрез окно

Далекий отголосок хора

Мне слышать иногда дано.

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

B слезах от счастья отстою


Лирический герой готов с радостью служить природе - вернее, - её Создателю. А потому дано ему слышать «отголосок хора».

Хор этот - ангельское пение, Создателя восхваляющее. И потому словно «звучит» «отголосок» Царства Небесного.

  

 

                Глава шестая «Нераздельная связь Творца и творения»

А вот строки М.Ю. Лермонтова, наверное, каждому с детства известные:


И в небесах я вижу Бога.

Невозможно не увидеть, что желтеющая нива, малиновая слива                в саду, и «ландыш серебристый, что «приветливо кивает головой» не могут быть вместе - в одно и тоже время. Но для чего же они тогда? Можно предположить, что это было сделано для того, чтобы показать «аналогию» Рая, где нет земного времени и пространства. Мир земной и Небесный - два разных мира, но они нераздельно связны.

 И «мирный край», откуда «мчится» родник, конечно же, не тихое место в лесу, а образ Рая, где нет войн и скорбей. И говорит родник про Царство Божие – тем, что хотят Благую Весть услышать. И благодаря этому рассказу родника, душа и тело лирического героя – и каждого, слышать Весть Благую желающих, обретают покой, потому и дано ему постичь счастья на земле и видеть Самого Создателя в Творениях Его.


Я подхожу к сияющему трону

 Природы, где задуман образ наш,

И я пишу небесные портреты,

И я прошу чудесные цвета

Вдруг разучилося сжиматься.


Всё проникнуто радостью, жаждой жизни, жаждой обновления. Но, наверное, и ещё чем-то бОльшим…

Природа – образ её всегда играл огромную роль во всех художественных произведениях - особенно, русской литературы.

«Пришла, — и тает всё вокруг…» - и смерть побеждена, исловно сливается                                    с окружающим мирозданием, словно растворяется в нём лирический герой –                                 да и не только он сам, конечно. И расцветающая природа словно «окрашивается» его настроениями и чувствами:


«Заговорило, зацвело
Все, что вчера томилось немо,
И вздохи неба принесло
Из растворенных врат эдема.»


С древних времён хоровод всегда был связан с каким-либо празднеством - и здесь представляется хороводом лес - деревья, празднующие возвращение к жизни

 «…И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом»

И зазвучала песня как вестник прихода Весны. Песня оттаявшего после зимних «оков» ручья. И разливающиеся по всему небу песни птиц, возвращающихся в родные края.


«Поет сверкающий ручей,
И с неба песня, как бывало;
Как будто говорится в ней:
Все, что ковало, — миновало.»


И вот финал - о красоте, что выше всего земного.


«Нельзя заботы мелочной
Хотя на миг не устыдиться,
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться»


Херувимская песнь напоминает верующим, чтобы они оставили всякую мысль                    о житейском, представляя себе, что находятся близ Бога, на небе, и как бы вместе                            с Силами Бесплотными поют Ему песнь-хвалу. И здесь, подобно Херувимской песни, воспевается победа над смертью.

В этом стихотворении природа являлась ключом для отображения всей красоты Жизни, Красоты Небес, победы над смертью. Весна прекрасно отображает и то, и другое, ведь несмотря на холод и суровость зимы, Жизнь всегда приходит и торжествует над смертью.

Образ весенней природы помогает передать и атмосферу происходящего,                                          и настроение лирического героя – его душевное состояние.

 Глава вторая «Вестник…»

А вот пример из «другой жизни». Окружающая человека природа с помощью различных явлений даёт понять,  что с героем произойдет что-то хорошее или плохое.

Знаменитое «Слове о полку Игореве» — великий памятник русской литературы, переведённый поэтом двадцатого века Н.А.Заболоцким.

Здесь природа является предвестником будущих событий.

«Солнце тьмою путь ему закрыло,

Искусить неведомого края,

Соловьи ликуют вдалеке»

И появление князя сравнивается с восходом солнца, наступившим после долгой ночи в плену. Солнечный свет знаменует ликование народа в честь возвращения Игоря –

«Но восходит солнце в небеси-

Игорь князь явился на Руси»

В поэме в том числе - и это очень важно – говорится сначала о скорби - о поражении русского войска, а потом о счастливом возвращении Князя на Родину, в и этом проявляется антитеза произведения. И выражается она через образ русской природы. Поражение отразилось через «траурный» вид русского пейзажа, а возвращение – через природу ликующую. Через ликование родных Князю,                          как и всякому русому человеку, мест.

Глава третья «Живой» рассвет»

 

Мы же снова возвращаемся к поэзии великого и загадочного А.А.Фета


«Плавно у ночи с чела

Мягкая падает мгла;

С поля широкого тень

Жмется под ближнюю сень;

Жаждою света горя,

Выйти стыдится заря;

Холодно, ясно, бело,

Дрогнуло птицы крыло...

Солнца еще не видать,

А на душе благодать»


В этом коротком, но удивительно глубоком стихотворении явно выражено олицетворение природы: «Плавно у ночи с чела…» -                      у времени суток появляется часть человеческого тела; «Жаждою света горя, выйти стыдится заря» - у зари появляются чувства, присущие людям (жажда и стыд). И перед нами предстает                            не просто пейзаж – не просто ожидание солнца, а полноценная, насыщенная спокойствием сонной природы красочная картина. Описание пейзажа вызывает трепет перед рассветом – перед благодатью, новым днём дарованной. Образ природы являет «краски», «палитру»,                 с помощью которой поэт  рисует для нас красоту рассвета.

 Но главное – солнце разгоняет тьму – тьма «убегает» от света. Так во всех сказках зло, ночью царствующее, перед светом дня становится бессильным. Как ледяные оковы падают                                     с наступлением весны.

Во всех приведённых здесь произведениях победу добра над злом отражает образ вечной природы, которая вокруг нас, рядом с нами...

                                          Глава  четвёртая

 «Колокольный звон, в «край благодатный» возвращающий

И вот словно «продолжение» - и словно в «иных сферах» пребывание в стихотворении А.К.Толстого «Благовест».


Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовет и манит

Он в край родимый,

В край благодатный,

Забытый мною,—

И, непонятной

Томим тоскою,

Молюсь, и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого;

Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные,

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

 Не замирает…


О чём эти замечательные стихи?! Конечно же, прежде всего                        о чувствах, которые православный человек испытывает, услышав родной сердцу колокольный звон. Стихотворение словно состоит из двух частей. Первая  - описание православного храма. Вторая часть – отражение тех чувств, которые испытывает лирический герой, заслышав родные звуки благовеста. Чувства, его переполняющие. Он всем сердцем ощущает, как колокольный звон позволяет ему забыть все зло мира, все недобрые чувства и прикоснуться сердцем к небесной чистоте – к «благодатному краю».

Глава пятая «Родники Святой Руси».


Если тебя неудача постигла,

Осенью мягкой, осенью тихой

За родником - белый храм,

Кладбище старое.

Этот забытый край

Русь нам оставила.


В этом стихотворении Иеромонаха Романа почти все слова и предметы несут в себе глубокий - глубинный смысл. Родник становится местом очищения души, успокоения.                       К роднику приходят для того чтобы очиститься от всего наносного, освободиться                         от скорбей мирских.

Этот забытый край

Русь нам оставила.

 Перед нами возникает истинно русская «картина», истинно русский пейзаж - тихое, умиротворенное место, не затронутое «прогрессом». Готовящаяся ко сну природа. Уголок, в котором сохранилась атмосфера ушедших времен, когда человек был очень близок к окружающей природе, а не разрушал её, вместе с ней и душу свою разрушая...


Источник Божьей благодати

От скверн очистит и грехов,

У животворных родников.

Блеснёт подобно серебру,

Вода святая благодатна,

Как Слово Божие в миру!


Словно вторит Иеромонаху Роману поэт О.Н.Воротынский.

Смыслэтих строк в том, что при всех неудачах можно найти помощь                  и поддержку. Возможно, и в окружающих людях – но прежде всего в Боге, если обращаешься к нему с молитвой.

В обоих произведениях одним из главных является образ Родины – и слово «родник» однокоренное ему. Россия - мать, олицетворяющая понимание и любовь к своим «заплутавшим» детям.

И через родники святые Господь Благодать дарует…

 Глава шестая «Исцеление «добрыми» травами»

И вот «появляется» вдруг в стихотворении А.К.Толстого на русском поле Святой Пантелеймон, по приказу римского императора казнённый в начале четвёртого века, когда и Руси на земле не было.


Все благие и все ядовитые,

А которы растут виноватые,

И на хворую братию бедную

И поколений.

 

              Глава первая «Они смотрят на нас с Небес»

Наша страна недавно отметила 75 лет Великой Победы – Победы над несущим миру смерть фашизмом. Что для нынешнего поколения молодых людей значит Великий День 9 мая?! Ведь это не просто лишний выходной, повод для отдыха в тёплый майский день, чтоб пожарить шашлыки на даче, встретиться с родными, с друзьями. Эта дата значит много больше для каждого из нас, и главное – никогда не забыть её.

Есть в стране нашей такое Движение - «Бессмертный полк» - в его современном виде созданный в Томске журналистами Сергеем Ивановичем Лапенковым, Сергеем Викторовичем Колотовкиным и Игорем Борисовичем Дмитриевым. Почти десять лет назад они обратили внимание, что всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной Войны принимает участие в ежегодных парадных шествиях 9 мая. Участники Великой Отечественной уходят своей чередою – ведь многим, кто ещё в мире земном пребывает, более 90 лет...

Однажды – было это лет пять назад - мой отец, придя с работы, с грустью сказал, что ему пришлось  на сайте строительного института размещать новость о кончине последнего ветерана - Афонина Николая Дмитриевича - военного летчика, полковника  в отставке.

Вечная ему Память…

Течёт река времени – и всё дальше уходят от нас далёкие военные года. Почти   не остаётся  завоевавших наше право жить                             на земле...

И вот ныне участники движения ежегодно в  День Победы  проходят колонной по улицам городов с фотографиями своих родственников - ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов сопротивления, тружеников тыла, узников концлагерей, блокадников, детей войны - и записывают семейные истории о них в Народную летопись на сайте движения. Девиз Полка: «Они должны идти победным строем во все времена».

Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Бессмертный полк напоминает Крестный ход, который важен для верующих, православных людей. Люди словно говорят себе                              и другим, что хотят идти путем Христа. Это - время молитвы и размышления о смысле жизни, о пути своём. Это - молитвенное, соборное единство. Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и  Я посреди них». Верующие организуют шествие  с иконами, чтобы прославить Господа. Иконы несут впереди, чтобы это шествие с молитвой «возглавляли святые». Крестные ходы имеют для нас некое символическое значение в стремлении прославить Бога и святых Его в молитве. Бессмертный полк, можно сказать, героев Великой Отечественной Войны, жизнь за Отечество отдавших,                      к «Лику Святых» причисляет.

А сколько на Руси Святых Воинов – Князь Александр Невский и Князь Дмитрий Донской, Князь Михаил Черниговский с Болярином Феодором, мученическую кончину в Орде принявшие, и Михаил Тверской, Солдат Иоанн Русский. И почитаемые народом русским Мученики первых веков христианских - Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский тоже воинами были…  

 

Есть на площади «Разгуляй», недалеко от станции метро «Бауманская», бронзовый памятник, на котором написано «Бауманскому народному ополчению                  1941 года  от благодарных москвичей».

Зураб Церетели вложил в скульптуру очень глубокий смысл. Фигура женщины облачена в одежду истинной православной верующей. Она смотрит в сторону школы, где формировалась дивизия и где эта женщина последний раз видела своего мужа. В руках её портрет погибшего в битве с фашистскими полчищами супруга – и напоминает портрет его икону – так во время крестного хода носят. Стоящая рядом девочка – символ будущего, продолжения жизни. Её взор устремлён в сторону Богоявленского кафедрального собора в Елохове, в котором возносилась молитва



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.191 с.)