Принцип тематизма. «Три кита» Д. Б. Кабалевского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип тематизма. «Три кита» Д. Б. Кабалевского



 

Основой для тематизма программы послужила книга «Про трех китов…» – прямая «предшественница» (по выражению Д. Б. Кабалевского) новой школьной программы по музыке. Предложенный принцип тематизма, как и вся музыкально-педагогическая концепция, исходит из музыки и на музыку опирается, естественно связывает музыку как искусство с жизнью как школьным предметом, а школьные занятия – с жизнью. «Построение такого тематизма, носящего музыкально-эстетический, а не только учебно-музыкальный характер, – пишет Д. Б. Кабалевский, – давало реальную возможность достичь цельности и единства учебного процесса не только в пределах одного урока, но на протяжении каждой четверти, полугодия, всего учебного года и всего семилетнего учебного курса. По моему глубокому убеждению, именно это делает тематизм новой программы самым принципиально важным и одновременно принципиально новым, что в ней содержится» [20].

«Три кита» – песня, танец, марш – три основные сферы музыки. К каждой из них применимы такие широкоохватные определения, как «область», «жанр», «форма», «тип», «характер». Нет, вероятно, ни одной программы по музыке, ни одного учебника, ни одного методического пособия, в котором мы не нашли бы «трех китов». Однако они всегда фигурировали и сегодня продолжают фигурировать лишь как образцы наиболее простых музыкальных форм, как простейшие жанры, доступные восприятию ребят даже на самой начальной стадии их музыкального развития, но отходящие на второй план, уступающие место более сложным формам и жанрам музыки, после того как выполнят свою чисто «дидактическую функцию».

Ошибочность подобного отношения к «трем китам» обнаруживает себя без всякого труда уже в том, что многие песни, танцы и марши по богатству внутреннего содержания и развитости формы относятся к числу сложнейших произведений мирового музыкального искусства. Достаточно вспомнить «Песни и пляски смерти» Мусоргского, «Песни об умерших детях» Малера, «Симфонические танцы» Рахманинова, «Вальс» Равеля, траурный марш из Третьей симфонии Бетховена или Второй фортепианной сонаты Шопена и великое множество других произведений такого же художественного уровня и такой же степени сложности.

Но дело даже не в этом. Песня, танец и марш – самые широко распространенные, самые массовые, самые демократические области музыки. Многие миллионы людей на земном шаре ни разу не слушали профессиональной музыки и даже не подозревают о существовании нотной грамоты и вообще музыки как профессии, но вряд ли найдется среди них хоть один человек, не спевший за свою жизнь ни одной песни, не станцевавший ни одного танца, не участвовавший ни в одном шествии под музыку, хотя бы под ритмичные удары народных барабанов.

Подобно тому, как фундамент связывает дам с землей, с почвой, на которой он держится, песня, танец и марш связывают все богатейшее, многообразно развитое здание музыки с огромными массами людей, с народной почвой.

И если приобщение к музыке в дошкольном возрасте - в детском саду или дома можно уподобить освоению почвы и закладке первых камней фундамента, то занятия в первом классе школы - это уже постройка не только надежного фундамента, но и первого этажа, где знакомство с «тремя китами» становится осознанным и создает необходимые условия для постройки следующих этажей.

А дальше - шаг за шагом, этаж за этажом - выясняется, что, подобно тому как дом, покоясь на фундаменте, не только из фундамента состоит, так и музыка вырастая из песни, танца и марша, состоит далеко не только из них. Однако, как бы ни обогащались, как бы ни развивались «три кита», как бы ни перерастали понятия «песня», «танец» и «марш» в понятия «песенность», «танцевальность» и «маршевость», сколько бы нового в изучаемую музыку ни вносили особые элементы, связанные с выразительностью и изобразительностью, с речитативной декламационностью (речевой интонацией), мы не расстанемся с «тремя китами» ни во втором, ни в пятом, ни в седьмом классе, ни даже на пределе нашего музыкального развития, на вершинах музыкального искусства - на его «небоскребах».

Не говоря уже об опере, оратории и кантате, выросших из песни и песенности, и балете, выросшем из танца и танцевальности, «три кита» пронизывают всю классическую и современную музыку - симфоническую и камерную, вокальную и инструментальную. Вспомним бесконечное количество танцевальных пьес Баха и Шуберта, Шопена и Грига, Чайковского и Прокофьева. Вспомним танцы и марши едва ли ни во всех классических симфониях от Гайдна, Моцарта и Бетховена до Мясковского и Шостаковича. Вспомним танцевальность в музыке Равеля, Бартока и Хачатуряна. Даже такие композиторы, как Вагнер и Скрябин, в общем далеко стоявшие от массовых, народных жанров музыки, не остались свободными от влияния «китов». Вспомним многочисленные марши и маршевость, пронизывающие ткань почти всех вагнеровских опер, многочисленные танцевальные пьесы (мазурки, вальсы, полонез) Скрябина. А много ли мы найдем во всей мировой музыке произведений, где не слышалась бы песня или песенность!

Так, являясь не только тремя наиболее «простыми» и «доступными» для детей «формами» и «жанрами» музыки, но и тремя коренными основами всей музыки вообще, песня, танец и март дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью.

Выводы по второй главе:

Д. Б. Кабалевскому принадлежит новое понимание природы музыки как «живого образного искусства»; ее связи с жизнью и обусловленной этим силы воздействия на личность школьника. Воплощением новых принципов преподавания искусства в массовой школе явилась художественная дидактика. Педагог не только разработал новую методологию музыкального воспитания, но и создал детально разработанную программу и новую концепцию музыкального образования, основанную на преобразующей силе музыки, вере в творческую природу ребенка и требующую от учителя творческого подхода к профессиональной музыкально-образовательной деятельности.

Д.Б. Кабалевский первым обосновал фундаментальное значение активного восприятия музыки («умения вслушиваться и вдумываться в нее») как основы музыкального воспитания и образования. Ведущая роль при этом принадлежит методу восхождения от абстрактного к конкретному (метод диалектической логики) на основе закономерностей, вытекающих из природы искусства.

Глубокое понимание специфики музыки как искусства, а также насущных потребностей музыкального воспитания привели Д. Б. Кабалевского к принципиально новой формулировке цели музыкально­го образования – «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».

Д.Б. Кабалевский разработал новый принцип тематизма в музыкальном образовании школьников. Прежде всего, это опора на «трех китов» — песню, танец и марш – три основные сферы музыки, к каждой из которых применимы такие определения, как «область», «жанр», «форма», «тип», «характер». Д. Б. Кабалевский считал, что песня, танец и марш – самые массовые и самые демократические области музыки. Подобно тому, как фундамент связывает дом с землей, на которой он стоит, песня танец и марш связывают все богатейшее, многообразно развитое здание музыки с огромными массами людей, жизнью народов.

Кроме того, «песня, танец и марш дают возможность объеди­нить большое музыкальное искусство с музыкальными занятия­ми в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью».

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной образовательной системе России все более утверждается роль искусства в духовно-нравственном развитии личности. Совершенствование содержания образования как одного из главных источников культурного потенциала общества привлекает постоянное внимание педагогических работников всех уровней.

Состояние музыкального образования и воспитания, так же как и подготовка педагогических кадров в настоящее время нуждаются в разработке проблем повышения профессиональной компетентности учителя на основе осмысления персонального опыта выдающихся музыкантов-педагогов.

Д.Б. Кабалевский – композитор, ученый, просветитель, педагог-исследователь, видный общественный деятель - в 70-е - 80-е гг. Опираясь в педагогической и просветительской работе на опыт и идеи своих предшественников и современников (Б. Яворского, Б. Асафьева, Л. Баренбойм др.), он в начале 70-х годов ХХ века предложил принципиально новую художественно-педагогическую концепцию музыкального воспитания. В ней он впервые выдвинул в качестве цели шкального предмета «Музыка» формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры, провозгласил принципы преподавания музыки как живого образного искусства [25]. Его система во многом опирается на общие идеи и ставит своей целью раннюю подготовку детей к восприятию серьезной музыки. Данная концепция принципиально переосмыслила статус и образно-содержательную направленность урока музыки в школе. Задача учителя, по мнению Д. Б. Кабалевского, раскрыть перед учащимися музыку не какобъект изучения, а как явление жизни, целостное и многогранное.

Суть системы Кабалевского состоит в том, что уже на начальных этапах обучения музыкальные произведения, начиная от простейших форм и кончая самыми сложными (вплоть до симфоний), концентрируются вокруг трех важнейших жанров музыки: песни, танца, марша. Программа ставит перед учителем три основные задачи: развитие у школьников интереса к музыке; формирование способностей теоретически размышлять о ней; привитие учащимся навыков выразительного исполнения.

Тематизм как педагогический принцип организует всю воспитательно-развивающую работу педагога. Тематизм программы отличается от предыдущих своей познавательной сущностью. Каждая новая тема – очередная ступенька лестницы, ведущей к овладению основами музыкальной культуры. Она является стержнем, вокруг которого объединяются на уроке все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения. Тема служит импульсом к созданию на занятиях проблемных ситуаций, требующих собственного размышления о музыке. Творческая организация урока помогает формированию учащихся к самостоятельному мышлению, проявлению инициативы.

Впервые программа по музыке для общеобразовательной школы содержала в себе систему эстетически ориентированных, обобщенных (а не элементарных знаний о закономерностях музыкального искусства). При этом изучение их начинается уже с первого класса. Ключевые знания – это основа, позволяющая школьникам ориентироваться в музыке.

Внедрение в 70-80-х гг. прошлого столетия в практику работы общеобразовательных школ новой программы «Музыка», разработанной на основе концепции Д. Б. Кабалевского, способствовало музыкальному, общему развитию детей, значительному профессиональному росту педагогов-музыкантов.

Программа Д. Б. Кабалевского предусматривает преемственность детского сада и школы. Связующим звеном является репертуар и игровые приемы. Именно пер­вая тема «Три кита в музыке» и выполняет функцию перехода от музыкальных занятий в детском саду к урокам музыки в школе. Темы второго класса представляют собой новый виток спирали познания закономерностей музыки. «Три кита», проводники в мир большой музыки, – песня, танец, марш, – перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. Три следующие темы «Интонация», «Развитие», «Построение музыки», – раскрывают перед школьниками особенности музыки как искусства интонационного на ос­нове принципов сходства и различия. Музыкальному восприятию детей помогут ориентиры в виде «зерна-интонации», образного ядра произведения, наблюдая за изменениями которого они вникают в содержание музыки. Позднее, в шестом классе, школьники вернутся к темам второго класса «Интонация», «Развитие музыки», «Построение музыки», «Музыкальная драматургия», но уже на качественно новом уровне.

Музыкально-педагогическое наследие Д. Б. Кабалевского, композиторская, просветительская, педагогическая деятельность рассматриваются как позитивный исторический опыт. Его изучение и творческая интерпретация должны быть направлены на обогащение теории п практики музыкального образования и воспитания, совершенствование содержания и технологий повышения квалификации учителя музыки.

Исследования представителей научной школы Д.Б. Кабалевского, идеи его музыкально-педагогической концепции – нравственная направленность, связь музыки с жизнью, проблема интереса, увлеченности искусством; совместное творчество учителя и ученика и др. – должны активно использоваться в подготовке педагогов-музыкантов средних и высших учебных заведениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 1314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.009 с.)