Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. История развития отечественного музыкального воспитанияСтр 1 из 7Следующая ⇒
КУРСОВАЯ РАБОТА Педагогическое новаторство Д. Б. Кабалевского в области музыкального образования школьников
Кострома 2021 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В нашей стране на протяжении многих десятилетий ХХ-ХХI веков большое внимание уделяется духовному воспитанию подрастающего поколения. Как показывает практика, приобщение к музыкальному искусству на уроках музыки способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств и формированию взглядов, убеждений, духовных потребностей школьников. Большие воспитательные возможности музыки будут успешно реализованы, если учитель музыки, обращаясь к чувствам и мыслям учащихся, развивает их музыкальные, творческие способности, учит понимать и ценить произведения искусства. Большой вклад в процесс становления музыкального воспитания в нашей стране внес Дмитрий Борисович Кабалевский – выдающийся композитор, музыкант-исполнитель, дирижер, ученый, педагог-воспитатель, общественный деятель [12]. Универсальность его дарования проявилась в различных областях многогранной деятельности. Активная творческая и подвижническая деятельность Д. Б. Кабалевского и его соратников привела к необходимости коренного преобразования отечественной системы музыкального образования школьников в 70-е годы XX века. Д. Б. Кабалевский выдвинул фундаментальные идеи по кардинальному изменению содержания и методов массового музыкального воспитания школьников. Они воплотились в новой программе «Музыка» для общеобразовательной школы, в которой отражена уникальная отечественная музыкально-педагогическая концепция. В ее основу были положены научные идеи Б. В. Асафьева, ряда прогрессивных педагогов-музыкантов – Н. Л. Гродзенской, В. И. Шацкой и др., собственные научные разработки и огромный личный практический опыт. Главной целью музыкального воспитания стало «воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» [13, с. 4].
Цель исследования: охарактеризовать педагогическое новаторство Д.Б. Кабалевского в области музыкального образования. Объект исследования: процесс становления отечественного музыкального образования в ХХ в. Предмет исследования: новаторство Д. Б. Кабалевского в области музыкального воспитания школьников. Задачи исследования: 1. Рассмотреть историю развития отечественного музыкального воспитания в 20-80-е годы ХХ века. 2. Представить разностороннюю творческую деятельность Д. Б. Кабалевского. 3. Раскрыть сущность новаторской концепции музыкального образования и воспитания школьников, разработанной Д. Б. Кабалевским. 4. Выявить основополагающие аспекты и принципы построения Программы по «Музыке» для общеобразовательной школы, разработанной Д. Б. Кабалевским. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Д.Б. Кабалеского, а также ряда исследователей из области музыкальной педагогики и психологии (Э.Б. Абдуллин, ОА. Апраксина, Л.А. Артынова, Б.В. Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Л.В. Данилевич, С.М. Едунов, М.Г. Плохова, Б. М. Теплов, Н.А. Терентьева, Г.М. Цыпин и др.).
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение педагогической и методической, литературы по теме исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении основных этапов развития отечественного музыкального воспитания, обобщении новаторского педагогического опыта Д. Б. Кабалевского на примере его концепции и Программы по «Музыке» для общеобразовательной школы. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы студентами музыкально-педагогического факультета, учителями музыки общеобразовательных учреждений. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (27 источников). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современной образовательной системе России все более утверждается роль искусства в духовно-нравственном развитии личности. Совершенствование содержания образования как одного из главных источников культурного потенциала общества привлекает постоянное внимание педагогических работников всех уровней. Состояние музыкального образования и воспитания, так же как и подготовка педагогических кадров в настоящее время нуждаются в разработке проблем повышения профессиональной компетентности учителя на основе осмысления персонального опыта выдающихся музыкантов-педагогов. Д.Б. Кабалевский – композитор, ученый, просветитель, педагог-исследователь, видный общественный деятель - в 70-е - 80-е гг. Опираясь в педагогической и просветительской работе на опыт и идеи своих предшественников и современников (Б. Яворского, Б. Асафьева, Л. Баренбойм др.), он в начале 70-х годов ХХ века предложил принципиально новую художественно-педагогическую концепцию музыкального воспитания. В ней он впервые выдвинул в качестве цели шкального предмета «Музыка» формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры, провозгласил принципы преподавания музыки как живого образного искусства [25]. Его система во многом опирается на общие идеи и ставит своей целью раннюю подготовку детей к восприятию серьезной музыки. Данная концепция принципиально переосмыслила статус и образно-содержательную направленность урока музыки в школе. Задача учителя, по мнению Д. Б. Кабалевского, раскрыть перед учащимися музыку не какобъект изучения, а как явление жизни, целостное и многогранное. Суть системы Кабалевского состоит в том, что уже на начальных этапах обучения музыкальные произведения, начиная от простейших форм и кончая самыми сложными (вплоть до симфоний), концентрируются вокруг трех важнейших жанров музыки: песни, танца, марша. Программа ставит перед учителем три основные задачи: развитие у школьников интереса к музыке; формирование способностей теоретически размышлять о ней; привитие учащимся навыков выразительного исполнения. Тематизм как педагогический принцип организует всю воспитательно-развивающую работу педагога. Тематизм программы отличается от предыдущих своей познавательной сущностью. Каждая новая тема – очередная ступенька лестницы, ведущей к овладению основами музыкальной культуры. Она является стержнем, вокруг которого объединяются на уроке все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения. Тема служит импульсом к созданию на занятиях проблемных ситуаций, требующих собственного размышления о музыке. Творческая организация урока помогает формированию учащихся к самостоятельному мышлению, проявлению инициативы.
Впервые программа по музыке для общеобразовательной школы содержала в себе систему эстетически ориентированных, обобщенных (а не элементарных знаний о закономерностях музыкального искусства). При этом изучение их начинается уже с первого класса. Ключевые знания – это основа, позволяющая школьникам ориентироваться в музыке. Внедрение в 70-80-х гг. прошлого столетия в практику работы общеобразовательных школ новой программы «Музыка», разработанной на основе концепции Д. Б. Кабалевского, способствовало музыкальному, общему развитию детей, значительному профессиональному росту педагогов-музыкантов. Программа Д. Б. Кабалевского предусматривает преемственность детского сада и школы. Связующим звеном является репертуар и игровые приемы. Именно первая тема «Три кита в музыке» и выполняет функцию перехода от музыкальных занятий в детском саду к урокам музыки в школе. Темы второго класса представляют собой новый виток спирали познания закономерностей музыки. «Три кита», проводники в мир большой музыки, – песня, танец, марш, – перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. Три следующие темы «Интонация», «Развитие», «Построение музыки», – раскрывают перед школьниками особенности музыки как искусства интонационного на основе принципов сходства и различия. Музыкальному восприятию детей помогут ориентиры в виде «зерна-интонации», образного ядра произведения, наблюдая за изменениями которого они вникают в содержание музыки. Позднее, в шестом классе, школьники вернутся к темам второго класса «Интонация», «Развитие музыки», «Построение музыки», «Музыкальная драматургия», но уже на качественно новом уровне. Музыкально-педагогическое наследие Д. Б. Кабалевского, композиторская, просветительская, педагогическая деятельность рассматриваются как позитивный исторический опыт. Его изучение и творческая интерпретация должны быть направлены на обогащение теории п практики музыкального образования и воспитания, совершенствование содержания и технологий повышения квалификации учителя музыки. Исследования представителей научной школы Д.Б. Кабалевского, идеи его музыкально-педагогической концепции – нравственная направленность, связь музыки с жизнью, проблема интереса, увлеченности искусством; совместное творчество учителя и ученика и др. – должны активно использоваться в подготовке педагогов-музыкантов средних и высших учебных заведениях.
КУРСОВАЯ РАБОТА Педагогическое новаторство Д. Б. Кабалевского в области музыкального образования школьников
Кострома 2021 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В нашей стране на протяжении многих десятилетий ХХ-ХХI веков большое внимание уделяется духовному воспитанию подрастающего поколения. Как показывает практика, приобщение к музыкальному искусству на уроках музыки способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств и формированию взглядов, убеждений, духовных потребностей школьников. Большие воспитательные возможности музыки будут успешно реализованы, если учитель музыки, обращаясь к чувствам и мыслям учащихся, развивает их музыкальные, творческие способности, учит понимать и ценить произведения искусства. Большой вклад в процесс становления музыкального воспитания в нашей стране внес Дмитрий Борисович Кабалевский – выдающийся композитор, музыкант-исполнитель, дирижер, ученый, педагог-воспитатель, общественный деятель [12]. Универсальность его дарования проявилась в различных областях многогранной деятельности. Активная творческая и подвижническая деятельность Д. Б. Кабалевского и его соратников привела к необходимости коренного преобразования отечественной системы музыкального образования школьников в 70-е годы XX века. Д. Б. Кабалевский выдвинул фундаментальные идеи по кардинальному изменению содержания и методов массового музыкального воспитания школьников. Они воплотились в новой программе «Музыка» для общеобразовательной школы, в которой отражена уникальная отечественная музыкально-педагогическая концепция. В ее основу были положены научные идеи Б. В. Асафьева, ряда прогрессивных педагогов-музыкантов – Н. Л. Гродзенской, В. И. Шацкой и др., собственные научные разработки и огромный личный практический опыт. Главной целью музыкального воспитания стало «воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» [13, с. 4].
Цель исследования: охарактеризовать педагогическое новаторство Д.Б. Кабалевского в области музыкального образования. Объект исследования: процесс становления отечественного музыкального образования в ХХ в. Предмет исследования: новаторство Д. Б. Кабалевского в области музыкального воспитания школьников. Задачи исследования: 1. Рассмотреть историю развития отечественного музыкального воспитания в 20-80-е годы ХХ века. 2. Представить разностороннюю творческую деятельность Д. Б. Кабалевского. 3. Раскрыть сущность новаторской концепции музыкального образования и воспитания школьников, разработанной Д. Б. Кабалевским. 4. Выявить основополагающие аспекты и принципы построения Программы по «Музыке» для общеобразовательной школы, разработанной Д. Б. Кабалевским. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Д.Б. Кабалеского, а также ряда исследователей из области музыкальной педагогики и психологии (Э.Б. Абдуллин, ОА. Апраксина, Л.А. Артынова, Б.В. Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Л.В. Данилевич, С.М. Едунов, М.Г. Плохова, Б. М. Теплов, Н.А. Терентьева, Г.М. Цыпин и др.). Методы исследования: анализ, синтез, обобщение педагогической и методической, литературы по теме исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении основных этапов развития отечественного музыкального воспитания, обобщении новаторского педагогического опыта Д. Б. Кабалевского на примере его концепции и Программы по «Музыке» для общеобразовательной школы. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы студентами музыкально-педагогического факультета, учителями музыки общеобразовательных учреждений. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (27 источников). ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В 20-80-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.023 с.) |