Глава 1. История развития отечественного музыкального воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. История развития отечественного музыкального воспитания



КУРСОВАЯ РАБОТА

Педагогическое новаторство Д. Б. Кабалевского в области музыкального образования школьников

 

Выполнил студент Иванов Иван Иванович
  (фамилия, имя, отчество)
Группа 18-М3бз-3
  Проверил   кандидат педагогических наук, доцент
  (ученая степень, ученое звание)
  Луданова Татьяна Владимировна
  (фамилия, имя, отчество)
  Оценка   ___________________
  Подпись преподавателя   ___________________

 

 

Кострома

2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В 20-80-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА…...   6
1.1. Музыкальное воспитание в 20-30-е годы……………...… 6
1.2. Музыкальное воспитание в 30-60-е годы……………...… 10
1.3. Музыкальное воспитание в 70-80-е годы……………...… 13
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО…………………………………………………   16
2.1. Д.Б. Кабалевский – личность в истории отечественной музыкальной культуры и образования…..................................   16
2.2.Основы музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского ……………………..………………………   18
2.3.Основные принципы и положения Программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского …………………………...........   22
2.4. Принцип тематизма. «Три кита» в музыке…………............. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 35

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В нашей стране на протяжении многих десятилетий ХХ-ХХI веков большое внимание уделяется духовному воспитанию подрастающего поколения. Как показывает практика, приобщение к музыкальному искусству на уроках музыки способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств и формированию взглядов, убеждений, духовных потребностей школьников. Большие воспитательные возможности музыки будут успешно реализованы, если учитель музыки, обращаясь к чувствам и мыслям учащихся, развивает их музыкальные, творческие способности, учит понимать и ценить произведения искусства.

Большой вклад в процесс становления музыкального воспитания в нашей стране внес Дмитрий Борисович Кабалевский – выдающийся композитор, музыкант-исполнитель, дирижер, ученый, педагог-воспитатель, общественный деятель [12]. Универсальность его дарования проявилась в различных областях многогранной деятельности. Активная творческая и подвижническая деятельность Д. Б. Кабалевского и его соратников привела к необходимости коренного преобразования отечественной системы музыкального образования школьников в 70-е годы XX века. Д. Б. Кабалевский выдвинул фундаментальные идеи по кардинальному изменению содержания и методов массового музыкального воспитания школьников. Они воплотились в новой программе «Музыка» для общеобразовательной школы, в которой отражена уникальная отечественная музыкально-педагогическая концепция. В ее основу были положены научные идеи Б. В. Асафьева, ряда прогрессивных педагогов-музыкантов – Н. Л. Гродзенской, В. И. Шацкой и др., собственные научные разработки и огромный личный практический опыт. Главной целью музыкального воспитания стало «воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» [13, с. 4].

Цель исследования: охарактеризовать педагогическое новаторство Д.Б. Кабалевского в области музыкального образования.

Объект исследования: процесс становления отечественного музыкального образования в ХХ в.

Предмет исследования: новаторство Д. Б. Кабалевского в области музыкального воспитания школьников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть историю развития отечественного музыкального воспитания в 20-80-е годы ХХ века.

2. Представить разностороннюю творческую деятельность Д. Б. Кабалевского.

3. Раскрыть сущность новаторской концепции музыкального образования и воспитания школьников, разработанной Д. Б. Кабалевским.

4. Выявить основополагающие аспекты и принципы построения Программы по «Музыке» для общеобразовательной школы, разработанной Д. Б. Кабалевским.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Д.Б. Кабалеского, а также ряда исследователей из области музыкальной педагогики и психологии (Э.Б. Абдуллин, ОА. Апраксина, Л.А. Артынова, Б.В. Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Л.В. Данилевич, С.М. Едунов, М.Г. Плохова, Б. М. Теплов, Н.А. Терентьева, Г.М. Цыпин и др.).

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение педагогической и методической, литературы по теме исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении основных этапов развития отечественного музыкального воспитания, обобщении новаторского педагогического опыта Д. Б. Кабалевского на примере его концепции и Программы по «Музыке» для общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы студентами музыкально-педагогического факультета, учителями музыки общеобразовательных учреждений.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (27 источников).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной образовательной системе России все более утверждается роль искусства в духовно-нравственном развитии личности. Совершенствование содержания образования как одного из главных источников культурного потенциала общества привлекает постоянное внимание педагогических работников всех уровней.

Состояние музыкального образования и воспитания, так же как и подготовка педагогических кадров в настоящее время нуждаются в разработке проблем повышения профессиональной компетентности учителя на основе осмысления персонального опыта выдающихся музыкантов-педагогов.

Д.Б. Кабалевский – композитор, ученый, просветитель, педагог-исследователь, видный общественный деятель - в 70-е - 80-е гг. Опираясь в педагогической и просветительской работе на опыт и идеи своих предшественников и современников (Б. Яворского, Б. Асафьева, Л. Баренбойм др.), он в начале 70-х годов ХХ века предложил принципиально новую художественно-педагогическую концепцию музыкального воспитания. В ней он впервые выдвинул в качестве цели шкального предмета «Музыка» формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры, провозгласил принципы преподавания музыки как живого образного искусства [25]. Его система во многом опирается на общие идеи и ставит своей целью раннюю подготовку детей к восприятию серьезной музыки. Данная концепция принципиально переосмыслила статус и образно-содержательную направленность урока музыки в школе. Задача учителя, по мнению Д. Б. Кабалевского, раскрыть перед учащимися музыку не какобъект изучения, а как явление жизни, целостное и многогранное.

Суть системы Кабалевского состоит в том, что уже на начальных этапах обучения музыкальные произведения, начиная от простейших форм и кончая самыми сложными (вплоть до симфоний), концентрируются вокруг трех важнейших жанров музыки: песни, танца, марша. Программа ставит перед учителем три основные задачи: развитие у школьников интереса к музыке; формирование способностей теоретически размышлять о ней; привитие учащимся навыков выразительного исполнения.

Тематизм как педагогический принцип организует всю воспитательно-развивающую работу педагога. Тематизм программы отличается от предыдущих своей познавательной сущностью. Каждая новая тема – очередная ступенька лестницы, ведущей к овладению основами музыкальной культуры. Она является стержнем, вокруг которого объединяются на уроке все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения. Тема служит импульсом к созданию на занятиях проблемных ситуаций, требующих собственного размышления о музыке. Творческая организация урока помогает формированию учащихся к самостоятельному мышлению, проявлению инициативы.

Впервые программа по музыке для общеобразовательной школы содержала в себе систему эстетически ориентированных, обобщенных (а не элементарных знаний о закономерностях музыкального искусства). При этом изучение их начинается уже с первого класса. Ключевые знания – это основа, позволяющая школьникам ориентироваться в музыке.

Внедрение в 70-80-х гг. прошлого столетия в практику работы общеобразовательных школ новой программы «Музыка», разработанной на основе концепции Д. Б. Кабалевского, способствовало музыкальному, общему развитию детей, значительному профессиональному росту педагогов-музыкантов.

Программа Д. Б. Кабалевского предусматривает преемственность детского сада и школы. Связующим звеном является репертуар и игровые приемы. Именно пер­вая тема «Три кита в музыке» и выполняет функцию перехода от музыкальных занятий в детском саду к урокам музыки в школе. Темы второго класса представляют собой новый виток спирали познания закономерностей музыки. «Три кита», проводники в мир большой музыки, – песня, танец, марш, – перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. Три следующие темы «Интонация», «Развитие», «Построение музыки», – раскрывают перед школьниками особенности музыки как искусства интонационного на ос­нове принципов сходства и различия. Музыкальному восприятию детей помогут ориентиры в виде «зерна-интонации», образного ядра произведения, наблюдая за изменениями которого они вникают в содержание музыки. Позднее, в шестом классе, школьники вернутся к темам второго класса «Интонация», «Развитие музыки», «Построение музыки», «Музыкальная драматургия», но уже на качественно новом уровне.

Музыкально-педагогическое наследие Д. Б. Кабалевского, композиторская, просветительская, педагогическая деятельность рассматриваются как позитивный исторический опыт. Его изучение и творческая интерпретация должны быть направлены на обогащение теории п практики музыкального образования и воспитания, совершенствование содержания и технологий повышения квалификации учителя музыки.

Исследования представителей научной школы Д.Б. Кабалевского, идеи его музыкально-педагогической концепции – нравственная направленность, связь музыки с жизнью, проблема интереса, увлеченности искусством; совместное творчество учителя и ученика и др. – должны активно использоваться в подготовке педагогов-музыкантов средних и высших учебных заведениях.

 


КУРСОВАЯ РАБОТА

Педагогическое новаторство Д. Б. Кабалевского в области музыкального образования школьников

 

Выполнил студент Иванов Иван Иванович
  (фамилия, имя, отчество)
Группа 18-М3бз-3
  Проверил   кандидат педагогических наук, доцент
  (ученая степень, ученое звание)
  Луданова Татьяна Владимировна
  (фамилия, имя, отчество)
  Оценка   ___________________
  Подпись преподавателя   ___________________

 

 

Кострома

2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В 20-80-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА…...   6
1.1. Музыкальное воспитание в 20-30-е годы……………...… 6
1.2. Музыкальное воспитание в 30-60-е годы……………...… 10
1.3. Музыкальное воспитание в 70-80-е годы……………...… 13
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО…………………………………………………   16
2.1. Д.Б. Кабалевский – личность в истории отечественной музыкальной культуры и образования…..................................   16
2.2.Основы музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского ……………………..………………………   18
2.3.Основные принципы и положения Программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского …………………………...........   22
2.4. Принцип тематизма. «Три кита» в музыке…………............. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 35

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В нашей стране на протяжении многих десятилетий ХХ-ХХI веков большое внимание уделяется духовному воспитанию подрастающего поколения. Как показывает практика, приобщение к музыкальному искусству на уроках музыки способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств и формированию взглядов, убеждений, духовных потребностей школьников. Большие воспитательные возможности музыки будут успешно реализованы, если учитель музыки, обращаясь к чувствам и мыслям учащихся, развивает их музыкальные, творческие способности, учит понимать и ценить произведения искусства.

Большой вклад в процесс становления музыкального воспитания в нашей стране внес Дмитрий Борисович Кабалевский – выдающийся композитор, музыкант-исполнитель, дирижер, ученый, педагог-воспитатель, общественный деятель [12]. Универсальность его дарования проявилась в различных областях многогранной деятельности. Активная творческая и подвижническая деятельность Д. Б. Кабалевского и его соратников привела к необходимости коренного преобразования отечественной системы музыкального образования школьников в 70-е годы XX века. Д. Б. Кабалевский выдвинул фундаментальные идеи по кардинальному изменению содержания и методов массового музыкального воспитания школьников. Они воплотились в новой программе «Музыка» для общеобразовательной школы, в которой отражена уникальная отечественная музыкально-педагогическая концепция. В ее основу были положены научные идеи Б. В. Асафьева, ряда прогрессивных педагогов-музыкантов – Н. Л. Гродзенской, В. И. Шацкой и др., собственные научные разработки и огромный личный практический опыт. Главной целью музыкального воспитания стало «воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» [13, с. 4].

Цель исследования: охарактеризовать педагогическое новаторство Д.Б. Кабалевского в области музыкального образования.

Объект исследования: процесс становления отечественного музыкального образования в ХХ в.

Предмет исследования: новаторство Д. Б. Кабалевского в области музыкального воспитания школьников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть историю развития отечественного музыкального воспитания в 20-80-е годы ХХ века.

2. Представить разностороннюю творческую деятельность Д. Б. Кабалевского.

3. Раскрыть сущность новаторской концепции музыкального образования и воспитания школьников, разработанной Д. Б. Кабалевским.

4. Выявить основополагающие аспекты и принципы построения Программы по «Музыке» для общеобразовательной школы, разработанной Д. Б. Кабалевским.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Д.Б. Кабалеского, а также ряда исследователей из области музыкальной педагогики и психологии (Э.Б. Абдуллин, ОА. Апраксина, Л.А. Артынова, Б.В. Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Л.В. Данилевич, С.М. Едунов, М.Г. Плохова, Б. М. Теплов, Н.А. Терентьева, Г.М. Цыпин и др.).

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение педагогической и методической, литературы по теме исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении основных этапов развития отечественного музыкального воспитания, обобщении новаторского педагогического опыта Д. Б. Кабалевского на примере его концепции и Программы по «Музыке» для общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы студентами музыкально-педагогического факультета, учителями музыки общеобразовательных учреждений.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (27 источников).


ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

 В 20-80-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.023 с.)