Тема 11. Выборы и избирательные системы в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Выборы и избирательные системы в РФ



Выборы — это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемое при помощи голосования.

 

Значение выборов:

- являются важным средством систематического обновления властных структур;

- способствуют приобщению граждан к политике;

- выявляют реальные интересы и потребности народа;

- придают власти легитимный характер.

Классификация выборов в РФ:

- по объекту (президентские; парламентские; местного самоуправления);

- по масштабу (федеральные; региональные; местные);

- по срокам (очередные; досрочные; повторные).

 

 

Избирательная система - совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и определение результатов голосования.

Избирательная система – демократический механизм власти, имеющий долгую историю создания.

Компоненты избирательной системы:
1) Избирательное право
2) Избирательный процесс.

 

Избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов.

В узком смысле: право граждан избирать(активное право) и быть избранными (пассивное право).

В широком смысле: все избирательные законы и другие акты.

 

Принципы избирательного права:
- принцип равенства (все кандидаты имеют равные права, финансовые и другие возможности. Каждый избиратель

  одинаково влияет на результат выборов);

- принцип всеобщности (любой дееспособный человек имеет право избирать и быть избранным. Существуют ограничения

  на данный принцип – ценз (в РФ два ценза – возрастной и ценз гражданства));

- принцип тайного голосования (все выборы проводятся тайно, избиратель имеет право не сообщать о сделанном выборе);

- принцип непосредственности (избиратель непосредственно голосует за кандидата);

- принцип состязательности (избиратель имеет возможность выбора, никто не имеет права создавать препятствия другим

  кандидатам);

- принцип гласности (общественность может контролировать проведение выборов посредством присутствия независимых

  наблюдателей на избирательных участках);

- принцип свободы выборов (участие в выборах добровольно, никто не может заставить голосовать);

- принцип ограничения срока выборов(выборы нельзя откладывать или переносить без веских причин, предусмотренных

  законодательством).

 

Избирательная кампания — деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

 

Избирательный процесс – практически-организационный компонент избирательной системы, базирующийся на избирательном праве и включающий несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов)

 

Этапы избирательного процесса:

Наименование стадий Их сущность
Назначение даты выборов Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. В законах определено, что выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Аналогичный порядок действует и в муниципальных образованиях. Здесь главы муниципалитетов (высшие должностные лица) назначают дату выборов представительного органа власти.
Образование избирательных округов и избирательных участков Избирательные округа — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Избирательные округа могут быть многомандатными (от каждого округа выбирается несколько депутатов) и одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат). Выборы Президента РФ, равно как и выборы депутатов Государственной Думы (согласно закону от 2005 г.), осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны. Этот единый избирательный округ получил название федерального округа. Избирательный  участок — это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов. Участки создаются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ. Они обычно располагаются в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Однако в некоторых воинских частях, согласно закону, могут создаваться и отдельные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер.
Формирование избирательных комиссий Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризберком) РФ → избирательные комиссии субъектов РФ → территориальные (районные, городские и др.) комиссии → избирательные комиссии муниципальных образований → участковые избирательные комиссии. Они формируются в основном органа ми государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ. Она назначается сроком на пять лет и включает 15 членов. ЦИК: помогает другим комиссиям, контролирует их; распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах.
Составление списков избирателей Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам, которые составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Эти сведения направляются в участковые избирательные комиссии, проверяются и уточняются, после чего представляются для публичного ознакомления. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы обладают политические партии, имеющие право участвовать в выборах. Допустимо самовыдвижение граждан, если это разрешено законом субъекта РФ. Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.
Предвыборная агитация Предвыборная агитация — это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них. Кандидат, политическая партия выдвигают свою предвыборную программу (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона и др. Она даёт представление избирателю о том, в каком русле будет осуществляться работа по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов. Проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции и т. д. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы. При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.
Голосование и установление результатов голосования Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов. Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе. Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом РФ. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения.
Финансирование выборов и представление отчётов о расходовании средств на эти цели Подготовка и проведение выборов финансируются за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд. Таким образом, в России установлено как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников. Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или п о их указаниям. Другая может передаваться партиям и кандидатам в их избирательные фонды. Избирательный фонд формируется: из собственных средств кандидата, политической партии; из средств, выделенных кандидату выдвинувшей его партией; из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.

 

 

Типы избирательных систем:
1) мажоритарная;
2) пропорциональная;
3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система.

 

Мажоритарная избирательная система – система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший большинство голосов (установленное законом).


Виды мажоритарной системы:
- относительного большинства;
- абсолютного большинства;
- квалифицированного большинства.

 

Система относительного большинства: побеждает кандидат, набравший большинство голосов. Применяется в США, Канаде, Индии и др.

 

Система абсолютного большинства – кандидату для победы необходимо набрать большинство голосов (50% + 1 голос). Применяется в России и во Франции.

 

Система квалифицированного большинства - победителю необходимо набрать заранее установленное большинство. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

 

Достоинства мажоритарной системы:
- прямая ответственность кандидата перед избирателями;
- партия –победитель получает большинство в парламенте;

- могут участвовать независимые кандидаты;

- возникает личностная связь кандидата с избирателями.

- отсутствует ярко выраженное давление партийных интересов.

 

Недостатки мажоритарной системы:
- получившие меньшинство голосов могут быть вообще не представлены во власти;
- частые повторные выборы (из-за нерезультативности);
- почти невозможна победа на выборах маленькой партии.

 

Референдум – форма принятия законов путем всеобщего голосования.
Мандат – юридическое отношение представительства, а также документ, удостоверяющий законность этого представительства.
Ротация – постоянное обновление состава представительных органов и их функций с целью предотвращения их бюрократизации.
Вакансия – свободное должностное место.
Ценз - установленное законом условие, ограничивающее допущение лица к чему-либо.

 

Пропорциональная система – система, при которой каждая партия получает число мандатов пропорционально количеству голосов на выборах. На полученные должности назначает руководство партии.

 

Существует голосование по «закрытым» и «открытым» спискам.

Достоинства пропорциональной системы:
- позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов;

- избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые

  имеют больше шансов быть избранными;

- отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы.

 

Недостатки пропорциональной системы:
- выбранные депутаты больше ответственны перед партией, чем перед избирателями;

- кандидаты могут быть неизвестны избирателям;
- мелкие фракции в парламенте, препятствующие принятию решений;

- использование «технологии паровоза» при «закрытых списках»;

- система распределения голосов бывает непонятна плохо информированным избирателям.

 

Смешанная система (мажоритарно-пропорциональная) – система, при которой часть мест распределяется по мажоритарной системе, часть – по пропорциональной.

 

Обязательно вводится нижний предел, препятствующий прохождению мелких партий.

Достоинство смешанной системы:
- формируется по-настоящему представительный парламент.

 

Недостатки смешанной системы:
- партии не отражают в полном объеме интересы своего электората;

- больше нужна крупным партиям, чем независимым кандидатам или местным политическим объединениям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.025 с.)