Выборы — это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемое при помощи голосования.
Значение выборов:
- являются важным средством систематического обновления властных структур;
- способствуют приобщению граждан к политике;
- выявляют реальные интересы и потребности народа;
- придают власти легитимный характер.
Классификация выборов в РФ:
- по объекту (президентские; парламентские; местного самоуправления);
- по масштабу (федеральные; региональные; местные);
- по срокам (очередные; досрочные; повторные).
Избирательная система - совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и определение результатов голосования.
Избирательная система – демократический механизм власти, имеющий долгую историю создания.
Компоненты избирательной системы:
1) Избирательное право
2) Избирательный процесс.
Избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов.
В узком смысле: право граждан избирать(активное право) и быть избранными (пассивное право).
В широком смысле: все избирательные законы и другие акты.
Принципы избирательного права:
- принцип равенства (все кандидаты имеют равные права, финансовые и другие возможности. Каждый избиратель
одинаково влияет на результат выборов);
- принцип всеобщности (любой дееспособный человек имеет право избирать и быть избранным. Существуют ограничения
на данный принцип – ценз (в РФ два ценза – возрастной и ценз гражданства));
- принцип тайного голосования (все выборы проводятся тайно, избиратель имеет право не сообщать о сделанном выборе);
- принцип непосредственности (избиратель непосредственно голосует за кандидата);
- принцип состязательности (избиратель имеет возможность выбора, никто не имеет права создавать препятствия другим
кандидатам);
- принцип гласности (общественность может контролировать проведение выборов посредством присутствия независимых
наблюдателей на избирательных участках);
- принцип свободы выборов (участие в выборах добровольно, никто не может заставить голосовать);
- принцип ограничения срока выборов(выборы нельзя откладывать или переносить без веских причин, предусмотренных
законодательством).
Избирательная кампания — деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Избирательный процесс – практически-организационный компонент избирательной системы, базирующийся на избирательном праве и включающий несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов)
Этапы избирательного процесса:
Наименование стадий
| Их сущность
|
Назначение даты выборов
| Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. В законах определено, что выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Аналогичный порядок действует и в муниципальных образованиях. Здесь главы муниципалитетов (высшие должностные лица) назначают дату выборов представительного органа власти.
|
Образование избирательных округов и избирательных участков
| Избирательные округа — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Избирательные округа могут быть многомандатными (от каждого округа выбирается несколько депутатов) и одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат). Выборы Президента РФ, равно как и выборы депутатов Государственной Думы (согласно закону от
2005 г.), осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны. Этот единый избирательный округ получил название федерального округа.
Избирательный участок — это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов.
Участки создаются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ. Они обычно располагаются в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Однако в некоторых воинских частях, согласно закону, могут создаваться и отдельные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер.
|
Формирование избирательных комиссий
| Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризберком) РФ → избирательные комиссии субъектов РФ → территориальные (районные, городские и др.) комиссии → избирательные комиссии муниципальных образований → участковые избирательные комиссии. Они формируются в основном органа ми государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ. Она назначается сроком на пять лет и включает 15 членов. ЦИК: помогает другим комиссиям, контролирует их; распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах.
|
Составление списков избирателей
| Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам, которые составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Эти сведения направляются в участковые избирательные комиссии, проверяются и уточняются, после чего представляются для публичного ознакомления. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей.
|
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность
| Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы обладают политические партии, имеющие право участвовать в выборах. Допустимо самовыдвижение граждан, если это разрешено законом субъекта РФ.
Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.
|
Предвыборная агитация
| Предвыборная агитация — это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них.
Кандидат, политическая партия выдвигают свою предвыборную программу (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона и др.
Она даёт представление избирателю о том, в каком русле будет осуществляться работа по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов. Проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции и т. д. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы.
При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях.
Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.
|
Голосование и установление результатов голосования
| Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов.
Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе.
Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом РФ. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения.
|
Финансирование выборов и представление отчётов о расходовании средств на эти цели
| Подготовка и проведение выборов финансируются за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд. Таким образом, в России установлено как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников. Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или п о их указаниям. Другая может передаваться партиям и кандидатам в их избирательные фонды. Избирательный фонд формируется: из собственных средств кандидата, политической партии; из средств, выделенных кандидату выдвинувшей его партией; из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.
|
Типы избирательных систем:
1) мажоритарная;
2) пропорциональная;
3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система.
Мажоритарная избирательная система – система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший большинство голосов (установленное законом).
Виды мажоритарной системы:
- относительного большинства;
- абсолютного большинства;
- квалифицированного большинства.
Система относительного большинства: побеждает кандидат, набравший большинство голосов. Применяется в США, Канаде, Индии и др.
Система абсолютного большинства – кандидату для победы необходимо набрать большинство голосов (50% + 1 голос). Применяется в России и во Франции.
Система квалифицированного большинства - победителю необходимо набрать заранее установленное большинство. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.
Достоинства мажоритарной системы:
- прямая ответственность кандидата перед избирателями;
- партия –победитель получает большинство в парламенте;
- могут участвовать независимые кандидаты;
- возникает личностная связь кандидата с избирателями.
- отсутствует ярко выраженное давление партийных интересов.
Недостатки мажоритарной системы:
- получившие меньшинство голосов могут быть вообще не представлены во власти;
- частые повторные выборы (из-за нерезультативности);
- почти невозможна победа на выборах маленькой партии.
Референдум – форма принятия законов путем всеобщего голосования.
Мандат – юридическое отношение представительства, а также документ, удостоверяющий законность этого представительства.
Ротация – постоянное обновление состава представительных органов и их функций с целью предотвращения их бюрократизации.
Вакансия – свободное должностное место.
Ценз - установленное законом условие, ограничивающее допущение лица к чему-либо.
Пропорциональная система – система, при которой каждая партия получает число мандатов пропорционально количеству голосов на выборах. На полученные должности назначает руководство партии.
Существует голосование по «закрытым» и «открытым» спискам.
Достоинства пропорциональной системы:
- позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов;
- избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые
имеют больше шансов быть избранными;
- отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы.
Недостатки пропорциональной системы:
- выбранные депутаты больше ответственны перед партией, чем перед избирателями;
- кандидаты могут быть неизвестны избирателям;
- мелкие фракции в парламенте, препятствующие принятию решений;
- использование «технологии паровоза» при «закрытых списках»;
- система распределения голосов бывает непонятна плохо информированным избирателям.
Смешанная система (мажоритарно-пропорциональная) – система, при которой часть мест распределяется по мажоритарной системе, часть – по пропорциональной.
Обязательно вводится нижний предел, препятствующий прохождению мелких партий.
Достоинство смешанной системы:
- формируется по-настоящему представительный парламент.
Недостатки смешанной системы:
- партии не отражают в полном объеме интересы своего электората;
- больше нужна крупным партиям, чем независимым кандидатам или местным политическим объединениям.