Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие музыки как процесс.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях -перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с её представлением. Лишь многократное восприятие музыки позволяет человеку сформировать полноценный целостный образ произведения. Как свидетельствуют данные исследования В.Д.Остроменского, в процессе многократного восприятия музыки происходит постоянное совершенствование слуховых действий, степени их координации. В течение «первоначального восприятия -«ознакомления» содержанием музыкально-слуховой деятельности является ориентировочный охват всего произведения, выделение отдельных фрагментов. В процессе повторного восприятия - «просветления» в структуре деятельности начинают доминировать прогнозирование и предвосхищение на основе ранее сформированных представлений. Слушатель сопоставляет звучащее с ранее воспринятым, с собственными сенсорными эталонами. На этой стадии происходит свертывание ранее освоенных музыкальных структур. Наконец, в процессе последующего восприятия - «озарения» на основе углубленного анализа через синтез происходит рационально - логическое освоение музыкального материала, всестороннее постижение и переживание его эмоционального смысла. Бесспорно, выявленные В.Д.Остроменским интересные закономерности динамики развития восприятия музыки школьниками, не могут служить обобщенной моделью музыкального восприятия в целом. Профессиональные, возрастные, образовательные факторы накладывают существенный отпечаток на динамику развертывания музыкально-слуховой деятельности: профессионалу достаточно однократного прослушивания музыки для того, чтобы составить полное представление о ней, неподготовленному же любителю недостаточным могут показаться и три прослушивания. Исследования А.Л.Готсдинера, Е.В.Назайкинского, В.М.Теплова, посвящены изучению стадиальности развития музыкального восприятия в раннем возрасте. Однако важная в методологическом отношении идея процессуальности, стадиальности восприятия получила в работе В.Д.Остроменского хорошее экспериментальное воплощение. Эта идея поддерживается большинством российских исследователей. Так, например А.Н.Сохор [23] выделяет: 1) стадию возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие, 2) стадию слушания, 3) стадию понимания и переживания, 4) стадию интерпретации и оценки, подчеркивая, что деление это условно, поскольку последовательность стадий может меняться, одна стадия может сливаться с другой. Понимание, оценка и переживание часто протекают слитно, нерасчлененно. Большое значение всеми исследователями придаётся первой стадии музыкально слуховой деятельности, содержанием которой является формирование установки – готовности к восприятию. Установка в значительной степени от слушательских ожиданий и от ситуации музыкального восприятия. По-разному люди воспринимают музыку в условиях концерта и, слушая её по радио или по телевидению, индивидуально или испытывая эффект эмоционального влияния и присутствия других людей. С различной установкой воспринимают музыку композитор, исполнитель, музыковед. Установка определяется отношением к данной музыке, социально-психологическими и индивидуально-типологическими особенностями личности, уровнем образования и специальной музыкальной подготовки воспринимающего субъекта. Как свидетельствуют данные исследований, решающими в формировании установок оказываются обще музыкальные характеристики, связанные с отношением к музыке в целом, музыкальными интересами, вкусами, предпочтениями, жанровыми ориентациями. Установка в значительной степени детерминирована и эмоциональным состоянием, предшествующим акту восприятия. Она проявляется в степени активности и избирательности восприятия: субъект может быть всецело поглощён слушанием музыки или слушать, будучи занятым какой-либо другой деятельностью (так называемое фоновое восприятие). Структуру восприятия музыкального произведения, состоящую из нескольких компонентов, мы можем представить в виде такой схемы:
Центральным звеном всего процесса музыкально-слуховой деятельности является переживание музыки. Как бы ни отличались в содержательном и операционном отношении различные формы музыкально-слуховой деятельности, например, композитора, исполнителя, слушателя, всех их объединяет то общее, что заключает в себе категория переживания. Процесс музыкального переживания не ограничивается актом восприятия музыки. И в посткоммуникативной фазе, в отсутствие звучания человек продолжает переживать музыку на уровне слуховых представлений. По данным исследования А.Л.Готсдинера, психофизиологическое последствие музыки имеет различную продолжительность – от 2-5 мин. до 15-30 мин. Оно связано как с индивидуально-типологическими особенностями человека, так и с содержанием самой музыки. В психологическом отношении длительность переживания в посткоммуникативной фазе трудно оценить, а тем более измерить приборами. Исчезновение физиологической реакции, обусловленной наличием восприятия музыки, не является свидетельством окончания процесса музыкального переживания. Процесс переживания, оценки, переработки музыкальной информации может продолжаться в течение очень длительного времени. Недостатком многих теоретических попыток объяснения механизмов музыкального переживания является абсолютизация одного из начал: объективного, связанного с особыми возможностями музыкального произведения, его структурной организацией и субъективного, выражающего личностно-катарсические превращения в человеке в связи с особой деятельностью его психики в процессе восприятия музыки. Психологические механизмы музыкального переживания можно раскрыть лишь на основе системного исследования многообразных социальных, идеологических, культурных, этнографических отношений, в которые включен человек как субъект различных видов деятельности.
Заключение Применение аксиологического подхода к музыкальному восприятию у учащихся младшего школьного возраста формирует у них ценностные ориентиры, если обучение направлено на содержание художественно-эстетической деятельности, наполненное ценностями музыки, как вида искусств и отражающее мир знаний человека. А так же гипотетические положения о том, что при создании определенных педагогических условий в общеобразовательной школе на основе культурологических и аксиологических подходов возможно сформировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на музыкальное восприятие. Все знания и умения, все то, новое, что открывает школа детскому уму, должны приходить к детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир открывался перед ними и, чтобы они входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь музыка. Та музыка, которой раньше не было доступа в школу. Музыку дети примут и полюбят только тогда, если она подойдет к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать. Слушая музыку, дети должны как бы внутренне сотворить ее, их собственной, внутренней, близкой душе музыкой должна быть музыка, рассказывающая им занимательный музыкальный рассказ.
Литература 1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - М.: Музыка, 1971. 2. Бахтин М. М. как философ отв. ред. Л. А. Гогогтишвили, П. С. Гуревич. - М: Наука, 1992. 3. Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия. – Волгоград. 2000. 4. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 2008. 5. Выготский А.С. Психология искусства. – М., 1965. 6. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию С. И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. 7. Зубра, А. С. Культура личности как духовная ценность: пособие для педагогов, воспитателей, студентов А. С. Зубра – Минск.: Университетское, 2001. 8. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. Н., Просвещение. 1984. - 204 с. 9. Коломиец Г.Г. статья «Модель смысла» в музыкальном образовании (об эстетических ориентациях учащегося-музыканта), 2002 10. Леонтьев А.Н. Осмысленность искусства.// Искусство и эмоции. Матер.межд. симп. – Пермь, 1991. 11. Лосев А.ф. Из ранних произведений. М.,1990. 12. Мазель А.А. Вопросы анализа музыки.- М.: Сов. композитор, 1991. 13. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздествия музыки.- М., 1976. 14. Медушевский В.В. О содержании понятия "адекватное восприятие".//Восприятие музыки. – М., 1980. 15. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. –М.,1972. 16. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки.//Восприятие музыки. – М., 1980. 17. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. учеб. зав.- кн.1. Общие основы психологии – М., 2003. 18. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев: Музична Украина, 1975. 19. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Воспр. Психол. 1986. № 1, с. 102-104. 20. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика под ред. Г.М. Цыпина. – Москва.: Академия, 2003 21. Сластенин В.А.Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр.1994. № 6. С. 2. 22. Соколов, Э. В. Культура и личность Э. В. Соколов. - Л.: Наука, 1972. 23. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия.// Проблемы музыкального мышления. –М., 1974. 24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. 25. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР./ М.- Л., 1947, вып.2. 26. Философский словарь. - М., 1991. 27. Яворский Б.Л. Восприятие ладовых мелодических построений (совм. с С. Н. Беляевой-Экземплярской), в кн.: Сборники экспериментально-психологических исследований, вып. 1. - Л., 1926.
Приложение
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.154 (0.007 с.) |