Работа с клиентами Кризисного центра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с клиентами Кризисного центра



Уровень 1

Проблемы с внешним социальным окружением

Первый уровень рассматривает проблемы членов семьи в контексте социальных связей. Он охватывает среди прочего занятия в школе или работу членов семьи, отношения с более дальними родственниками, друзьями, знакомыми, соседями, жилищные условия и доходы семьи. Гипотезы этого уровня объясняют возникновение психологической проблематики неблагоприятными факторами внешней среды. Например, отсутствие у родителей работы по специальности, низкая материальная обеспеченность семьи, насилие и другие варианты травмирующей или обедненной внешней среды. Это традиционная область  компетенции социальной психиатрии, социальных работников, служб занятости, классных руководителей, комиссий по делам несовершеннолетних и т.д. Иногда требуется посредничество при решении жилищных проблем и поиске рабочего места. Предоставление «кризисного жилья» само по себе является примером интервенции на этом уровне. Мэри Ричмонд в 20-е годы 20-го века ввела такой термин «социальная терапия».

Часто социализации женщины мешает отсутствие навыков эффективной коммуникации, уверенного бесконфликтного поведения. Сотрудникам, работающим с женщинами «кризисной квартиры» нередко приходится выступать в качестве «третейского судьи» разбирая конфликтные отношения жильцов. Важно включать в программу помощи женщинам индивидуальные и особенно групповые методы работы по формированию навыков общения и разрешения конфликтов. Причем,они должны проходить в максимально приближенных к реальным условиям. Проведение занятий по развитию навыков коммуникации непосредственно на кризисной квартире может создавать для специалиста определенный дискомфорт (необходимость покидать офис и ехать на кризисную квартиру, большая степень отвлекаемости участников группы на детей).

 С другой стороны, помогают большинству женщин чувствовать себя «как дома» (более естественно). Что, в свою очередь, дает специалисту возможность видеть ситуацию более объективно и несколько снижает уровень сопротивления участников группы, повышая эффективность работы.

«Репетиции» (с последующей практикой) похода в поликлинику, паспортный стол, на собеседование для поиска работы тоже являются частью терапии на социальном уровне.

Привлечение женщин к организации и проведению праздников и общих мероприятий формирует традиции (отсутствующие у многих клиенток Кризисного Центра), что тоже повышает их социализацию.

 

Уровень 2

Проблемы в семейной системе

На этом уровне рассматриваются проблемы семьи как естественной группы. Акцент делается не на индивидуальные характеристики членов семьи, а на их взаимодействие и структурные особенности семейной организации. С проблемами этого уровня имеет дело семейная или супружеская психотерапия, вовлекая в работу всю семью целиком или подсистемы. Чаще «в фокусе внимания» специалистов оказываются детско-родительские (отношения женщины с собственными детьми или женщины и ее родителей) или, в случае расширенной семейной системы,  супружеские (как вариант: с сожителем-отцом ребенка).

В работе с семейной и родовой системой женщины полезно смещать  фокус внимания с  разбора причин формирования проблем на поиски возможных ресурсов («бабушка по материнской линии во время войны осталась одна в эвакуации с 5-ю детьми и выстояла, подняла детей. Как ты думаешь, что ей помогало? Ты - часть этого рода, значит и в тебе это есть…..»). Эффективна может быть работа с генограммой (3-7 поколений по возможности). Генограмма может использоваться и как диагностический инструмент, помогающий специалисту более полно и наглядно представлять картину ситуации, и как терапевтический.

Работа на уровне семейной системы не только помогает в реабилитации женщины, но и способствует укреплению привязанности между мамой и ребенком, влияя на его психическое и психологическое здоровье.

 

Следующие четыре уровня описывают индивидуальные трудности.

 

Уровень 3

Уровень 5

Уровень 6

Биологические нарушения

Речь идет о проблемах соматического или психического здоровья женщины. Помощь на этом уровне – медицинская и является в основном медикаментозной.

Все эти уровни являются взаимосвязанными и, в соответствии с общей теорией систем, улучшение в любой области и на любом уровне системы будет влиять на все прочие, за исключением случаев, когда сила этих уровней нейтрализует успех терапии [Spiegel, 1969].

 

Чем выше уровень, тем более оптимистично для психотерапевта выглядит гипотеза. Разрабатывая стратегию психотерапии, считает Оудсхоорн, необходимо выбрать не более трех уровней, где нарушения наиболее выражены, и сосредоточиться на них.

Выявление проблемы

 Задача кризисного консультанта – помощь в прояснении центральной проблемы кризиса. Развитие проблемы предполагает изменения в жизни и в способности человека справиться с новыми обстоятельствами. Поэтому полезно задавать следующие вопросы: «Что сегодня изменилось по сравнению со вчерашним днем?», или: «Что произошло в последние дни (недели)?». Важно выяснить все обстоятельства кризисной проблемы, а также роль значимых людей в ее развитии, так как они могут помогать в разрешении трудностей  либо наоборот - являться причиной кризиса.  Крайне необходимо восстановить полную  картину произошедшего и помочь пострадавшему «проговорить» травматические события.

Техники КПП

1. "Волшебная палочка". Чтобы преодолеть ограничения, налагаемые действительностью, и установить цель терапии, пациенту можно предложить пофантазировать. Терапевт спрашивает: "Если бы у меня в руке была волшебная палочка, и я взмахнул бы ею… Как сейчас выглядит Ваша жизнь? Какие изменения произошли? Заметно ли это другим людям?".

2. "Воспоминания из будущего". Эта техника стимулирует к созданию положительных образов. Опишите, как выглядит Ваша жизнь в отсутствии проблемы. Благодаря чему стала возможна эта перемена?

3. "Работа с объяснениями". Ориентированные на действие объяснения дают возможность пациенту посмотреть на свою проблему, как на случайность или плохую привычку. "Хорошие" объяснения могут основываться на предположении, что проблема помогает человеку в достижении чего-то или научении чему-то. Задаются вопросы: " Какое самое необычное объяснение проблеме Вы можете придумать? Как бы могли объяснить эту проблему люди в другой культуре?". Психотерапевт избегает согласия или несогласия с объяснениями пациента. Это достигается с помощью мета-вопросов: "Итак, Вы думаете, что причина проблемы в том, что Ваш муж пьёт. Если бы это было действительно так, помогло бы это в решении проблемы или только всё ухудшило?".

4. "Ревизия прошлого". Проблемное решение увеличивает внутренние ресурсы пациента: "Как Вы думаете, пережитые трудности закаляют человека, или делают его слабее?".

5. "Маленькие ступеньки большой лестницы". Использование метафоры: "Если, спускаясь по лестнице, мы захотим сразу перепрыгнуть через целый лестничный пролёт, то, вероятно, просто разобьёмся. Но если переходить со ступеньки на ступеньку, то сможем спуститься по лестнице без проблем".

6. "Линия проблемы". Данная техника преследует сразу несколько задач. Нарисовав линию на листе бумаги и разделив её на десять частей, психотерапевт может предложить: " Предположим, что в точке начала этой линии находится самое плохое положение вещей, а в конце – самое лучшее. Где Вы находитесь сейчас? Если клиент говорит: "Всего-навсего на троечке", – терапевт может способствовать активации достижимости цели, например: "Я бы сказал, что Вы прошли уже треть пути. Это немало". "Что надо сделать, чтобы продвинуться на шаг вперёд?" Тем самым идёт работа над конкретизацией путей решения проблемы.

7. "Ступени достижений". Для реализации решения необходимо не только предвидение результата и планирование, но и возможность на каждом этапе реализации проверить, действительно ли изменения идут в заданном направлении. Кроме того, важно ощущение достигаемого прогресса. Эта техника способствует определению ориентиров: " Предположим, что Вы стоите на первой ступени десятиэтажного дома. На каком этаже находится Ваша цель? Расскажите, чем Ваше положение отличается от предыдущего на каждом из этажей. Теперь опишите, чем отличается каждая из пяти (десяти) ступенек первого пролёта. А второго? Что Вы должны сделать для того, чтобы подняться на каждую из этих ступенек?". Надо учитывать, что слишком дробное планирование также вредно, как и слишком общее и схематичное.

8. "Проверка будущим". Техника позволяет сформировать у клиента ясное представление своего будущего, что иногда даёт для решения проблемы больше, чем все логические представления. " Предположим, Вы достигли того, что хотели. Какой будет Ваша жизнь через полгода после достижения цели, год после достижения цели, два года (три, пять лет)?" … "Теперь представьте, что Вы не стали ничего менять (или приняли другое решение, если необходимо выбрать из нескольких вариантов). Какой будет Ваша жизнь через полгода после достижения цели, через год после достижения цели, два года (три, пять лет)?".

9. "Чувство динамики". Даже если клиент ничего не предпринимал до обращения к психотерапевту, то он уже как минимум: 1) понял, что у него есть проблема; 2) пришёл к выводу, что необходимо что-то менять; 3) предпринял реальный и весьма конкретный шаг, направленный на разрешение проблемы, – обратился за психотерапевтической помощью. Обо всём этом необходимо сказать клиенту.

10. "Незамеченный ресурс". Данная техника повышает ощущение собственных возможностей и способствует инвентаризации ресурсов. " На Вашем месте многие люди оказались бы в гораздо худшем положении. Как Вы сумели удержаться на таком уровне?" Что помогло Вам?".

11. " Сплетня о проблеме". Осветить проблему с разных точек зрения, всесторонне её изучить позволяет следующая интервенция: " Если бы Вашей проблеме сейчас рассказали Ваши жена (муж), мать (отец), брат (сестра), друг (подруга), что бы они о ней рассказали?".

12. "Театр в табакерке". Эта техника позволяет увидеть проблему "сверху", в целом, и тем самым снизить преувеличенное клиентом значение происходящего и ощущение бессилия. " Если бы Вы сейчас наблюдали сверху спектакль, в котором были показаны Вы, Ваша проблема, люди, которые Вас окружают, как бы это выглядело? Опишите, что Вы видите?".

13. "Проблема как друг". Позволяет выключить слепое сопротивление проблеме, блокирующее её разрешение, и занять позицию "сотрудничества" с проблемой. Наполнить смыслом переживаемые страдания или дискомфорт, ощутить ценность происходящего клиент может, ответив на следующие вопросы: "Многие думают, что проблемы и страдания не напрасны. А что думаете Вы? Для чего проблема появилась в Вашей жизни? Чему она хочет Вас научить?".

14. "Совет другу". Делегировав свою проблему другому человеку и имея возможность рассматривать её уже со стороны, клиент может с большей лёгкостью найти подходящее решение. "Если бы такая проблема была у Вашего друга, чтобы Вы ему посоветовали? Какие рекомендации могли бы дать? Как ему лучше разрешить проблему?".

15. "Вторая сторона медали". Данной техникой задаётся объективное, "объёмное" восприятие ситуации, активизируются ресурсы: "Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в Вашем нынешнем положении?".

16. "Фокусирование на прогрессе". Тема прогресса используется как трамплин для продвижения к новым решениям: "Вы сказали, что сейчас Ваша ситуация несколько лучше. Как Вы объясняете эту перемену? Поскольку явно наметился прогресс, как Вы думаете, чем он обусловлен?".

17. "Использование случайностей". Позволяет подчеркнуть скрытые от сознания умения и ресурсы клиента: "Вы говорите, что несколько раз случайно получалось так, что целый день проблема будто отсутствовала. Опишите хотя бы один из этих дней шаг за шагом. Давайте проанализируем, какова Ваша роль в этих "случайностях".

18. "Признание вклада других лиц". Вызывает у клиента размышления о вкладе, которые внесли другие люди в решение его проблемы. Техника автоматически отменяет все осуждения в их адрес и поощряет чувство уважения и благодарности, усиливая тем самым сотрудничество. Она помогает клиентам развивать более тёплые, поддерживающие отношения с их семьями, друзьями, знакомыми, сослуживцами. "Предположим, Вы захотели бы поблагодарить всех тех людей, которые до сих пор Вам помогали. Чтобы Вы сказали каждому из них? Когда Вы достигаете своей цели, кого ещё кроме себя Вы сможете поблагодарить за Ваши достижения?".

Когнитивная психотерапия

Помогает клиенту решить следующие задачи:

 1) Осознать влияние мыслей на эмоции и поведение;

 2) Научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними;

 3) Исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, их поддерживающие и опровергающие («за» и «против»);

 4) Заменить ошибочные мысли на более рациональные;

 5) Обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения «мысленных» ошибок.

Варианты применения техник когнитивной терапии:

- Планирование деятельности. Планирование деятельности очень эффективно в лечении депрессивного синдрома, так как помогает повышению мотивации к деятельности и  осознанию того, что клиент способен сам правильно распределять свое время. Вечером или утром, в специально отведённое для этого время, клиент составляет план своих действий (расписание, график) на предстоящий день.  В случае «трудных клиентов» кризисной квартиры (характеристика-ниже), особенно в первые дни и недели, в большинстве случаев необходим регулярный контроль за планированием и выполнением намеченного со стороны специалистов помогающей команды.

- Оценка мастерства и удовольствия. Клиент по 10-балльной шкале оценивает своё мастерство при совершении какого-либо действия и степень испытываемого при этом удовольствия. Данная техника помогает клиенту осознать, какие именно действия улучшают его эмоциональное состояние, и в дальнейшем сознательно использовать эту информацию для управления своим эмоциональным состоянием. Акцент на «удовольствие» целесообразно сделать в случае выраженного депрессивного настроения, влияющего на общий уровень активности женщины. Если на первое место выступает необходимость развития определенных навыков (способность контролировать агрессивное поведение и проявлять уверенное и т.д.), то фокус внимания лучше сместить на «оценку мастерства».

- Проведение поведенческих экспериментов. Для обеспечения клиента информацией, опровергающей его ошибочные автоматические мысли и убеждения, могут быть использованы поведенческие эксперименты. Например, клиенту, который собирается уклониться от похода в учреждение из-за страха («Я не смогу произнести ни одного слова»), может быть рекомендовано пойти, не смотря на убеждение. Результаты эксперимента опровергнут данную гипотезу.

-Репетиция поведения и ролевая игра. Репетиция поведения и ролевые игры помогают клиенту развить навыки, которые могут понадобиться в определенных ситуациях. Должна включать в себя многократные повторения отрабатываемого навыка и проверки его правильности. Техника, скорее, в большей степени, поведенческая (как и предыдущая).Однако, применяя ее важно не только «проиграть, изобразить», но и выявить и изменить мысли и установки, влияющие на поведение. (Например: «Все решать, что я глупый неудачник и будут смеяться надо мной, когда заметят, что я волнуюсь, выступая на суде. Лучше мне молчать и ничего не говорить»)

- Постановка постепенно усложняющихся задач. Причиной неудачи в выполнении поставленных задач может быть стремление клиента сделать всё и сразу. В таком случае психотерапевт помогает клиенту составить иерархию задач (сложных для клиента ситуаций) и затем договаривается с ним о том, что клиент будет начинать работу над проблемами с наименее трудных задач и лишь после определённой практики переходить к более сложной деятельности.

- Использование методов отвлечения. Психотерапевт рекомендует клиенту заняться деятельностью, которая способна отвлечь его от отрицательных мыслей и негативных эмоций.

Поведенческая терапия

Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения (например, чрезмерной тревоги,) и обучение адаптивному поведению (навыкам социального взаимодействия и уверенного поведения). Как преодолеть страх, улучшить поведение капризного и агрессивного ребенка, защитить себя в конфликтной ситуации и научиться взаимодействовать с противоположным полом - типичные задачи, решаемые в поведенческим консультировании. Акцент работы ставится не на самопонимании, а на упражнениях и отработке определенных навыков.

 Этапы поведенческой психотерапии
кризисных состояний

1) Поведенческая диагностика. До начала вмешательства совместно с клиентом, обратившимся за помощью, определяют цель терапии, т. е. обсуждают, к какому именно состоянию клиент хочет прийти с помощью терапевта, что будет считаться успехом терапии. На этом этапе в диалоге следует найти ответ на вопрос: какие образцы поведения требуется изменить в отношении их интенсивности, длительности, частоты или условий их проявления? Далее анализируют причины возникновения ошибочного или целевого поведения или те очевидные факторы, которые тормозят целевое поведение. Только на основании знания целевого поведения и причин его осуществления терапевт планирует и обсуждает с клиентом конкретные мероприятия по достижению желаемого состояния.

2) Терапевтические вмешательства. Особенностью терапии кризисных состояний является то, что чаще используется индивидуальная терапия. Эта форма уменьшает возможность подражать болезненному поведению других членов группы, а также такие негативные эффекты, как усиление негативной самооценки и рост чувства беспомощности, которые часто возникают в результате сравнения себя с более эффективно справляющимися с кризисной ситуацией пациентами.

3) Контроль эффективности. На каждом этапе поведенческой психотерапии проводится контроль ее эффективности по особой схеме, известной в экспериментальной психологии как «модель А-В-А».

Эта экспериментальная модель крайне проста и ограничена изучением одного испытуемого (А) до и после какого-либо терапевтического вмешательства (В). Речь идет о выборке различных действий испытуемого А до момента вмешательства, в процессе вмешательства и спустя некоторое время после него.

Вместо того чтобы сравнивать поведение пациента с эталонным, его сравнивают с ним самим, но таким, каким он был раньше. Таким образом, в самой схеме А-В-А заложен дополнительный источник мотивации изменений. Ведь сравнение с эталоном почти всегда позволяет убедиться, что эталон не достигнут. Сравнение с самим собой в этом смысле всегда означает либо положительное подкрепление, либо возможность получить помощь в дальнейшей работе над своей проблемой.

Если выборка поведения испытуемого (пациента) после терапии приблизится к заранее определенным целям, то результат достигнут. Если ожидаемых изменений не будет обнаружено, то потребуется либо уточнение и конкретизация целей, либо коррекция плана психотерапевтических мероприятий.

 

Нарративный подход

Один из наиболее эффективных методов работы с социально незащищенными категориями населения, так как он изначально апробировался и развивался в рамках решения проблем, связанных с нарушением социальной адаптации людей и сообществ (правонарушения, пограничные личностные расстройства, прогулы образовательных учреждений, безработица и т.д.). Этот подход наиболее актуален в работе с сиротами, несовершеннолетними и семьями «группы риска», которым требуется оперативное оказание помощи, с одной стороны, а с другой стороны они зачастую слабо мотивированны на сотрудничество, длительную работу с психологом и социальной службой в целом. Данная категория населения имеет достаточно продолжительный негативный опыт ощущения собственной некомпетентности и неспособности решения возникающих жизненных трудностей, а также опыт давления и непринятия со стороны социального окружения.

Отличительными особенностями нарративного подхода являются: направленность на поиск путей преодоления трудной жизненной ситуации, краткосрочность, позиция сотрудничества с клиентами, включение в систему оказания помощи не только членов семьи, но и более широкого круга людей

Майкл Уайт, считающийся основателем нарративной терапии, показывает, что личность человека не является фиксированным, внутренне присущим нам свойством, но постоянно формируется во взаимоотношениях с другими людьми. Это открывает новые возможности для консультирования и психотерапии, как процессов в большей степени социальных, чем психологических. Это означает также, что консультанты или терапевты не должны быть экспертами в области дисфункций и расстройств, скорее, их ответственность заключается в создании социальных ситуаций (включая сессию консультирования или терапии), в которых могут появиться на свет новые обнадеживающие, жизнеутверждающие способы жизни и представления человека о себе

 

Суггестивная психотерапия

Суггестивная терапия (от лат. suggestio — внушение) — форма психотерапии, в которой устранение телесных и психических нарушений достигается за счет применения внушения. При этом оказывается целенаправленное влияние на функциональные нарушения, вегетативные нарушения, состояния напряжения, а также телесные недуги (например, боль). Суть терапии состоит в том, что пациенту передают в форме устного сообщения правильные установки. К суггестивной терапии относятся гипноз, внушение, аутотренинг.

Психотерапевтические интервенции во многом выполняют  роль рычага, необходимого для запуска процесса изменений. Работая с симптомом, эриксоновские психотерапевты ожидают эффекта «снежного кома», полагая, что изменения какого- то элемента в системе могут привести к изменениям всей системы. М. Эриксон говорил, что «психотерапия часто напоминает толчок первой костяшки домино». Научившись справляться с симптомами, пациенты часто избавляются от ригидных психических установок. Затем благотворные изменения могут затронуть и другие стороны их жизни.

 

Арт-терапия

Это направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем личности. Проходя курс арт-терапии, клиент занимается самопознанием, самовыражением, самоанализом, в результате чего его психическое состояние гармонизуется. Проводится арт-терапия в форме индивидуальных и групповых занятий. Основными задачами арт-терапии  являются усиление позиции женщин, работа с чувством вины, страха, гнева, повышение самооценки, поиск ресурсов для восстановления физического и психического здоровья, работа с будущим.

 

Гештальттерапия

Это целостный подход к клиенту, который учитывает его психические, телесные, духовные и социальные аспекты. Гештальт-терапия вместо того, чтобы акцентировать внимание на вопросе «Почему это происходит с человеком?» заменяет его следующим: «Что человек сейчас чувствует и как это можно изменить?». Терапевты, работающие в данном направлении, пытаются сфокусировать внимание людей на осознавании процессов, которые происходят с ними «здесь и сейчас». Таким образом, клиент учится нести ответственность за свою жизнь и за все происходящее в ней, а, следовательно, и за внесение желаемых изменений.

 

Безусловно, этим список психологических подходов и техник, применяемых в кризисной терапии далеко не ограничивается. Специалисты эффективно используют в работе такие направления, как, техники системной семейной терапии, работу с генограммой, расстановки семейные и внутренних частей, техники релаксации и др.

 

 

Алгоритм работы с клиентами

Первая встреча

Сигнал о ситуации поступает либо от самой женщины либо от кого-то из ее близких либо она направляется в Кризисный центр другими организациями. Если запрос «опосредованный», то согласуется ближайший план совместных действий и намечается личная встреча с самой потенциальной клиенткой.

Первая л ичная встреча преследует несколько целей:

· Установление контакта (уровня доверия)

· Возможность выговориться, выплакаться, уменьшить эмоциональное напряжение. Здесь хорошо все, что помогает успокоиться, расслабиться, почувствовать защищенность (сладкий чай, теплая еда, предложение присесть и др.).

· Получение первичной информации. О самой женщине, о событиях, которые привели ее в кризисный центр.

· Получение первичного запроса. Ответы на вопросы: «в какой помощи нуждается женщина? Располагаем ли мы ресурсами для помощи ей? Кого можно привлечь, если ресурсов центра недостаточно? Какими ресурсами располагает сама клиентка? Готова ли она не только принимать и пользоваться ресурсами центра, но и сама активно включаться в работу?»

Не всегда женщина готова сразу сформулировать, в какой именно помощи она больше всего нуждается. С этой точки зрения для специалиста может быть полезно подразделение обращающихся за помощью на: клиентов, жалобщиков, визитеров.

Клиенты говорят о проблемах, осознают, что перемены в их жизни во многом находятся в их руках. Они готовы меняться и просят помочь в этом.

Жалобщики хотят, чтобы специалист повлиял на их окружение, изменил «все и всех вокруг», не помогая в переменах самому жалобщику. Задача специалиста - «перевод». 

Визитеры чаще приходят «непонятно зачем.  «Мне выдали направление, вот я и пришел». Возможно, такой клиент рассчитывал на возможность бессрочного пользования социальным складом или получение продуктовых наборов. Желательно обсудить возможные условия предоставления помощи (предполагающие не только потребительское отношение клиента, но и активное включение в выход из кризисной ситуации).

Первый этап не всегда удается провести в одну встречу. Чаще это 2-3 встречи, за которые происходит более четкое структурирование (возможно - переформулирование) запроса, оценка необходимых ресурсов (как клиентки, так и помогающей команды), оценка степени мотивации на перемены. Обсуждаются условия взаимодействия.

Принимается решение о сотрудничестве. Заключается контракт, в идеале - письменный.

Важно помнить о принципах кризисного консультирования, осознавая, что каждая встреча с клиенткой может стать последней и важно повлиять на дальнейший ход жизненных событий.

2.Открытие случая, составление плана взаимодействия. Начало реабилитации

Разрабатывается план с учетом модели Оудсхоорна. Выбираются конкретные направления и конкретные шаги. Обсуждается, с решения каких проблем и с формирования каких навыков нужно начать, при этом желательно не уходить глубоко в анализ внутренних процессов. Это либо вызывает сильное сопротивление женщины и приводит к психологическим неконструктивным играм. Либо оказывается не нужным.

Формируется надежный доверительный контакт со специалистом, желательно закрепление «ведущего специалиста», с которым формируется аналог проигрывания нарушенной привязанности собственного детства. Через такой контакт женщина сама через некоторое время начинает поднимать темы беспокоящие ее внутри: мотивы собственного поведения, отношения, с родителями и другими близкими и др.).

Длительность этого периода определяется временными рамками пребывания и жизненной ситуацией женщины, ее готовностью и способностью к выходу из кризиса. В зависимости от этого ставятся и конкретные реальные задачи.

 «Очень важно не принять на себя специалисту больше ответственности, чем он может взять. Даже не больше, чем он хотел бы, а чем он может взять. Потому что это очень опасная для специалиста ситуация, как только он возьмет больше ответственности, он обязательно ее не сможет вынести.» (Московичев)

 

3. Сотрудничество в реализации намеченного плана.

Далее идет реализация плана действий, или этап сотрудничества. На этом этапе важно отслеживать выполнение договоренностей, прописанных или оговоренных в плане действий, и, в случае их несоблюдения, обращать на это внимание, организовывать их обсуждение и заключение новых договоренностей.

Важно держать в фокусе внимания следующие моменты и работать над ними:

- «Проработка» внутренних проблем самой женщины. (самооценка, способы выхода из кризиса, готовность брать на себя ответственность, стрессоустойчивость и др.)

- Формирование и развитие привязанность между клиенткой и ребенком (детьми). Здесь мы, безусловно, действуем в первую очередь в интересах детей.

-Готовность женщины восстанавливать и выстраивать отношения с родственниками.

- Отношения между женщинами, проживающими на кризисной квартире.Их готовность и умение сотрудничать и разрешать конфликты.

-Социализация женщины.

Завершение случая

Подведение итогов, соответственно, возвращение к вопросу о продолжении или завершении социальной работы. Здесь существенны два обстоятельства. Семья не заявляет своей заинтересованности в продолжении социальной работы. Для нас это служит основанием для завершения социальной работы. При этом семья, или отдельные ее представители, могут добровольно посещать наши психотерапевтические и другие программы. Мы оставляем возможность обращаться в наш центр. Семья была нашим клиентом, все ее члены остаются бесплатными возможными потребителями  социальных услуг в случае обострения ситуации. Они могут обращаться, и мы будем находить выход из положения. Мы говорим, что можем периодически звонить и уточнять.

Одним из важных результатов нашей работы мы видим появление у семьи с одной стороны – собственных способностей справляться с проблемными ситуациями, а с другой – обращаться за внешней помощью самостоятельно, в том числе – за психологической, и не обязательно в наш центр (Московичев).

В некоторых случаях можно обсуждать вопрос сокращения объемов помощи. Например, остается только возможность пользования социальным складом, принимать участия в праздниках и мероприятиях центра.

 

Ожидаемые результаты

Показателями качественных изменений являются следующие критерии:

  • Стабилизация психоэмоционального состояния женщин и детей. Для диагностики показателя используются рисуночные (проективные) и ассоциативные тесты, цветодиагностика.
  • Сформированность мотивации на самостоятельное достижение позитивных изменений в новых условиях жизни. Мотивация формируется в результате проведения коррекционных мероприятий, направленных на повышение самооценки женщины, снятие страха, формирование уверенности в своем внутреннем потенциале.
  • Восстановление нарушенных социальных функций (проблемные межличностные и супружеские, детско-родительские отношения, и др.)
  • Сформированность устойчивой положительной эмоциональной связи между мамой и ее ребенком (изменение сценария девиантного материнства на сценарий позитивного адекватного материнства, развитие способности безусловного принятия своего ребенка и любви к нему).

«Трудные клиентки» Кризисного центра

Дж. Коттлер, основываясь на анализе поведенческих особенностей пациентов, сильно затрудняющих работу любого психолога (психотерапевта), выделил следующие основные типы трудных клиентов:

а) Клиенты с неврологическими заболеваниями и психическими расстройствами, которые серьезно нарушают их интеллектуальные функции и их способность к концентрации внимания.

  Решение: своевременное выявление, привлечение к сотрудничеству врачей соответствующих специальностей. Нейропсихологическая помощь, при необходимости - медикаментозное лечение, рекомендованное специалистами.

б) Клиенты, скрывающие свои истинные намерения (например - рентное отношение, возможность бесплатно получать жилье, продукты, одежду). Иногда люди открыто говорят, что единственная помощь, в которой они нуждаются - это возможность использования «социального склада вещей», получать продуктовые наборы. В других - открыто не говорится (может быть, из страха потерять такую возможность). Однако, клиентка разными способами избегает обсуждения психологических проблем (опаздывает на консультации, участвует очень формально, пропускает по «веским причинам», не выполняет «домашние задания», если такие даются и др.).

Решение: желательно при принятии решения об открытии случая и заключения договора (лучше - в письменном виде) прописать объем планируемой помощи и условия ее оказания (взаимную ответственность). О которой клиентке можно напомнить в случае явного рентного поведения. Иногда за «вторичную выгоду» можно принять сопротивление. Женщине сложно «раскрываться», переходя из «зоны сложностей», в «зону неизвестности». Специалисту важно проговорить с клиенткой такое «застревание», не торопиться обвинять в рентном отношении, а поддержать в продвижении к переменам.

в) Клиенты, склонные игнорировать границы допустимого  поведения: «Дайте мне денег на проезд, тогда я поеду на собеседование», «Я спала, поэтому не открыла, когда приходил социальный работник». К этой группе можно отнести телефонные звонки в неурочное время (выходные, позднее вечернее или даже ночное) по вопросам, не являющимся экстренными.

Решение: терпеливо и тактично напоминать клиентке о необходимости выдерживать отношения в «рабочих рамках». В некоторых случаях сотрудники невольно сами

(интонациями, манерой поведения) провоцируют женщину на «выход за границы», предполагая, что таким образом они эффективнее выстраивают доверительный контакт. Однако, на практике «стирание границ» не столько способствуют улучшения контакта, сколько мешает процессу реабилитации.

г) Клиенты, отказывающиеся нести за себя ответственность. Они склонны воспринимать в штыки любые замечания, критикуя всех и вся, обвиняя в своих проблемах других людей. Отсюда - склонность к конфликтам между женщинами, проживающими на кризисной квартире. Причины конфликтов: очередность уборки, поведение детей и др. Этим же объясняется вольное или невольное искажение информации друг про друга. Попытки «сталкивания лбами» сотрудников, склонность «ябедничать». Отказ социально реабилитироваться: «я не буду разговаривать с родственниками, они меня не любят», «я не могу работать, у меня ребенок», «я не смогу учиться, у меня не получиться».

Решение: постепенное, терпеливое формирование ответственного поведения с использованием вышеперечисленных психологических технологий.

д ) Клиенты-спорщики, которые обожают словесные перепалки, видя в этом развлечение или проверку своей силы воли. Они подвергают сомнению все то, что предлагает им психолог, а потом яростно с ним спорят (любимая игр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.084 с.)