Помощь в поиске путей выхода из кризиса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помощь в поиске путей выхода из кризиса



Лучше начать с очень маленькой цели. Главное, чтобы она была реальной, достижимой. На первых порах очень важно просто изменить эмоциональное состояние переживающего кризис, повысить активность или, наоборот, успокоить его. Последовательно обсудить  все возможные варианты поведения человека в ближайшие дни: «Что вы будете делать через час, сегодня вечером?» и т. п. Очень полезно составить конкретный план действий на период до следующей встречи («антикризисный план»), но, если этого не получится, не следует форсировать события, принуждая человека сделать больше, чем он может в данный момент. Любые чрезмерные интервенции могут привести к усугублению чувства беспомощности и тупика. Важно помнить, что самооценка человека, переживающего кризис, зачастую резко снижается. Поэтому  лучше не предлагать «образцы эффективного поведения» в качестве примера.  Это может оказать обратный эффект: усилить у клиентки тревогу и ощущение собственной  слабости. Совместно обсуждаются возможные негативные и позитивные последствия намеченных действий, выбираются наиболее практичные варианты.

Итак, общим смыслом описанной стратегии действий является помощь:

1) В понимании смысла происшедшего,

2) В восстановлении чувства контроля над своей жизнью,

3) В восстановлении реалистичной самооценки

 

 

Основные психотерапевтические направления работы с женщинами в кризисной ситуации:

Краткосрочная позитивная психотерапия (КПП)

Принципы КПП

1. Сфокусированность на цели. С самого начала терапия фокусируется на целях, которые относятся к настоящему и могут сконструировать лучшее будущее: «Что для Вас важно сейчас?» Психотерапевт сразу выстраивает лечебный процесс вокруг целей в настоящем, а не вокруг проблем, возникших в прошлом. Вопрос о причинах обращения за помощью с большой вероятностью приведет к тому, что клиент будет и дальше фиксироваться на своих проблемах.Если в ответ на вопрос клиент начинает говорить о проблемах и жаловаться на жизнь, психотерапевт демонстрирует понимание и эмпатию. Но после завершения рассказа о проблемах, он должен быть готов к тому, чтобы переключить фокус внимания клиента в нужном направлении.

2.Сфокусированность на решении. Помогают вопросы типа: «Готовы ли Вы начать эту деятельность, пусть с чего-то малого, уже сейчас?». Если клиент отвечает положительно – это служит сигналом к немедленному началу конкретных действий, направленных на изменения.

 3.Сфокусированность на исключениях. Необходимо выяснить следующие вопросы: «Были ли у Вас такие времена, когда проблема отсутствовала? Как Вы это можете объяснить? Случались ли ситуации, когда Вы смогли сделать это по-другому? Как Вам это удалось?». Поиск исключений позволяет выявлять и укреплять сильные стороны клиента.

Техники КПП

1. "Волшебная палочка". Чтобы преодолеть ограничения, налагаемые действительностью, и установить цель терапии, пациенту можно предложить пофантазировать. Терапевт спрашивает: "Если бы у меня в руке была волшебная палочка, и я взмахнул бы ею… Как сейчас выглядит Ваша жизнь? Какие изменения произошли? Заметно ли это другим людям?".

2. "Воспоминания из будущего". Эта техника стимулирует к созданию положительных образов. Опишите, как выглядит Ваша жизнь в отсутствии проблемы. Благодаря чему стала возможна эта перемена?

3. "Работа с объяснениями". Ориентированные на действие объяснения дают возможность пациенту посмотреть на свою проблему, как на случайность или плохую привычку. "Хорошие" объяснения могут основываться на предположении, что проблема помогает человеку в достижении чего-то или научении чему-то. Задаются вопросы: " Какое самое необычное объяснение проблеме Вы можете придумать? Как бы могли объяснить эту проблему люди в другой культуре?". Психотерапевт избегает согласия или несогласия с объяснениями пациента. Это достигается с помощью мета-вопросов: "Итак, Вы думаете, что причина проблемы в том, что Ваш муж пьёт. Если бы это было действительно так, помогло бы это в решении проблемы или только всё ухудшило?".

4. "Ревизия прошлого". Проблемное решение увеличивает внутренние ресурсы пациента: "Как Вы думаете, пережитые трудности закаляют человека, или делают его слабее?".

5. "Маленькие ступеньки большой лестницы". Использование метафоры: "Если, спускаясь по лестнице, мы захотим сразу перепрыгнуть через целый лестничный пролёт, то, вероятно, просто разобьёмся. Но если переходить со ступеньки на ступеньку, то сможем спуститься по лестнице без проблем".

6. "Линия проблемы". Данная техника преследует сразу несколько задач. Нарисовав линию на листе бумаги и разделив её на десять частей, психотерапевт может предложить: " Предположим, что в точке начала этой линии находится самое плохое положение вещей, а в конце – самое лучшее. Где Вы находитесь сейчас? Если клиент говорит: "Всего-навсего на троечке", – терапевт может способствовать активации достижимости цели, например: "Я бы сказал, что Вы прошли уже треть пути. Это немало". "Что надо сделать, чтобы продвинуться на шаг вперёд?" Тем самым идёт работа над конкретизацией путей решения проблемы.

7. "Ступени достижений". Для реализации решения необходимо не только предвидение результата и планирование, но и возможность на каждом этапе реализации проверить, действительно ли изменения идут в заданном направлении. Кроме того, важно ощущение достигаемого прогресса. Эта техника способствует определению ориентиров: " Предположим, что Вы стоите на первой ступени десятиэтажного дома. На каком этаже находится Ваша цель? Расскажите, чем Ваше положение отличается от предыдущего на каждом из этажей. Теперь опишите, чем отличается каждая из пяти (десяти) ступенек первого пролёта. А второго? Что Вы должны сделать для того, чтобы подняться на каждую из этих ступенек?". Надо учитывать, что слишком дробное планирование также вредно, как и слишком общее и схематичное.

8. "Проверка будущим". Техника позволяет сформировать у клиента ясное представление своего будущего, что иногда даёт для решения проблемы больше, чем все логические представления. " Предположим, Вы достигли того, что хотели. Какой будет Ваша жизнь через полгода после достижения цели, год после достижения цели, два года (три, пять лет)?" … "Теперь представьте, что Вы не стали ничего менять (или приняли другое решение, если необходимо выбрать из нескольких вариантов). Какой будет Ваша жизнь через полгода после достижения цели, через год после достижения цели, два года (три, пять лет)?".

9. "Чувство динамики". Даже если клиент ничего не предпринимал до обращения к психотерапевту, то он уже как минимум: 1) понял, что у него есть проблема; 2) пришёл к выводу, что необходимо что-то менять; 3) предпринял реальный и весьма конкретный шаг, направленный на разрешение проблемы, – обратился за психотерапевтической помощью. Обо всём этом необходимо сказать клиенту.

10. "Незамеченный ресурс". Данная техника повышает ощущение собственных возможностей и способствует инвентаризации ресурсов. " На Вашем месте многие люди оказались бы в гораздо худшем положении. Как Вы сумели удержаться на таком уровне?" Что помогло Вам?".

11. " Сплетня о проблеме". Осветить проблему с разных точек зрения, всесторонне её изучить позволяет следующая интервенция: " Если бы Вашей проблеме сейчас рассказали Ваши жена (муж), мать (отец), брат (сестра), друг (подруга), что бы они о ней рассказали?".

12. "Театр в табакерке". Эта техника позволяет увидеть проблему "сверху", в целом, и тем самым снизить преувеличенное клиентом значение происходящего и ощущение бессилия. " Если бы Вы сейчас наблюдали сверху спектакль, в котором были показаны Вы, Ваша проблема, люди, которые Вас окружают, как бы это выглядело? Опишите, что Вы видите?".

13. "Проблема как друг". Позволяет выключить слепое сопротивление проблеме, блокирующее её разрешение, и занять позицию "сотрудничества" с проблемой. Наполнить смыслом переживаемые страдания или дискомфорт, ощутить ценность происходящего клиент может, ответив на следующие вопросы: "Многие думают, что проблемы и страдания не напрасны. А что думаете Вы? Для чего проблема появилась в Вашей жизни? Чему она хочет Вас научить?".

14. "Совет другу". Делегировав свою проблему другому человеку и имея возможность рассматривать её уже со стороны, клиент может с большей лёгкостью найти подходящее решение. "Если бы такая проблема была у Вашего друга, чтобы Вы ему посоветовали? Какие рекомендации могли бы дать? Как ему лучше разрешить проблему?".

15. "Вторая сторона медали". Данной техникой задаётся объективное, "объёмное" восприятие ситуации, активизируются ресурсы: "Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в Вашем нынешнем положении?".

16. "Фокусирование на прогрессе". Тема прогресса используется как трамплин для продвижения к новым решениям: "Вы сказали, что сейчас Ваша ситуация несколько лучше. Как Вы объясняете эту перемену? Поскольку явно наметился прогресс, как Вы думаете, чем он обусловлен?".

17. "Использование случайностей". Позволяет подчеркнуть скрытые от сознания умения и ресурсы клиента: "Вы говорите, что несколько раз случайно получалось так, что целый день проблема будто отсутствовала. Опишите хотя бы один из этих дней шаг за шагом. Давайте проанализируем, какова Ваша роль в этих "случайностях".

18. "Признание вклада других лиц". Вызывает у клиента размышления о вкладе, которые внесли другие люди в решение его проблемы. Техника автоматически отменяет все осуждения в их адрес и поощряет чувство уважения и благодарности, усиливая тем самым сотрудничество. Она помогает клиентам развивать более тёплые, поддерживающие отношения с их семьями, друзьями, знакомыми, сослуживцами. "Предположим, Вы захотели бы поблагодарить всех тех людей, которые до сих пор Вам помогали. Чтобы Вы сказали каждому из них? Когда Вы достигаете своей цели, кого ещё кроме себя Вы сможете поблагодарить за Ваши достижения?".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.01 с.)