способность к разработке проектов и внедрению: современных логистических систем и технологий для транспортных организаций, технологий интермодальных и мультимодальных перевозок, оптимальной маршрутизации
Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки бакалавров 23.03.01 «Технология транспортных процессов» по профилю «Организация перевозок и управление на транспорте», может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование универсальных компетенций.
В 1-ой части учебно-методического пособия последовательно рассмотрены эксплуатационная характеристика морского порта и его транспортные функции, технологический процесс порта и факторы его определяющие, технологическая оснастка для перегрузочных работ, технологическая подготовка производства, организация технологической работы в порту, разработка технологических процессов и технологическое проектирование портов.
Во 2-ой части учебно-методического пособия последовательно рассмотрены технология перегрузки тарно-штучных грузов, технология перегрузки навалочных и наливных грузов, технология перегрузки контейнерных и лесных грузов, отдельные варианты перегрузки особых грузов, в том числе в рейдовых условиях.
В 3-ей части учебно-методического пособия рассмотрены вопросы современной организации обработки судов, организация обработки железнодорожных вагонов и автотранспорта, оперативное планирование работы порта и диспетчерская система руководства, организация, организация труда на перегрузочных работах, и основы технического нормирования и оплаты труда на перегрузочных работах.
Цель электронного учебного пособия – сформировать у обучающихся системные знания в области теории и практики деловых коммуникаций, развить коммуникативные компетенции, которые позволят и в будущем осуществлять профессиональную деятельность.
Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации.
Каждый раздел электронного учебного пособия включает контрольные вопросы и тестовые задания.
Дисциплина «Технология и организация перегрузочных процессов» относится к вариативной части Блока 1 и изучается на 3 курсе в V и VI семестре по очной форме и на 4 курсе по заочной форме.
Данная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами учебного плана, изученными ранее: «Транспортная инфраструктура», «Портовое перегрузочное оборудование», Грузоведение», «Транспортные средства видов транспорта», «Экономическая теория», «Экономическая география транспорта»
Программа предусматривает параллельное изучение дисциплин «Коммерческая работа на водном транспорте», «Технология и организация перевозок на водном транспорте», «Менеджмент», «Безопасность жизнедеятельности».
– знать основы транспортной инфраструктуры, грузоведения и характеристику транспортных средств различных видов транспорта.
– уметь пользоваться справочной литературой и материалами по характеристике транспортных средств, портового перегрузочного оборудования и рассчитывать показатели их работы.
– владеть навыками оценки портовой инфраструктуры, показателей работы портового перегрузочного оборудования и способами его применения
Объем дисциплины составляет 6 зачётных единиц; всего 180 часов, из которых 108 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (54 часа лекционного типа, 54 часа практические и лабораторные занятия, 45 часов составляет самостоятельная работа обучающегося).
Аванпорт
(франц. avant-port),
| 1. Внешняя (передовая) часть порта, приспособленная для якорной стоянки, погрузки и разгрузки судов. А. стали создаваться с конца 19 в. при некоторых портах, когда их глубины оказались недостаточными для новых судов с повышенной осадкой. Современные А. строят преимущественно при портах, углубление которых нецелесообразно из-за больших затрат (например, при сплошном каменистом грунте, постоянно наплывающих песках и пр.). А. должны обеспечивать судам надёжную, спокойную стоянку и нормальную работу, независимо от времени года и погоды. Обычно их располагают за естественные укрытиями (мыс, коса); при отсутствии укрытий сооружают молы, волноломы, причальные устройства и т. п.
2. Один из двух парных портов, главный из которых располагается на реке на некотором расстоянии от устья, а А. ≈ ближе к морю. А. может иметь большие глубины, чем главный порт, или меньшую замерзаемость, что облегчает подход морских судов. Пример А. ≈ порт Тилбери по отношению к лондонскому порту.
|
Администрация порта
| Административно-властные и иные полномочия в морских портах, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями.
|
Акватория порта
| Водная поверхность порта в установленных границах, обеспечивающая в своей судоходной части маневрирование и стоянку судов. А.п. может быть местом реализации риска страхового случая...
|
Акт о неисправностях при перевозке грузов
| Документ, составленный в случаях нарушений правил перевозки грузов, влекущих за собой имущественную ответственность между авиапредприятиями (перевозчиками).
|
Бронирование грузовых перевозок
| закрепление планового свободного тоннажа за отправителем груза в определенные даты на конкретных рейсах по всему маршруту перевозки.
|
Груз
| - любой груз, включая упаковку, контейнер или другие средства, предназначенные или изготовленные для транспортировки, защиты и поддержки груза.
|
Грузовая база
| Комплексная характеристика грузопотоков в направлении морских портов с распределением по установленной номенклатуре грузов и видам перевозок (экспорт, импорт, международный транзит, каботаж) с указанием районов их зарождения, назначения и портов перевалки.
|
Грузовая клиентура (клиент)
| - предприятия, учреждения, организации и отдельные граждане, пользующиеся услугами перевозки грузов на воздушном транспорте.
|
Грузовой комплекс
| - совокупность зданий, сооружений, производственных площадей, предназначенных для производства технологических операций, связанных с приемом, хранением и обработкой груза, а также для размещения обслуживающего персонала, автотранспорта, средств механизации и оборудования
|
Грузовая отправка
| - одно или несколько мест груза, которые отправляется по одной заявке, накладной или договору перевозки, и доставляются в адрес одного получателя.
|
Грузовая партия
| - (consignment of goods) - груз, принятый к перевозке от одного отправителя в адрес одного или нескольких получателей по нескольким грузовым накладным.
|
Грузооборот порта
| - весовое количество грузов, прибывающих и отбывающих из порта за определенное время (обычно год).
|
грузопереработка
| - показатель, охватывающий весь объем перегрузочных работ, выполняемых силами и средствами порта, а также с помощью привлеченной в порт рабочей силы и арендного подъемно-транспортного оборудования, более полно характеризует производственную деятельность порта.
|
Грузовой терминал
| - складская площадь для хранения и погрузо-разргузочной работы
|
Грузовые операции
| - операции по транспортировке, взвешиванию или иному определению количества товаров, погрузке, выгрузке, перегрузке, исправлению поврежденной упаковки, вскрытию упаковки, упаковке либо переупаковке товаров и транспортных средств.
|
Грузоотправитель
| - лицо, сдавшее груз к перевозке и указанное в качестве отправителя в транспортном документе.
|
Грузополучатель
| - лицо, которому по указанию грузоотправителя должен быть выдан груз в пункте назначения. Грузополучатель не является стороной в договоре перевозки, однако имеет права и обязанности, обусловленные этим договором.
|
Демерредж
| Плата за задержку судна в порту сверх сталийного времени.
|
Денедж
| Материалы, используемые для сепарации грузов с целью предохранения их от порчи вследствие отпотевания, трения, смещения грузовых мест.
|
Диспач
| - премия за экономию сталийного времени судна.
|
Дноуглубительные работы
| - работы по искусственному, механическому углублению дна на подходах к портам, в районе рейдов, портовых бассейнах и по линиям набережных. К дноуглубительным работам относятся — землечерпание, землесосание и взрывные работы под водой.
|
Единая контейнерная транспортная система
| - принятая в нашей стране и в ряде других стран, означает, что груз, перевозимый в специальной упаковке — контейнере, пройдет весь путь от отправителя до получателя без перегрузки с гарантией наибольшей целостности и сохранности.
|
Жесткая упаковка
| - деревянный каркас, предназначенный для защиты хрупких грузов от повреждения при их транспортировке.
|
Застропленный
| - характеристика груза в пакетах, пачках, ящиках, погруженного на судно с уже подведенными под него стропами. Такой вид погрузки дает значительную экономию времени при разгрузке судна в порту назначения.
|
Инженерные сети порта
| Комплекс коммуникаций обслуживающих производственный процесс порта. средства, оборудование, расположенные в пределах территории и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг, обеспечения государственного надзора (контроля) и т.д.
|
Карго-план
| План размещения груза на судне, составляемый перевозчиком перед погрузкой в целях лучшего использования грузовых помещений, сохранения устойчивости судна. Карго-план представляет собой схематичный чертеж судна в разрезе с указанием расположения груза на судне раздельно по коносаментам и виду товара Карго-план позволяет грузополучателю заблаговременно подготовиться к приему груза: заказать подвижной и плавучий состав и т.п. В случае аварии карго-план позволяет быстро выявить поврежденные грузы.
|
Классификация портов
| *по функциональному назначению-морские торговые порты, рыбные, военные, промышленные или специальные пассажирские порты и порты-убежища.
*По производственным показателям: внекатегорийные, первой, второй и третьей категории.
Если грузооборот транспортного узла не превышает 50 тыс.тонн в навигацию и если он предназначен только для пересадки пассажиров местных и пригородных линий, то его называют пристанью. С точки зрения классификационной - пристани относятся к 4–ой категории портов.
Морские порты, в зависимости от годового грузооборота, делятся на три основные категории:
|
| *По развитию транспортных технологий:
Порты первого поколения функционировали до 1960-х годов и служили только интерфейсом между морской и континентальной транспортировкой. Вся суперструктура портов была направлена на поддержку стандартных функций портов - погрузки, разгрузки, хранения. Фактическими клиентами порта были судовладельцы, а не грузовладельцы.
Порты второго поколения характеризуются более широким спектром услуг, которые имеют «коммерческое измерение» - например, упаковка, маркировка. Порты расширяются и тяготеют к внутренним районам с отраслями таких видов промышленности, как металлургическая, нефтехимическая.
Так в течение 1970-х годов некоторые порты развились в огромные индустриальные комплексы, и, как следствие,- порты второго поколения называют «индустриальными портами». В основе их развития - увеличение объемов сырья, импортируемого в промышленно развитые страны вместе с использованием для морской перевозки танкеров и балкеров значительного тоннажа.
Порты третьего поколения появились в 1980-х годах, когда на развитие портов стали влиять такие факторы, как контейнеризация и интермодализация в мировом масштабе. Для портов третьего поколения характерно наличие узкоспециализированных терминалов, более сложного погрузо-разгрузочного оборудования.
|
Клиент
| - обозначает любое юридическое или физическое лицо, которое:
1. посещает территорию порта;
2. является владельцем или экспедитором грузов, доставляемых, находящихся в порту и отправляемых из порта;
3. пользуется или намеревается пользоваться какими-либо услугами, предоставляемыми портом.
|
Коносамент
| - один из грузовых документов. Выполняет три функции: является доказательством наличия договора перевозки, распиской в приеме груза от отправителя и товарораспорядительным документом. Применяется на водном транспорте и на других видах транспорта.
|
Контейнер
| - единица транспортного оборудования, многократно используемая на одном или на нескольких видах транспорта, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов, с приспособлениями, обеспечивающими механизированную установку и снятие ее с транспортных средств.
|
Контейнерный терминал
| - объект транспортной инфраструктуры, ориентированый в основном на работу с ISO-контейнерами. К основным операциям контейнерного терминала можно отнести перегрузку контейнеров с одного вида транспорта на другой (или с одного борта на другой[1]) и временное хранение контейнеров (чаще всего под открытым небом).
Для быстрой и безопасной работы краны и ричстакеры оборудуются спредерами - раздвижными рамами для захвата и фиксации контейнеров во время работы с ними. Для учёта контейнеров, правильного распределения их на борту судна и поддержания максимальных темпов работы на крупных терминалах применяют автоматизированые компьютерные системы, сводящие к минимуму риск ошибки.
|
Лебедчик
| - рабочий, управляющий судовым краном или лебедкой при погрузке или разгрузке судна.
|
Морской кластер
| - это система, которая обеспечивает эффективное взаимодействие морских транспортных и производственных предприятий с органами местной власти, научными и учебными заведениями региона.
|
Морской порт
| Место на берегу моря или реки, устроенное для стоянки кораблей и судов, имеющее комплекс специальных сооружений для их обслуживания: причалы, вокзалы, краны, склады, терминалы, вспомогательный транспорт и т. д. В порту может быть несколько причалов, оборудованных для причаливания судов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, заправки топливом и др. работ.
|
Морской терминал
| - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров;.
|
Норма обработки и обслуживания судна
| - минимальная интенсивность грузовых работ и вспомогательных операций, включающих:
1. вспомогательные операции, связанные с грузом (крепление, раскрепление, штивку, зачистку);
2. прочие вспомогательные операции;
3. оформление грузовых документов.
Нормы обработки устанавливаются в тоннах (единицах) груза на сутки и объявляются портом в Своде обычаев или оговариваются в договорах, соглашениях, заключенных между портом и другими предприятиями.
|
Обработка груза
| - комплекс операций, связанных с приемом, оформлением к перевозке, комплектованием груза
|
Обработка судна
| - погрузка (выгрузка) груза на судно (из судна), включая сепарирование партий груза, крепление — раскрепление, штивку, сухую зачистку после выгрузки, перешвартовку вдоль причала, перестановку от причала к причалу, оформление грузовых документов на погруженный (выгруженный) груз.
|
Опасный груз
| - это вещества и предметы, которые при транспортировке, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных. Опасные грузы разделяются на 9 классов, а последние на подклассы
|
Объем груза
| - характеристика груза, необходимая для расчета стоимости перевозки. Рассчитывается путем умножения следующих параметров: длина * ширина * высота.
|
Пакетирование грузов
| - процесс формирования транспортного пакета с грузом.
|
Перевозчик
| - лицо или транспортная компания, которые по договору перевозки осуществляют доставку груза с использованием транспортного средства в качестве ответственного исполнителя или посредника
|
Перегрузочный комплекс
| Портовый перегрузочный комплекс (ПК) - это совокупность технических средств, инженерных сооружений (причалов, складов и др.), подъемно-транспортного и иного оборудования, обеспечивающих условия для безопасного подхода, швартовки, стоянки, погрузки-выгрузки транспортных судов, а также обработки подвижных средств, смежных с морским видом транспорта.
|
Перегрузочный комплекс многоцелевой
| Универсальный ПК для генеральных и лесных грузов открытого и крытого хранения, угля, руды, минстройматериалов и др. грузов.
|
Перегрузочный комплекс специализированный
| Перегрузочный комплекс, предназначенный для перегрузки однородных грузов и который по составу перегрузочного оборудования либо по своим конструктивным особенностям не предназначен для перегрузки других грузов.
|
Плотность груза
| - вспомогательная характеристика груза. Рассчитывается по формуле: вес / объем. При плотности груза 200 кг/куб. м и более груз считается тяжёлым, и расчет стоимости перевозки производится по весу. При плотности менее 200 кг. куб. м груз считается легким
|
Погожий рабочий день
| - означает день, в течение которого погода позволяет провести необходимые грузовые (производственные) операции безопасно и с соблюдением всех необходимых правил безопасности труда, и без угрозы нанесения ущерба грузу, судну, портовым сооружениям и оборудованию.
|
Порт
| - участок берега (территория порта) с прилегающим водным районом (акваторией порта) и комплексом сооружений и устройств, предназначенных:
- для погрузки-разгрузки судов;
- для снабжения судов топливом, водой, боезапасом и пр.;
- для ремонта и оказания других услуг
|
Порт - гейтвей
| Перевалочный порт
|
Порт хаб
| Логистический центр, в который поступают партии грузов от океанских линий с дальнейшим распределением по более мелким портам.
|
Портово -промышленный кластер
| Форма пространственно-экономической организации морской транспортно-логистической и промышленной деятельности
|
Портовый перегрузочный комплекс
| - это совокупность технических средств, инженерных сооружений (причалов, складов и др.), подъемно-транспортного и иного оборудования, обеспечивающих условия для безопасного подхода, швартовки, стоянки, погрузки-выгрузки транспортных судов, а также обработки подвижных средств, смежных с морским видом транспорта.
|
Приемка продукции по количеству
| - процедура сверки массы, количества мест и единиц фактически поступившей продукции с данными сопроводительных товарно-транспортных документов (счета-фактуры, товарно-транспортной накладной). Проводится в сроки, указанные в инструкциях. Недостача оформляется коммерческим актом.
|
Прогнозирование развития морских портов
| Деятельность по разработке научно-обоснованных представлений о направлениях и результатах развития морских портов, определению параметров развития, достижение которых обеспечивает реализацию основных целей и приоритетов развития морских портов.
|
Производственная мощность морских портов
| - суммарная мощность всех перегрузочных комплексов в порту
|
Пропускная мощность порта
| - показатель его производственной мощности, отражает возможность порта погрузить на суда или разгрузить из судов максимальное количество тонн груза за определенное время при рациональной технологии и организации выполнения основных и вспомогательных операций перегрузочного процесса.
|
Рейд
| Место якорной стоянки для перегрузки судов в порту или вблизи берега. Внутренний рейд часть огражденной акватории порта; внешний рейд водное пространство на подходах к порту.
|
Рейдовый перегрузочный комплекс
| Совокупность элементов, устройств и оборудования, расположенных на акватории порта и предназначенных для перегрузки грузов на плаву
|
Ричстакер
| Погрузчик для работы с контейнерами. Предназначены для обработки всех типов контейнеров, включая рефрижераторные. Они способны обрабатывать контейнеры и прицепы.
|
Сезонный порт
| Порт, в котором грузовые операции по обработке судов производятся только в определенный (летний) период года. Фрахтовые ставки при фрахтовании тоннажа на сезонные порты в осенне-зимний период выше, чем в весенне-летний период.
|
Сепарация
| Отделение груза от второго дна судна в целях предотвращения его от возможной подмочки. В качестве сепарационного материала обычно применяются доски или планки. Сепарационный материал предоставляется судном и за его счет.
|
Сопроводительные документы
| Пакет документов, необходимый для сопровождения груза в дороге.
|
Сталийное время судна
| Время, полагающееся порту по нормам, объявленным портом, или нормам договора для выполнения всех грузовых операций и обработке судна.
|
Стивидор (stevedore)
| 1. юридическое лицо (организация или фирма), осуществляющее погрузку и выгрузку судов;
2. лицо, осуществляющее непосредственный контроль за выполнением работ по погрузке и разгрузке судов.
|
Стивидорные работы
| Работы, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных операций, укладкой грузов на судне. В зависимости от условий фрахтования стивидорные работы оплачиваются фрахтователем или судовладельцем.
|
Стивидорная компания
| Юридическая организация, осуществляющая погрузочно-разгрузочные работы в порту
|
Стояночное время судна
| - все время нахождения судна в порту с момента его прихода в порт (окончания швартовки к причалу) до момента выхода его из порта (начала отшвартовки от причала).
|
Строп
| Грузозахватное приспособление для штучных грузов, навешиваемое на гак грузоподъемной машины.
Строп представляет собой отрезок каната или троса с петлями или с захватными гаками на обоих концах.
|
Судно
| - обозначает любое самоходное или несамоходное судно, баржу или лихтер любого класса и вида.
|
Судно, прибывшее в срок
| Судно считается прибывшим в срок, если оно прибыло на рейд или к причалу порта и подало нотис о готовности к обработке и обслуживанию в дату планового начала обработки.
|
Судно, прибывшее с опозданием
| Судно считается прибывшим с опозданием, если оно прибыло на рейд или в порт и подало нотис о готовности к обработке и обслуживанию позднее планового начала его обработки, установленного портом.
|
сухой порт
| - представляет собой внутренний терминал, удаленный от порта на небольшое расстояние и связанный с ним прямым железнодорожным или автомобильным сообщением.
|