Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глобальные факторы, влияющие на экономику РоссииСтр 1 из 82Следующая ⇒
2020 год прошел для всего мира под знаком беспрецедентного влияния распространения пандемии COVID-19 на мировую экономику. 4 апреля 2020 года Международный Валютный Фонд зафиксировал фактическую остановку мировой экономики – впервые в его истории. Многие страны мира на фоне пандемии коронавирусной инфекции предприняли превентивные меры, что существенным образом повлияло на мировую экономику в целом и экономику отдельных стран. В крупнейших развитых странах, где первоначальный пик заболеваемости пришелся на 2 квартал 2020 года, наблюдались рекордные темпы снижения ВВП. Так, согласно информации Минэкономразвития России, приведенной в прогнозе социально-экономического развития России на 2021 год, экономика США продемонстрировала максимальное за всю историю наблюдений с 1947 года падение на - 9,5% (в квартальном сравнении с 2019 годом). Существенное снижение ВВП во 2 квартале 2020 года наблюдалось и в ведущих европейских экономиках: (Испания: -21,5% к аналогичному периоду предыдущего года (г/г), Великобритания: -21,7% г/г; Франция: -18,9% г/г; Италия: -17,7% г/г, Германия: -11,3% г/г). По данным Росстата, снижение ВВП России в аналогичный период составило -8% г/г. В 3 квартале 2020 года после снятия карантинных ограничений в крупнейших развитых странах наблюдалось постепенное восстановление экономической активности ввиду того, что ограничительные меры приобрели более гибкий и точечный характер, чем на начальном этапе распространения новой коронавирусной инфекции. В августе динамика глобального индекса деловой активности PMI (Purchasing Managers' Indices). В то же время в Германии, Франции, Италии, Испании композитный индекс PMI в августе 2020 года снизился по сравнению с июлем. По итогам 2020 года, согласно оценкам МВФ и ООН, падение мировой экономики составило в районе 4,3 - 4,4% после роста на 2,8% в 2019 году. Сокращение ВВП в среднем выражении в 2020 году в развитых странах оценивается на уровне -5,8% (против роста на 1,7% в 2019г), в развивающихся странах – на -3,3% (против роста на 3,7% в 2019 году). Экономика стран "Группы двадцати" (G20), на долю которых приходится почти 80 % мирового производства, сократилась на 4,1%. Для примера, ВВП Италии упал на 10,6%, Испании – на 12,8%, Франции – на 9,8%. Такое сокращение мирового производства является самым сильным со времен Великой депрессии в 1929-1933гг. Даже во время мирового финансового кризиса 2009 года мировой ВВП упал всего на 1,7%.
Объемы мировой промышленности резко сократились на пике «первой волны» пандемии – на 12,2% г/г в апреле и 11,5% г/г в мае 2020 года (против падения объемов мировой торговли на 16,2% г/г в апреле и 17,5% г/г в мае 2020 года). В целом в 2020 году мировая торговля товарами и услугами, по оценкам ООН, снизилась на 7,6%. Распространение новой коронавирусной инфекции стало масштабным вызовом как для мировой, так и для российской экономики. Снижение ВВП России по итогам 2020 года, по оценке Росстата, зафиксировано на уровне 3,1%, что заметно лучше показателей кризиса в 2009 году (-7,8%). Особенно примечателен такой результат на фоне сильнейшей с середины XX века рецессии в мировой экономике. Номинальный объем ВВП России в 2020 году составил 106,6 трлн руб. На ухудшение ситуации в экономике России повлияли следующие факторы: необходимость принятия ограничительных мер, которые существенным образом повлияли на экономическую активность в стране, а также падение мировых цен на нефть. 2020 год оказался тяжелейшим вызовом для мирового нефтяного рынка. Так, по данным аналитиков, потребление на мировом нефтяном рынке в 2020 году снизилось на 6,4% до 94,23 млн б/д по сравнению с 2019 годом, хотя в начале 2020 года в прогнозах звучали оценки в 102,3 млн б/д. По данным ФТС России, в январе 2020 года относительно декабря 2019 года экспорт нефти из России в страны ближнего зарубежья сократился на 52% (преимущественно в Беларусь), в страны Азиатско - Тихоокеанского региона (АТР) - на 14%, а в страны Европы вырос на 14%. Экспорт российских нефтепродуктов в январе 2020 г. относительно января 2019 года сократился по всем направлениям: в страны Европы — на 16%, в страны ближнего зарубежья — на 19%, в страны АТР — на 10%. Цены на нефть упали, достигнув в марте 2020 г. минимальных значений с 2002-2003гг. Так, Нефть Urals подешевела на весеннем пике пандемии до 8,4 долл/барр. После вступления в силу договоренности ОПЕК+ об ограничении добычи нефти, а также на фоне медленного восстановления спроса котировки выросли к лету до 40-45 долл/барр., а к концу декабря Urals подорожала до 51/барр.
Согласно оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), падение мирового спроса на нефть в 2020 году составило 8,8 мб/д, минимум спроса пришелся на 2 квартал 2020 года (-16,3 мб/д в годовом выражении). Заключение нового соглашения ОПЕК+, которое заработало с 1 мая 2020 года, оказало практическое влияние на стабилизацию нефтяных цен. В соответствии с соглашением страны-участники коллективно сократили добычу на 9,7 млн. баррелей, а цена нефти на рынке практически мгновенно начала расти с минимума в 11-15 долларов, достигнув допандемийных цен в марте-апреле 2021 г. Соблюдение соглашения ОПЕК+ стало главным толчком к восстановлению нефтяного рынка на протяжении 2020 г. до начала восстановления индустриальной активности, а также способом поддержания цен даже в случае волнообразного закрытия национальных экономик. Ограничения по добыче снимались в 2020 году странами-участниками соглашения постепенно и плавно с целью недопущения высокой волатильности на мировом рынке. Сделка ОПЕК+ послужила важным механизмом обеспечения стабильности на нефтяном рынке в 2020 г. За счёт контролируемого ограничения нефтедобычи удалось избежать избыточного объёма предложения и выйти на относительно приемлемый для нефтедобывающих стран уровень цен (не ниже 40-45 долл. за баррель). В целом, договоренность позволяет осуществлять эффективное восстановление российской экономики, так, аналитические центры посчитали, что «очищенный» эффект соглашения ОПЕК+ только в третьем квартале 2020 года составил не менее 1,6% ВВП, которые могли быть потеряны в случае незаключения соглашения. По мнению экспертов, восстановление спроса в 2021 году произойдёт приблизительно на 6-7% г/г. Оптимистичной предпосылкой к этому является начавшаяся вакцинация против COVID-19. Однако из-за появления новых штаммов коронавируса и возобновления ограничительных мер рядом стран неопределённость на рынке всё же сохраняется, что находит своё отражение в регулярно меняющихся прогнозах на краткосрочную перспективу. Даже несмотря на то, что с глобальным кризисом сочеталось также сильное падение цен на нефть, экспертами все же отмечается, что в 2020 году Россия впервые за весь постсоветский период пережила более мягкую рецессию, чем мир в целом. Согласно данным Росстата, ряд отраслей получил экономический стимул в период пандемии. Так, например, в декабре 2020 года по сравнению к ноябрю 2020 года обрабатывающие производства выросли на 14,1%, а по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. индекс промышленного производства в обработке составил 104,4% (рост на 4,4%) – самый высокий результат с начала пандемии (с апреля 2020 года). По итогам 2020 года обрабатывающие производства показали рост на 0,3% по сравнению с 2019 годом. Изменения в индексе обрабатывающих производств в большей степени связаны с резким, нехарактерным для предшествующих лет декабрьским всплеском объемов производства в медицине и фармацевтике, а также ряде машиностроительных производств. Один из самых динамичных показателей в обрабатывающих производствах отмечен в сегменте медицинского оборудования (35,5% к январю - ноябрю 2019 года). Выпуск лекарственных средств и материалов за этот же период увеличился почти на 23%, такими же темпами росло и производство спецодежды.
Высокий спрос на спецодежду, в свою очередь, внес серьезный вклад в показатели других направлений легкой промышленности: на 16,6% выросло производство синтетических ниток в России, на 8% увеличился выпуск тканей. Вместе с тем в 2020 году был нанесен существенный ущерб ряду отраслей российской экономики, где резко сократился спрос, например, в сферах пассажирских перевозок, бытовых услуг населению, досуга и развлечений, туристской отрасли и гостиничном бизнесе, общественном питании и т.д. При этом сокращение оборота в одних отраслях оказало мультипликативный эффект и на сопутствующие отрасли. На федеральном и региональном уровнях был принят ряд мер, способствовавших снижению негативного эффекта, в том числе, на деятельность малого и среднего бизнеса, к которым, в частности, относятся: снижение страховых взносов, реструктуризация кредитов, освобождение от плановых проверок (только для малого бизнеса), рассрочка погашения долгов по исполнительным документам, льготный кредит по ставке 3%, а также общие меры поддержки для любых организаций (освобождение и отсрочки по штрафам). Пандемия также обеспечила рост инфляции в России, особенно ощутимо проявившийся в секторе продовольственных товаров. По данным Счетной палаты РФ, несмотря на то, что инфляция ускорилась, для кризисного года она осталась умеренной – в пределах 5%, при этом в первой половине 2020 года на инфляцию оказывал влияние избыточный спрос, а в конце 2020 года – недостаточное предложение. При этом сильное сокращение совокупного спроса стало ключевым фактором динамики цен в России. Вместе с тем в России предпринимается целый комплекс мер по снижению и пресечению необоснованного роста цен на социально значимые продукты питания и их стабилизации. В частности, для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а именно, на сахар-песок и масло подсолнечное, предусмотрено заключение соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении цен на сахар-песок и масло подсолнечное[1]. Минпромторгом России, Минсельхозом России, ассоциациями и союзами, представляющими интересы хозяйствующих субъектов – производителей масла подсолнечного и сахара-песка, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по продаже продовольственных товаров посредством образования торговой сети, в декабре заключены соглашения, которыми установлен предельный уровень цен в торговой сети на масло подсолнечное – в размере 110 рублей за 1 литр, на сахар-песок – в размере 46 рублей за килограмм. При этом в апреле 2021 года действие соглашений продлено на сахар-песок - до 1 июня 2021 года, а на подсолнечное масло - до 1 октября 2021 года.
С целью стабилизации цен на семена подсолнечника на внутреннем рынке Российской Федерации повышена экспортная пошлина на семена подсолнечника, вывозимые из России за пределы Таможенного союза до 30 %, но не менее 16 евро за 1000 кг на период с 09.01.2021 по 30.06.2021[2]. Для обеспечения устойчивого уровня цен на муку и хлеб постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 № 2097 установлена тарифная квота в размере 17,5 млн. тонн на вывоз зерновых культур за пределы Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза. Для экспорта зерновых в объемах, превышающих 17,5 млн. тонн, установлена пошлина в размере 50 % от таможенной стоимости вывозимой продукции, но не менее, чем 100 евро за одну тонну. Для целей предотвращения переноса колебаний мировых цен на внутренний рынок Правительство Российской Федерации в феврале 2021 года утвердило новые ставки вывозных таможенных пошлин на экспорт зерна за пределы ЕАЭС. Так, со 2 июня 2021 года за вывоз пшеницы при мировой цене на неё более 200 долларов США за 1 т пошлина составит 70% от разницы между мировой ценой и суммой в 200 долларов. Для ячменя и кукурузы индикатор установлен на уровне 185 долларов за 1 т. В настоящее время также прорабатывается вопрос увеличения пошлины в пределах квоты на вывоз ржи, ячменя и кукурузы до 25 евро за тонну, на вывоз пшеницы и масла на – до 50 евро за тонну. Установление тарифной квоты на экспорт позволит обеспечить продовольственную безопасность Российской Федерации, удовлетворить потребности стран Евразийского экономического союза, а также ограничить рост внутренних цен на основные зерновые культуры, который приводит к увеличению себестоимости и потребительских цен на конечную продукцию мукомольной, крупяной, хлебопекарной и мясо-молочной отраслей для населения России и стран Евразийского экономического союза. Закрытие экономики, высокая неопределенность относительно развития ситуации с коронавирусной инфекцией, а также сокращение выручки бизнеса привели также к снижению инвестиций в России почти на 12% г/г. Согласно данным ЦБ РФ, по итогам 2020 года приток прямых иностранных инвестиций в России снизился в 20 раз (с 28,9 млрд долл. 2019 году до 1,4 млрд долл. в 2020 году). Что касается снижения показателей в большинстве отраслей промышленности, то, по оценкам отраслевых ведомств, оно не носит критичного характера ввиду реализации правительственной программы антикризисных мер. Кроме того, в условиях пандемии предприятия промышленности оказались гораздо устойчивее других отраслей экономики.
Глубина и неординарность возникшего кризиса явились причиной постоянных изменений прогнозов в течение всего 2020 года. Международные эксперты предварительно оценивают суммарный ущерб, нанесенный пандемией мировой экономике, к 2025 году в размере 35 трлн. долларов. На высокую неопределенность развития мировой экономики указывает широкий диапазон прогнозов аналитиков и международных организаций по глобальному росту на следующий год: от 3,5% до 6,5% на 2021 год. В настоящее время рядом стран вновь введены либо продлены карантинные ограничения, направленные на борьбу с ростом заболеваемости, в связи с чем сохраняется повышенная неопределенность траектории экономического развития как на кратко-, так и на среднесрочном горизонте, дальнейшее направление которой будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами[3]. При этом основными угрозами, по мнениям экспертов, остаются устойчиво низкие экономические показатели и риски рецессий крупнейших мировых экономик, связанные с последствиями пандемии. Влияние связанных с экономическим кризисом событий 2020 года привело к снижению экономической активности бизнеса и также не могло не сказаться на состоянии конкуренции в России. Так, с одной стороны, снижение объемов производства в ряде секторов экономики вследствие введения локдауна, и, с другой стороны, повышение спроса на ряд товаров, включая товары первой необходимости и продовольствие, привели к высоким рискам монополизации товарных рынков и проявлению антиконкурентных практик со стороны участников правоотношений на товарных рынках. Реализация государственной политики по развитию конкуренции является одним из ключевых и актуальных направлений и факторов экономического роста. При этом особое внимание на текущем этапе безусловно должно быть уделено в равной мере как наиболее пострадавшим секторам экономики, так и в отдельности - сектору малого и среднего предпринимательства. Развитие малых и средних предприятий путем принятия мер в рамках их государственной поддержки, а также разработка эффективных мер, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, равно как и устранение имеющихся проблем, тормозящих их развитие, является необходимым шагом для укрепления экономики страны в целом. Активизация конкуренции и одновременное стимулирование частной инициативы являются одними из ключевых условий экономического развития России.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.026 с.) |