Сфера обращения с твердыми коммунальными отходами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сфера обращения с твердыми коммунальными отходами



Падение реальных доходов населения в условиях, вызванных пандемией коронавирусной инфекции, потребовало от ФАС России предельной концентрации усилий на недопущении повышения тарифной нагрузки.

В этой связи, одним из основных направлений деятельности ФАС России в 2020 году являлся контроль за экономической обоснованностью регулируемых цен (тарифов) и недопущение их не обоснованного роста.

Особое внимание уделялось тарифам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, так как вследствие проведения реформы в этой области («мусорная реформа») именно они отличались наиболее значительным ростом.

Усилиями ФАС России в 2020 году тарифы по обращению с ТКО максимально были снижены в следующих субъектах РФ:

- в Псковской области на 16,37 %;

- в Красноярском крае на 14,2 %;

- в Курской области на 4 %;

- в Белгородская области на 4,32 %;

- в Липецкой области на 2,75 %;

- в Краснодарском крае на 28,6 %;

- в Нижегородской области на 5 %.

При осуществлении контроля ФАС России сталкивается с ситуациями, в которых региональные власти в попытках реализовать мероприятия мусорной реформы вводят механизмы финансирования таких мероприятий, не предусмотренные законодательством. Так, было выявлено, что в Нижегородской области действовала неправомерная схема получения с потребителей финансовых средств на реализацию инвестиционных мероприятий в сфере обращения с ТКО.

В отношении оператора по захоронению Нижегородской области с 2016 года утверждена инвестиционная программа по строительству мусоросортировочного комплекса (далее – МСК), а также полигона по захоронению ТКО (далее – Полигон). Помимо инвестиционной программы утверждена инвестиционная надбавка к тарифу, не предусмотренная законодательством РФ. Размер финансирования, предусмотренного инвестиционной программой и надбавкой не был должным образом экономически обоснован, в частности, отсутствовали: детализация мероприятий по строительству объектов и их стоимости, обосновывающие документы, и надлежащий раздельный учет.

При этом реализация инвестиционных мероприятий была на финальной стадии, МСК и Полигон построены и готовы к осуществлению деятельности, поэтому полная отмена тарифов, утвержденных без надлежащего обоснования, могла привести к коллапсу системы захоронения и переработки ТКО в регионе.

В течение 2020 года ФАС России совместно с властями Нижегородской области проведена работа, направленная на устранение нарушений законодательства и беспрепятственную реализацию мусорной реформы.

В результате незаконная схема взимания финансовых средств была отменена, тарифы снижены до 5 %, при этом инвестиционные мероприятия по строительству МСК и Полигона будут завершены в установленные сроки. Потребители получат современные, соответствующие экологическим требованиям объекты за меньшие средства.

В некоторых случаях региональные власти, игнорируют требования «мусорной реформы» и допускают деятельность на рынке захоронения отходов предприятий, не соответствующих требованиям экологической безопасности. Указанные ситуации зачастую находятся на стыке полномочий различных регулирующих органов, что затрудняет решение проблем. ФАС России применила для разрешения ситуации синергетические механизмы тарифного регулирования, что позволило эффективно и оперативно пресечь незаконную деятельность.

Так, ФАС России выявлен ряд случаев, когда тарифы на захоронение ТКО на территории субъектов Российской Федерации устанавливались региональным органом регулирования в отсутствие лицензий на размещение ТКО, тем самым допускалось размещение отходов на «несанкционированных свалках» в местах расположения санитарно-защитной зоны, а также в установленных границах приаэродромных территорий. Указанные обстоятельства приводили к существенному нарушению как экологической, так и авиационной безопасности, поскольку приводили к массовому скоплению птиц, несущих угрозу для авиаперелетов.

В течение 2020 года ФАС России совместно с Минприроды России проведена работа по идентификации объектов захоронения ТКО неоднократно проводились совещания, по результатам которых удалось устранить указанные нарушения.

Сфера электроэнергетики

ФАС России шестой год подряд осуществляет регулирование тарифов по принципу «инфляция минус», что позволяет сдерживать инфляционные процессы и сокращать нагрузку на потребителей услуг естественных монополий.

Согласно макроэкономическим показателям Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 год, при прогнозируемом на 2021 год уровне инфляции 3,7% рост тарифов в сфере электроэнергетики должен быть обеспечен в пределах за счет установления ФАС России предельных уровней:

- индексация тарифов сетевых компаний – 3%;

- индексация тарифов для населения – 5%.

Приказом ФАС России от 26.11.2020 № 1162/20 утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год, с учетом роста тарифов на 2,99%, что ниже прогнозируемого уровня инфляции.

Мониторинг тарифных решений, принятых органами исполнительной власти в области регулирования цен (тарифов) субъектов Российской Федерации показал, что рост этих тарифов в 2021 году составил 2,60%, что также ниже уровня инфляции в стране.

В связи с вынужденными мерами по ограничению деловой активности для борьбы с распространением коронавирусной инфекции, ФАС России в сжатые сроки был разработан и принят комплекс нормативных правовых актов, которые предусматривают меры, направленные на улучшение делового климата и стабилизации деятельности регулируемых организаций.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 622, в соответствии с которым перенесены сроки представления тарифных заявок и раскрытия информации в сферах электроэнергетики на 45 дней.

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 № 970 перенесены сроки внедрения метода долгосрочного регулирования тарифов на территории Дальневосточного федерального округа (с 1 июля 2020 года до 1 января 2021 года).

3. Приказ ФАС России от 08.05.2020 № 453/20, в соответствии с которым переносятся сроки формирования и утверждения сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 45 дней позднее, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 622.

4. Приказ ФАС России от 25.12.2020 № 1275/20, которым исключена возможность корректировки необходимой валовой регулируемой организации на 2021 год в случае отклонения от исполнения инвестиционной программы за 9 месяцев 2020 года.

Введенный в 2020 году в России режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции оказал влияние на многие процессы в экономике страны, в том числе, в процедуры и порядок тарифного регулирования.

Так, своевременно принятые ФАС России меры по переносу сроков представления документов на 45 дней позволили оградить сотрудников регулируемых компаний и сотрудников ФАС России в острый период пандемии от лишних контактов, в рамках соблюдения ограничительных мер Правительства Российской Федерации, а также, позволили обеспечить возможность для компаний в качественной подготовке в текущих условиях пакета обосновывающих документов для подачи в ФАС России.

Перенос срока введения долгосрочного регулирования (с 1 января 2021 года) на территории Дальневосточного федерального округа позволил в период пандемии сдержать тарифы в 2020 году для малого и среднего бизнеса на электрическую энергию.

В качестве одного из способов ухода от тарифной межрегиональной дискриминации ФАС предлагает образование единых энергозон.

Часто тарифы на электроэнергию в соседних регионах, схожих по климатическим условиям, могут существенно отличаться. Региональные сетевые тарифы вносят от 30 до 70% в стоимость конечного платежа электроэнергии, и проблема тарифной дискриминации в соседних регионах, безусловно, требует решения.

Так, регионы с высокими электросетевыми тарифами могут сталкиваться с уходом крупных потребителей (бизнеса), а также испытывать сложности с приходом новых инвесторов, что неблагоприятно влияет на развитие региона.

ФАС России уже подготовила почву для запуска пилотных проектов по созданию крупных территорий из нескольких регионов с едиными электросетевыми тарифами. Они должны быть запущены с 1 июля 2021 года.

Так, в этом году планируется запуск энергозоны «Курганская область - Тюменская область, ХМАО, ЯНАО», что позволит снизить тариф на 34% в Курганской области при незначительном росте на остальных территориях (Тюмени, ХМАО и ЯНАО), а также энергозоны «Ростовская область-Калмыкия».

Единый уровень тарифов, применяемый в энергозонах, создаст единое экономическое пространство, позволит снизить перекрестное субсидирование, а также будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности и развитию регионов с низким уровнем социально-экономического развития.

В дальнейшем количество «пилотов» может увеличиться, затем единое тарифное пространство может сформироваться рамках федеральных округов, ценовых зон оптового рынка или даже всей страны.

Наиболее актуальным вопросом является внедрение цифровых процессов и полная автоматизация процесса получения тарифа для регулируемых организаций.

В настоящее время процесс утверждения тарифов представляет собой письменное, зачастую очное взаимодействие между регулируемыми организациями, их экспертами и органами регулирования (как на федеральном, так и на региональном уровне).

Одним из важных шагов в данном направлении является автоматизация процессов взаимодействия организаций и регуляторов, в том числе, посредством унификации шаблонов тарифных заявок регулируемых организаций и приведение к единому формату экспертных заключений органов регулирования.

В целях формирования эффективных механизмов тарифного регулирования в сферах электроэнергетики приказом ФАС России от 03.09.2020 № 814/20 создана Рабочая группа по развитию цифровизации в сфере тарифного регулирования. В рабочую группу вошел 21 субъект Российской Федерации, которые выразили инициативу принять участие в данной работе.

Региональные органы регулирования, вошедшие в состав Рабочей группы, участвуют в качестве «пилотных» субъектов Российской Федерации в формировании электронных шаблонов заявок территориальных сетевых организаций.

В рамках Рабочей группы ФАС России подготовлен электронный шаблон заявки территориальной сетевой организации (далее – ТСО) на утверждение/корректировку НВВ на 2021 год и направлен по системе ЕИАС в адрес организаций в «пилотных субъектах».

Органами регулирования был сформирован перечень предложений по совершенствованию шаблонов заявок, которые были учтены при доработке шаблона в рамках Всероссийского семинара – совещания по тарифному регулированию в октябре 2020 года была презентована единая форма шаблона тарифной заявки сетевых организаций.

Также ФАС России в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», направленный на закрепление на нормативном уровне унифицированной формы экспертных заключений.

Так, запуск новых шаблонов планируется уже при тарифном регулировании в 2021 году.

Унификация шаблонов тарифных заявок и форматов экспертных заключений позволит в режиме реального времени отслеживать параметры тарифных решений, предлагаемых экспертами (экспертной группой) регионального органа регулирования для утверждения коллегиальным органом (правление, коллегия), а также на предварительном этапе исключать явные нарушения действующего законодательства в области тарифного регулирования.

Последовательная реализация «цифровых» мероприятий в области тарифного регулирования позволит качественно выйти на новой уровень государственного управления, повысит эффективность регулируемых организаций, автоматизирует и типизирует данную функцию, снизит бюджетные расходы и административные барьеры для бизнеса, создаст удобные и прозрачные сервисы для предпринимателей и населения, наладит межведомственное взаимодействие, а также синхронизирует данные государственных систем.

Автоматизация государственного тарифного регулирования позволит исключить субъективную составляющую процесса, исключит вероятность задвоения расходов, утвердит единые протоколы взаимодействия участников процесса, снизит административное давление на регулируемые организации, сделает процедуру государственного регулирования тарифов более прозрачной.

Конечной целью является создание бесшовной автоматической и бесконтактной системы тарифного регулирования.

Сфера транспортировки нефти и нефтепродуктов

По мнению ФАС России, тарифная политика государства должна стимулировать субъекты естественных монополий снижать собственные издержки и в целях повышения эффективности деятельности субъектов естественных монополий (оптимизация эксплуатационных, инвестиционных затрат, финансово-хозяйственной деятельности) тарифы на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий, должны формироваться по принципу «инфляция минус».

Применение долгосрочных подходов и стабильные тарифы на услуги инфраструктурного сектора являются ключевым инструментом государственного регулирования, позитивно влияющим на снижение макроэкономической неопределенности.

На основании изложенного, ФАС России разработано принятое распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 № 2648-р, в котором ключевым подходом остается «рост тарифов меньше инфляции».

По мнению ФАС России, данное распоряжения позволит потребителям на долгосрочной основе прогнозировать динамику тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также послужит улучшению инвестиционного климата в нефтяной отрасли в целом.

С фера газоснабжения

ФАС России в рамках реализации полномочий по тарифному регулированию продолжает работу по оптимизации статьей затрат, включаемых в тарифную выручку регулируемых организаций. Прежде всего, оптимизации подлежат такие затраты как арендная плата за переданные в эксплуатацию основные средства, численность административно-управленческого персонала компаний, представительские расходы, амортизационные отчисления и прочие расходы.

Действующие подходы в части тарифного регулирования разграничивают источники финансирования деятельности газораспределительных организаций (далее - ГРО). Источником операционных затрат являются тарифы ГРО, утверждаемые ФАС России.

Источником реализации программ газификации является специальная надбавка, утверждаемая региональным регулятором, максимальный размер которой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 года № 702 увеличен с 25 % до 35% уровня основного тарифа (далее — специальная надбавка), что будет способствовать ускорению темпов проведения газификации регионов.

В целях усовершенствования подходов к тарифному регулированию и применения эффективного инструмента в развитии газификации регионов ФАС России продолжит работу по заключению регуляторных контрактов.

Регуляторный контракт предусматривает использование для газификации регионов кроме специальной надбавки дополнительные источники финансирования, определяемые в рамках утверждения тарифов ГРО на следующий долгосрочный период регулирования (с 2020 по 2024 годы включительно).

Кроме появления дополнительного источника финансирования для газификации регионов, основными задачами регуляторных контрактов являются:

- закрепление и реализация всех базовых принципов ФАС России в области тарифного регулирования: долгосрочность тарифов (не менее 5 лет), «инфляция минус», обоснованность составляющих затрат по эталонному методу, исключение расходов, носящих необязательный характер (добровольное медицинское страхование, страхование средств наземного транспорта (КАСКО), представительские расходы), проверка закупок на соответствие Федеральному Закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ;

– реализация принципа «единого окна» при работе с потребителями;

– увеличение эффективности деятельности группы предприятий Газпром, за счет переориентации на получение основного дохода от увеличения продажи газа;

– сокращение стоимости и сроков подключения потребителей к газораспределительным сетям.

В рамках регуляторного контракта для каждой газораспределительной организации произойдет перераспределение сэкономленных средств с текущей деятельности (в пределах действующих тарифов ГРО) на инвестиционную.

Таким образом, эффективная газификация посредством заключения регуляторного контракта будет способствовать положительной динамике развития экономики предприятий газоснабжения, а также решению социальных вопросов и обеспечению инновационного развития.

Сфера услуг связи

ФАС России завершена работа по введению долгосрочного тарифного регулирования по методу предельного ценообразования, обеспечивающему возможность получения прибыли от эффективного управления издержками (далее – метод предельного ценообразования), стимулирующего повышение эффективности деятельности регулируемых предприятий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2020 № 1076 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. № 637» (вступило в силу 1 января 2021 года) введен долгосрочный период регулирования сроком не менее чем 5 лет.

Внедрение Порядка расчета регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи по методу предельного ценообразования, позволило обеспечить прозрачность, долгосрочность и предсказуемость изменения тарифов при соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, доступность реализуемого ими товара (услуги) для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, а также сформировало проконкурентное регулирование, являющееся базисом для перехода рынков из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Формирование конкуренции на рынках услуг связи явилось основанием для проведенного в 2020 году дерегулирования услуг междугородной электросвязи и исключения указанной услуги из Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке осуществляет Федеральная антимонопольная служба.

 

Антимонопольный комплаенс

Мировая практика свидетельствует о том, что антимонопольный комплаенс (англ.: «compliance» - соответствие) в качестве системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства является наиболее эффективным способом предупреждения антимонопольных правонарушений для хозяйствующих субъектов, поскольку позволяет совершенствовать эффективность процессов организаций в рамках осуществляемой деятельности, способствует снижению количества нарушений за счет их самоконтроля, а значит, снижает нагрузку на антимонопольные органы и обеспечивает своевременное восстановление нарушенных прав.

Антимонопольный комплаенс официально признан в России с принятием Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013-2024 гг., согласно которой разработка и осуществление комплекса мероприятий по его адвокатированию является одной из стратегических задач ФАС России как направления по сокращению антимонопольных правонарушений хозяйствующих субъектов.

Формирование комплексной правовой базы по внедрению антимонопольного комплаенса началось в Российской Федерации с принятием Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ № 618). Так, в соответствии с Указом № 618 в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определено стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Указом № 618 был утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы (далее – Национальный план), в соответствии с которым Правительству Российской Федерации и высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации было поручено принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно.

В рамках выполнения Национального плана в 2018 году были разработаны Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. № 2258-р (далее – Методические рекомендации № 2258-р), а также приказ ФАС России от 5 февраля 2019 г. № 133/19 «Об утверждении методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса».

В 2020 году был принят Федеральный закон от 1 марта 2020 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», который официально ввел термин «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» или в общеупотребимой терминологии – «антимонопольный комплаенс». Закон закрепил право внедрения хозяйствующими субъектами антимонопольного комплаенса, перечень требований к внутреннему акту антимонопольного комплаенса, возможность его согласования с ФАС России.

Статьей 91 Федерального закона «О защите конкуренции» закреплено понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», предусмотрены порядок организации хозяйствующими субъектами системы антимонопольного комплаенса и основные требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих систему антимонопольного комплаенса.

Данный механизм, безусловно, способствует повышению уровня законности деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках и создает дополнительные стимулы к принятию хозяйствующими субъектами мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.

Так, хозяйствующий субъект вправе направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт (акты), формирующий комплаенс-систему для установления его соответствия нормам антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения данных актов ФАС России выдает заключение о его (их) соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства.

Определенное содействие хозяйствующим субъектам в организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства могут оказать международные стандарты в сфере риск-менеджмента, а именно: Стандарт ISO 19600 «Системы менеджмента соответствия. Руководящие указания» и Стандарт ISO 31000 «Риск-менеджмент. Принципы и руководства».

В настоящее время ФАС России совместно с Ассоциацией «НП «ОКЮР» ведется работа по подготовке разъяснений ФАС России об организации антимонопольного комплаенса (вопросы применения статьи 91 Федерального закона «О защите конкуренции» и хозяйствующими субъектами), которая находится на завершающей стадии.

В их разработке приняли участие Ассоциация комплаенс-менеджеров и Ассоциация антимонопольных экспертов, а также общественные организации («ОПОРА РОССИИ», РСПП, «Деловая Россия»).

Разъяснения разработаны в связи с принятием Закона № 33-ФЗ, а также в целях реализации положений Указа № 618 в части обеспечения стимулирования хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Разъяснения описывают порядок проверки ФАС России актов об антимонопольном комплаенсе на соответствие требованиям антимонопольного законодательства, меры стимулирования к внедрению указанной системы хозяйствующими субъектами, а также содержат рекомендации по организации системы антимонопольного комплаенса.

Организация системы антимонопольного комплаенса должна способствовать повышению эффективности и успешности деятельности хозяйствующего субъекта за счет внедрения риск-ориентированного подхода.

Также хозяйствующий субъект не может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство при одновременном выполнении следующих условий: антимонопольным органом выдано заключение о соответствии антимонопольной политики требованиям законодательства, хозяйствующий субъект действовал в рамках согласованных правил антимонопольной политики.

На сегодняшний день можно говорить о положительном эффекте для конкуренции от реализации мероприятий, направленных на внедрение антимонопольного комплаенса и в органах власти. Так, внедрение антимонопольного комплаенса способствовало исполнению одного из ключевых показателей Национального плана – снижению количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления более, чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

Одним из факторов, повлиявших на снижение количества нарушений антимонопольного законодательства, является введение института антимонопольного комплаенса в органах власти.

Система антимонопольного комплаенса призывает принимать практически все решения через призму оценки их последствий для конкуренции, предупреждать нарушения и признаки нарушения на ранних этапах принятия решения внутри органа власти.

В рамках реализации Национального плана система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства внедрялась в деятельности органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровне.

В 2019 – 2020 годах система антимонопольного комплаенса была организована всеми 16 федеральными органами исполнительной власти, которые являются ответственными исполнителями федеральной дорожной карты развития конкуренции в отраслях экономики (Минстрой России, Минтруд России, Минтранс России, Минпромторг России, ФНС России, Минсельхоз России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минприроды России, Минфин России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Роструд, Минэнерго России, ФАС России, Росреестр).

Помимо этого, акты об антимонопольном комплаенсе в инициативном порядке приняты еще 22 федеральными органами исполнительной власти: Роснедра, Россвязь, Росавтодор, Росалкогольрегулирование, Росстат, Росрезерв, Минобороны России, ФСИН России, Роспатент, Ростуризм, Управление делами Президента Российской Федерации, Росрыболовство, Росфинмониторинг, Росмолодежь, Росаккредитация, ФСО России, Росгвардия, Ространснадзор, Роспечать, Минюст России, Росимущество, Минвостокразвития России, ФТС России.

В настоящее время в ФАС России продолжают поступать на согласование акты других федеральных органов исполнительной власти об утверждении указанной системы, что также может способствовать дальнейшему снижению нарушений со стороны федеральных органов.

В соответствии с методическими рекомендациями федеральные органы исполнительной власти ежегодно представляют в ФАС России доклады об антимонопольном комплаенсе ведомства, данные из которых используются при подготовке доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации.

Стоит отметить, что само по себе принятие акта об антимонопольном комплаенсе не означает его функционирование в полном его понимании. После этапа утверждения акта следует реализация элементов, описанных в методических рекомендациях, таких как разработка карты рисков, плана мероприятий по снижению нарушений антимонопольного законодательства и других составляющих системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, которые в свою очередь начинают функционировать после их утверждения.

В рамках реализации механизмов антимонопольного комплаенса федеральными органами исполнительной власти проводится работа по ревизии ранее изданных нормативных правовых актов, а также осуществляется работа по приведению проектов нормативных правовых актов в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.

Так, например, в 2018 году Россвязью внесены изменения в более 40 актов и около 40 актов признаны утратившим силу.

За период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г. Минстроем России размещено на сайте regulation.gov.ru 897 проектов нормативных правовых актов. При этом поступило пять замечаний и предложений в части несоответствия двух проектов нормативных правовых актов требованиям антимонопольного законодательства, которые в объёме 100 % были учтены Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России.

В настоящее время 100% органов власти субъектов Российской Федерации приняли акты об антимонопольном комплаенсе. При этом по состоянию на конец 2020 года в 74 субъектах Российской Федерации (87,06%) региональными органами исполнительной власти ведется работа по утверждению карт комплаенс-рисков и в 78 субъектах Российской Федерации (91,76%) по утверждению планов мероприятий («дорожных карт») по снижению комплаенс-рисков.

В 67 субъектах Российской Федерации (78,82%) организована работа по внедрению антимонопольного комплаенса в органах местного самоуправления, в частности, в 49 регионах (57,65%) органами местного самоуправления проводится работа по разработке и утверждению карт комплаенс-рисков и в 51 субъекте Российской Федерации (60%) по разработке и утверждению планов мероприятий («дорожных карт») по снижению комплаенс-рисков.

В рамках анализа системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в отдельных субъектах Российской Федерации, а также статистики роста/снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за 2017-2020 годы, прослеживается закономерность в виде эффективности действия принятых на региональном и муниципальном уровнях актов, направленных на обеспечение внедрения антимонопольного комплаенса.

Так, в Белгородской области утвержден акт об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Белгородской области», обеспечено самостоятельное принятие соответствующих актов всеми органами исполнительной власти, в том числе организована работа по утверждению карт комплаенс-рисков и планов мероприятий («дорожных карт») по снижению комплаенс-рисков. Особо отмечается организация работы в данном направлении на муниципальном уровне: во всех органах местного самоуправления приняты акты о внедрении антимонопольного комплаенса. Наряду с этим в 2020 году отмечается снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на 43% по отношению к 2017 году.

В Воронежской области также прослеживается тенденция снижения количества нарушений антимонопольного законодательства (снижение на 67% в 2020 году в сравнении с 2017 годом). Всеми органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления приняты акты о внедрении антимонопольного комплаенса.

Кроме этого, в 2020 году позитивная оценка уровня и преодолимости административных барьеров отмечена на большинстве товарных рынков Воронежской области. По ряду рынков, в числе которых такие товарные рынки, как рынок овощной и свежей фруктово-ягодной продукции, туристских услуг, услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, легкой промышленности, обработки древесины и производства изделий из дерева, свыше 90% опрошенных представителей бизнеса отмечают отсутствие административных барьеров, что лучше показателей 2019 года.

Положительная практика влияния внедрения антимонопольного комплаенса на развитие конкуренции на рынках товаров и услуг наблюдается и в Оренбургской области, где всеми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления приняты акты об антимонопольном комплаенсе, в том числе об утверждении карт комплаенс-рисков и «дорожных карт» по снижению комплаенс-рисков.

В настоящее время основная часть субъектов предпринимательства Оренбургской области оценивает деятельность органов власти на основном рынке их бизнеса положительно, то есть бизнес стал больше доверять органам власти.

Большая часть субъектов предпринимательской деятельности – 54,9% (52,6%), считает, что органы власти помогают своими действиями бизнесу[10].

Одновременно с этим отмечено снижение количества нарушений антимонопольного законодательства в 2020 году по сравнению с 2017 годом (на 62%).

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что работа субъектов Российской Федерации, принявших акты по антимонопольному комплаенсу не только на региональном, но и на муниципальном уровне, в том числе карты комплаенс-рисков и «дорожные карты» по снижению комплаенс-рисков, оказывает наиболее позитивный эффект на общее состояние конкуренции и удовлетворенность субъектов предпринимательства.

Дальнейшее развитие системы антимонопольного комплаенса зависит не только от его внедрения органами власти, но и должно быть обусловлено повышением эффективности его реализации, на что, в частности, обращает внимание также Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации[11].

При этом необходимо продолжить работу по повышению мотивации хозяйствующих субъектов и органов власти к внедрению антимонопольного комплаенса, в том числе путем подтверждения как со стороны участников рынка, так и со стороны экспертного сообщества его эффективности (например: подготовка обзора лучших практик внедрения на территории Российской Федерации антимонопольного комплаенса с оценкой эффективности его влияния как на деятельность компании, так и на состояние рынка; подготовка информационных писем (разъяснений), содержащих обоснование основных требований, которые должны содержаться в актах об антимонопольном комплаенсе, примеры внедрения антимонопольного комплаенса и т.п.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.07 с.)