Состояние пенсионного обеспечения РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние пенсионного обеспечения РФ



 

В настоящее время пенсионное обеспечение РФ регламентируется несколькими Федеральными законами. По существу, все его основные положения прописаны именно в этих законах.

Начинать изучение Пенсионного обеспечения РФ стоит с Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. [7]

Следом за ним стоит изучить Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. [6]

Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.

Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:

- граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Основные условия назначения пенсий расписываются в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии. [2]

Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Право на страховую пенсию по старости имеют:

- лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону);

- лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);

- страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, а также при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

К страховой пенсии доплачивается ее накопительная часть, что регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 424-ФЗ. Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ устанавливаются основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию. [4, 7]

Право на накопительную пенсию имеют:

- граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на накопительную пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом № 350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России началось постепенное повышение общеустановленного возраста, который дает право на получение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. [12]

Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет — с 2019 по 2028 год. По итогу пенсионный возраст в России будет повышен на 5 лет: до 60 лет — для женщин, до 65 лет — для мужчин.

Для женщин: в 2021 году право выйти на пенсию имеют женщины, достигшие 56,5 лет (в 2020 году выходили в 55,5 лет). Также действуют и новые требования, касающиеся стажа и количества индивидуальных пенсионных коэффициентов: теперь должно быть 12 отработанных лет (в 2020-м было 11) и 21 коэффициент (в 2020-м — 18,6).

Для мужчин: в 2021 году на пенсию могут отравиться те мужчины, которые достигли возраста в 61,5 года. Для них действуют аналогичные требования, касающиеся стажа и количества индивидуальных пенсионных коэффициентов — 12 лет и 21 коэффициент.

Таблица выхода на пенсию по годам рождения для женщин и мужчин представлена в Приложении А.

Однако 89% россиян негативно относятся к идее повышения пенсионного возраста выхода на пенсию для мужчин до 65 лет и 90% опрошенных — против повышения возраста выхода на пенсию для женщин до 63 лет. При этом 70% и 73% опрошенных соответственно высказали резко отрицательное отношение. Сторонники повышения пенсионного возраста составляют 7-8% среди опрошенных. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного «Левада-центром» 22–26 июня 2020 года.  [21]

Оптимальным возрастом выхода на пенсию большинство считает нынешний возраст: 60 лет для мужчин (87% опрошенных) и 55 лет для женщин (84%). Лишь 13-14% опрошенных считают возможным и более поздний выхода на пенсию, но в основном в пределах 3-4 лет по отношению к нынешнему сроку.

Полученные данные не вызывают удивления. После выхода на пенсию продолжают работать в настоящее время лишь четверть опрошенных, и столько же работали в прошлом. В среднем после выхода на пенсию женщины работают до 60 лет, мужчины — до 64 лет. Соответственно, половина (51%) среди опрошенного населения прекращала работать по достижении пенсионного возраста.

Среди причин, по которым пришлось оставить работу, респонденты чаще всего указывали состояние здоровья, физическую и психологическую усталость (58% опрошенных). Почти каждый пятый (18%) указал на такую причину, как трудность найти работу в случае увольнения по инициативе работодателя или в случае, если работник хотел найти более подходящую работу. Еще 15% опрошенных сослались на семейные обстоятельства. И лишь 7% сказали, что им достаточно пенсии, чтобы не работать.

Наиболее распространенным мотивом для продолжения работы было сохранение дохода и возможность подкопить денег для того периода, когда работа закончится. На него указали 2/3 опрошенных. Вторым по степени распространенности мотивом для продолжения работы являлась сама работа: нежелание менять трудовой образ жизни на пенсионный, интерес к своей работе, ее общественная значимость и важность (на него указали 44% опрошенных).

Результаты опроса представлены в Приложении Б.


 

 3 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РФ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.005 с.)