Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аланы и асы В этнической истории↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РЕГИОНОВ ЕВРАЗИИ
Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием
Редактор Н.В. Ефрюкова Корректор Е.Н. Плуговая Компьютерная верстка Р.М. Бегеулов
Подписано в печать 03.06.2010 Формат 60×80/8 Бумага типографская. Ризопечать. Объем 16,7 п.л. Тираж 150 экз.
Издательство Карачаево-Черкесского 369202, г. Карачаевск, ул. Ленина, 29 Лицензия ЛР № 040310 от 21.10.1997.
Отпечатано в типографии Карачаево-Черкесского
[1] Абаев Н.В. Ранние формы религии и этнокультурогенез тюрко-монгольских народов. Кызыл, 2005. С.13-35; 57-82. [2] Абаев Н.В., Опей-оол У.П. Тэнгрианство, буддизм и экологические культы в Центральной Азии и Транс-Саянии. Кызыл, 2009. С. 38-44 [3] Абаев Н.В., Аюпов Н.Г. Тэнгрианская цивилизация в духовно-культурном и геополитическом пространстве Центральной Азии. Часть 1. Тэнгрианство и этноэкологические традиции тюрко-монгольских народов Внутренней Азии. Абакан, 2009. С. 51. [4] Абаев Н.В., Опей-оол У.П. Тэнгрианство, буддизм и экологические культы в Центральной Азии и Транс-Саянии. Кызыл, 2009. С. 26-37. [5] Сухбаатар Г. Монгол нирун улс. Уланбаатар, 1992. С. 174. [6] Хертек Л. К. Гидрографические аппелятивы хем/кем, кан и антропоморфная модель мира // Мир Центральной Азии. Т. IV. Ч. I. Языки. Фольклор. Литература: Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ, 2002. С. 137-139. [7] Равдоникас Т.Д. Очерки по истории одежды населения Северо-Западного Кавказа (V в. до н.э. - конец XVII в.). Л., 1990. [8] Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. М., 2001. [9] История Чечни с древнейших времен до наших дней: В 2 т. Грозный, 2006. Т.1. С. 79. [10] Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. М., 2001. С. 144. [11] Там же. [12] Доде З.В. Указ. соч. С. 40. [13] Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.1960; Багаев М.Х. Культура горной Чечни и Дагестана в древности и в средневековье (VI в до н.э. – XII н.э.). М., 2008. [14] Доде З.В. Указ. соч. С. 13. [15] Абдулвахабова Б.Б.-А. Одежда чеченцев // История науки и техники. 2008. № 3. С. 106-107. [16] Там же. С. 107. [17] Доде З.В. Указ. соч. С. 15. [18] Доде З.В. Указ. соч. С. 13. [19] Там же. С. 105. [20] Абдулвахабова Б.Б.-А. Одежда чеченцев // История науки и техники. С. 109. [21] Калоев Б.А. Чеченцы // Народы Кавказа. М.,1960. Т.1. С.150; Яценко С.А. О древних прототипах одежды осетин // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. Орджоникидзе, 1985. С. 25-26. [22] См. История завоевателя мира // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.-Л., 1941. Т. 2 С. 91. [23] Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1941. Т. 2. С. 91. [24] Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1941. Т. 2. С. 35-36. [25] Ebu’l-Hasan Ali b.Musa b. Sa’id el-Magribi, Kitab el-cografya, nsr. Ismail el-Arabi. Beyrut.1970. S.196; İslam cografyaçılarına gore Türkler ve Türk ülkeleri. Hazarlayan Dr. Ramazan Şeşen. Ankara.1985. S. 203. Это сообщение приводим дословно в турецком переводе: «Gürcistanın dogusunda Alan ülkesi bulunur. Bunlar hristiyanlaşan Türklerdir... Alanlardan sonra Türklerden As denen kavım bulunur (S. 196). [26] Гаглойти Ю.С. Аланика. Сведения греко-латинских, византийских, древнерусских и восточных источников об аланах-ясах // Дарьял. 2000/3: 220-221. [27] Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. М., 1962. С. 123-128. [28] Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М., 2003. С. 328, 341, 359. [29] История татар с древнейших времен: В семи томах. Казань,.2006. Т.2. С. 779. [30] Алемань А. Указ. соч. С. 348-349, 333. [31] Мещерский Н. А. История иудейской войны в древнерусском переводе. М.-Л. 1958. С. 454. [32] Баскаков Н. А. Введение в изучение тюркских языков. М. 1969. С. 71. [33] Гукасян В. Значение диалектных данных в изучении истории языка // Вопросы диалектологии тюркских языков. Уфа. 1985; перепечатано в КНКО: Вести. Вып.1. Махачкала,.2000. С. 20, 22. [34] Плано Карпини и др. 1997 - Плано Карпини Дж. дель. История монголов / Рубрук Г. Путешествие в Восточные страны / Книга Марко Поло / Вступ. ст., коммент. М. Б. Горнунга. М., 1997. [35] Общепринятым является мнение, что Плано Карпини имел в виду кумыков, племена тюркского происхождения, населявший Прикаспийские степи, входившие в Дешт-и Кипчак (совр. Территории Приморского Дагестана, Чечни, Ингушетии, Осетии, вплоть до р. Кума. [36] Giovanni di Pian di Carpine.Storia dei Mongoli. Spoleto, 1989. VII.9. [37] Бутков П. О браках князей русских с грузинками и ясынями в XII в. // Северный архив. IV. отд. I. СПб., 1825. [38] См. Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе, 1967. С.112. [39] История монголов по армянским источникам. 1. С. 62-63. [40] Мизиев И. М. Шаги к этнической истории Центрального Кавказа. Нальчик, 1986. С. 89. [41] Аталиков В.М. Страницы истории. Нальчик, 1987. С. 12-13. [42] Галонифонтибус И. Сведения о народах Кавказа (1404 г.). // Из сочинений «Книга познания мира» / Пер. с англ.акад. М. Буниятова. Баку, 1980. С. 16-17. [43] Барбаро И. Путешествие в Тану // Барбаро и Контарини о России. К истории итало-русских связей в XV в. Л.,1971. С. 128; Barbaro I. Iter in Persium. In: Bizzarri P. Rerum persicarum histora. Francoforurti, 1601, PP.47, 64, 78. [44] Аталиков В.М. Указ. соч. С. 12-13. [45] Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб., 1883. Т.1. Ч. 1. С. 538. [46] Бахтиев Ш. З. Буртасы и чуваши // Советская тюркология. Баку, 1990. №2. С. 62. [47] Бариев Р.Х. История булгаро-татар: основные вехи. СПб., 1992. С. 76. [48] Плетнева С. А. Половцы. М., 1990. С. 178. [49] Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. М., 1965. С. 163; Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000. С. 197, 208. [50] Отметим, что Н. Аристов приводит данный этноним в форме «кунук» (см.: Аристов Н. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. Вып. III-IV. СПб., 1896. С. 367), что, по мнению С. Аманжолова, «соответствует этнониму современных кумыков» (Аманжолов С. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Алматы, 1997. С. 98, 99). [51] Золотая Орда в источниках (арабские и персидские сочинения). М., 2003. Т. I. С. 173. [52] Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III – середина XVI в.). Казань, 2007. С. 154. [53] Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1941. Т. 2. С.181. [54] Название это, по мнению историка И. Мизиева, восходит к названию племенного объединения Дуло, из которого выходили все цари ясов-булгаров. [55] Гребенец Ф. Борга-каш // Терские ведомости. 1913. № 234. [56] Тунманн. Крымское ханство. С. 26. [57] Laszlo Rasonyi. Tuna kopruleri. Ankara, 1984. S. 81. [58] Немет Ю. Список слов на языке ясов венгерских алан. Орджоникидзе. 1960. С. 4. [59] Немет. Ю.. Специальные проблемы тюркского языкознания в Венгрии // Вопросы языкознания. М., 1982. С. 4, 23. [60] Алиев К. Дорогой тысячелетий. Кумыки и их этнородственные связи. Махачкала, 2004. С. 42-43. [61] Казы-Кумыки должны быть древнейшие пришельцы, потому что они, перемещавшись с лезгинами вовсе почти оставили татарский язык и употребляют лезгинское наречие (прим.) [62] Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823. С. 190-191. [63] Документы по истории Волгоуральского региона из древлехранилищ Турции. Казань. 2008. С. 124.
[64] Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII-XVIIIвв. Махачкала, 1992. С. 272. [65] Некоторые авторы эти сведения ошибочно приписывают кавказоязычным лакцам (авт.) [66] Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII-XVIIIвв. Махачкала, 1992. С. 264. [67] Идрисов Ю. Ногайцы в Терско-Сулакском междуречье // De Caucaso: историко-этнографический альманах. Карачаевск, 2009. С. 51-60. См. также: Дагестан вчера и сегодня страницы истории: межвузовский сборник статей. Махачкала, 2010. С. 32-40. [68] Къумукъланы йыр хазнасы (Сокровища песен кумыков). Магьачкъала, 1959. С. 78, 79. [69] См.: «Анжи-наме» (в переводе Абдулхакима Аджиева). Прим. 18. // Ёлдаш / Времена. 23 марта 2007. [70] Абрамова М. П. Центральное Предкавказье в сарматское время (III в. до н. э. – III в. н. э.). М., 1993. С. 5-14, 191-201; Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М., 2003, (там же, послесловие В. Б. Ковалевской. С. 596-604); Шнирельман В. А. Быть аланами: Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. М., 2006; Багаев М.Х. Культура горной Чечни и Дагестана в древности и средневековье. VI в. до н. э. – XII н. э. М., 2008. [71] Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949. С. 111-115; Абрамова М. П. Указ. соч. С. 191-192. [72] Абаев В. И. О языковом субстрате // Докл. сообщ. Института языкознания АН СССР. М., 1956. № 9. С. 58. [73] Алексеев В. П. Антропологические данные к происхождению осетинского народа // Происхождение осетинского народа. Орджоникидзе, 1967. С. 170. [74] Абрамова М. П. Указ. соч. С. 198. [75] Там же. С. 199-200. [76] Абрамова М. П. Указ. соч. С. 201. [77] Багаев М.Х. Некоторые черты материальной культуры вайнахских племен в раннем средневековье // Материалы по археологии и древней истории Северной Осетии. Орджоникидзе, 1975. Т. III. С. 50-57. [78] Абадиев И. У. Эздел. Формула земной и вечной жизни. Назрань, 2002. С. 61. [79] Там же. С. 62. [80] Там же. [81] Там же. [82] Абадиев И. У. Указ. соч. С. 64. [83] Багаев М. Х., Гапаев А. С. Об ингушах, шумерах и других сновидениях (о книге: И. У. Абадиев. Эздел. Формула земной и вечной жизни. Назрань, 2002. 96 с.) // Проблемы древней истории и культуры Северного Кавказа: Сборник статей. М., 2004. С. 171-192. [84] Мусаев З. Обитатели Приречья: к вопросу о происхождении термина «алан» // Чеченский архив (Сборник материалов по истории чеченского народа). Выпуск 1. Грозный, 2008. С. 326-332. [85] Мусаев З. Указ. соч. С. 332. [86] Хизриев Х. А. Аланы в истории Чечни // Материалы региональной научной конференции в Чеченском государственном университете «Вузовская наука – народному хозяйству». Грозный, 2003. С. 169-170. Он же. О расшифровке старочеченского Зеленчукского памятника письма // Чеченский архив. Вып. 1. С. 301-311. Он же. К вопросу о чеченцах в древности и средневековье // Чеченский архив. Вып. 1. С. 312-319. [87] Муртазалиев Г. Из истории чеченской государственности // Чеченское общество. 15 августа 2007. [88] Демельханов С. Алан-нахи в истории Кавказа // Вести Республики. 9 апреля 2010. №65. [89] Закиев Мирфатых. Аланы: кто они? // Чеченский архив. Вып. I. С. 348-366. [90] Ковалевская В. Б. Послесловие к изданию на русском языке // Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М., 2003, с. 596-597.
[91] История Осетии в документах и материалах (с древнейших времен до конца XVIII века). / Составители: Г.Д. Тогошвили и И.Н. Цховребов. Т.1. Цхинвали, 1962. С. 215. [92] Гюльденштедт И.А. Путешествия господина академика И. А. Гюльденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 1771, 1772 и 1773 годах // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. С. 207. [93] Центральный государственный архив КБР (ЦГА КБР). Ф. 16. Оп. 1. Д. 604. Л. 26об. [94] Там же. Д. 520. Л. 30. [95] Там же. Д. 3. Л.121. [96] Сафарян С.Н. Султанбек Абаев. Нальчик, 1988. С. 10,11. [97] ЦГА КБР. Ф. 16. Оп. 1. Д. 1568. Л. 1, 1об. [98] Там же. Л. 4об. [99] ЦГА КБР. Ф. 16. Оп. 1. Д. 1825. Л. 17об. [100] ЦГА КБР. Ф. 16. Оп. 1. Д. 209. Л. 19. [101] ЦГА КБР. Ф. 2. Оп. 1. Д. 540. Л. 1. [102] Там же. Л. 24. [103] ЦГА КБР. Ф. 3. Оп. 1. Д. 178. Л. 241. [104] Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов / Сост., ст. об авторах, прим. и коммент. Т. Ш. Биттировой. Нальчик, 2007. С. 17.
[105] Марковин В.И. Византийская ткань с золотым шитьем из Сентинского храма // Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983. С. 67. [106] Белецкий Д.В., Виноградов А.Ю. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в X в // Российская археология. – 2005. - №1. С.41. [107] Кузнецов В.А. В верховьях Большого Зеленчука. М., 1977. С. 63. [108] Алиев К.-М.И. Аланский мир - 2. Храмы и башни. Черкесск, 2005. С. 8. [109] Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. Владикавказ, 2002. С. 72. [110] Владимиров И.А. Древний христианский храм близ аула Сенты в Кубанской области. // ИАК. Вып. 4. СПб, 1902. С. 13. [111] Отчет гг. Нарышкиных, совершивших путешествие на Кавказ (Сванетию) с археологической целью в 1867 г. // ИРАО. 1876. № VIII. Вып. 4. [112] Белецкий Д.В., Виноградов А.Ю. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в X в. // Российская археология. – 2005. - №1. С.43. [113] Владимиров И.А. Древний христианский храм близ аула Сенты в Кубанской области // ИАК. Вып. 4. СПб., 1902. С. 234. [114] Кузнецов В.А. В верховьях Большого Зеленчука. М., 1977. С. 61. [115] Кузнецов В.А. В верховьях Большого Зеленчука. М., 1977. С. 64. [116] Музеи Карачаево-Черкесии / Под ред. Шаповаловой И.А. Черкесск, 2005. С. 56. [117] Например, «Шегемские асетинцы» (т.е. чегемцы) неоднократно упоминаются в материалах архивного дела, содержащем переписку за 1839-1848 гг. (См.: Российский государственный исторический архив (РГВИА). Ф. 13454. Оп. 2. Д. 296. Л. 1, 9 и др. [118] Бейтуганов С.Н. Кабарда и Ермолов. Очерки истории. Нальчик, 1993. С. 114. [119] РГВИА. Ф. ВУА. Т. 3. Д. 19247. Л. 31об. Отметим еще раз, что в описываемое время ни один из народов в качестве самоназвания этноним «осетин» не употреблял. [120] См.: Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.-Ставрополь, 2002. С. 44. [121] Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики (ЦГА КБР). Ф. 1. Оп. 1. Д. 31. Л. 144. [122] РГВИА. Ф. 482. Оп. 1. Д. 94. Л. 15. [123] См., например: Карты Кавказа. Составил Вахушти Вахтангеевич, грузинский царевич (первая половина XVIII в.) // Собрание рукописных карт библиотеки Российской Академии наук. [124] См.: Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.-Ставрополь, 2002. С. 44. [125] См., например: РГВИА. Ф. ВУА. Т. 3. Д. 19247. Л. 31об; Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.-Ставрополь, 2002. С. 45 и др. [126] РГВИА. Ф. 482. Оп. 1. Д. 192. Л. 103, 142, 137. [127] РГВИА. Ф. ВУА. Д. 20479. [128] РГВИА. Ф. 13454. Оп. 13. Д. 70. Л. 3. [129] Медовеевцы (так называли их адыги) обитали на южных склонах Главного Кавказского хребта, на территории Абхазии. Но часть исследователей относит их к абазинам. (См., например: Тхайцуков М.С. Абазинское зарубежье. Черкесск, 2003. С. 22-26.). [130] Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 13454. Оп. 2. Д. 101. Л. 1. [131] РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 481. Л. 44. [132] Часть этих переселенцев, позднее, переселилась в селение Хасаут (Схауат). (См.: ЦГА КБР. Ф. 40. Оп. 1. Д. 8. Т. I. Л. 2об). [133] Митрополит Гедеон. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.-Пятигорск, 1992. С. 23 и 35, помещенные чуть ниже, последующие две цитаты этого абзаца см. С. 46 и С. 60, а цитату в следующем абзаце см. С. 17. [134] Православная энциклопедия. Том II. М., 2001. С. 372. Там же см. карту географического воссоздания путей миссионерской деятельности апостола Андрея Первозванного. [135] Архиепископ Макарий. История христианства в России до равноапостольного Князья Владимира. 2-е изд. СПб., 1868. С. 88; Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Книга первая. М., 1994. С. 131. [136] Митрополит Гедеон. Указ. соч. С. 35- 44, 46, 49 и 161. Следует отметить удивительную емкость мысли и всевидящий проницательный взгляд Высокопреосвященнейшего митрополита Гедеона – Человека аналитического ума и редкой эрудиции. [137] См.: Генко А.Н. Из культурного прошлого ингушей // Записки коллегии востоковедов (ЗКВ). Л., 1930. Т.V. С. 721. Мнение известного кавказоведа основано на совокупности культурно-исторических фактов и глубоком знании идеологии и культуры средневекового аланского общества и государства. [138] О времени и процессе христианизации народов Кавказа см. соответствующие статьи в отдельных томах следующих изданий: «Православная энциклопедия» (Том I. М., 2000), «Полный православный богословский энциклопедический словарь» (В 2-х томах. М., 1992), «Христианство. Энциклопедический словарь» (В 3-х томах. М., 1995-1997) и др. Ничего нового в проблему формирования и развития христианской идеологии и культуры в аланском обществе и государстве, кроме непонимания предмета исследования и непозволительных элементарных оплошностей, не вносит статья московского искусствоведа Л.А. Перфильевой, см.: Аланская епархия // Православная энциклопедия. Том I. М., 2000. С. 440-444: ил. [139] Судя по непозволительно низкому научному уровню докторских диссертаций для некоторых архитекторов из города Ростов-на-Дону, в частности, для супружеской пары Сулименко Сергея Дмитриевича и Пищулиной Виктории Владимировны архитектурное наследие горских народностей Северного Кавказа превращено в средство для достижения научной цели. См. авторефераты диссертаций на соискание ученой степени доктора архитектуры: Сулименко С.Д. Архитектура в традиционной культуре горских народов Северного Кавказа. М., 2000. - 51с.; Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа VI-XVII вв. М., 2007. – 56с. По столь же низкому научному уровню к ним примыкает и диссертация Кишкиновой Е.М. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, см. автореферат: «Византийский стиль» в архитектуре России середины XIX – начала ХХ вв. и его памятники на территории Южного региона. СПб., 2002. – 24с. Более осторожны по отношению к архитектурному и градостроительному наследию национальных республик Северного Кавказа эпохи древности, средних веков и нового времени другие архитекторы из Ростова-на-Дону, которые приводят его в качестве исходного культурно-исторического фона. См. авторефераты диссертаций на соискание ученой степени доктора архитектуры, как успешно защищенной: Есаулов Г.В. Архитектурно-градостроительное наследие Юга России: его формирование и культурный потенциал. М., 2004. - 57с., так и подготовленной к защите: Лазарев А.Г. Зодчество Юга России (Подонье, Восточное Приазовье, Степное Предкавказье). М., 2004. - 68с. [140] Скитский Б.В. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 года// Известия Северо-Осетинского НИИ. Дзауджикау, 1947. Том Х. С. 59. [141] Автор этих строк начал кратковременно в 1977 году и более обстоятельно на протяжении трех летне-осенних сезонов (1998, 1999 и 2000 гг.), в первые две-три недели занимаясь со студентами архитектурной специальности СКГМИ, а в остальное время – самостоятельно продолжал расчистку и натурное обследование Зругского храма раннесредневековой Алании. Несмотря на погодные условия, не прекращался повседневный тяжелый труд по расчистке от завалов и историко-архитектуроведческому обследованию уникального храма, даже, несмотря на то, что, по сей день, за столь кропотливый труд не было выплачено ни одного рубля. Хотя для оплаты за выполненные нами работы и подготовку проекта воссоздания архитектурного облика Зругского храма в Министерство культуры РСО-Алания было выделено 300 тысяч рублей, о чем автор этих строк был информирован официальным лицом – председателем Комитета по бюджету Парламента РСО-Алания Кодзаевым Г.С., выходцем из Зругского ущелья. [142] Опубликованная информация о памятниках средневековой мемориальной и культовой архитектуры и монументальной живописи сознательно не приводится в примечаниях из-за ограниченности объема статьи, предлагаемой вниманию читателя. Вместе с тем, пользуясь возможностью, позвольте сообщить о том, что автор этих строк намерен подготовить и опубликовать историографическое исследование по истории архитектуры и монументальной живописи народов и стран северокавказского историко-культурного региона. [143] РНБ. Ф. 941. Собрание рукописей царевича Иоанна (Грузинского). Опись II. №№ 7, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 23, 28, 29, 31, 32, 47, 65 и 66. [144] РНБ. Ф. 941. Собрание рукописей царевича Иоанна (Грузинского). Опись II. № 6. Устав и список личного состава мориге (регулярных войск). 01.01.1774. 1 свиток (9 составов). [145] Агеева Р.И. Происхождение имен рек и озер. М., 1985. C. 87. [146] Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949. Т.1. С. 177. [147] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1973. [148] Пужулис В.Г. Обозначение рельефа местности в древних германских языках. Дис. … канд. филол. наук. М., 1985. С. 195. [149] Федосюк Ю.А. Русские фамилии. М., 1972. С. 141. [150] Баскаков Н.А. Тюркская лексика в «Слову о полку Игореве». М., 1985. С. 48. [151] Из того же корня, видимо, названия некоторых рек Чечни: Ясси «Аксай», I асс «река Асса» (= «Быстрая»); a также кавказский возглас при танце «асса!», означающий «быстро! больше огня и страсти!». [152] Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л., 1979. Т. III. С. 319. [153] Баскаков Н.А. Тюркская лексика в «Слову о полку Игореве». М., 1985. С. 136. [154] Баскаков Н.А. Тюркская лексика… С. 19. [155] Баскаков Н.А. Тюркская лексика… С. 136. [156] Баскаков Н.А. Тюркская лексика… С. 136. [157] ОАК за 1890 г. Санкт-Петербург, 1893. С.87-96. [158] Там же. С. 87, 90. [159] ОАК за 1890 г. Санкт-Петербург, 1893. С. 87, 90, 91. [160] Мамаев Х.М. Население Среднего Притеречья в раннесредневековую эпоху. Автореф дисс. … к.и.н.. М., 1985. [161] ОАК за 1890 г. Санкт-Петербург, 1893. С. 87-96. [162] ОАК за 1890 г. Санкт-Петербург, 1893. С. 89. [163] Мамаев Х.М. Население Среднего Притеречья в раннесредневековую эпоху. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1985. [164] Багаев М.Х. Фуртуогская катакомба // Новые археологические материалы по средневековой истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1983. С. 5-8; Мужухоев М.Б. Исследования в Чечено-Ингушетии и Северной Осетии // АО-1983. М., 1985. С. 127; Его же. Раскопки средневековых могильников горной Ингушетии в 1983 г. // Новые материалы по археологии и этнографии Чечено-Ингушетии. Грозный, 1987. С. 35-44. [165] Чахкиев Д.Ю. Древности горной Ингушетии. Назрань, 2003. С. 11. [166] См. историографию: Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980. [167] Юнусов А.С. Поэма Низами «Искандер-намэ» как источник по политической истории Азербайджана и Грузии в X в. (поход руссов на Берду в 943-945 гг.) // Источниковедческие разыскания. Тбилиси, 1985. С. 149. [168] Там же. [169] Там же. С. 150. [170] Григорьев В. О походе древних русских на Восток // Россия и Азия. СПб., 1876. С. 120. [171] Полное собрание русских летописей. М., 1926. Т.1. Ч. 1. С.66. [172] Василевский В.Г. Записка греческого топарха // Труды. СПб.. 1902. Т. 2. [173] Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С. 363. [174] Багрянородный Константин. Об управлении государством // ИГАМИМК. М.;Л., 1934. Вып. 91. С.10. [175] Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984. С. 117. [176] Там же. [177] Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М.. 1982. С. 127. [178] Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших времен. М., 1966. С. 48. [179] Ногмов Ш.Б. История адыгского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик, 1947. [180] Там же. С. 45-46. [181] Бутков П. Вести черкеса о князьях русских Святославе и Мстиславе // Северная пчела. 1850. № 99. С.595-596; Кокиев Г.А. Некоторые исторические сведения о древних городищах Татартуп и Дзиката // Записки Ростовского научно-исследовательского института. Ростов-на-Дону, 1929. Т.3; Алексеева Е.П. Материалы к древнейшей и средневековой истории адыгов (черкесов) // Труды Черкесского научно-исследовательского института. Черкесск, 1954. Т.2. С. 199-261. [182] Ногмов Ш.Б. Указ соч. С. 57-58. [183] Гаркави Ф.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и руссах. СПб., 1870. С. 127. [184] Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава... С. 98-99. [185] Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава... С. 98. [186] Там же. [187] Татищев В.Н. Указ соч. С. 49. [188] Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава... С. 100. [189] Кузнецов В.А. Указ. соч. С. 118. [190] Цукерман К. Аланы и асы в раннем средневековье // Краткие сообщения института археологии. Вып. 218. 2005. С. 65-84. [191] Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды (извлечения из персидских сочинений) / под. ред. В.Г. Тизенгаузена. Т.-II. М. - Л., 1941. С. 37. [192] Там же. с.23. [193] Там же. с. 37, 147. [194] История народов Северного Кавказа (с древнейших времён до конца XVIII в.). М., 1988. Т. 1. С. 194. [195] Там же. с. 194. [196] Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. СПб., 1994. С. 179-180. [197] Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI вв. М., 1963. С. 205. [198] Кузнецов В.А. Алания в X - XIII вв. Орджоникидзе, 1971. С. 38-46; Кузнецов В.А. Очерки истории алан. 2-е изд. Владикавказ, 1992. С. 332. [199] Цукерман К. Аланы и асы… С. 65-84. [200] Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды (извлечения из арабских источников) / под. ред. В.Г. Тизенгаузена. Т. I. СПб., 1884. С. 116-117, 149, 160, 231, 306. [201] Сборник материалов, …. 1941. С. 21, 24; 91. [202] Бубенок О.Б. Аланы в Золотой Орде. Киев, 2004. С. 77. [203] Герасимова М.М. К проблеме этногенеза и этнической истории балкарского народа // Отражение цивилизациионных процессов в археологических культурах Северного Кавказа и сопредельных территорий (юбилейные XXV «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа). Владикавказ, 2008. С. 125-127. [204] Там же. С. 127. [205] Горелик М.В. Черкесские воины золотой орды (по археологическим материалам) // Вестник института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН. Вып. 15. Нальчик, 2008. С. 159. [206] Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана. Махачкала, 1996. С. 238, 251. [207] Шихсаидов А.Р.Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984. С. 372-373. [208] Cм. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Г̣умик̣~ Г̣умук̣~ К̣умук̣ средневековых источников: опыт историко-этимологической и ареальной интерпретации // Дагестанский востоковедческий сборник. Махачкала, 2008. Вып.1. [209] Шихсаидов А.Р.Указ. раб. С. 372-373. [210] Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. С. 48. прим.63. [211] См.:Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. - М.,1984.- С.336. [212]См.:Гусейнов Г.-Р.А.-К. Шавхал//Вести Кумыкского научно-культурного общества (КНКО).Махачкала, 2001. Вып.6-7.С.42-43; Этимологический словарь тюркских языков. М.,1997. С. 268-269). [213]Здесь и далее форма al-Lān арабских авторов, заимствованная из новоперсидского, является неправомочной попыткой вычленения артикля из этнонима alān (Августи Алемань. Аланы в древних и средневековых источниках. М., 2003. С. 28-29.) [214] Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. Указ. раб.- С.168,201,204,206,239. [215] Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Указ. раб. С. 47 прим.47. [216] Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. Указ. раб. С. 237. [217] Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. Указ. раб. С. 237-239; История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХVIII в. М.,1988. С. 150. [218] См. Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной. Махачкала, 2008. С. 22. [219] См. Кёстлер Артур. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие.-СПб., 2001. С. 226. Соответствующему историко-лингвистическому анализу хоронима Т-д-лу, как и другим топонимам из письме кагана Иосифа, которые могут локализованы в пределах Дагестана, посвящено наше специальное исследование, подготовленное к печати. [220]См.: Левитская Л.С. Историческая морфология чувашского языка. М., 1976. С. 127; Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М., 2006. С. 230; Щербак А.М. Очерки по сравнительной морфологии тюркских языков (Имя). Л.,1977. С. 57; Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М., 1988. С. 105-106. [221] Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М., 1984. С. 329-330. [222] Севортян Э.В.Этимологический словарь тюркских языков. М., 1974. С. 134-135. [223] Августи Алемань. Аланы в древних и средневековых источниках. М.,2003. С.28, 469, 470. [224] Там же. С. 516. С тюркологической точки зрения, первый аффикс (-liôg) может передавать суффикс –lyγ с первичным значением «множественность, концентрацию, совокупность предметов, выраженных производящей основой», второй (-lieu) - -ly. Последний не только образует относительные прилагательные (см.: Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М., 1988. С. 141, 149), но и, как было отмечено выше, имеет местное (локативное) значение. Причем у Махмуда Кашгари первый аффикс может указывать на место жительства, ср.: qujaslyγ «житель селения Куяса», где qujas «название селения» (см. Древнетюркский словарь. Л., 1969. С. 464). Речь, таким образом, идет соответственно о «совокупности, множестве алан» и регионе, «относящемся к аланам». [225]См. Баскаков Н.А. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве». М., 1985. С. 14-15. [226] Августи Алемань. Указ. раб. С.509, 512. Известные попытки интерпретации его названия на иранском языковом материале, в частности, возможность передачи -ns->-rc-(см. Августи Алемань. Указ. раб. С. 514) позволяют предполагать отражение в данном названии тюркского источника, ср.: обще-, межтюрк. йа:н «бок, (боковая) сторона» (см. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1989. С. 113) + сай, имеющее в целом ряде тюркских языков значение «река (обычно пересыхающая время от времени из-за недостатка воды осенью и зимой» (см. Этимологический словарь тюркских языков. М., 2003. С. 151). Возможно, под Яньцаем следует понимать соответствующую сторону древней долины Узбоя в северо-западной Туркмении, которая считалась античными (еще Геродот в У в. до н.э.) и средневековыми авторами протоком Аму-Дарьи, впадавшим в Каспийское море. (см. Большая советская энциклопедия. М., 1977. Т. 26. С. 519, 520). Это может свидетельствовать о возможном наличии в данном регионе еще во II в. до н.э. тюркоязычного населения. [227] См. Августи Алемань. Указ. раб. С.27. [228]История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХУIII века. С. 85. [229] См. Августи Алемань. Указ. раб. С. 30-31, 30-31 прим.16. [230] Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. М.-Л., 1958. Т.I. С. 47. [231] Основы иранского языкознания. Древнеиранские языки. М., 1979. С. 13,323. [232] Cм.Эдельман Дж.И. Сравнительная грамматика восточноиранских языков. Фонология. М., 1986. С. 71. [233] Дыбо А.В. Лингвистические контакты ранних тюрков. Лексический фонд. Пратюркский период. М., 2007. С. 48-49. [234] Ср.: «…И ЯСЫ ПОБЕДИ И КАСОГЫ» (поход Святослава на хазар в 965 г.); «ВЪ ЛЬТО 6537(1029 г.) ЯРОСЛАВ ХОДИ НА ЯСЫ, И ВЗЯТЬ ИХ»; «К РЕЦЕ, ЗОМОВЕЙ ДОН, И ТУ…ПРИВЕДЕ С СОБОЮ ЯСЫ, И ЖЕНУ ПОЛОНИ ЯСЫНЮ» (поход 1116 г. Ярополка на половцев); «АНБАЛЪ ЯСИНЪ КЛЮЧНИКЪ»(убийство Андрея Боголюбского, 1175 г.); «И МЫ СЛЫШАХОМЪ ЯКО МНОГИ СТРАНЫ ПОПЛЕНИША. ЯСЫ, ОБЕЗЫ, КАСОГИ И ПОЛОВЕЦЬ БЕЗБОЖНЫХ МНОЖЕСТВО ИЗБИША…» (о татаро-монгольском походе 1223 г.) (Полное собрание русских летописей. Л., 1926. Т. I. Вып.1(Лаврентьевская летопись). С. 65,291,446). Последним и в то же время выходящим за пределы древнерусской традиции упоминанием данного этнонима является его отражение у архиепископа персидского города Султания Иоанна де Галонифонтибуса (1404 г.), который наряду с известными ему кумыками (в тексте – Kumuch) и аварами называет йассов между леками (но в тексте – Livat, что исключает подобную идентификацию) и аланами (см. Махмуд из Хиналуга. События в Ширване и Дагестане.-Махачкала, 1997. С. 197). По другим данным, в этом источнике речь идет о народах Ivlati, Assi, Alani, Avari и Kuminqui (см. Августи Алемань. Указ. раб. С. 222). [235] Последние вместе с другими подразделениями (лат. Jazyges и Jassones) куманов прибыли во главе с ханом Котяном, согласно синхронному источнику, в 1239г. в Венгрию, но впервые упоминаются в латинской форме Jazonice в 1318 г. (см. Августи Алемань. Указ. раб. С. 224, 224 прим.145). [236] Августи Алемань. Указ. раб. С.33. [237] При этом второй - kun- компонент данного названия, в котором конечное -ok может интерпретироваться как показатель мн.ч (см. Основы финно-угорского языкознания. М., 1976. С.384) упоминается в Венгрии в последний раз в 1201 г. и отождествляется с известными здесь же с ХIII в. ком-ан-ами (здесь -ан- - древний тюркский, известный со времен М.Кашгари (ХI в.) показатель множественности (см. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М., 1988. С.15-16) и соответственно с кумыками (см. Алиев К.С. Куны на Кавказе и в Венгрии (Предварительные заметки) // Вести Кумыкского научно-культурного общества (в дальнейшем - КНКО). Махачкала, 2000. Вып. 4. С. 24-25). Точнее, протокумыками, если иметь в виду, что первоначальной корневой частью исходной формы этнонима *qomuq является qon- (Гусейнов Г.-Р.А.-К. К локализации Чунгарса и Вабандара, или еще раз о северо-западных и иных пределах «страны hонов»//Дагестанский этнографический сборник. Махачкала, 2006. С. 61-62), в котором могло иметь место присущее старовенгерскому (с Хв. до 1526 г.) языку сужение гласного о>u (см. Основы финно-угорского языкознания. М., 1976. С. 355, 376). Ее вокализм сохранился в ср.-греч.(У-ХУ вв.) Κόμανοι, в то время, как в древнерусском с 1096г. известен этноним КУМАНИ, КУМАНЕ, обозначавший тот же (булгаро-хазарский) этнос(см. Фасмер М.Этимологический словарь русского языка. М., 1967. Т. II. С. 415), вытесненный с приходом в 1054 г. половцев-кыпчаков на правый берег Днепра. Именно к этому времени, к 1050 г., происходит окончательное разрушение Хазарского каганата (Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М., 2002. С. 736), и другая часть коман/куман/кумыков, отделенная кыпчаками, остается на Северном Кавказе и Дагестане, в т.ч. в горном и равнинном Гумике. По другим данным, переселение собственно команов (возможно, одного из кумыкских субэтнических подразделений) в Восточную Европу имело место в 1017 году, когда они оставили свои земли кыпчакам, которые надвигались с востока, и в дальнейшем оба племени стали именоваться кыпчаками (см. Камалов И.Х. Отношения Золотой Орды с Хулагуидами. Казань, 2007. С. 29). [238] Августи Алемань. Указ. раб. С. 33, 224, 225. [239] Основы финно-угорского языкознания. М., 1976. С. 364. [240] Августи Алемань. Указ. раб. С. 226. [241] Августи Алемань. Указ. раб. С. 35, 492, 493. Однако более убедительным представляется (при соотнесении последнего названия с аварским ойконимом Сугъра(-лъ)/Сугъул «Согратль») его возведение к субстантивированной причастной на –ыр/-ур/-ар форме (см. Щербак А.М. Очерки по сравнительной морфологии тюркских языков (Имя). Л.,1977.С.170) Сугр(ов)< обще-, межтюрк. сыгъ- «вмещать, вместиться» > азерб. сыгъы-на-къ «убежище, укрытие, пристанище». (см. Этимологический словарь тюркских языков. М., 2003. С. 382, 383),. [242] Основы финно-угорского языкознания. С.354, 355, 358, 376,377. [243] См. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1989. С. 155-156. [244] См. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1989. С. 79.Отглагольный характер данного этнонима позволяет соотнести с ним и другой, более древний, обозначавший одно из сарматских племен, расселившихся во II в.до н.э.(на равнине -!) в Северном Приазовье (см. Большая советская энциклопедия. М., 1978. Т. 30. С. 464) - языг. (ср. вышупомянутое лат.-венг. Jazyges), где -ыг - тюркский аффикс имени действия (см. Щербак А.М. Указ. раб. С. 172-173). [245] См. Алиев К.С. Таргу-наме. Махачкала,2001. С. 271. [246] Къумукъланы йырлары. Магьачкъала, 2002. Т. I. С. 51. [247] О других свидетельствах пребывания горных хазар в Дагестане см.: Гусейнов Г.-Р.А.-К. Древняя Русь, Дагестан и горные хазары. К этимологизации и ареальной интерпретации нескольких булгаризмов древнерусского, дагестанских и иных языков // Языкознание в Дагестане. Махачкала, 2005. № 8. [248] Традиционное отождествление последних с упоминаемым Марвази племенем -частb киданей - маурка (по Ауфи, Marqa, Myrqa, Murqa), именуемом кун, которое ушло из страны Кита и изгнало племя каи (Qajy или Qaj- предки османов) с их пастбищ пришло между 1030 и 1049 гг. в Черноморско-Каспийские степи, представляется недостаточно убедительным не только ввиду предполагаемого его монгольского происхождения (см.: Менгес К.Г. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве». М., 1979. С. 69-70; Ушницкий В.В. Средневековые народы Центральной Азии (Вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен). Казань, 2009. С. 43-44), но и возможности отождествления с одним из телесских племен, известных в УII-УIII вв.- Байегу- Байыргу (см. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967. С. 62). При этом развитие в нем b->m- могло быть обусловлено кыпчакским влиянием (см. Дыбо А.В. Указ. раб. С. 40). [249] См. Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов Поволжья. М., 19
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.51 (0.017 с.) |