Исторические этапы развития менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические этапы развития менеджмента.



Исторические этапы развития менеджмента.

Древний период (с 9-7 тыс. лет. до н.э. по XVIII в.) – этап накопления опыта управления.

опыт основывался на упорядочении и организации совместного труда первобытнообщинного строя. Управление осуществлялось всеми членами общины. Руководящее начало всех видов деятельности того периода олицетворяли старейшины и вожди родов.

Индустриальный период (с 1776 по 1890 гг.) – зарождение менеджмента во время промышленной революции. Индустриальный период характеризуется заменой ручного труда, а также фабричной системой производства, Разделением труда, Массовым производством.

Период систематизации (с 1856 по 1960 гг.) – обобщение накопленного опыта менеджмента, а также функционирование научных школ. Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются сами исследователи и их взгляды. XX век связан с такими именами, как Фредерик Халси, Фредерик Тейлор, Френк и Лилиан Гилбреты, Хьюго Эмерсон, Томас Эдисон, Анри Файоль, Элтон Мэйо и многими другими.В этот период и сформировались основные школы менеджмента, которые занимались вопросами организации производства, управления людьми и процессами

. Информационный период (с 1960 г. по н.в.)- использование количественных методов в практике управления. Информационный период связан с повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления.

Современный менеджмент На этом этапе, время которого – наши дни, наметились три основные тенденции: осознание на новом уровне значения материально-технической базы производства, демократизация методов управления и усиление международного характера управления.

 

Менеджер-профессиональный управляющий

Менеджер– это наемный работник, осуществляющий профессиональную управленческую деятельность, носящую инновационный, творческий характер и ориентированную на рациональное использование имеющихся ресурсов и повышение эффективности функционирования организации.

Основные признаки менеджера:

1) менеджер – наемный управляющий. Найм менеджера осуществляет собственник предприятия;

2) менеджер – должностное лицо. Менеджер занимает определенную должность и выполняет управленческие функции, для чего использует данные ему полномочия, и распоряжается ресурсами организации;

3) менеджер имеет власть. Власть менеджера в организации дается не собственностью, а должностью и установленной системой разделения и кооперации труда,а также системой психологических взаимоотношений людей.

4) менеджер управляет людьми. В подчинении менеджера всегда находятся сотрудники. Управление их знаниями, умениями, навыками есть управление персоналом.

5) менеджер принимает и реализует управленческие решения;

 6) менеджер – профессионально подготовленный управляющий.

 

 

Школы управления.

школа научного управления (1885-1920 гг.);

Основатель школы научного управления Ф. Тейлор пытался найти ответ на вопрос: как сделать так, чтобы рабочий работал как машина? Представителями этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 1920-е гг. из этого научного направления выделились самостоятельные науки: научная организация труда, теория организации производства и др.

классическая (административная) школа управления (1920- 1950 гг.);

Целью классической (административной) школы управления было создание универсальных принципов и методов успешного управления организацией. Основатели этой школы А. Файоль и М. Вебер разрабатывали принципы и методы управления организацией и хотели, чтобы вся организация работала как машина.

школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930- 1950 гг.);

Элтону Мэйо (1880-1949) Это американский социолог и психолог, сотруднику Гарвардского университета, принадлежит особое место в создании теории «человеческих отношений». Школа человеческих отношений делала основной упор на коллектив, на увеличение внимания социальным потребностям работников. Школа науки о поведении сконцентрировала внимание на методах налаживания межличностных отношений, мотивации, лидерстве, изучении индивидуальных способностей отдельных работников.

 

Планирование

Под планированием понимается заведомое определение и регламентация определенных целей, задач, показателей и темпов достижения задуманного, а также способов такого достижения.

Организация

Под организацией в данном случае понимается назначение и распределение субъектами управления конкретных прав и следующей за правами ответственности.

Координация

Координация – один из видов управления, которые способствует обеспечению взаимосотрудничества и заинтересованности конкретных лиц как внутри группы, так и на межгрупповом уровне.

Контроль

Под контролем понимается механизм наблюдения за действиями и внесением корректив в случае необходимости.

 

Процесс принятия решений — это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

.

Анализ ситуации требует сбора и обработки информации. Этот этап выполняет функцию восприятия организацией внешней и внутренней среды. Данные о состоянии основных факторов внешней среды и положении дел в организации поступают к менеджерам и специалистам, которые анализируют информацию и сравнивают реальные значения контролируемых параметров с запланированными или прогнозируемыми, что позволяет им выявить проблемы, которые следует решать.

Идентификация проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы — ее определение или диагноз, полный и правильный. Выявление и формулировка проблемы —доведение этих проблем до количественной определенности (структурирование) требует от руководителей не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого подхода., первый шаг в диагностировании сложной проблемы — установление симптомов. Общими симптомами болезни организации являются: низкие — прибыль, объем продаж, производительность труда, качество товаров и услуг; высокие — издержки, текучесть кадров, многочисленные конфликты.

Определение критериев выбора. руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора

Разработка альтернатив. Следующий этап — разработка набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может быть оптимальным

Выбор альтернативы. Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации.

Согласование решения Принятие управленческих решений в организации довольно часто ошибочно рассматривается как индивидуальный, а не групповой процесс. Между тем, хотя основные этапы ППР организациями и отдельными людьми совпадают, формирование решений в организации существенно отличается от индивидуального принятия решения. Именно организация, а не отдельный руководитель должна реагировать на возникающие проблемы

Управление реализацией

Для успешной реализации решения прежде всего необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять и какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идет о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения.

Контроль и оценка результатов.. На этом этапе производятся измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.Не следует забывать, что решение всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия можно считать равным периоду относительного постоянства проблемной ситуации.

 

22 .Понятие о природе конфликта.

  Конфликт– столкновение противоречивых или несовместимых сил.

Конфликт – противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя и более сторонами. Это схватка, борьба, спор, где каждая из сторон (конфликтанты) преследует свои цели и интересы, несовместимые друг с другом, вплоть до уничтожения одного из конфликтантов

Структура конфликта: объект – сама проблема возникшего спора (ресурсы, статусы, духовные ценности); субъекты – непосредственно участники (отдельные личности, группы, организации); условия – (семейные споры, деловая обстановка); масштаб (межличностный, региональный, локальный); стратегии поведения; итоговые результаты

Природа конфликта. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Рассмотрим модель конфликта

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания, вследствие либо объективных обстоятельств, либо случайности.

 

23 .Схема конфликта и пути разрешения.

Конфликтная ситуация обязательно включает объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта

Особенности потребностей

1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить

3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.

4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

 

26. Сущность мотивации. Мотив, стимул, мотивационный процесс.

Мотивацией называют совокупность наиболее стойких мотивов, определяющих направленность личности, ее ценность, ориентацию и деятельность в целом.

Мотивация и стимулирование побуждают людей работать хорошо, добросовестно, повышать энергию подчиненных и направлять ее на достижение целей

Мотив— внутреннее побуждение человека к действию.

Стимул — внешнее обстоятельство, которое, затрагивая основные потребности человека, побуждает его к деятельности, то есть становится мотивом.

Мотивационный процесс — это совокупность взаимосвязанных этапов:

1) ощущение потребности;

2) побуждение (мотив) к ее удовлетворению;

3) выработка цели, которая связана с удовлетворением потребности;

4) совершение действий по достижению цели;

5) получение вознаграждения и его оценка индивидом, в зависимости от которой складывается результат мотивационного процесса: удовлетворение потребности, частичное удовлетворение, отсутствие удовлетворения.

 

 

Этапы процесса контроля

1) Установление стандартов

2) Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.

3) Принятие необходимых корректирующих действий.

 

30. Разделение труда и специализация.

Разделение труда — разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов. Разделение труда позволяет производить товар наиболее эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.

Виды разделения труда:

профессиональное,

внутризаводское,

межотраслевое,

межрегиональное,

международное.

Уровни разделения труда:

общее: разделение производства на крупные роды — сельское хозяйство, промышленность, транспорт, связь, а также на умственный и физический труд;

частное: разделение на отрасли и подотрасли, например, промышленность – тяжёлая и лёгкая, добывающая и обрабатывающая и т.д.;

единичное: разделение труда внутри предприятия, например, подетально;

территориальное: по регионам, странам.

Специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. Например, Узбекистан выращивает и перерабатывает хлопок, Турция славится организацией отдыха и туризма.

 Уровни специализации:

специализация труда отдельного человека;

отдельного целого предприятия;

стран или хозяйства страны в целом.

Последствия специализации:

позволяет каждому человеку найти ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно;

способствует повышению профессионализма работников, товары и услуги создаются всё более высокого качества, то есть способствует повышению производительности труда.

Уровни управления.

Менеджмент

Уровень управления — представляет собой специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать. Главная задача аппарата управления — координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).

В зависимости от уровня управления различают высших, средних и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности — линейных и функциональных

Уровень управления -это

часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями.

Уровни управления — это результат процесса разделения труда в организациях.

По мнению Парсонса, любая организация имеет три уровня управления:

институциональный уровень — высший уровень управления, на котором осуществляется планирование деятельности организации на длительный срок, принимаются решения, имеющие очень важные для организации последствия, осуществляется реагирование на перемены, которые уже начались или ожидаются в ближайшем будущем. На этом уровне принимают решения менеджеры высшего звена университетов и т.п.);

управленческий уровень — это следующий уровень, на котором осуществляется координирование действий различных работников и подразделений для достижения стоящих перед организацией целей. На этом уровне принимают решения менеджеры среднего звена (руководители автономных подразделений и отделов, директора филиалов, в университетах — деканы);

технический уровень управления — это уровень, на котором выполняются стандартные трудовые операции; этот уровень управления можно соотнести с повседневной работой, которая имеется в любой организации. Решения на этом уровне принимают менеджеры низового звена (мастер в цехе, руководитель сектора, в вузах — заведующие кафедрой и т.д.), а их деятельность изучается оперативным менеджментом.

32.Сущность планирования и задачи планирования.

Сущность планирования состоит в распределении временных и материальных ресурсов, а также разработке алгоритма действий для достижения поставленных целей. В данном случае процесс планирования будет выглядеть следующим образом:

 формулировка миссии предприятия;

 в соответствии с предыдущим пунктом разрабатываются цели, которые планируется достигнуть;

 составление общей программы действий;

поиск ресурсов, необходимых для реализации плана;

определение круга исполнителей программы и доведение до них исчерпывающей информации;

фиксация результатов в форме заверенного документа установленной формы.

 Таким образом, сущность планирования можно трактовать как разработку системы целей, а также путей их достижения. Объек т - это конкретная организация или ее структурное подразделение, для которого составляется перспективная программа. Что же касается субъектов планирования, то это лица или конкретные отделы, которые осуществляют данную деятельность.

Задачи планирования могут быть сформулированы так:

формирование перечня проблем, которые предстоит решить в плановом периоде; поиск сценариев, в соответствии с которыми может развиваться ситуация;

обоснование целей и определение степени их значимости;

 поиск источников ресурсов, а также разработка плана их использования;

обозначение конечных и промежуточных результатов, в соответствии с которыми будет производиться контроль за достижением целей.

 

33 .Виды планирования на предприятии.

Стратегическое планирование — это выбор перспективных целей и способов их достижения в условиях быстроменяющейся внешней среды; поиск новых возможностей развития организации; набор процедур, с помощью которых разрабатывается стратегия.Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития организации.

Основная цель стратегического плана — наметить пути развития (или хотя бы выживания) в условиях конкуренции и динамичной внешней среды.

Тактическое планирование — это процесс создания предпосылок для реализации стратегического плана. В отличие от стратегического планирования оно направлено внутрь организации.

Тактическое планирование охватывает, как правило, краткосрочный и среднесрочный периоды.

Задачи тактического планирования:

• конкретизация стратегических целей применительно к конкретному периоду;

• выбор наиболее эффективных средств реализации стратегии;

• наиболее эффективное использование ресурсов организации и

обеспечение ее финансовой устойчивости.

На основе тактического плана устанавливаются связи между производственными подразделениями, осуществляется разработка бюджетов или смет по основным видам деятельности, а также контроль за их выполнением.

Оперативно-календарное планирование — процесс реализации предпосылок тактического планирования. Это планирование предназначено для организации планомерной повседневной ритмичной работы организации и ее подразделений.

. Результатом оперативно-календарного планирования являются оперативные производственные планы (задания) для производственных подразделений и оперативные планы работы функциональных служб на 10— 12 рабочих дней.

 

Бизнес-планирование — это определение целей и путей их достижения на основе намеченных и разработанных программ и мероприятий по их выполнению, которые в процессе реализации могут корректироваться в связи с изменившимися условиями.

Бизнес-планирование является одним из самых распространенных видов планирования в рыночной экономике. Оно является методом оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия, тех или иных инноваций.

Бизнес-планирование применяется при создании новой организации или освоении новых видов деятельности.

Долгосрочное (перспективное) планирование осуществляется на период более пяти лет. Долгосрочные планы ориентированы на достижение долгосрочных целей. Они могут разрабатываться на 10, 15 и 20 лет. Такие планы предназначены для определения долговременной стратегии организации в той или иной сфере деятельности (экономической, социальной, научно-технической и т.п.).

. Прогнозирование — это определение вероятных целей функционирования и развития организации и вероятных путей их достижения; это предвидение развития организации в будущем и ее возможного состояния. При этом предвидение базируется на вероятностном научном обосновании путей достижения долгосрочных целей организации Прогнозирование можно рассматривать как один из этапов долгосрочного планирования

Среднесрочное планирование — это планирование деятельности организации, как правило, на период от трех до пяти лет. Результатом среднесрочного планирования являются планы, программы, проекты и т.п., которые по содержанию и масштабам решаемых задач могут быть как стратегическими, так и тактическими.

Краткосрочное (текущее) планирование может осуществляться на любой период не более года (год, полугодие, квартал, месяц и т.п.). Результатом краткосрочного планирования является календарный план деятельности организации, ее подразделений на определенный период (месяц, квартал, полугодие), содержащие комплекс установленных им показателей.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер. Применяется при текущем планировании. Оно выступает альтернативой рыночным регуляторам но, тем не менее, не является антиподом рынка, поскольку применяется не только в плановой экономике, но и в рыночной. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер.

Индикативное планирование в отличие от директивного планирования носит рекомендательный характер. Базовым понятием в индикативном планировании выступает индикатор.

Индикатор — это показатель, количественно определяющий качественные характеристики (параметры границ), в пределах которых организация может устойчиво развиваться. Индикаторы ограничивают минимальные и максимальные значения показателей плана (объем производства, товарооборот, себестоимость продукции, прибыль и т.п.). Так называемые пороговые значения индикаторов могут сигнализировать о приближении критического (кризисного) состояния организации.

Производственное планирование — это, по сути, разработка производственных программ организации и внутрихозяйственных подразделений, специализирующихся на производстве той или иной продукции (услуг). Производственная программа является важнейшим разделом общего плана организации (предприятия).

Планирование персонала (кадровое планирование) — это процесс работы с кадрами, включающий определение потребности в кадрах, а также подбор, подготовка и переподготовка кадров, их аттестация и т.п. Планирование потребностей в персонале — это начальная ступень кадрового планирования. При определении потребности в персонале исходят из плана организации на очередной период, планируемых рабочих местах, наличных трудовых ресурсов и т.п.

Важное значение в кадровом планировании имеют планирование кадрового резерва, переподготовка и повышение квалификации персонала.

Финансовое планирование — это действия по составлению планов, обеспечивающих оптимизацию управления финансовыми ресурсами, их формирование и использование; это расчеты доходной части бюджета и определение наиболее выгодных направлений расходования финансовых ресурсов.

34. Основные понятия организационной деятельности.

Организационная деятельность – вид управленческой деятельности, направленный на формирование структуры управления организацией, установление в ней определенной системы связей и взаимоотношений, что дает возможность эффективно работать для достижения поставленных целей.

Необходимость организационной деятельности обусловлена следующими аспектами:

1) для достижения своих целей люди вынуждены объединяться,

2) любая совместная деятельность будет более эффективной, если для каждого члена общности определено:

во-первых, что он должен делать;

во-вторых, за что он несет ответственность;

в-третьих, кто контролирует его деятельность.

В организационной деятельности можно выделить три основных направления:

1) определение норм управляемости, т.е. определение того количества человек, которым эффективно может управлять руководитель;

2) взаимоотношение полномочий и ответственности, которые связывают руководителей разных уровней и их подчиненных;

3) формирование организационной структуры предприятия, т.е. его деление на подразделения и установление связей между ними.

Центр оценки (далее – «ЦО») Существенной особенностью ЦО является использование в нем «ситуационных упражнений», моделирующих реальную профессиональную деятельность. Структура упражнений приближена к задачам, возникающих в реальной профессиональной деятельности и, в частности, управленческой

Простой по своей сущности метод управления по целям (Мanagement by Оbjectives (МВО)) заключается в постановке специфических измеряемых целей для каждого из работников и периодическое обсуждение прогресса на пути достижения этих целей.

4.. Метод «360°»

«При «360° оценке» сотрудник оценивается своим руководителем, своими коллегами 5. Метод компетенции

Исторические этапы развития менеджмента.

Древний период (с 9-7 тыс. лет. до н.э. по XVIII в.) – этап накопления опыта управления.

опыт основывался на упорядочении и организации совместного труда первобытнообщинного строя. Управление осуществлялось всеми членами общины. Руководящее начало всех видов деятельности того периода олицетворяли старейшины и вожди родов.

Индустриальный период (с 1776 по 1890 гг.) – зарождение менеджмента во время промышленной революции. Индустриальный период характеризуется заменой ручного труда, а также фабричной системой производства, Разделением труда, Массовым производством.

Период систематизации (с 1856 по 1960 гг.) – обобщение накопленного опыта менеджмента, а также функционирование научных школ. Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются сами исследователи и их взгляды. XX век связан с такими именами, как Фредерик Халси, Фредерик Тейлор, Френк и Лилиан Гилбреты, Хьюго Эмерсон, Томас Эдисон, Анри Файоль, Элтон Мэйо и многими другими.В этот период и сформировались основные школы менеджмента, которые занимались вопросами организации производства, управления людьми и процессами

. Информационный период (с 1960 г. по н.в.)- использование количественных методов в практике управления. Информационный период связан с повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления.

Современный менеджмент На этом этапе, время которого – наши дни, наметились три основные тенденции: осознание на новом уровне значения материально-технической базы производства, демократизация методов управления и усиление международного характера управления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.082 с.)