Кратко о сути Земской реформы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кратко о сути Земской реформы



  • Любая крестьянская община (вне зависимости от того, на чьей земле она проижвает) является равноправной с городской общиной, соответственно все выборные должности считаются «людьми государственными».
  • Через выборных судей и старост правительство предоставляет местным жителям право осуществлять суд (кроме тяжких преступлений), управление, надзор за порядком и раскладку податей (налогов)
  • Община может просить об освобождении от наместника или волостеля, при условии уплаты «кормленного откупа» (т.е. кормление заменяется государственным налогом)
  • Согласно Судебнику 1550 года наместник или волостель не может судить без участия избранных от местных жителей дворского, старосты и лучших людей

Кормления (т.е. содержание присланных от правительства наместников за счёт местного населения) порождали злоупотребления государственных чиновников, заинтересованных в обогащении за время пребывания в должности.

Земская реформа распространялась неравномерно — наиболее успешно ею пользовались государственные крестьяне северо-восточных земель, в то время как на юго-западе, где преобладали бояре-вотчинники, нововведения принимались гораздо менее охотно.

Откупная земская грамота предполагала выборные должности для местного населения:

  • Излюбленные старосты
  • Излюбленные головы
  • Земские старосты
  • Выборные старосты
  • Излюбленные, выборные судьи

В окружной уставной грамоте о местном самоуправлении общин царь Иван IV прямо писал:

«А велели мы во всех городах и в станах и в волостях учинить старост излюбленных, кому меж крестьян управу чинить и наместничьи и волостелины и праветчиковы доходы собирать и к нам на срок привозить, которых себе крестьяне меж себя излюбят и выберут всею землёю, от которых бы им продаж и убытков и обиды не было, и разсудити бы их умели в правду безпосульно и безволокитно, и за наместнич доход оброк сбирать умели и к нашей бы казне на срок привозили без недобору.»

Итоги и результаты

  • Завершен переход от системы «кормлений» к органам земского самоуправления
  • Эффективность суда и управления повышена — местные жители лучше присланных наместников ориентируются в нуждах собственного края
  • Сформирована основанная на выборном принципе сословно-представительная система управления низшими административными единицами государства

После замены системы местного самоуправления в XVI веке (с 1555 года) губными и земскими учреждениями в уездах, где находились торгово-ремесленные центры и не укрепилось землевладение помещиков, введено земское самоуправление, которое представляло интересы как дворянства, так и купечества. Земскую избу возглавлял земский староста, имевший в своём подчинении земских дьяков и целовальников.

 

Земские старосты избирались из зажиточных посадских людей и государственных крестьян на один-два года или на неопределённый срок тяглым населением, крестьянами, посадскими людьми, за исключением служилых людей, не находившихся под властью земских изб.

 

В компетенцию земского старосты входили вопросы использования общинной земли, записи в тягло, сбор и раскладка казённых податей, надзор за земскими дьяками, подьячими и целовальниками; в отсутствие губного старосты ведал общинной полицией. В основном его обязанности были схожи с обязанностями губских органов. Старосты собирали подати, недоимки и таможенные пошлины, привлекая к этому воеводскую администрацию; принимали участие в судах.

 

Псковской судной грамотой учреждены четыре вида светских судов на псковских землях, один из которых — суд земского старосты, который разбирал дела с преступниками, застигнутыми на месте преступления, дела о кражах и другие, совершённые на территории земства.

Целова́льники — должностные лица в Русском государстве, выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название.

 Г) Ограничение местничества- конспект

К реформе армии относится ограничение местничества в 1549-1550 годах, которое играло важную роль в управлении армией. Так как местничество - это назначение воевод по их роду или «отечеству», а способность к ратному делу имела второстепенное значение, в этот момент местничества приобретает особую остроту. В армии с особой отчетливостью выступала реакционная роль этого института власти. Отмена этого института в XVI веке столкнулась бы с мощным противодействием знати, потому что он обеспечивал ее монопольное право на руководящую роль важнейших органах государства. Поэтому реформаторам пришлось действовать в строго определенных рамках.

Царские указы о местничестве 1549-1550 годах предусматривали возможность назначения в помощники главнокомандующему наиболее сведущих и одаренных воевод, не обладающих достаточной знатностью. Принцип назначения на высший пост не отменялся, и закон вовсе не обязывал главного воеводу следовать советам своего заместителя.

Чтобы предотвратить саботаж во время походов, на время военных мероприятий местничество ограничивалось. Таким образом, ни каких серьезных мер по местничествам принято не было.

Приговор сохранил местничество, но ослабил его негативные последствия в практической деятельности.

Будучи одной из наиболее ранних по времени политических реформ 50-х годов, приговор о местничестве отразил в себе общий характер политики формы и пути реализации этой политики. Ни о каком серьезном законодательном ограничении местничества не было и речи, но можно заметить, что в реформе были попытки устранить серьезные недостатки данного института. Смысл приговора о местничестве заключался в установлении службы в полках «без мест» и в запрете «местничаться» во время похода.

 Д) Отмена кормлений- причина отмены, конспект. А что вместо кормлений?

Кормление — это система содержание должностных лиц, приезжающих бояр служить на чужую землю. Суть этой системы заключается, в том, что местные жители должны были «кормить» этих приезжающих. Они назывались наместниками или волостелями. Они были ответственными за вершение правосудия и сбор налогов. Ещё были сборщики штрафов и строители. Они хороши были защищены государством: за их убийства или увечья назначались огромные штрафы. Также кормление давалось за военные заслуги или заслуги по службе. Не оставались без «корма» и боярские дети. В случае смерти кормленщика право на получение продовольствия передавалось его родственникам.

Присваивалось кормление на 3 -5 лет, по истечению этого срока его могли продлить, что чаще всего и происходило. Кормление продолжалось на протяжении нескольких столетий.

Кто и зачем ввел?

Официально кормление ввел Ярослав Мудрый в начале XI века в своей Русской правде, первом письменном своде законов. От этого государство имело большую выгоду. Правительству не приходилось тратить казну на содержание своих служащих. Кроме того, значительно упрощался процесс передачи средств необходимых для проживания.

История кормления.

Изначально кормление носило неформальный характер. Княжеский наместник приезжал на службу, а местное население давала ему некоторые продукты пропитания, например, сыр, хлеб, мясо. Потом эта система была узаконена, и в Русской правде было прописано, что должны давать, когда и сколько. Одно время кормленщиков «кормили» 3 раза в год: на Пасху, Рождество и Петров день. Не забывали и про лошадей, их кормили овсом. Иногда наместники взимали деньги в форме пошлин.

Но со временем и эта выгодная государству форма содержания показала себя не с лучшей стороны и была упразднена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.008 с.)