Характеристики коллективной творческой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики коллективной творческой деятельности.



Историю коллективной творческой деятельности  можно отсчитывать с первой половины прошлого столетия, с момента педагогической деятельности А. С. Макаренко, который разрабатывал технологию создания детского коллектива и развил уникальные средства воспитания личности через коллективную деятельность. Впоследствии И. П. Ивановым коллективная творческая деятельность рассматривается уже как форма с четкой структурой: коллективное целеполагание – коллективное планирование – коллективная подготовка – проведение дела – коллективный анализ по итогам (рефлексия) – коррекция.

Изначально применение технологии коллективных творческих дел было основано на коммунарских идеях (педагогика заботы), и в этом контексте был возможен лишь классический вариант коллективной деятельности с приоритетом ценности социума перед ценностью развития личности. За последние годы ценности и идеи в обществе претерпели огромные изменения, а технология коллективно-творческих дел, потеряв идейную основу, оказалась невостребованной и была незаслуженно забыта.

В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей. Это важный приоритет для педагогов, в направлении которого следует развивать КТД.

Отличия личностно-ориентированного КТД от классического должны заключаться в смещении акцента в совместной деятельности с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи личностного развития. Наше понимание этих различий отражает следующая таблица:

 

 

Этап КТД по модели И. П. Иванова Личностно-ориентированное КТД
Коллективное целеполагание Реализация общественно-значимых задач при выборе дела Дело как реализация задач личностного развития
Коллективное планирование Акцент на групповое авторство идей Акцент на индивидуальное авторство идей, умение представлять их в группе
Коллективная подготовка Акцент на групповой работе Акцент на принятия решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого
Коллективное проведение дела Только командное участие Согласованность индивидуальной деятельности с групповой
Коллективный анализ по итогам Оценка группового участия в организации дела Оценка личностного участия, развития своего потенциала

При этом нужно заметить, что меняются именно акценты, так как важность работы в коллективе и с коллективом сохраняет значение.

Рассмотрим составляющие понятия коллективная творческая деятельность.

Деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта; система многоаспектных предметных взаимодействий индивида с окружающим миром, в результате чего и осуществляется производство и воспроизводство субъектом материальных и духовных ценностей [33].

Коллективная деятельность подразумевает, что обсуждение, планирование, подготовку, осуществление и оценку какого-либо дела подростки и педагоги осуществляют сообща. Поиск оптимальных решений важной задачи совершается всеми членами коллектива.

Творческая деятельность подразумевает возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений; творческого применения полученных в процессе обучения знаний. Она творческая еще и потому, что не может превратиться в догму, осуществляться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности.

В литературе выделяется большое количество видов коллективных творческих дел. Перечислим некоторые из них: трудовые, спортивные, художественно-эстетические, общественно-значимые, интеллектуальные, экологические, познавательные, воспитательные. В рамках изучаемой темы нас интересуют последние два вида. Во-первых, в ходе подготовки и проведения КТД подростки смогут познакомиться с новой полезной информацией, которая должна способствовать формированию осознанного и критического отношения к явлениям, происходящим в его окружении.

А во-вторых, КТД определенной направленности и тематики будут способствовать развитию навыков противостояния негативным влияниям, отработке новых форм поведения, становлению новых качеств личности.

В.А. Сластенин указывает, что технология коллективных творческих дел – это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности [27, с. 141].

Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий. Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то, несмотря на большое их разнообразие, можно выявить, что все они конструируются в основном одинаково. В любо деле выделяется ряд этапов.

Целеполагание основывается на анализе  социальной ситуации того периода, в котором осуществляются воспитательные дела. Задача педагога на этапе целеполагания – учесть социальную ситуацию, поставить диагноз уровня развитости коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействия, которая предусматривается в будущем деле [27, с. 148-149].

  Этап планирования воспитательных дел наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретически, практически это единый неразрывный процесс. На этом этапе перед педагогом стоит важная задача – вместе с воспитанниками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано.

Многие педагоги считают грубым нарушением планирование воспитательных дел без участия воспитанников. Известно: самому что-то сделать легче и быстрее, чем учить этому других [27, с. 151]. Но функция педагога в том и состоит, чтобы организовать работу воспитанников. Поэтому и планируется, и проводится ВД вместе с ними, точнее, готовят и проводят его сами ребята под руководством педагога.

Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Только при организации весь комплекс – воспитатели, воспитанники, средства – может образовать некий жизнеспособный процесс.

На этой стадии руководящий орган данного КТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника [8, с. 7].

Участие в организации дела воспитывает важные качества личности: целеустремленность, ответственность, умение доводить начатую работу до конца, самокритичность, исполнительность.

Если дело хорошо подготовлено и организовано, то можно надеяться, что оно успешно осуществится. Однако педагог не должен выпускать из своих рук управление делом до его полного завершения.

На этапе осуществления КТД у педагога немало ответственных моментов. Во-первых, он следит за осуществлением намеченной программы дела, корректируя его ход на основе подготовленного сценария, выполняя диспетчерские функции. Во-вторых, педагог наблюдает за коллективом в целом и за отдельными ребятами, помня, что КТД развивает у воспитанников определенные качества, позволяет установить уровень сформированности этих качеств и наметить стратегию дальнейшей работы. В-третьих, педагог следит за четким решением организационных вопросов.

Во время воспитательных дел педагог должен занять правильную позицию, чтобы не сковывать ребят своим присутствием, не мешать им свободно выражать свои мысли и чувства. Но в то же время внимательно необходимо следить за развитием событий, не допускать, чтобы они приняли нежелательное направление и вышли из-под контроля.

На завершающем этапе дела подводятся итоги. Это может быть коллективное обсуждение, специальный сбор-«огонек», или индивидуальный педагогический анализ. Ставится цель: вскрыть причины успехов и неудач.

Целесообразно придерживаться апробированной схемы анализа ВД, последовательно отвечая на вопросы. Приведем в пример некоторые из них: 1) все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами; 2) какие фрагменты, части дела удались лучше, почему; 4) кто и почему срывал сроки; 5) представляло ли ВД систему или же было набором мало связанных между собой фрагментов и частей; 7) удовлетворяет ли качество дела, отношение к нему участников, над какими вопросами заставило оно их задуматься; 8) каким было поведение участников; 9) почему возникли случаи отрицательной реакции части участников на те или иные педагогические действия; 10) от чего нужно отказаться; 11) что нового ввести в следующие ВД? [27, с. 155].

Коллективные творческие дела обладают следующим потенциалом:

- создаются условия для практического познания своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми в досуговой деятельности;

- предоставляется возможность самому оценить свои личностные качества, уровень знаний, активности, перспективу результата и проникнуться чувством ответственности перед коллективом за выбранную роль;

- создаётся ситуация выбора способов действия, где подростки учатся самостоятельно проектировать свое поведение, поступки;

- развитие самооценки, самоутверждения личности в проявлении активности, созидательной деятельности;

- формирование активной социальной позиции подростков и развитие их способности производить значимые изменения не только в своей жизни, но и в жизни окружающих людей.

Таким образом, в коллективной творческой деятельности  удовлетворяются и реализуются различные потребности подростков, идёт развитие и удовлетворение познавательной деятельности и творческой активности, инициативы и самостоятельности.Творческая работа в коллективе дает подростку возможность проявить свои таланты и возможности, показать окружающим самоценность и уникальность своей личности. Данная деятельность способствует приобретению опыта самореализации, формированию качественно новых уровней самооценки и уверенности в себе.  Так же это некоторого рода отдушина, которая помогает подростку выразить и проецировать свои переживания и страхи, взглянуть на них со стороны и проанализировать, разобраться в волнующих проблемах, упорядочить и осознать их.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.011 с.)