Психологические и возрастные особенности подросткового 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические и возрастные особенности подросткового



Возраста

Подростковый возраст – наиболее сензитивный этап в формировании личности и ее социализации. В этот период обостряется стремление к автономии, самостоятельному оцениванию, неординарному решению проблем, что способствует самоутверждению личности, интенсифицируются процессы саморефлексии, самоанализа. При работе с подростками ни в коем случае нельзя ограничивать, подавлять это стремление, блокировать свободу в построении и изменении смыслов жизни, в противном случае могут  возникнуть конфликты, а на глубинном уровне может развиться устойчивый когнитивный диссонанс.

В подростковом возрасте ярко проявляет себя мотивационно-потребностная сфера - сфера общения, эмоциональных контактов. [14, с. 24]. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности: она во многом находит свое удовлетворение в общении. В данный период особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности. Это определяет рост потребности в общении с людьми, потребности быть принятым ими и чувствовать уверенность в их признании (развитие чувства аффилиации). Поэтому подростка необходимо вовлекать в коллективы с конструктивной направленностью, давать ему возможность проявить свои лучшие качества, одобрять и поддерживать его активность.

Новообразованием критической фазы подросткового возраста является «чувство взрослости» - особая форма отроческого самосознания. По определению Д. Б.  Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми и товарищами), находит образцы для усвоения, строит отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» [34].

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения,  Подростки, начиная с 12 - 13 лет копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости", которые скопировать проще всего: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Также сюда входят мода, прически, косметика, особый лексикон, манеры поведения. Подросток стремится поступать и выглядеть как взрослый, он хочет иметь его права и возможности.

В противовес внешней псевдовзрослости у подростков необходимо развивать «социальную взрослость» путем включения их в самоуправление, в активную общественно полезную деятельность. Важно, чтобы в их окружении присутствовали те образцы поведения, копирование которых повлечет за собой развитие, а не деградацию подростка.

Важным моментом является тот факт, что поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой. Это образование начинает закладываться еще в раннем детском возрасте, но наиболее сложные изменения, в дальнейшем приобретающие относительно устойчивые черты, оно претерпевает именно в подростковый период [18, с. 27].

Самооценка своего места в социуме играет если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности, определяя в значительной степени социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности.

Самооценка – важнейший компонент Я-концепции. Структурно-функциональное строение самооценки определяется выделением трех основных структур:

1. Физическое “Я”, то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт Я-концепции - так называемое «Я-реальное»

2. Помимо реального “Я”, Я-концепция включает в себя “Я-идеальное”. При высоком уровне притязания и недостаточном осознании своих возможностей идеальное “Я” может слишком сильно отличатся от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Оно становится возможным в этот период, благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция.

3. «Я-зеркальное» имеет большое значение, так как подросток начинает строить свое общение с партнером все более осознанно и произвольно, с учетом того, как видит и воспринимает ее партнер. Развитие «Я-зеркального» выступает важным условием перехода личности к социальной компетентности в общении, предпосылкой развития морального поведения и морального выбора.[35, 26, с. 11].

Для того чтобы подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо помочь выстроить позитивное представление о себе. Включение подростка в активную деятельность, выявление сильных сторон его личности и разносторонних способностей, помощь в осознании возможностей и акцентирование внимание на значимость личности подростка, - все это способствует становлению конструктивной Я-концепции и, соответственно, адекватной самооценке.

Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте с появлением ориентации на общение, на сверстников, на референтную группу. Следовательно, очевидна особенная уязвимость подростков перед манипулятивным воздействием и давлением группы.

Необходимость общения со сверстниками своей референтной группы порождает конформизм, так как очень сильным является желание "быть как все". Для подростков характерна реакция группирования, высокая значимость группового признания. Со временем происходит интериоризация системы ценностей, принятых в референтной группе. Чтобы добиться признания в этой группе, подросток готов вести себя даже вопреки своей собственной системе ценностей. Если добиться признания все же не удается, это вызывает острые переживания и способствует возникновению социальной дезадаптации. Повышению конформности у подростков способствует отсутствие определенных коммуникативных умений: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать как на похвалу, комплимент, так и на отрицательное высказывание в свой адрес, принятие ответственности за свое поведение и так далее. Исходя из сказанного, мы можем определить еще одно направление в работе с подростками – формирование коммуникативной культуры, помощь в осознании индивидуальности, неповторимости и ценности собственной личности.

Также подростковому возрасту присуща такая личностная черта как внушаемость. Под внушаемостью понимается «легкость усвоения человеком внешних по отношению к нему побуждений, стремлений, желаний, установок, оценок, форм и стилей поведения, повышенная восприимчивость к психическому воздействию со стороны другого лица (лиц) без критического осмысления реальности и стремления противостоять этому воздействию. Считается, что при этом многое из происходящего принимается на веру, глубоко не анализируется и не подвергается пристрастному осмыслению» (Менделевич).

Личность, склонная к формированию зависимого поведения, оказывается некритичной, часто легковерной, податливой групповому воздействию. Такой подросток вырабатывает стереотип поведения не в соответствии с убеждениями и разъяснениями окружающих, не исходя из собственных рациональных суждений и умозаключений, а в обход их. Многие подростки, вовлекаемые сверстниками в процесс употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, идут на это без осознания сути происходящего, некритично. Они легко подвергаются воздействию извне. Их не составляет труда «уговорить», что вред от употребления этих веществ «мнимый», что «легкие» наркотики как бы не вызывают зависимости. Помимо этого, сами подростки способны быстро «уговорить себя» в том, что «это последняя сигарета, последняя рюмка или последняя доза». В такую минуту они стопроцентно убеждены в правильности собственного умозаключения. Чтобы нейтрализовать негативные последствия внушаемости как личностной черты подросткового возраста, необходимо формировать критическое мышление, основанное на знании и способности анализировать.

Суммируя все вышеизложенное, мы можем сказать, что подростки со свойственной этому возрасту чувствительностью оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы защиты, которые бы давали им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни, они не справляются с внешним влиянием социума, что  приводит к саморазрушающему поведению. [22, с. 3].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.009 с.)