Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизмы социального влияния на подростков
Современный социум является источником разнообразных и неоднозначных влияний на подростка, которые реализуются как на макро -, так и на микроуровне. К основным способам негативного влияния, осуществляемым через агентов социализации, наряду с убеждением, внушением, заражением, принуждением, мы можем отнести манипулирование сознанием, предъявление (навязывание) образцов антисоциального поведения, подстрекательство, вовлечение в деятельность асоциальной и противоправной направленности. Следует отметить, что природа многих из перечисленных видов влияния носит смешанный характер: это одновременно и психическое, и социальное, а иногда и физическое воздействие. Одним из важнейших факторов, определяющих возникновение негативного влияния, является феномен группового давления. Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Само «слово "конформизм" имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает "приспособленчество". В работах последних лет часто употребляется термин "социальное влияние". Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы» [2, с.47]. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. Приведем примеры наиболее распространенных ситуаций, которые иллюстрируют эти феномены. Например, класс решил уйти с уроков, но находятся несколько человек, которые не хотят этого, и на них начинает давить группа желающих «сбежать»: «Ты будешь предателем!», «Если ты настоящий друг...», и т.п. Или такой вариант - группа подростков уговаривает закурить своего сверстника: «Ну, ты что, слабак? Девчонка?», «Ты маменькин сынок!». Это достаточно агрессивный вариант давления. Часто в таких ситуациях используются и просьбы: «Мы же всегда все делали вместе!», «Ты же свой парень, ты же не станешь нас подводить!» и т.п. Наблюдения показывают, что особенно усердствуют в уговорах и провокациях те члены группы, которые чувствуют себя в группе наименее уверенно и тем самым пытаются, с одной стороны, продемонстрировать преданность группе, с другой - подстегнуть самих себя на неправедное общее дело. Многие в таких ситуациях ощущают себя в тупике: «И отказать друзьям не могу, и делать, что они уговаривают не могу и не хочу, нет никакого выхода». Отсюда подавленное состояние и абсолютная беспомощность.
«В ситуациях с групповым давлением также могут иметь место и самоманипуляции: «Уже поздно отказываться от выпивки, потому что истрачены деньги; потому что надо было бы сразу сказать...» и т.д. Смещение выбора в будущее может выглядеть так: «Отказаться в этой ситуации для меня было не так важно, вот в другой раз, более серьезный, например, с наркотиками я обязательно сделаю так, как необходимо мне». Такой вариант является еще и бальзамом, позволяющим смягчить удар по самооценке»[5, с.131]. Всю совокупность факторов, побуждающих человека к конформизму, условно можно разделить на внешние и внутренние. При этом внешние действуют как угроза, а внутренние – как потребность. Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. «Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы, вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы - повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам» [13, с. 62]. Это могут быть физическое наказание, брань, насмешки, неодобрение, отверженность, снижение интенсивности общения с "провинившимся", понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и другое.
Наиболее очевидной причиной, вызывающую внутреннюю конформность, является информационное влияние. Его действенность объясняется тем, что человек вынужден в своей жизни всецело полагаться на внешние источники информации. Получая знание о том, как необходимо поступать в той или иной ситуации, мы начинаем воспринимать эти сведения как норму, как эталон. Но человек заинтересован в получении знаний о том, как вести себя «правильно». Сведения такого рода он может получить, только сравнивая себя с другими людьми, утверждает Леон Фестингер в своей теории социального сравнения. Согласно этой теории, «процесс сравнения играет исключительно важную роль в формировании нашего самосознания. Кроме того, сопоставив свое поведение с «правильным» поведением других людей, мы получаем уверенность в своей правоте, в том, что мы не ошибаемся. Таким образом, другие люди, группа выступают для индивида эталоном «правильности». Соглашаясь с группой, поступая «как все», индивид получает и социальное одобрение, и ощущение своей правоты, «правильности», а, следовательно, и чувство безопасности» [28, с. 255]. Еще один внутренний фактор конформизма обнаружили Доминик Абрамс и Майкл Хогг. По их мнению, «конформистское поведение можно объяснить также действием процесса самокатегоризации. Суть его в том, что мы бессознательно определяем себя членами каких-либо групп. Определив себя как члена какой-либо социальной группы, мы закладываем данную идентификацию в схему нашего самосознания, с одной стороны, а с другой стороны, начинаем приводить себя «в соответствие с группой». Ведь принадлежность к группе требует от человека соблюдения ее норм и правил, то есть стереотипов группового поведения. Идентификация с группой усиливает проявление конформности» [23, с. 30-31]. Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него системе отношений, потому как перед ним встает вопрос о принятии или отвержении этих норм, правил, ценностей данной группы. Попытки управлять человеком нередко наталкиваются на их сопротивление. В этом случае «перед инициатором воздействия открываются два пути: - попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, то есть сломить сопротивление (открытое управление); - замаскировать управляющие воздействия так, чтобы они не вызывали возражение (скрытое управления). Скрытое управление производится помимо воли адресата, оно предполагает возможное несогласие с тем, что предлагается. Скрытое управление человеком против его воли, приносящие инициатору односторонние преимущества, исследователи называют манипуляцией» [30, с. 3]. Можно выделить следующие самые распространенные методы психологического воздействия. Самый древний механизм воздействия – это заражение. Он «представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека. Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека. Оно базируется главным образом на авторитетности источника информации. Внушение носит вербальный характер, где значительную роль играет интонация. Она выражает убедительность, авторитетность, значительность слов. Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей» [28, с. 263]. Подростки со свойственной этому возрасту чувствительностью оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, психологически беспомощными перед внушением.
Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. «Прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится, для того чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию. Убеждение апеллирует к разуму человека. Этот метод воздействия строится на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается посредством других мыслей» [28, с. 263-264]. Сюда могут примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Важным социально-психологическим феноменом является подражание, то есть воспроизведение деятельности, поступков, качеств других людей, на которых хочется быть похожим. В подростковом возрасте ярко проявляется стремление принадлежать к какой-либо группе, внутри которой действуют механизмы подражания, копирования образцов поведения, подтверждающие принадлежность к группе. Бывает так, что подросток видит всю несправедливость поступков компании, в душе протестует, но подчиняется, так как боится быть снова одиноким [12,с. 14]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что в настоящее время окружение подростка обладает большим набором методов воздействия. Их спектр очень велик: от заурядного «а слабо?» до сложных механизмов скрытого манипулирования. И не всегда подросток может осознать, что в тот или иной момент он совершает поступок, который продиктован не его собственным желанием, а навязанный окружением. Но даже если это понимание есть, то не каждый подросток может устоять перед негативным влиянием. Данный феномен обусловлен рядом психологических и возрастных особенностей подросткового возраста.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.100.202 (0.013 с.) |