Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ полученных результатов

Поиск

В настоящее время многие исследователи и психологи всерьез озабочены проблемой интернет-зависимости у подрастающего поколения. «Планшеты и другие гаджеты позволяют обходиться без мыслительной деятельности, пропадает необходимость устного счета, любой факт можно быстро найти, поэтому его не обязательно заучивать, если скучно можно посмотреть фильм, не обязательно «заводить» игру, то есть что-то придумывать, создавать «игровое пространство».

Самый популярный гаджет — мобильный телефон, смартфон, планшет. Использование этих устройств, не только как средства связи, но и для выхода в глобальную сеть, активное и пассивное участие в соцсетях являются основными социальными коммуникациями.

Молодежь в современном мире, мир этот привыкла воспринимать через призму экрана своего мобильного телефона. Состояние «он-лайн» является определяющим в ее мироощущении. Все существующие мыслеформы состоят из «тэгов» и ответов. Но существует весомый повод для волнения — детская привязанность к гаджетам. Чем мобильнее становится подросток, тем больше его увлеченность киберустройствами. Большинство тинейджеров откровенно признаются в том, что чувствуют себя некомфортно без смартфона и планшета. Одна из причин — взаимоотношение со сверстниками. Многим подросткам бывает трудно найти общий язык с ними, не говоря уже о взрослых. Они боятся проявлять инициативу, чувствуют себя неуверенно при прямом общении с незнакомыми людьми, натыкаются на стену непонимания. Гаджет для них становится лучшим другом, который дает ответы на все вопросы, помогает самоутвердиться, а в некоторых случаях спасает от одиночества.

Современные технологии глобальной коммуникации затронули все сферы человеческого бытия. Сфера образования также начинает перестраиваться в направлении, отвечающим потребностям информационной цивилизации. Применение интернет-ресурсов в процесс обучения расширяет образовательное пространство ученика. В то же время «прослеживается стремление подростков к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений»[10, с. 115].

Развитие самостоятельности в получении и обработке учебной информации учащимися в процессе обучения определяется наличием соответствующих побудительных мотивов. В связи с этим актуально изучение факторов, влияющих на мотивацию достижения в обучении подростков. В значительной степени продуктивная активность личности связана с мотивацией достижения, которая проявляется в развитии ориентации на познание, в установке на высокие результаты. Вопросы эффективности в развитии мотивации достижения приобретают все большее значение в связи с внедрением образовательных стандартов в современной школе ЛНР, а также с возрастающим уровнем запросов к развивающейся личности, которое предъявляет общество и за решение которых она несет ответственность. Следовательно, перед современным образованием стоит задача разработки продуктивной системы развития и актуализации мотивации достижения у учащихся, имеющей под собой аксиологическую основу.

Отличительной чертой современных подростков является доступная, но практически бессистемная возможность получения информации по любым вопросам. Выросшие в информационном обществе, они умеют ориентироваться в глобальном социальном пространстве, но большая часть времени, проведенная в интернет-сети «используется как развлекательная среда», а не обучающее пространство.

В данном исследовании интернет-среда рассмотрена как комплекс условий, влияний и возможностей для повышения познавательной мотивации и, как следствие, познавательной самостоятельности подростков. При оценке информационной активности а также выявлении преобладающей учебной мотивации использовались традиционные и авторские методики («Мотивация достижения», «Оценка уровня познавательной активности», методика экспертных оценок).

Практическая реализация состоялась на базе Государственное учреждение Луганской Народной Республики "Луганское общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа №4" (285 учащихся, 6-9 классы).

Рис. 1 Ищете ли вы новые информационные источники, в дополнении к образовательному материалу, в сети Интернет?

 

Относительно полученных данных был задан следующий вопрос о периодичности получения и поиска информации в информационно-образовательном пространстве.

 

Рис. 2 С какой целью вы используете социальные сети и блоги
в рамках подготовки по учебным предметам?

 

Анализ полученных данных позволил определить уровни сформированности познавательной самостоятельности подростков на данный момент. Полученная информация занесена в таблицу в соотношении с преобладающей учебной мотивацией подростков:

Таблица 1

Соотношение достижения с мотивацией

 

Соотношение достижения с мотивацией: % Уровни формирования познавательной самостоятельности в интернет-пространстве:
Стремление избегать самостоятельного поиска информации, преобладание внешних мотивов познавательной деятельности 442 % Ситуативно-репродуктивный (начальный) В ответах подростков: «применяю ситуативно, по просьбе учителя»
Стремление к организации познавательной деятельности, но еще не сформированы ценностные приоритеты. В равной степени присутствуют мотивы внешней и внутренней мотивации 32 % Начальная степень формиро вания самостоятельности. Определяется в ответах как самостоятельно принятое решение поиска информации, но ситуативно и без определенной систематизации.
Знания характеризуются ценностно-смысловым уровнем. Преобладает внутренняя мотивация с ориентацией достижения. 26 % Ценностно-смысловой: умение анализировать, менять тактику поиска и получения информации, критичное отношение по отношению к достоверности, актуальности и точности.

 

 

Данные, представленные в таблице, показывают что подростки, самостоятельно использующие информационно-образовательное пространство для получения информации, связанной с дополнением к изучаемому учебному материалу, ориентированы на достижение успеха в учебной деятельности. Верно также и обратное утверждение — учащиеся, использующие поиск информации ситуативно и по просьбе учителя, ориентированы на избегание неудачи с преобладанием внешней мотивации обучения.

Выводы к разделу I I

Таким образом, выявлена взаимосвязь между учебной мотивацией учащихся и интернет-активностью в получении информации. Данный факт не стоит оставлять без внимания, поскольку формирование внутренней мотивации достижения является одной из важных целей в формировании познавательной активности.

 Новая социальная реальность требует выработки новых механизмов и учёта вновь появившихся социокультурных обстоятельств, влияющих на деятельность этих традиционных институтов. Однако надо помнить, что в решении проблемы «человек — гаджет» ответственность всё же принадлежит человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как и много лет назад, подростки все такие же ищущие, любознательные, свободолюбивые. Круг увлечений сегодняшних подростков довольно широкий. В укрупненном виде все увлечения современных подростков можно разделить на несколько блоков: интеллектуальные увлечения, спортивные, накопительские, информационно-коммуникативные и лидерские.

Преимущественно сегодняшние подростки увлекаются компьютерами и всем, что с ними связано. Подавляющее большинство современных ребят практически все свое свободное время проводить за виртуальным общением и компьютерными играми. Часами просиживают в социальных сетях и играют в аниме игры. Конечно, с одной стороны это даже успокаивает родителей, ведь подросток не слоняется по улицам, а постоянно сидит дома у них на глазах. Тем не менее, таким виртуальным увлечениям всегда можно найти альтернативу.

 Внутри школьный опрос показал, что среди любимых внешкольных занятий у подростков остаются такие интересы, как занятие спортом и танцами, а также прогулки на свежем воздухе.

В подростковом возрасте большинство детей проявляют активный интерес к спорту. Они будут с удовольствием посещать тренировки и готовиться к соревнованиям. Но родительский диктат, повышенные ожидания и порицания за неудачи, как уже говорилось выше, могут стать причиной полного исчезновению спортивного интереса. Трудности не должны отпугивать ни вас ни ребенка. Важно всячески поддерживать его, в особенности при неудачах, поощрять даже незначительные успехи и радоваться вместе с ним при достижениях.

Другие дети в подростковом возрасте проявляют интересы к внутреннему миру человека, их привлекает общественная деятельность, вопросы морали и нравственности. В их формировании огромное значение для подростков имеет мнение родителей об общественных и политических событиях в окружающей действительности. Не последнюю роль на формирование и развитие интересов подростков оказывают интересы и моральный облик их родителей и учителей, ведь увлекательно рассказывая ребенку о том, что вам не безразлично, вы заинтересуете и его. И в последствии уже на одном уровне сможете обсуждать какие-то объекты, обмениваться мнениями или завести совместное времяпрепровождение.

Развитие современных технологий выводит молодежь на совершенно иной уровень знаний, сегодня любой старшеклассник или студент может самостоятельно перепрошить сотовый телефон, переустановить «винду» и даже написать особую программу, сочиняющую суперсовременные хиты Подростки активно учат языки, интересуются культурами других наций, часто становятся активными участниками самых разнообразных движений и субкультур. Все это должно приниматься и быть понятым взрослыми безо всяких нравоучений и навязываний своих стереотипов.

Формирование нового информационного человека невозможно только за счёт деятельности двух традиционных социаль­ных институтов — семьи и системы образования, которые всегда были ответственны за первичную социализацию подрастающих поколений и их эффективное и бесконфликтное вхождение в мир знаний, норм и ценно­стей общества. Новая социальная реальность требует выработки новых механизмов и учёта вновь появившихся социокультурных обстоятельств, влияющих на деятельность этих традиционных институтов. Однако надо помнить, что в решении проблемы «человек — гаджет» ответственность всё же принадлежит человеку.

 

 

 


 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: / Г.М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2016. — 363 с.

2. Астафьева Л.С. Педагогика: / Астафьева Л.С., Астафьев Л.М.— М.: Российский университет дружбы народов, 2019.— 124 c

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 2000. — 422 с.

4. ГусельцеваМ.С., Изотова Е.И. Позитивная социализация детей и под­ростков: методология и эмпирика. — М.: Смысл, 2016. — 320 с.

5. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы. / Р.Л. Кричевский, Е.М Дубовская. — М.: Аспект-Пресс, 2009. — 318 с.

6. Марцинковская Т.Д. Культура и субкультура в пространстве психоло­гического хронотопа. М.: Смысл, 2017. 271 с.

7. Петрова О. О. Педагогика / О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина. — М.: Научная книга, 2020.

8. Писарева Т.А. Общие основы педагогики / Писарева Т.А. — Саратов: Научная книга, 2020.— 126 c.

9. Сергеев Н.К. Избранные труды по педагогике / Сергеев Н.К. — Волгоград: Волгоградский государственный университет, «Перемена», 2019.— 284 c.

10. Спивак, А.А. Лидерство. / А.А.Спивак. — М.: Юрайт, 2015. — 320с.

11. Столяренко А.М. Общая педагогика / Столяренко А.М.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.— 479 c

12. Фернхем, А. Личности и социальное поведение / А. Фернхем. — СПб.: Питер, 2016. — 368 с.

 

13. Аянян А.Н. Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивно­сти / Аянян А.Н., Голубева А.Н., Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. //Психологические исследования. —  2016. — № 50(9). — С. 5-9.

14. Бакуменко Д.Д. Экстремальные и асоциальные увлечения молодежи и возможные альтернативы / Бакуменко Д.Д. // В сборнике: IХ Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: историческая память и самосознание народа. — Омск, 2020. — С. 34-38.

15. Бородатая М.Н. Формирование культуры информационной безопасности подростков на основе технологии мобильной фотографии / Бородатая М.Н., Харламова А. С. // В сборнике: Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. — 2019. — С. 199-202.

16. Карлова О.А. Воспитательный потенциал литературного жанра фэнтези для современной подростковой культуры / Карлова О.А., Копцева Н.П., Резникова К.В., Ситникова А.А. // Science for Education Today. — 2020. — Т. 10. — № 4. — С. 189-202.

17. Корявая, С.М. Ценностные предпочтения молодежи // Образование и воспитание. — 2016. — №10. — С. 49-54.

18. Маклакова Т.В. Профилактика девиантного поведения современных подростков средствами физической культуры и спорта / Маклакова Т.В. // В сборнике: Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. — Пенза, 2020 — С. 51-53.

19. Пташко Т.Г. Ценностные ориентации и досуг современных подростков // Пташко Т.Г., Сиврикова Н.В., Черникова Е.Г. // В сборнике: Психологическое благополучие современного человека. — 2019. — С. 365-368.

20. Староверова Ю.А. Влияние интернета на успеваемость в школе / Староверова Ю.А. // В сборнике: Актуальные проблемы государственного, муниципального и корпоративного управления. Под редакцией Ю.В. Гуськова, А.И. Моргуновой, Р.Т. Валиева. — Москва, 2020. — С. 190-193.

21. Федосеева А.А. Аниме в среде подростков: от увлечения до проблемы / Федосеева А.А. // В сборнике: Семья и школа в духовно-нравственном воспитании детей. — 2019. — С. 218-225.

22. Швацкий А.Ю. Социально-психологические последствия увлечения подростков компьютерными играми / Швацкий А.Ю. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — Т. 8. — № 2 (27). — С. 409-412.

 

23. Ванюхина, Н.В., Исмагилова, Р.Р. Программа формирования ценностных ориентаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. https://cyberleninka.ru — Заглавие с экрана. — (Дата обращения: 10.01.2021).

24. Фещенко, Е. М., Горюнова О. И. Изучение жизненных ценностей подростков, попавших в опасное социальное положение / Научно-методический электронный журнал «Концепт». Режим доступа: http://www. http://e-koncept.ru — Заглавие с экрана. (дата обращения: 10.01.2021)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.46 (0.008 с.)