Институт педагогики и психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт педагогики и психологии



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики и психологии

Кафедра психологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по психологии

на тему:

«Интересы и увлечения современных подростков»

 

 

Студента 3 курса

Институт физического воспитания

И спорта

профиль подготовки:

Физическое воспитание

форма обучения: заочная

Лунякин Евгений Артурович

Руководитель:

Кубатина Юлия Анатольевна

Оценка работы:

Количество баллов:

Оценка:

ECTS:

 

Члены комиссии:

 

______________________________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

 

______________________________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

 

______________________________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

 

Луганск, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3

РАЗДЕЛ I. Теоретическое изучение проблемы интересов и увлечений современных подростков........................................................................................................... 5

1.1. Феномен интересов личности как компонент ее направленности

1.2. Особенности формирования интересов в подростковом возрасте

Выводы к разделу I....................................................................................... 15

РАЗДЕЛ II.Интересы и увлечения современных подростков

в сфере информационных технологий.......................................................... 17

2.1. Методики изучения интересов современных подростков....... 17

2.2. Анализ полученных результатов............................................ 23

Выводы к разделу II...................................................................................... 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 30

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, которые ярко проявились с XX до начала XXI веков в нашем отечестве, привели к смене цен­ностных ориентаций общества во многих сферах жизни, в том числе и в образовании, культуре и искусстве. Ведущей целью образования стало не только усвоение знаний, приобретение умений и развитие навы­ков, но и воспитание гармоничной, разносторонне развитой личности, дающее возможность социализации, реализации, адаптации и т. д.

В подростковый период дети обладают гипертрофированной потребностью в самостоятельности, и эта самая самостоятельность выражается прежде всего в стремлении к освобождению от опеки и контроля, т. е. к эмансипации от взрослых. Подростковая самостоятельность проявляется в разнообразных увлечениях. Они могут как поглощать ребёнка полностью, так и резко изменяться. В данный период развития поведение, увлечения и личность подростка противоречивы. Ребёнок мечется, он хочет понять себя и открыть в себе новые черты, определить свои увлечения. Психологи говорят, что в этот период «подросток без увлечений подобен детству без игр».

Современный образ жизни способствует повышению роли информационно-компьютерных технологий в жизни подростка, поэтому в рамках нашей работы поднимается проблема увлечения ИКТ современными подростками.

Целью данной работы является анализ интересов и увлечений современных подростков.

Для реализации цели данного исследования были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть феномен интересов личности как компонент ее направленности;

— исследовать  особенности формирования интересов в подростковом возрасте;

— проанализировать методики изучения интересов современных подростков;

— исследовать роль информационных технологий в увлечениях подростков, а также развитие познавательной мотивации подростков благодаря и вопреки увлечениям информационными технологиями.

Объектом исследования является  интересы и увлечения современных подростков.

Предмет работы — особенности формирования интересов и увлечений современных подростков.

Методики исследования:

1. Мотивация достижения

2. Оценка уровня познавательной активности

3. Методика экспертных оценок

 Эмпирической базой исследования курсовой работы стала Государственное учреждение Луганской Народной Республики "Луганское общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа №4"  

Структура работы представлена введением, 2 главами, 4 подпунктами, заключением, списком литературы.


Выводы к разделу I

Становления активной и вариативной жизненной позиции современных подростков с помощью выявленных интересов и увлечений является не­обходимым требованием современной социальной ситуации, которая моти­вировала бы индивидов к раскрытию и развитию всех их потенциальных способностей для самореализации, самоактуализации и личностного роста в контексте социальных условий и культуры. И поэтому формирование ак­тивной социальной позиции с помощью интересов и увлечений, важно начинать в период подросткового развития.

Наиболее приоритетными и эффективными формами по формированию гражданской позиции являются классные часы, праздничные программы, спортивные игры, участие в военно-патриотических мероприятиях. Также необходимо взаимодействовать с родителями учащихся, включая их в деятельность по формированию гражданской позиции. Например, родительские собрания, совместная подготовка к коллективно-творческим делам.

Патриотическое воспитание является актуальным не только для отдельных государств, но и мирового социума, в целом. Объясняется это ростом национализма, экстремизма, терроризма и тому подобными опасными явлениями, происходящими в мире, стираются границы национальных государств, что ведёт за собой потерю национальной идентичности. В этой связи, одной из главных задач государства — воспитать гражданина своей страны как патриота, как личность, про­являющая любовь к Родине. И в, конечном итоге, сплотить граждан в единый национальный монолит.

Особенно это важно в подростковой среде молодого поколения, когда ещё не сформированы социальные позиции, нет базовых знаний для оценки различных жизненных ситуаций и конструктивных выводов к ним, в том числе и патриотизма, ведь от того какие знания и умения будут заложены в детские умы зависит бедующее, не только их, но и страны.

 

 

 


Выводы к разделу I I

Таким образом, выявлена взаимосвязь между учебной мотивацией учащихся и интернет-активностью в получении информации. Данный факт не стоит оставлять без внимания, поскольку формирование внутренней мотивации достижения является одной из важных целей в формировании познавательной активности.

 Новая социальная реальность требует выработки новых механизмов и учёта вновь появившихся социокультурных обстоятельств, влияющих на деятельность этих традиционных институтов. Однако надо помнить, что в решении проблемы «человек — гаджет» ответственность всё же принадлежит человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как и много лет назад, подростки все такие же ищущие, любознательные, свободолюбивые. Круг увлечений сегодняшних подростков довольно широкий. В укрупненном виде все увлечения современных подростков можно разделить на несколько блоков: интеллектуальные увлечения, спортивные, накопительские, информационно-коммуникативные и лидерские.

Преимущественно сегодняшние подростки увлекаются компьютерами и всем, что с ними связано. Подавляющее большинство современных ребят практически все свое свободное время проводить за виртуальным общением и компьютерными играми. Часами просиживают в социальных сетях и играют в аниме игры. Конечно, с одной стороны это даже успокаивает родителей, ведь подросток не слоняется по улицам, а постоянно сидит дома у них на глазах. Тем не менее, таким виртуальным увлечениям всегда можно найти альтернативу.

 Внутри школьный опрос показал, что среди любимых внешкольных занятий у подростков остаются такие интересы, как занятие спортом и танцами, а также прогулки на свежем воздухе.

В подростковом возрасте большинство детей проявляют активный интерес к спорту. Они будут с удовольствием посещать тренировки и готовиться к соревнованиям. Но родительский диктат, повышенные ожидания и порицания за неудачи, как уже говорилось выше, могут стать причиной полного исчезновению спортивного интереса. Трудности не должны отпугивать ни вас ни ребенка. Важно всячески поддерживать его, в особенности при неудачах, поощрять даже незначительные успехи и радоваться вместе с ним при достижениях.

Другие дети в подростковом возрасте проявляют интересы к внутреннему миру человека, их привлекает общественная деятельность, вопросы морали и нравственности. В их формировании огромное значение для подростков имеет мнение родителей об общественных и политических событиях в окружающей действительности. Не последнюю роль на формирование и развитие интересов подростков оказывают интересы и моральный облик их родителей и учителей, ведь увлекательно рассказывая ребенку о том, что вам не безразлично, вы заинтересуете и его. И в последствии уже на одном уровне сможете обсуждать какие-то объекты, обмениваться мнениями или завести совместное времяпрепровождение.

Развитие современных технологий выводит молодежь на совершенно иной уровень знаний, сегодня любой старшеклассник или студент может самостоятельно перепрошить сотовый телефон, переустановить «винду» и даже написать особую программу, сочиняющую суперсовременные хиты Подростки активно учат языки, интересуются культурами других наций, часто становятся активными участниками самых разнообразных движений и субкультур. Все это должно приниматься и быть понятым взрослыми безо всяких нравоучений и навязываний своих стереотипов.

Формирование нового информационного человека невозможно только за счёт деятельности двух традиционных социаль­ных институтов — семьи и системы образования, которые всегда были ответственны за первичную социализацию подрастающих поколений и их эффективное и бесконфликтное вхождение в мир знаний, норм и ценно­стей общества. Новая социальная реальность требует выработки новых механизмов и учёта вновь появившихся социокультурных обстоятельств, влияющих на деятельность этих традиционных институтов. Однако надо помнить, что в решении проблемы «человек — гаджет» ответственность всё же принадлежит человеку.

 

 

 


 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: / Г.М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2016. — 363 с.

2. Астафьева Л.С. Педагогика: / Астафьева Л.С., Астафьев Л.М.— М.: Российский университет дружбы народов, 2019.— 124 c

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 2000. — 422 с.

4. ГусельцеваМ.С., Изотова Е.И. Позитивная социализация детей и под­ростков: методология и эмпирика. — М.: Смысл, 2016. — 320 с.

5. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы. / Р.Л. Кричевский, Е.М Дубовская. — М.: Аспект-Пресс, 2009. — 318 с.

6. Марцинковская Т.Д. Культура и субкультура в пространстве психоло­гического хронотопа. М.: Смысл, 2017. 271 с.

7. Петрова О. О. Педагогика / О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина. — М.: Научная книга, 2020.

8. Писарева Т.А. Общие основы педагогики / Писарева Т.А. — Саратов: Научная книга, 2020.— 126 c.

9. Сергеев Н.К. Избранные труды по педагогике / Сергеев Н.К. — Волгоград: Волгоградский государственный университет, «Перемена», 2019.— 284 c.

10. Спивак, А.А. Лидерство. / А.А.Спивак. — М.: Юрайт, 2015. — 320с.

11. Столяренко А.М. Общая педагогика / Столяренко А.М.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.— 479 c

12. Фернхем, А. Личности и социальное поведение / А. Фернхем. — СПб.: Питер, 2016. — 368 с.

 

13. Аянян А.Н. Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивно­сти / Аянян А.Н., Голубева А.Н., Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. //Психологические исследования. —  2016. — № 50(9). — С. 5-9.

14. Бакуменко Д.Д. Экстремальные и асоциальные увлечения молодежи и возможные альтернативы / Бакуменко Д.Д. // В сборнике: IХ Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: историческая память и самосознание народа. — Омск, 2020. — С. 34-38.

15. Бородатая М.Н. Формирование культуры информационной безопасности подростков на основе технологии мобильной фотографии / Бородатая М.Н., Харламова А. С. // В сборнике: Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. — 2019. — С. 199-202.

16. Карлова О.А. Воспитательный потенциал литературного жанра фэнтези для современной подростковой культуры / Карлова О.А., Копцева Н.П., Резникова К.В., Ситникова А.А. // Science for Education Today. — 2020. — Т. 10. — № 4. — С. 189-202.

17. Корявая, С.М. Ценностные предпочтения молодежи // Образование и воспитание. — 2016. — №10. — С. 49-54.

18. Маклакова Т.В. Профилактика девиантного поведения современных подростков средствами физической культуры и спорта / Маклакова Т.В. // В сборнике: Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. — Пенза, 2020 — С. 51-53.

19. Пташко Т.Г. Ценностные ориентации и досуг современных подростков // Пташко Т.Г., Сиврикова Н.В., Черникова Е.Г. // В сборнике: Психологическое благополучие современного человека. — 2019. — С. 365-368.

20. Староверова Ю.А. Влияние интернета на успеваемость в школе / Староверова Ю.А. // В сборнике: Актуальные проблемы государственного, муниципального и корпоративного управления. Под редакцией Ю.В. Гуськова, А.И. Моргуновой, Р.Т. Валиева. — Москва, 2020. — С. 190-193.

21. Федосеева А.А. Аниме в среде подростков: от увлечения до проблемы / Федосеева А.А. // В сборнике: Семья и школа в духовно-нравственном воспитании детей. — 2019. — С. 218-225.

22. Швацкий А.Ю. Социально-психологические последствия увлечения подростков компьютерными играми / Швацкий А.Ю. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — Т. 8. — № 2 (27). — С. 409-412.

 

23. Ванюхина, Н.В., Исмагилова, Р.Р. Программа формирования ценностных ориентаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. https://cyberleninka.ru — Заглавие с экрана. — (Дата обращения: 10.01.2021).

24. Фещенко, Е. М., Горюнова О. И. Изучение жизненных ценностей подростков, попавших в опасное социальное положение / Научно-методический электронный журнал «Концепт». Режим доступа: http://www. http://e-koncept.ru — Заглавие с экрана. (дата обращения: 10.01.2021)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики и психологии

Кафедра психологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по психологии

на тему:

«Интересы и увлечения современных подростков»

 

 

Студента 3 курса

Институт физического воспитания

И спорта

профиль подготовки:

Физическое воспитание

форма обучения: заочная

Лунякин Евгений Артурович

Руководитель:

Кубатина Юлия Анатольевна

Оценка работы:

Количество баллов:

Оценка:

ECTS:

 

Члены комиссии:

 

______________________________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

 

______________________________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

 

______________________________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

 

Луганск, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3

РАЗДЕЛ I. Теоретическое изучение проблемы интересов и увлечений современных подростков........................................................................................................... 5

1.1. Феномен интересов личности как компонент ее направленности

1.2. Особенности формирования интересов в подростковом возрасте

Выводы к разделу I....................................................................................... 15

РАЗДЕЛ II.Интересы и увлечения современных подростков

в сфере информационных технологий.......................................................... 17

2.1. Методики изучения интересов современных подростков....... 17

2.2. Анализ полученных результатов............................................ 23

Выводы к разделу II...................................................................................... 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 30

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, которые ярко проявились с XX до начала XXI веков в нашем отечестве, привели к смене цен­ностных ориентаций общества во многих сферах жизни, в том числе и в образовании, культуре и искусстве. Ведущей целью образования стало не только усвоение знаний, приобретение умений и развитие навы­ков, но и воспитание гармоничной, разносторонне развитой личности, дающее возможность социализации, реализации, адаптации и т. д.

В подростковый период дети обладают гипертрофированной потребностью в самостоятельности, и эта самая самостоятельность выражается прежде всего в стремлении к освобождению от опеки и контроля, т. е. к эмансипации от взрослых. Подростковая самостоятельность проявляется в разнообразных увлечениях. Они могут как поглощать ребёнка полностью, так и резко изменяться. В данный период развития поведение, увлечения и личность подростка противоречивы. Ребёнок мечется, он хочет понять себя и открыть в себе новые черты, определить свои увлечения. Психологи говорят, что в этот период «подросток без увлечений подобен детству без игр».

Современный образ жизни способствует повышению роли информационно-компьютерных технологий в жизни подростка, поэтому в рамках нашей работы поднимается проблема увлечения ИКТ современными подростками.

Целью данной работы является анализ интересов и увлечений современных подростков.

Для реализации цели данного исследования были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть феномен интересов личности как компонент ее направленности;

— исследовать  особенности формирования интересов в подростковом возрасте;

— проанализировать методики изучения интересов современных подростков;

— исследовать роль информационных технологий в увлечениях подростков, а также развитие познавательной мотивации подростков благодаря и вопреки увлечениям информационными технологиями.

Объектом исследования является  интересы и увлечения современных подростков.

Предмет работы — особенности формирования интересов и увлечений современных подростков.

Методики исследования:

1. Мотивация достижения

2. Оценка уровня познавательной активности

3. Методика экспертных оценок

 Эмпирической базой исследования курсовой работы стала Государственное учреждение Луганской Народной Республики "Луганское общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа №4"  

Структура работы представлена введением, 2 главами, 4 подпунктами, заключением, списком литературы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.094 с.)