Особенности формирования интересов в подростковом возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования интересов в подростковом возрасте



  

Процесс формирования идентичности современных подростков происходит не только в определенный период жизни, а на протяжении всего жизненного пути.

Идентичность в транзитивном обществе больше не является судьбой ни для отдельного индивида, ни для целого народа. Можно сказать, что иден­тичность формируется и эмерджентно возникает из множества разных и противоречивых возможностей, а также интересов и увлечений [3].

 Постоянная изменчивость окружающего мира и его неопределенность, множественность социокультурных контекстов выступают в качестве основ­ных характеристик транзитивности.

В индустриальную эпоху идентичности человека складывалась как в ото­ждествлении со своей деревней, провинцией или городом, так и со страной в целом, то личность эпохи глобализации имеет все возможности почувство­вать себя «гражданином мира» с одной стороны, а с другой ищет в пределах микросреды обитания культурные образцы [13, с.6 ].

Традиционная культура отмечается жесткостью и твердостью, и соответ­ствующим порядком в ней выстраивались и процессы социализации, ориен­тируясь на воспроизводство и трансляцию обычаев и знания от старших по­колений к младшим. Состояние современной культуры постмодернизма или информационной эпохи влечет за собой и трансформацию процессов социа­лизации подростков и их интересов и увлечений. З. Бауман пишет, что «в наши дни паттерны и конфигурации больше не заданы и тем более не самоочевидны; их слишком много, они сталкивают­ся друг с другом, и их предписания противоречат друг другу, так что все они в значительной мере лишены своей принуждающей, ограничивающей силы» [13, с. 7].

В предшествующие эпохи формирование идентичности было процессом более примитивным, так как спектр возможных идентификаций был ограни­чен. В настоящее время спектр этот практически безграничен. Любой стан­дарт заданный обществом в большое мере доступен каждому подростку.

Р. Бернс считает, что «произведения массовой культуры и средства массо­вой информации мощным потоком транслируют на социум целую лавину образов, идей и смыслов, львиная доля которых не имеет ничего общего с реальностью конкретного общества. Одних людей они дезориентируют, для других являются детерминантой к поиску нестандартной и прочной основы для самоидентификации» [3, с. 103].

В культуре с жесткими социальными нормами (например, в странах где исповедуют ислам) проблемы идентичности минимизированы, и как по­лагал Э. Эриксон, в такой культуре большинство гендерных и социальных ролей предписано самим обществом и выбор возможностей сведен к мини­муму. В американской и канадской культуре существует гораздо большее разнообразие идеологических, социальных, и профессиональных возмож­ностей, что дает большую возможность личного самоопределения для под­ростков [4, с. 221].

Проводя анализ особенностей идентичности в транзитивном обществе, будет важным подчеркнуть, что проблема идентичности актуализирова­лась в сознании и общества, и ученых, в периоды кризиса, неопределенно­сти, слома, когда поднимались вопросы о том, какие правила, нормы, цен­ности, идеалы и эталоны будут востребованы завтрашним днем, как будут изменяться устойчивые паттерны поведения. Этот ряд проблем, переходя в личностный, трансцендентальный план, ставят ключевой вопрос — что будет с Homo sapiens, сохранит ли себя в новых условиях человек разумный как целостную личность.

Сложившиеся ситуация социальной транзитивности предоставляет для индивида более широкие возможности выбора интересов и увлечений. Формирование многообраз­ных вариантов устойчивых субкультур, в которых соединяются индивиду­ализация и социализация, создают условия для возникновения и реализа­ции нового баланса идентичностей.

Несмотря на концептуальное разнообразие при описании информацион­ного общества, исследователи отмечают ключевую роль информации, ин­формационных и телекоммуникационных технологий в процессах становле­ния идентичности и социализации; коммуникативную рациональность как способ интеграции научного знания; возрастающую роль интеллектуальных движений, коммуникативной практики, социальные сети; легкую доступ­ность информационных ресурсов для широких масс; возникновение инфор­мационных потребностей, глобализацию информационного пространства, а также отдельные индустрии способов их удовлетворения.

Не менее важно и то, что успешная самореализация подростков требует от окружающих социального принятия результатов его творческой активности и его интересов и увлечений. Становления активной и вариативной жизненной позиции явля­ется необходимым требованием современной социальной ситуации, которая мотивировала бы индивидов к раскрытию и развитию всех их потенциаль­ных способностей для самореализации, самоактуализации и личностного роста в контексте социальных условий, интересов и увлечений.

Таким образом, особенно актуальна проблема социализации современных подростков, только вступающего во взрослую жизнь, для которого сам процесс фор­мирования идентичности (как личностной, так и социальной) совпадает с процессом социализации. [14, с. 35] Если для старшего поколения устремление к заме­щению утерянных социальных эталонов новыми непосредственно связано со стремлением к возрождению пошатнувшегося мировоззрения, то для под­ростков со стремлением к созданию своей картины мира, одновременно не похожего и похожего на мир старших поколений, который подростки одно­временно считают и чужим, и своим. И уместным будет вспомнить, слова Э. Эриксона о том, что молодые люди нуждаются в аристократии и идеологии одновременно. В этом контексте поиск своей неповторимой уникальности, ее структуры и содержания непосредственно взаимосвязан с рефлексией жизненных ситуаций, целей, страхов и путей самоопределения с помощью интересов и увлечений. [17, с. 49]

Стоит отдельно уделить внимание этнической идентичности, в настоя­щее время этот вопрос приобретает особую важность: включение этниче­ской идентичности как стабилизационного фактора во многом является причиной нетерпимости к другим расам, народам и социальным группам. Реальность нашего времени это безоговорочно доказывает, особенно когда в многонациональных государствах проявляется социальная нестабильность в обострении национальных конфликтов.

Таким образом, неопределенность и изменчивость связаны с нарушением целостности идентичности как ее отдельных частей, так и временной пер­спективы. Множественность ограничивает выбор группы идентифика­ции и пространства социализации подростков. Данные «вызовы» транзитивности сто­ящие перед современным обществом, настолько усложняют ситуации, что критически исключают возможность поиска рациональных стратегий по­строения адекватных моделей социализации и личностного развития современных подростков.

 Сегодня обществу нужны люди, которые умеют не только решать проблемы, находить выход из ситуации, но и способные увлечь людей, повести за собой и действовать. В современном мире, когда все решают различные компьютерные технологии, техники, особенно актуальным становится наличие у людей универсальных качеств, таких как ответственность, коммуникабельность, эмпатия и конкурентноспособность. Наряду с этим, не менее важными являются наличие лидерских качеств.

По определению психологов, лидерство — это «форма проявления влияния на поведение людей, основанная преимущественно на социально-психологических контактах и социально­психологических методах управления в достижении цели организации за счет гармонизации интересов организации и интересов последователей лидера и стремления к достижению синергетического эффекта» [23].

Особенно актуальна тема лидерства и развития лидерских качеств у подростков, так как именно в этом возрасте идет наиболее бурное формирование характера и в целом личности молодого человека.

В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно из них вырастут будущие руководители нашей страны и учителя наших детей.

Проблема лидерства и формирования лидерских качеств рассматривалась во многих научных дисциплинах, социологии, политологии, психологии и др. Несмотря на огромный интерес к данной теме, в отечественной науке исследования по ней и более глубокое изучение началось только во второй половине 20 века, и то в основном они касались дошкольного или школьного возраста. Это были исследования В.Ф. Ануфриевой, Р.Л. Кричевского и др. [5, с. 113]

Существуют три основные теории лидерства. По определению первой теории — теории черт, лидерами становятся те люди, которые обладают определенным набором лидерских качеств. По утверждению второй теории — поведенческой, лидерами являются исходя из поведения, от отношения к своим подчиненным и другим людям. И наконец, третий подход, это ситуационные теории, которые утверждают, что лидерами становятся в зависимости от ситуации, в которых человек может проявлять как лидерские качества, так и лидерское поведение[1, с. 104].

Таким образом, лидером может стать любой человек, обладающий определенными качествами, способный проявлять свой характер, доказать на своем примере, своим поведением, чтобы за ним последовали другие люди. Самое главное в лидере, это наличие последователей. Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают ключевые позиции в органах школьного самоуправления, молодежных и общественных организациях.

Формирование гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Его главная цель связана с становлением гражданина, личности, способной полноценно жить в современном обществе и быть максимально полезным этому обществу. Гражданин — это человек, обладающий чувством гражданской ответственности, который стремится к участию в государственных и общественных делах, не выходя за рамки своих прав и обязанностей [15, с.202 ].

Одной из современных задач воспитания подрастающего поколения является поиск средств, форм и методов формирования гражданской позиции.

 В исследованиях А.А. Соколовой выделяются виды направленности гражданской позиции, по которым она и предлагает ее формировать: космополитическая направленность, патриотическая направленность экстремистская направленность [20, с. 190].

Г.Г. Николаев выделяет такие гражданские качества, которые необходимо формировать как чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к конституции государства, органам государственной власти, президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну); ответственности за судьбу страны; общественной дисциплины и культуры совместного проживания; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям [7, с. 87].

В процессе формирования гражданской позиции, Е. М Фещенко выделяет следующие направления воспитательной деятельности: духовно-нравственное, ценностно-смысловое, историческое, политико-правовое, патриотическое, экологическое [24].

Г.Б. Ченцова разработала программу по формированию ценности гражданственности и патриотизма «Быть гражданином». При помощи таких форм работы как: деятельность музея истории школы; разработка и реализация социально-значимых проектов; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; проведение военно-спортивных игр “Зарница”, проведение внеклассных воспитательных мероприятий на патриотическую тематику: классные часы, праздничные и интеллектуально-познавательные программы, вечера, фототеки [18, с. 365].

Выводы к разделу I

Становления активной и вариативной жизненной позиции современных подростков с помощью выявленных интересов и увлечений является не­обходимым требованием современной социальной ситуации, которая моти­вировала бы индивидов к раскрытию и развитию всех их потенциальных способностей для самореализации, самоактуализации и личностного роста в контексте социальных условий и культуры. И поэтому формирование ак­тивной социальной позиции с помощью интересов и увлечений, важно начинать в период подросткового развития.

Наиболее приоритетными и эффективными формами по формированию гражданской позиции являются классные часы, праздничные программы, спортивные игры, участие в военно-патриотических мероприятиях. Также необходимо взаимодействовать с родителями учащихся, включая их в деятельность по формированию гражданской позиции. Например, родительские собрания, совместная подготовка к коллективно-творческим делам.

Патриотическое воспитание является актуальным не только для отдельных государств, но и мирового социума, в целом. Объясняется это ростом национализма, экстремизма, терроризма и тому подобными опасными явлениями, происходящими в мире, стираются границы национальных государств, что ведёт за собой потерю национальной идентичности. В этой связи, одной из главных задач государства — воспитать гражданина своей страны как патриота, как личность, про­являющая любовь к Родине. И в, конечном итоге, сплотить граждан в единый национальный монолит.

Особенно это важно в подростковой среде молодого поколения, когда ещё не сформированы социальные позиции, нет базовых знаний для оценки различных жизненных ситуаций и конструктивных выводов к ним, в том числе и патриотизма, ведь от того какие знания и умения будут заложены в детские умы зависит бедующее, не только их, но и страны.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.011 с.)