Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности формирования интересов в подростковом возрасте
Процесс формирования идентичности современных подростков происходит не только в определенный период жизни, а на протяжении всего жизненного пути. Идентичность в транзитивном обществе больше не является судьбой ни для отдельного индивида, ни для целого народа. Можно сказать, что идентичность формируется и эмерджентно возникает из множества разных и противоречивых возможностей, а также интересов и увлечений [3]. Постоянная изменчивость окружающего мира и его неопределенность, множественность социокультурных контекстов выступают в качестве основных характеристик транзитивности. В индустриальную эпоху идентичности человека складывалась как в отождествлении со своей деревней, провинцией или городом, так и со страной в целом, то личность эпохи глобализации имеет все возможности почувствовать себя «гражданином мира» с одной стороны, а с другой ищет в пределах микросреды обитания культурные образцы [13, с.6 ]. Традиционная культура отмечается жесткостью и твердостью, и соответствующим порядком в ней выстраивались и процессы социализации, ориентируясь на воспроизводство и трансляцию обычаев и знания от старших поколений к младшим. Состояние современной культуры постмодернизма или информационной эпохи влечет за собой и трансформацию процессов социализации подростков и их интересов и увлечений. З. Бауман пишет, что «в наши дни паттерны и конфигурации больше не заданы и тем более не самоочевидны; их слишком много, они сталкиваются друг с другом, и их предписания противоречат друг другу, так что все они в значительной мере лишены своей принуждающей, ограничивающей силы» [13, с. 7]. В предшествующие эпохи формирование идентичности было процессом более примитивным, так как спектр возможных идентификаций был ограничен. В настоящее время спектр этот практически безграничен. Любой стандарт заданный обществом в большое мере доступен каждому подростку. Р. Бернс считает, что «произведения массовой культуры и средства массовой информации мощным потоком транслируют на социум целую лавину образов, идей и смыслов, львиная доля которых не имеет ничего общего с реальностью конкретного общества. Одних людей они дезориентируют, для других являются детерминантой к поиску нестандартной и прочной основы для самоидентификации» [3, с. 103].
В культуре с жесткими социальными нормами (например, в странах где исповедуют ислам) проблемы идентичности минимизированы, и как полагал Э. Эриксон, в такой культуре большинство гендерных и социальных ролей предписано самим обществом и выбор возможностей сведен к минимуму. В американской и канадской культуре существует гораздо большее разнообразие идеологических, социальных, и профессиональных возможностей, что дает большую возможность личного самоопределения для подростков [4, с. 221]. Проводя анализ особенностей идентичности в транзитивном обществе, будет важным подчеркнуть, что проблема идентичности актуализировалась в сознании и общества, и ученых, в периоды кризиса, неопределенности, слома, когда поднимались вопросы о том, какие правила, нормы, ценности, идеалы и эталоны будут востребованы завтрашним днем, как будут изменяться устойчивые паттерны поведения. Этот ряд проблем, переходя в личностный, трансцендентальный план, ставят ключевой вопрос — что будет с Homo sapiens, сохранит ли себя в новых условиях человек разумный как целостную личность. Сложившиеся ситуация социальной транзитивности предоставляет для индивида более широкие возможности выбора интересов и увлечений. Формирование многообразных вариантов устойчивых субкультур, в которых соединяются индивидуализация и социализация, создают условия для возникновения и реализации нового баланса идентичностей. Несмотря на концептуальное разнообразие при описании информационного общества, исследователи отмечают ключевую роль информации, информационных и телекоммуникационных технологий в процессах становления идентичности и социализации; коммуникативную рациональность как способ интеграции научного знания; возрастающую роль интеллектуальных движений, коммуникативной практики, социальные сети; легкую доступность информационных ресурсов для широких масс; возникновение информационных потребностей, глобализацию информационного пространства, а также отдельные индустрии способов их удовлетворения.
Не менее важно и то, что успешная самореализация подростков требует от окружающих социального принятия результатов его творческой активности и его интересов и увлечений. Становления активной и вариативной жизненной позиции является необходимым требованием современной социальной ситуации, которая мотивировала бы индивидов к раскрытию и развитию всех их потенциальных способностей для самореализации, самоактуализации и личностного роста в контексте социальных условий, интересов и увлечений. Таким образом, особенно актуальна проблема социализации современных подростков, только вступающего во взрослую жизнь, для которого сам процесс формирования идентичности (как личностной, так и социальной) совпадает с процессом социализации. [14, с. 35] Если для старшего поколения устремление к замещению утерянных социальных эталонов новыми непосредственно связано со стремлением к возрождению пошатнувшегося мировоззрения, то для подростков со стремлением к созданию своей картины мира, одновременно не похожего и похожего на мир старших поколений, который подростки одновременно считают и чужим, и своим. И уместным будет вспомнить, слова Э. Эриксона о том, что молодые люди нуждаются в аристократии и идеологии одновременно. В этом контексте поиск своей неповторимой уникальности, ее структуры и содержания непосредственно взаимосвязан с рефлексией жизненных ситуаций, целей, страхов и путей самоопределения с помощью интересов и увлечений. [17, с. 49] Стоит отдельно уделить внимание этнической идентичности, в настоящее время этот вопрос приобретает особую важность: включение этнической идентичности как стабилизационного фактора во многом является причиной нетерпимости к другим расам, народам и социальным группам. Реальность нашего времени это безоговорочно доказывает, особенно когда в многонациональных государствах проявляется социальная нестабильность в обострении национальных конфликтов. Таким образом, неопределенность и изменчивость связаны с нарушением целостности идентичности как ее отдельных частей, так и временной перспективы. Множественность ограничивает выбор группы идентификации и пространства социализации подростков. Данные «вызовы» транзитивности стоящие перед современным обществом, настолько усложняют ситуации, что критически исключают возможность поиска рациональных стратегий построения адекватных моделей социализации и личностного развития современных подростков. Сегодня обществу нужны люди, которые умеют не только решать проблемы, находить выход из ситуации, но и способные увлечь людей, повести за собой и действовать. В современном мире, когда все решают различные компьютерные технологии, техники, особенно актуальным становится наличие у людей универсальных качеств, таких как ответственность, коммуникабельность, эмпатия и конкурентноспособность. Наряду с этим, не менее важными являются наличие лидерских качеств. По определению психологов, лидерство — это «форма проявления влияния на поведение людей, основанная преимущественно на социально-психологических контактах и социальнопсихологических методах управления в достижении цели организации за счет гармонизации интересов организации и интересов последователей лидера и стремления к достижению синергетического эффекта» [23].
Особенно актуальна тема лидерства и развития лидерских качеств у подростков, так как именно в этом возрасте идет наиболее бурное формирование характера и в целом личности молодого человека. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно из них вырастут будущие руководители нашей страны и учителя наших детей. Проблема лидерства и формирования лидерских качеств рассматривалась во многих научных дисциплинах, социологии, политологии, психологии и др. Несмотря на огромный интерес к данной теме, в отечественной науке исследования по ней и более глубокое изучение началось только во второй половине 20 века, и то в основном они касались дошкольного или школьного возраста. Это были исследования В.Ф. Ануфриевой, Р.Л. Кричевского и др. [5, с. 113] Существуют три основные теории лидерства. По определению первой теории — теории черт, лидерами становятся те люди, которые обладают определенным набором лидерских качеств. По утверждению второй теории — поведенческой, лидерами являются исходя из поведения, от отношения к своим подчиненным и другим людям. И наконец, третий подход, это ситуационные теории, которые утверждают, что лидерами становятся в зависимости от ситуации, в которых человек может проявлять как лидерские качества, так и лидерское поведение[1, с. 104]. Таким образом, лидером может стать любой человек, обладающий определенными качествами, способный проявлять свой характер, доказать на своем примере, своим поведением, чтобы за ним последовали другие люди. Самое главное в лидере, это наличие последователей. Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают ключевые позиции в органах школьного самоуправления, молодежных и общественных организациях. Формирование гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Его главная цель связана с становлением гражданина, личности, способной полноценно жить в современном обществе и быть максимально полезным этому обществу. Гражданин — это человек, обладающий чувством гражданской ответственности, который стремится к участию в государственных и общественных делах, не выходя за рамки своих прав и обязанностей [15, с.202 ].
Одной из современных задач воспитания подрастающего поколения является поиск средств, форм и методов формирования гражданской позиции. В исследованиях А.А. Соколовой выделяются виды направленности гражданской позиции, по которым она и предлагает ее формировать: космополитическая направленность, патриотическая направленность экстремистская направленность [20, с. 190]. Г.Г. Николаев выделяет такие гражданские качества, которые необходимо формировать как чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к конституции государства, органам государственной власти, президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну); ответственности за судьбу страны; общественной дисциплины и культуры совместного проживания; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям [7, с. 87]. В процессе формирования гражданской позиции, Е. М Фещенко выделяет следующие направления воспитательной деятельности: духовно-нравственное, ценностно-смысловое, историческое, политико-правовое, патриотическое, экологическое [24]. Г.Б. Ченцова разработала программу по формированию ценности гражданственности и патриотизма «Быть гражданином». При помощи таких форм работы как: деятельность музея истории школы; разработка и реализация социально-значимых проектов; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; проведение военно-спортивных игр “Зарница”, проведение внеклассных воспитательных мероприятий на патриотическую тематику: классные часы, праздничные и интеллектуально-познавательные программы, вечера, фототеки [18, с. 365]. Выводы к разделу I Становления активной и вариативной жизненной позиции современных подростков с помощью выявленных интересов и увлечений является необходимым требованием современной социальной ситуации, которая мотивировала бы индивидов к раскрытию и развитию всех их потенциальных способностей для самореализации, самоактуализации и личностного роста в контексте социальных условий и культуры. И поэтому формирование активной социальной позиции с помощью интересов и увлечений, важно начинать в период подросткового развития. Наиболее приоритетными и эффективными формами по формированию гражданской позиции являются классные часы, праздничные программы, спортивные игры, участие в военно-патриотических мероприятиях. Также необходимо взаимодействовать с родителями учащихся, включая их в деятельность по формированию гражданской позиции. Например, родительские собрания, совместная подготовка к коллективно-творческим делам. Патриотическое воспитание является актуальным не только для отдельных государств, но и мирового социума, в целом. Объясняется это ростом национализма, экстремизма, терроризма и тому подобными опасными явлениями, происходящими в мире, стираются границы национальных государств, что ведёт за собой потерю национальной идентичности. В этой связи, одной из главных задач государства — воспитать гражданина своей страны как патриота, как личность, проявляющая любовь к Родине. И в, конечном итоге, сплотить граждан в единый национальный монолит. Особенно это важно в подростковой среде молодого поколения, когда ещё не сформированы социальные позиции, нет базовых знаний для оценки различных жизненных ситуаций и конструктивных выводов к ним, в том числе и патриотизма, ведь от того какие знания и умения будут заложены в детские умы зависит бедующее, не только их, но и страны.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.011 с.) |