Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные интересы современных подростков

Поиск

1. Общение. Общение со сверстниками — это занятие, которое интересно в принципе всем, независимо от возраста. Человек существо социальное, и просто не может жить без общения. Но, в подростковом возрасте — общение с одногодками, а также групповое общение приобретает несколько иной характер. Общение в подростковом возрасте необходимо ребенку как воздух, он начинает искать новые знакомства, понимания среди друзей и сверстников, а также разделения его мнения и еще не оформившейся до конца жизненной позиции.

2. Техника. Увлечение электроникой и техникой — это классика жанра для большинства мальчиков подростков, вот уже несколько поколений. Прирожденное любопытство, живой ум и развивающееся логическое мышление помогают им разбираться во многих технических нюансах.

3. Компьютерные игры и симуляторы. Вот это увлечение молодых людей и девушек, да и не только, которое заставляет психологов во всем мире бить тревогу. Компьютерные игры сегодня интересны не только подросткам, но и взрослым людям, которые также проходили пубертатный этап в тот период, когда компьютерные игры только начинали набирать популярность.

4. Спорт. Увлечение различными видами спорта сегодня к счастью снова набирает популярность. Все благодаря активной пропаганде здорового образа жизни через СМИ. Все чаще стали говорить о звездных кумирах и их спортивных увлечениях. Спорт — это увлечение, которое не принесет вреда растущему организму. Поэтому, родителям важно всячески стимулировать и поощрять своего ребенка, если он вдруг заинтересовался спортом.

5. Чтение. Современные подростки стали читать намного больше, чем дети даже 10-15 лет назад. Наверное, так происходит потому, что сегодня больше доступа к разным книгам, независимо от тематики. Подросток, который полюбил чтение может увлекаться книгами слишком сильно и с упоением читать ночи напролет.

6. Внешность. В подростковом возрасте молодые люди часто очень озабочены своей внешностью. В большинстве случаев это связанно с просыпающимся интересом к противоположному полу. Девочки стремятся нравиться мальчикам, парни пытаются произвести впечатление на девочек.

7. Музыка и танцы. Танец, как способ самовыражения и просто получения удовольствия, становится интересным еще маленьким деткам. Они заслышав веселую и энергичную музыку начинают двигаться в такт. Но, в подростковом возрасте формируются музыкальные вкусы, опять же под влиянием моды и окружающей группы. Танцы интересуют старшеклассников все больше, поэтому они даже если не занимаются ими профессионально, то обязательно ходят в клубы и на дискотеки, где сочетают и общение, и прослушивание музыки, и танцы.

8. Сериалы и фильмы. Сериалы и разные художественные фильмы были интересны большинству подростков, начиная с момента появления телевиденья и кинотеатров. Походы в кино — излюбленное занятие молодежи уже нескольких поколений.

9. Коллекционирование. Это тоже не новый вид хобби, но все же он интересен современным подросткам. Коллекционировать молодые люди могут все, что угодно — от плакатов с любимой футбольной командой, до предметов старины.

10. Фотография. На сегодняшний день возможность фотографировать и фотографироваться появилась практически у каждого подростка.. [22, с. 409]

Проблема интересов и ориентаций современных подростков в отечественной психологии рассматривается в различных концепциях, системообразующей характеристикой которых выступает направленность личности. В работах Л.В. Занкова, В.П. Зинченко, Т.В. Корниловой, Д.А. Леонтьева, Б.Г. Мещерякова, С.В. Яковлева, и других общим является вывод о том, что в направленности личности выражаются субъективные ценностные отношения к различным сторонам действительности.

В концепции умонастроения Б. Д. Парыгина объединяются в общую категорию сознательные и эмоциональные компоненты направленности личности; А. Ф. Лазурский в своей концепции характеризует систему отношений личности к среде как малоподвижную и мало поддающуюся внешним воздействиям на протяжении всей жизни; В. А. Ядов рассматривает уровни ценностных ориентаций и уровни общей направленности интересов личности; Н. Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания.

В зарубежной литературе, проблемой интересов и ориентаций современных подростков занимались такие ученые как Э. Дюркгейм, Д. Майерс, Г. Оллпорт, Т. Парсонс, М. Рокич, В. Франкл, Ш. Шварци другие, исходя из их работ, можно сделать вывод о том, что ценности и ценностные ориентации рассматриваются как базовая характеристика личности.

В зарубежных работах можно отметить Э. Дюргейма, и его разработку проблемы ценностей, который исходил из необходимости построения определенной иерархии ценностей; Т. Парсонс с концепцией социальных систем и социального действия, рассматривавший ценности в качестве главного связующего элемента культурной и социальной систем; в концепции Э. Фромма через ценностные ориентации личность определяет свою принадлежность к какой-либо социальной общности; Г. Мюнстерберг в концепции системы ценностей, подразделяет их с одной стороны на внутренний мир, ближайшее окружение и внешний мир, а с другой на этические, эстетические, логические и метафизические ценности; Г. Олпорт, Э. Шпрангер, рассмотрели концепцию иерархии значимости ценностей для личности.

Развитие ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к аддиктивному поведению имеет ряд особенностей. Проблемы, связанные с аддиктивным поведением подростков, привлекают особое внимание исследователей и постоянно рассматриваются как в отечественных, так и в зарубежных научных работах.

В зарубежной литературе, такие авторы как Л.М. Додс, М. Ландри, Д. Р. Меерс, В. Миллери др. под «аддиктивным поведением» понимают период злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние до того, как сформируется зависимость.

В отечественной литературе А.О. Бухановский, Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, В.Д. Меделевич, Е. Б. Усова и другие, исследующие проблему аддикции, относят аддиктивное поведение к одной из форм деструктивного (разрушающего) поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния. [14, с. 34]

Для современных подростков, склонных к аддиктивному поведению существует проблема формирования ценностно-смысловой сферы. Это требует анализа исследований авторов по формированию ценностей и ценностных ориентаций.

В зарубежной литературе, А. Фернхем предложил формировать ценности и ценностные ориентации подростков через ряд этапов: предъявление ценностей; осознание личностью ценностных ориентаций; принятие ценностных ориентаций; реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод их в качества личности; актуализация потенциальных ценностных ориентаций, заключающихся в качествах личности подростка [2, с. 100].

В отечественных работах, Н. Н. Ушакова рассматривает формирование ценностных ориентаций через определенные критерии, она предложила формировать ценностные ориентации подростков посредством прохождения определенных фаз. Б. Битинас при анализе механизмов формирования ценностных ориентации на первый план выносит роль свободного воспитания, фиксированных социальных установок, убеждений; Н. В. Ванюхина, Р. Р. Исмагилова предложили программу формирования ценностных ориентаций целью которой является изучение ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования; С. И. Маслов выделяет несколько методов формирования ценностных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением: методы эмоционально­ценностного акцентирования, пробуждение адекватных эмоций и эмоционально-ценностных противопоставлений [3, 4, 5, 6].

Таким образом, несмотря на достаточное количество авторов, рассматривающих проблему ценностей и ценностных ориентаций, существует дефицит такого рода исследований, предлагающих эффективные способы и приемы для подростков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.008 с.)