Глава 2. Литературоведческий анализ «мятной сказки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Литературоведческий анализ «мятной сказки»



2.3. Специфика заголовочного комплекса

«Мятная сказка» А. Полярного до поступления на витрины книжных магазинов успела поменять три заголовка: «История одной любви» (было рабочим названием), «Сказка о самоубийстве» (под этим заголовком произведение было «любительски» опубликовано), «Мятная сказка» (согласованное решение автора и издательства «АСТ»). Первая смена заголовка автором не обосновывалась. Вторая смена заголовка, как упоминалось раннее, произошла из-за критического отношения государства к теме самоубийств. Во время публикации книги в Интернете имели отрицательную популярность разные группы смерти, которые призывали людей, в основном подростков, к совершению суицида. Из-за виртуального происхождения таких групп было сложно выявить организаторов смертельных игр, поэтому они активно размножались на многих социальных платформах. Печатать крупные тиражи под таким громким названием было невыгодно и, возможно, тираж бы вообще изъяли из-за цензуры.

Словосочетание «Мятная сказка» само по себе является очень ярким, названия глав копируют этот необычный стиль: «Мятная конфета», «Пепел вместо сказок», «Наполовину полный стакан», «Сахарная вата», «Мандариновое мороженое». Заголовки не имеют никакого смысла, а служат дополнительной эмоциональной окраской. Очень часто читателю необходим определенный литературный опыт, чтобы понять смысл того или иного заголовка, но даже никем не понятый заголовок создает «предвкусие» перед прочтением.

Особенность заголовочного комплекса «Мятной сказки» в том, что помимо разделения на главы текст еще имеет и подзаколовки в каждой главе. Некоторые имеют только ярко-эмоциональную функцию, как упомянутые выше, а другие служат коррекции хронотопа произведения. Не все яркие заголовки не имеют смысла, например, в главе под названием «Пепел вместо сказок» Сойер сталкивается со смертью самого важного человека в своей жизни – любимой девушки Зои. Он старается влиться в обычную повседневную жизнь, что дается с трудом. «Пепел» становится значением конца, точки последнего предложения жизни. В общем заголовок представляет собой метафору, которая олицетворяет все попытки главного героя вернуться к жизни, его жизнь с любимой действительно была сказкой. Данная глава одна из немногих, значение которой можно объяснить, а, например, «Сахарная вата» никакого значения, кроме эмоционального, не имеет.

Второй тип заголовков, влияющих на хронотоп произведения, составляют подзаголовки глав. Они появляются в 3-ей главе «История одной любви» и представляют собой дневниковые записи: «День 1-й», «День 3-й». Стоит отметить, что хронотоп произведения имеет проплешины, и читатель видит только нужные фрагменты из жизни героев. Так же автор ведет повествование не только от лица Сойера, но и от лица его девушки. Это тоже отмечается в подзаголовке: «День 6-й. Зои». Далее текст ведется сразу же от первого лица. Но А. Полярному наскучило отмечать каждый день числительным, поэтому к середине третьей главы он вносит разнообразие в подзаголовочный комплекс: «Все тот же 11-й день», «День не знаю какой», «Совсем другой день».

Некоторые дневниковые записи совсем не имеют сюжетного значения, например, главы «День 56-й» и «День 58-й» содержат только одно предложение: «Ничего не произошло» 10 и «Ничего не происходило» 10. Для ценителей высокой литературы – это удар в самое сердце, бездарный перевод бумаги. Но, исходя из того, что большая часть аудитории подростки, для них эти главы имеют значение. Мода на грусть, апатию, потерю смысла жизни найдет отклик в этом одном предложении. Маленькие читатели сразу же узнают себя, ведь их жизнь тоже состоит из «ничего».

Четвертая и пятая главы сменяют дневниковую запись на обычные подзаголовки: «Выгуливая одиночество», «Снегопад», «Банановое капучино», «Мятный чай». И снова большая часть из которых не имеет смысловой нагрузки, а просто становится дополнением к уютному заголовку всей книги. Еще меньшим смыслом нагружена вторая глава «Наполовину полный стакан», она становится важной находкой для конкурса дурновкусия. Она содержит только небольшое обращение к читателю от автора, картинку с цитатой: «Там, где бывает закат, вскоре наступает рассвет» 10 и все.

С помощью заглавия формируется установка на восприятие произведения. Заголовочный комплекс выступает в «Мятной сказке» в качестве формообразующего и эстетически-эмоционального элемента. С постепенным анализом «Мятной сказки» становится очевидно, что она не обладает литературной ценностью, а служит развлекательным аттракционом для молодежи. Неудивительно, что часто эту книгу покупают только для фотографий с последующей публикацией их в социальные сети. А. Полярный в своем блоге часто создает коллаж из таких фотографий читателей и выкладывает в ленту. Бессмысленные, но эстетически-звучащие заголовки становятся отличной экспозицией для фото на фоне уютного пледа, уютного кофе с зефирами и уютного спящего кота.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.005 с.)