Глава 2. Литературоведческий анализ «мятной сказки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Литературоведческий анализ «мятной сказки»



2.1. «Мятная сказка» как сетература

Современный литературный процесс отличается синтетичностью и жанрово-стилевым многообразием. С появлением Интернета родился синтез книги и сетевого пространства. Этому синтезу некоторые публицисты дали название – сетевая литература или сетература. Е.В. Пономарева обозначила этот термин как «процесс рождения литературы, созданной непосредственно в сети в расчете на активного пользователя Интернета» [9]. Однако, какие же особенности предоставляет нам Интернет в сравнении с бумажной книгой? В первую очередь это, разумеется, свобода слова и отсутствие издательского контроля. Подразумевается, что за появление произведений перед широкой публикой издательства больше не отвечают. Можно сказать, что глобальная сеть позволяет опубликовать любой материал, который может не подходить под определенные критерии и рамки, какие были бы в издательстве, а также практически не проходить цензуру.

Следующая немаловажная особенность – это отрицание понятий «расстояние» и «время». Всеобщая доступность единой информационной сети позволяет публиковать произведения за считанные секунды, которые требуются компьютеру для обработки данных, и при этом делать их доступными практически для всего земного шара. То есть, когда любая публикация пользователя проходит успешную обработку, ее за секунду могут увидеть миллионы человек. Писатель получает право сразу же читать все комментарии по поводу своей работы, примечательно, что такие отзывы намного действенней и содержательней, потому что их могут оставлять как любители почитать, так и профессионалы в писательской деятельности. Таким образом, автор получает объективную оценку со всех сторон, что позволяет взглянуть на свою работу не только с высоко литературно-художественной стороны, но и с точки зрения эмоционального восприятия обычного человека. Так же, Интернет позволяет оставлять обратную связь, вступать в диалог с увлеченными работой людьми. Автор может беспрепятственно читать отзывы о его произведении от читателей, которые могут находиться на другом конце земного шара – от представителей самых различных профессий, верований, убеждений и национальных темпераментов.

Завершает перечень важных особенностей последнее, но не маловажное, в особенности для автора сетевого произведения, – прозрачность авторства. То есть, человек, публикующий свое творчество, может остаться по желанию инкогнито, и речь идет не просто о применении псевдонима. Автор может создать себе совершенно другой облик, сильно отличающийся от действительности. Он может придумать противоположную своей жизнь, вымышленное окружение, несуществующую работу. Можно сказать, автор является создателем другого человека, другого «себя». Жизнь и характер выдуманного автора будет от части влиять на полученное произведение. Есть тексты, созданные вымышленным автором, но это не является новшеством сетературы. Еще в XIX веке А.С. Пушкин опубликовал сборник «Повести Белкина» без указания настоящего имени автора. Он придумал несуществующую личность – Ивана Петровича Белкина. Помещик увлекался писательством и был автором всех повестей. В нашем веке происходит тоже самое, только уже с привлечением виртуального мира. Как следует воспринимать произведение, не зная никакой информации об авторе? Или, наоборот, рецензия на книгу получится объективной, ввиду того, что ни коим образом на неё не повлияют ни знание имени, ни пола, ни возраста, ни происхождения автора? Вопрос остаётся открытым.

Следует отметить также и то, что всё вышеперечисленное – это далеко не полный список возможностей сетературы. В частности, рассмотренные случаи – всего лишь часть того сегмента, который базируется на уникальных особенностях, предоставляемых сетью Интернет. Продуктов традиционного, наиболее привычного для нашего понимания и восприятия творчества – бескрайнее море. Крайне сложно определить, что же в сетературе на самом деле преобладает над чем – традиция, перенесённая со страниц на экраны, или же экранная уникальность, которую нельзя внести под тесный книжный переплёт. Общими чертами являются лишь свобода публикации, свобода слова, свободный механизм встречи писателя и читателя, скорость, доступность, массовость. На фоне этого можно сделать ряд выводов и диагностировать ситуацию, происходящую в современной сетературе на данный момент.

Можно подумать, что сетература обладает только выигрышными качествами, но это не так. В первую очередь, чрезмерная массовость, довольно-таки характерная для данного вида литературного искусства, порождает собой крайне низкую степень художественной ценности, ввиду того, что современная сетература обладает очень высокой доступностью и низким уровнем образования её участников и творцов. Иными словами, о высоких и нравственных материях говорить на настоящий момент, к сожалению, рано.

Во-вторых, всё та же массовость и доступность, являются причинами и другого не менее неутешительного следствия – безликости и переполненности. Крайне сложно найти, разглядеть, увидеть нечто действительно стоящее и заслуживающее именно вашего внимания, учитывая именно ваши индивидуальные предпочтения, ввиду безмерного количества прочего, подчас – откровенно бездарного хлама. Даже среди тех вещей, которые заслуживают читательского внимания, найти то, что сможет не просто привлечь к себе, но и оказаться действительно по душе, произведя то же впечатление, что и привычная нам бумажная литература – поистине невыполнимая задача.

В-третьих, следует принимать во внимание тот факт, что сетература – вид искусства, находящийся в состоянии постоянного изменения и скачкообразного развития, ввиду чего среда, в которую попадает творец, постоянно изменяется, и привыкнуть к её законам и нормам, создав в её условиях действительно великое и стоящее произведение – не выйдет.

В-четвёртых, в сознании простого, массового читателя, бумажная литература по сей день остаётся непоколебимым идолом, знаком качества и единственным способом воплощения литературы как жанра.

И наконец, в-пятых – очень часто, сетература рассматривается литературоведами, литераторами, просвещёнными читателями и другими, близкими к теме людьми, как завершение формирования и воплощение постмодернизма. Причины к подобным высказываниям поистине имеются, притом выразить их отчасти можно даже через вышеописанные положения. Огромный доступ масс в сеть, низкий процент грамотных творцов среди огромного количества графоманов, шаткие и перетекающие каноны и положения жанров и форм, отчаянный поиск новизны, а также высокие технологии, позволяющие реализовывать всё это – практически идеальная почва для развития постмодерна. Разумеется, в процессе формирования сетературы, стычки между традиционалистами и новаторами будут постоянным явлением, однако судьба сего литературного течения поистине непредсказуема, и практически каждый может принять в ней участие уже сейчас. Новая классика творится на наших глазах. И то, какой она будет, во многом может зависеть именно от нас.

Некоторые произведения сетевой литературы выходят в свет и публикуются, как и книга А. Полярного «Мятная сказка». Особенностью таких произведений является сохранение специфики текста, т.е. при публикации механизм интернет-текста не разрушается. Так же важной особенностью сетевой литературы, по мнению Е.В. Пономаревой, считается установка диалога с читателем при намеренном сокращении дистанции между ним и автором. Например, у А. Полярного первая глава «Мятная конфета» начинается со слов: «Привет дружок! Я очень рад, что ты нашел время прочитать мою историю. Постараюсь быть кратким, но максимально точным во всех деталях...» [10]. На протяжении всего повествования появляются небольшие авторские обращения к читающему: «Читатель, прости! Я пообещал говорить только правду, какой бы горькой она ни была...» 10, «Читатель, что происходило дальше в нелегкой судьбе Сойера, мне неизвестно, но попрошу тебя не вешать нос!» 10, «Так, стоп, читатель! Я хочу предупредить тебя: помни, что это – всего лишь сказка, и ты в любой момент можешь закрыть эту книгу и отложить ее в сторону... А лучше так и поступи...» 10.Такой тип повествования появился из-за родового начала «сказки» в блоге Полярного, где любой человек мог сразу же оставить комментарий или оценку. Поэтому тексту важна постоянная диалогизация.

Интернет обладает интересной особенностью – в нем есть миллионы порталов, где ты можешь стать какой угодно личностью, прожить с помощью виртуальной ролевой игры чью-то жизнь. Сетевые авторы по этому принципу гиперактивно устанавливают тонкую грань между собой и читателем. А. Полярный создает свою виртуальную игру, только литературную, чтобы человек ощутил себя по ту сторону реальности – частью «Мятной сказки».

Можно подытожить, что на поэтику литературно-художественного текста, созданного в сети Интернет, оказывают влияние мультимедийность (представление информации с помощью графики, анимации и др.), гипертекстуальность (способность нескольких отрывков и эпизодов формироваться в единый текст), интерактивность (постоянный режим беседы). Сетература не стала создателем исключительно новых традиций. К примеру, обращение к читателю возникло еще в эпоху Просвещения. На страницах «Исповеди» Руссо возникает постоянная коммуникация автора и читателя: «Я предпринимаю дело беспримерное, которое не найдет подражателя. Я хочу показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы, — и этим человеком буду я» [11]. Повествование от первого лица сразу же будто бы вовлекает в беседу. Создается ощущение, что находишься наедине с человеком, который решил открыть нараспашку душу и рассказать о своей насыщенной жизни.

Отклики прошлого нашли свое отражение изначально в создании нового вида литературы. Сетература – это не только синтез печатной книги и виртуальности, но и синтез прошлого с настоящим. Создание литературной маски автором, постоянная диалогизация – все это возникло несколько веков назад, но с каждым годом не вымирает, а приобретает новшества, изменяется под быстро меняющиеся современные устои. Таким образом, «Мятная сказка», несмотря на сетевое происхождение, все равно содержит в себе древние традиции, которые плотно засели в мировой литературе и используются до сих пор.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.009 с.)