Глава 2. Литературоведческий анализ «мятной сказки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Литературоведческий анализ «мятной сказки»



2.2. Жанровые особенности

Важна жанровая принадлежность произведения, т.к. сам А. Полярный выносит ее на первый план необычным заголовком – «Мятная сказка». Сначала нужно разобраться с прилагательным «мятный». По толковому словарю Ефремовой это слово имеет несколько значений: 1) Соотносящийся по знач. с сущ. мята; 2) Свойственный мяте, характерный для неё; 3) Сделанный, приготовленный из мяты или с мятой; 4) Получаемый из мяты[12]. Можно сделать вывод, что слово «мятный» создает эмоциональную окраску данному произведению. Пробуждает в фантазиях читателя приятные эмоции, настраивает на уютную атмосферу. Но, помимо это, «мятность» вызывает холодок. Что касается слова «сказка», оно сразу же ассоциируется с литературным и фольклорным жанром. А. Полярный не раз упоминает его в своем произведении, указывая на характер повествования.

Но действительно ли «Мятная» - это сказка? «В основе С. всегда лежит антитеза между мечтой и действительностью» [13], что соблюдено у автора – главный герой Сойер мечтал о настоящей любви, заботливой семье, но его мечты разбивались об острые скалы суровой действительности – брошенный родителями в детском доме, смерть приемных родителей, убийство любимой девушки, неудачные попытки смириться с тяжелой жизнью.

«Персонажи С. контрастно распределяются по полюсам добра и зла» 13, воспитатель в детском доме, существует на страницах книги в образе любящей матери: «...крепко обняла его, как обнимают матери своих сыновей» 10; сменившая воспитательницу Лора «справлялась со своими обязанностями не хуже, чем мадам Илона, а, может быть, даже лучше» 10, хотя девушка была сиротой, но смогла бескорыстно подарить свою любовь брошенным детям. Главным отрицательным персонажем без капли положительных черт является убийца Зои, автор наделил его жестокостью и злостью: «...сумку сюда, тварь!», «рявкнул», «резко выхватил» 10. Главный герой А. Полярного реалистичен и выбивается из канона сказки. Сойер «избил ее [Зои] отца», «напивался в стельку и валялся пьяный на дорогах», «кидался на прохожих» 10. После эмоционального потрясения персонаж перестает быть положительным, что для сказки недопустимо.

Так же «сюжет С. строго последователен, однолинеен, развивается вокруг главного героя, победа которого обязательна» 13, чего не происходит в произведении А. Полярного. В конце повествования главный герой остается один и умирает в одиночестве, так и не получив заветную любовь.

Я считаю, что автор использует слово «сказка», все же опираясь не на жанровое определение. Произведение поделено на главы; сюжет развивается вокруг главного героя, но знакомит нас с судьбами других действующих персонажей; имеет небольшой объем (текст без картинок занимает примерно 43 полных листа из 158), что говорит о принадлежности «Мятной сказки» к жанру повести. А слово «сказка» скорее служит усилением эмоциональной окраски и без того «мятного заголовка», создавая горькую иронию в воображении читателя. Печальный дуэт рождается из «мятного холодка» и сказочного разочарования.

Настрой на депрессивную атмосферу произведения не случаен. Во-первых, основная часть аудитории А. Полярного – подростки, среди которых считается модным публично страдать, романтизировать тяжелые психические заболевания и делать для привлечения внимания, так называемые, попытки суицида. Дети зачастую лишены родительской любви, поэтому они начинают следовать за этим опасным трендом. «Мятная сказка» является образцовым произведением для восприимчивых подростков, чтобы еще больше прогрузить их в грусть и разочарование от тяжелой жизни.

А. Полярный изначально давал другое название произведению, отсюда мы перетекаем во второй пункт. Первоначальный вариант заголовка повести – «Сказка о самоубийстве», что является оксюмороном, поскольку в традиционной сказке никогда герой не кончает с собой. По официальной версии издательства и автора название было изменено из-за острого восприятия темы самоубийства в стране. Под уничтожение попала одна из глав повести — «День, не знаю, какой», где описывается самоубийство. Даже если бы повесть опубликовали без изменений, она, скорее всего, попала бы под возрастной рейтинг 18+, а это моментальное лишение книги 90% читательской аудитории.

Один факт останется навсегда под вопросом – сам А. Полярный решил литературно «поиграть» с названием своей книги или же ему помогли сотрудники издательства «АСТ», потому что они внесли значительные изменения и принудили поменять заголовок. На этой стадии анализа произведение кажется интересной изюминкой, которое может скрывать ценность для современного литературного процесса. Нужно убедиться, так ли это.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.003 с.)