Политико-правовые взгляды Платона. Семья и право собственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые взгляды Платона. Семья и право собственности.



Платон (Аристокл) (428-348 до н.э.) происходил из знатного рода. Платоном назван за широкие плечи или широкий лоб. Получил прекрасное образование, занимался борьбой, живописью, сочинял трагедии. В возрасте двадцати лет знакомится с Сократом и становится его учеником. Мировоззрение Платона во многом сложилось под влиянием его взглядов. После казни Сократа в 399 г. покинул Афины и путешествовал, был в Египте, Южной Италии. Возвратился в 387 г., приобрел рощу вблизи Афин, носившую имя героя Академа, где основал школу под названием «Академия», просуществовавшую до 529 г. н.э., когда она была закрыта византийским императором Юстинианом. Дважды в течение жизни Платон покидал Академию, принимая приглашения Сиракузского тирана Дионисия младшего, а еще раньше был у его отца Дионисия старшего. Платон надеялся реализовать в Сиракузах свои философские идеи, но безуспешно. Остаток жизни Платон посвятил работе с учениками и литературному творчеству.

Основные произведения: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия), политико-правовым вопросам посвящены диалоги «Государство», «Политик», «Законы».

Происхождение государства. Согласно Платону государство возникает по предначертанию богов как результат потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь коллективно, сотрудничая друг с другом, на основе разделения труда.

В своем знаменитом трактате «Государство, или о справедливости», подвергая критике существующие тогда формы государственной власти - монархию, аристократию, демократию, и опираясь на развитые им теории идей (эйдоса) и идеала, Платон создал учение об идеальном государстве, характеризуемое четырьмя добродетелями:

-      мудростью;

-      мужественностью;

-      рассудительностью;

-      справедливостью.

В идеальном государстве нет частной собственности, а дети воспитываются всем обществом и т.п. В теории идеального государства Платон развивает учение о делении граждан (сюда он не включает рабов) на разряды:

-      разумная часть — разряд правителей-философов;

-      аффективная часть — разряд воинов, воспитанных в дисциплине, необходимой для защиты государства;

-      неразумная часть — разряд ремесленников и земледельцев, создающих материальные блага для удовлетворения потребностей граждан и обученных совершенному исполнению своего дела.

Каждый разряд должен быть ограничен выполнением своей обязанности и не должен вмешиваться в дела другого разряда.

Воззрения Платона со временем изменяются. В более позднем диалоге «Законы» он разрабатывает проект «второго по достоинству» государства, где также изобразил «идеальный» строй, более приближенный к реальности. В этом государстве:

· всем гражданам, в том числе философам и воинам, разрешается иметь семью, землю, дома в частной собственности. Земля – собственность государства; и ею пользуются на правах владения;

· деление граждан на сословия заменяется их градацией согласно размеру имеющегося в собственности имущества. Политические права приобретаются в зависимости от размера имущества;

· производственные потребности земледелия полностью обеспечиваются на счет рабского труда. Политически рабы полностью бесправны;

· подробно описывая организацию государственной власти, Платон проводит идею смешанной формы правления: демократии и монархии.

Хотя эйдос Платона о государстве признается утопической, она имеет непреходящее аксиологическое значение в генезисе категории гражданского общества.

Платон выдвинут смелый план упразднения частной собственности среди правителей и воинов, жизнь которых посвящена служению общему благу. Поэтому они должны быть избавлены от соблазнов личного обогащения и жизнь их организована на началах общности имущества и коллективизма. Эти ограничения не распространяются на третье сословие.

Особенность идеального государства Платона — отсутствие имущественного расслоения, отсутствие бедных и богатых. На страже государства, законов должно быть соответствующим образом устроенное правосудие. В диалоге «Законы» Платон выдвинул еще один проект лучшего государственного устройства, в котором деление граждан на сословия заменяется градацией̆ по имущественному цензу. Детальные и суровые законы должны жестко регламентировать публичную и частную жизнь людей̆.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.004 с.)