Политико-правовые идеи эпохи реформации во Франции (Ж. Боден). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые идеи эпохи реформации во Франции (Ж. Боден).



Реформация (1517 — 1648 гг.) — антифеодальное общественное движение, принявшее форму борьбы против католической церкви (возникла в Германии). Связана к Крестьянской войной в Германии (1524 — 1516 гг.).

Два лагеря:

-      обеспеченный класс (бюргеры), требующий умеренных реформ;

-      народные массы: требующие революционного переустройства.

Цели:

-      исправление официальной доктрины Римской католической церкви;

-      преобразование церковной организации;

-      перестройка взаимоотношений церкви и государства.

Видным идеологом централизованного государства является француз Жан Боден (1530-1596 гг.). Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть могла бы вывести Францию из хаоса междоусобицы католиков и протестантов (гугеноты), защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей, он изложил в работе «Шесть книг о государстве».

Важную роль в преодолении феодальных распрей, объединении государств и укреплении их внутреннего мира сыграла выдвинутая Боденом одна из самых замечательных идей того времени – идея государственного суверенитета(фр. souverain – носитель верховной власти). Суверенитет, под которым Боден понимал высшую абсолютную и постоянную власть над подданными в политическом сообществе, является самым существенным признаком государства. Именно он составляет принципиальное отличие государства от всех других объединений людей.

Высший характер государственной власти Боден усматривал в том, что она всегда обладает верховенством, стоит выше всех других видов господства. Выше носителя суверенной власти – только Бог и законы природы. Абсолютность власти состоит в том, что она не ограничена какими-либо условиями для проявления своего могущества. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. Единая в том смысле, что её прерогативы принадлежат только ей. Она не может их делить с кем бы то ни было. На суверенитет не могут посягать ни граждане (подданные), ни церковь, ни какие-либо другие организации (рыцарские ордена, городские корпорации и т.п.). Воплощением суверенитета является монарх. Его власть неограничена и безусловна. Постоянство же суверенитета означает, что государственная власть не установлена на какой-либо срок, а существует по собственному праву.

Суверенитет реализуется в полномочиях государственной власти решать важнейшие вопросы жизни страны: издавать законы, адресуемые всем без исключения подданным и учреждениям государства; решать вопросы войны и мира; назначать должностных лиц; вершить правосудие в последней инстанции и право помилования; чеканить монеты, определять меры взимания налогов и податей.

Государство Боден определяет как правовое управление множеством семейств, или домохозяйств, и тем, что является общим у них, на основе суверенной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая цель её состоит в заботе об истинном счастье индивидов.

Из трех постоянно дискутируемых форм правления (демократия, аристократия, монархия) он предпочитает такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство Боден называет королевской монархией.

Идеальное государство, по Бодену, возможно лишь там, где государь сообразуется с естественным правом в той же мере, в какой сам он желает повиновения от подданных. Такой государь боится Бога, милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, уверен в успехе, тверд в несчастии, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен для врагов, любезен к расположенным к нему, грозен для злых и ко всем справедлив.

Боден определяет условия стабильности и прочности различных форм государства. Он связывает это с поощрением слоя людей среднего достатка путем введения законов против ростовщичества, законов о наследовании и других, чтобы не допустить чрезмерного обнищания народа и концентрации земель и богатств в руках олигархов. Важно также, по его мнению, не допустить раскола общества по религиозным основаниям. Государство должно защищать свободу вероисповедания.

Бодену принадлежит также идея натуралистической, т.е. географической, типологизации государств.Онсчитал, что тип государства зависит от природно-климатических условий. Для умеренного пояса, по его мнению, типичным является государство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувство справедливости и любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, но у них развит ум и процветают науки, поэтому они нуждаются в религиозной власти и государстве. Народы севера, живущие в суровых условиях, храбры, их можно заставить подчиняться лишь сильному государству. На государство влияют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.006 с.)