Политико-правовые взгляды Ш-Л. Монтескье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые взгляды Ш-Л. Монтескье.



Шарль-Луи де Секонда, барон де Ла Брэд и де Монтескьё (1689-1755) - французский ученый, представитель политико-правовой идеоло- гии Просвещения. Ш.-Л. де Монтескьё родился недалеко от Бордо в аристократической семье. Окончил духовный колледж при монастыре в Жюли. Сначала занимался естественными науками и был судьей в Бордо. Затем увлекся изучением истории. Знаменитое произведение Монтескьё «О духе законов» появилось в 1748 г. и было на печатано в Женеве. Во Франции книга нашла немало врагов, зато англичане и итальянцы встретили ее с энтузиазмом.

Усиление абсолютизма во Франции в XVII-XVIII вв. способствовало развитию производительных сил общества. Развитие нового, буржуазного, способа производства и торговли стимулировало развитие математики, естественных наук, философии. Взгляды Ш.-Л. де Монтескьё сформировались во многом под влиянием идей Великой французской буржуазной революции и ее лозунга «Свобода, равенство, братство, законность».

Основные работы Ш.-Л. де Монтескьё:

• «Персидские письма» (1721);

• «О духе законов» (1748).

Ш.-Л. де Монтескьё являлся ярким представителем идеологии Просвещения во Франции, для которого была характерны принципиально новая методология познания права и преобразования социальной действительности, разработанная другими французскими просветителями -

Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Новая методология, применявшаяся французскими просветителями в процессе познания правовой реальности, позволила обнаружить взаимосвязь онтологии, гносеологии и аксиологии права, связав между собой философию права и его социологию, одним из основоположников которой выступал Ш.-Л. де Монтескьё, заложивший тем самым основы для развития теоретико-правовой и историко-правовой науки.

Происхождение государства:

• отверг концепцию, при которой образование государства выводилось из требований естественного права; не признавал также революционные преобразования, т.к. первый естественный закон – мир;

• возникновение государства он рассматривал как исторически закономерный процесс;

• люди, соединяюсь в обществе, перестают быть слабыми, и начинаются войны;

• войны между народами и войны между отдельными лицами – причина возникновения государства и права;

• договор – лишь акт, посредством которого народ делегирует власть правителю.

Форма государства. Выделяет «правильные» и «неправильные» формы. «Правильные»:

• республика, где власть принадлежит всему народу (демократия), либо его части (аристократия). Основополагающий принцип республики - любовь к отечеству;

• монархия (единоличное правление, опирающееся на закон). Ее основополагающий принцип – честь.

«Неправильной» формой является деспотия – единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Идеал Монтескьё - английская конституционная монархия. Цель любой формы государства – сохранение свободы на основе закона.

Монтескьё обратил внимание на зависимость конкретных форм государства от общего «духа нации» и вслед за античными философами считал, что республика характерна для небольших государств, монархия – для государств средней величины, деспотия – для обширных территорий. Но он сделал одно исключение: республика может существовать и на большой территории, однако при условии, что эта форма государства будет иметь федеративное устройство. Рассмотрев роль конфликтов в государстве с республиканской формой правления, Монтескьё сделал вывод, что только баланс интересов различных социальных групп обеспечивает долговременную стабильность государства.

Разделение властей. Выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти.

 Законодательная власть – выявляет право и формулирует его в виде положительных законов государства.

В концепции Ш.-Л. де Монтескьё возник мифический образ законодателя как «архитектора» (термин Декарта, применяемый им к Богу, а впоследствии заимствованный у него просветителями):

• духом законодателя должен стать дух умеренности;

• законодатель свободен настолько, насколько ему позволяют рамки, в которые он вписывает жизнь общества; эта свобода есть осознанная необходимость;

• законодатель просвещенный.

Исполнительная власть:

• предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью;

• основная гарантия свободы – учреждения, которые сдерживают произвол.

Судебная власть:

• точно применяет закон, «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц»;

• судьи должны быть справедливы к гражданам, а один народ – к другому;

• наказуемы только действия, а не мысли; карать за образ мысли – уничтожить всякие гарантии свободы.

Но это не просто отделение властей друг о друга, а их взаимное сдерживание (система сдержек и противовесов). Принцип разделения – власть должна принадлежать разным государственным органам. Так, исполнительная власть имеет право вето в отношении решений законодательной, законодательная власть со своей стороны контролирует исполнение законов, привлекает к ответственности министров за их нарушение. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, одного учреждения или одного сословия ведет к злоупотреблению и произволу.

Право и закон:

• закон – человеческий разум, т.к. он управляет всеми народами земли;

• среди естественных законов, действующих в догосударственном обществе, он выделил:

o мир, как первый естественный закон;

o хозяйственная деятельность как способ удовлетворения потребностей в пище;

o стремление к общению, полов друг к другу и т.д.

• три вида законов:

o закон наций (относящийся к международным отношениям;

o закон политический (регулирует отношения правительства и граждан);

o гражданский закон (регулирует взаимоотношения граждан).

• законы, существующие в обществе, согласно Монтескье, классифицируются на следующие виды:

o божественное право и церковное (каноническое) право;

o естественное право;

o гражданское право;

o международное право;

o общее и частное государственное право;

o право завоевания;

o гражданское право отдельных обществ;

o семейное право.

• общие требования к законам:

o умеренность;

o точность;

o ясность;

o понятность;

o оптимальность;

• учет особенностей этнонационального менталитета в юридической практике.

"Дух законов" определяется рядом факторов общественного развития:

• природа и принцип правления;

• физические свойства страны (ее климат, почвы, размеры, ландшафт);

• образ жизни народа;

• религия;

• народный дух;

• численность населения; его богатства;

•     своеобразие процесса законотворчества и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.011 с.)