Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Путь в Некрополь — дорога к преображению⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
«Кладбище», «клад», «складывать» – слова однокоренные. Августин Блаженный много говорил о градах Небесном и земном. Простому мирянину тоже не грех поразмыслить как на эту тему, так и о том, что есть «град умерших». Некрополь (экстраполируя терминологическую интенцию Августина) – «град подземный». В конце XX века мы, вооруженные великими (как ныне представляется) достижениями науки, техники и философии, вправе ли с уверенностью и оптимизмом сказать, что сущность смерти и бессмертия, конкретной, персонифицированной телесно-духовной конечности и всеобличенной трансцендентной бесконечности нами поняты неизмеримо более адекватно, чем предшествующими поколениями? Не думаю, что ответ на этот вопрос должен принять форму категоричного положительного утверждения. И все же – если отвлечься от христианского учения о том, что смерть есть наказание роду человеческому за грехопадение «прародителей» — смерть есть зло или благо? Она может быть как тем, так и другим. В подавляющем большинстве случаев смерть, пережитая в связи с кончиной близких людей и переживаемая относительно своей собственной неумолимой перспективы, понимается как зло. В огромной массе случаев так оно и есть. Но надо обладать феноменальным упрямством (пусть и добровольным), чтобы смерть, понимаемую уже в метафизическом, универсально закономерном смысле, трактовать как абсолютное зло, которое, в конце концов, можно преодолеть полностью и окончательно. Поток самообновления подсистем Единого ежесекунден и непреходящ – это очевидно каждому. Тем более нелепым выглядит религиозный постулат о воскресении из мертвых лишь в эсхатологической перспективе, да еще в той же, прижизненно земной, плоти. Преображение Господне в действительности совершается каждое мгновение, и на место отмирающих частей, тканей великого Космического Организма синтезируются новые части и ткани, чем-то, хотя бы чуть-чуть, отличные от прежних. Кладбище – не просто склад уже неодухотворенной плоти, но и клад смыслов для здравствующих потомков, хозяев могил. Смыслов, без бережного, заинтересованного, любовного отношения к которым не возможно нравственное и интеллектуальное самоутверждение в миру земном живущих. Без «любви к отеческим гробам» человек не способен к полноценной любви посюсторонней, пульсирующей во плоти и духе. Вживание в смерть (и чувством, и интеллектом) – необходимейшее условие, с одной стороны, нравственной и эстетической полноты бытия человека, а с другой – поддержание его действительных, а не иллюзорных связей с Единым, со своим собственным (преображенным) и Его – прошлым и будущим.
Последовательный материалист столь же наивен, как и религиозный догматик. Понимать, постигать Бога более-менее адекватно вне Его пантеистического видения невозможно. Даже многим богословам, не зашоренным наивной религиозной догматикой,становится все более близкой идея о том, что постижение Бесконечного Единого Бога-Природы может быть только бесконечным, неконстантным процессом. При этом зерна относительных истин лишь умножают и совершенствуют наши знания о Боге, но никогда (как, впрочем, и в любом конкретном разделе знания о мире) не могут достигнуть абсолютной полноты и завершенности. Полагаю, что нижеприведенные мои стихи, заявленные в большей степени именно как вопросы, а не ответы, послужат основанием для конструктивных размышлений философствующей аудитории, не лишенной к тому же вкуса к юмору и самоиронии.
* * *
Терпеть, я не могу различных догм оков; Жаль тех, кто курс наивной верой чертит, И в частности – тех трезвых дураков, Кто верит в сказки о преодоленьи смерти.
Подвластно смерти все, – так рассуждаю я, – Но также все вовеки сохранится Преобразовано, и в книге бытия Не пропадает ни одна страница; Потери нет ни буковка, ни строчке... Все, что ни есть, есть части Мира-Бога; Сегодня Он во мне хмельной немного, Но мы храним друг друга звездной ночью.
Хотя луна уже имела лик блина, А блин, чем я закусывал, – луны, Но волны выпитого мной вина О четких мыслей разбивались валуны:
Была ясна мне, как и петуху, Гимн новому пропевшему всей глоткой, Парадоксальность: всякой жизни лодка Плывет за тем, чтоб перейти в труху, Отнюдь не жаждя перевоплотиться; Живя, идем мы к смерти каждый час... Неглупому на смерть не надо злиться, –
Она работает не на себя, на нас, На праздник новой, бесконечной жизни... Мир целесообразен, отрицать Полезность смерти глупо; в плачах тризны, Как в гимнах жизни – промысел Творца.
Я пью за жизнь, за духа силу, нежность; Во здравие любви поет бокальный звон! Но также пью за смерти неизбежность Как новой жизни божеский закон.
* * *
Иллюзии все преодолены И пережиты все надежды, Просмотрены почти все сны И переношены одежды. Угомонилась круговерть Снежинок дней судьбы бесславной... Что понял я? Вот вывод главный: Блаженна жизнь, блаженна смерть
Покуда зов на упокой Из труб небесных не раздался, Крещу слабеющей рукой Я мир и тех, кто в нем остался.
Кладбищенскому Коту
Стих не каждому зачать С музой дано Сущим, Не дано всем различать Кажимость и сущность.
...Всем казалось: морду мыл Кот у храма лапой, Я знал: он чело крестил, Славя Бога-папу.
На руки кота воздав, (лаской зверю нравясь), Понял: он не захрапел, А запел акафист.
Мнил, кто подавал: дает Деньги он лишь сирым, Нищим; знал я: тех “стрижет” Банда рекитиров.
Верили все: славит поп Истинного Бога, Знал я, пряча сущность-вопль: “Истин нет итога! Смыслов Бога нет конца!” (Но с попом нелишне Славить маму и отца И земных, и вышних.
Даже тем, кто спать в гробы Сложен на погосте, Надо знать: их любим мы, К приходим в гости).
...Ночью я, доверяясь сну, Видел, как без срама Любит полную луну Кот худой у храма. . * * *
Путь смерти обессмысленен, но нужен (в том его смысл!) для вечного творенья; Он — крайний способ жизни обновленья, Когда не суть свою меняет, а наружность Конкретный дух, вдруг сжавшийся, —не в точку, Не в нуль, а в квант континуума Бога, Монаду мира!.. Кладбища дорога Есть путь преображения бессрочный. Но что мой Апокалипсис в сравненьи С всеобщей остановкой пульса жизни (пусть и не вечной), со всеобщей тризной; С грядущим мира светопреставленьем?! Я, Бога часть, за гранью временною С Вселенной всей в объятьях притяженья Расплавлюсь так в котле преображенья, Что стану уж ни Богом, ни собою: Вернусь в До-Космос, в первобытный хаос, Где в творчества слепых (покуда еще) недрах Томился жаждущий вновь воплотиться Эрос И дух рассеянный в Систему собирался...
* * *
Я свет земной еще не долюбил, не дооткрыл чего-то, недопонял, как вдруг в иную жизнь врата раскрыл мне рок, и в тьму умчали смерти кони.
ТЫ — всех удел... Недолог плоти час, но духа жизнь не гибнет и не вянет, моя душа теперь — везде (и среди вас), ей так тепло, когда меня помянут.
* * *
Подъем закончился. За жизни перевалом спускаюсь я неосторожно вниз (хоть всяк булыжник-день грозит обвалом) туда, к границе, где не надо вниз.
Там смерть, начальник всей кладбищенской таможни, нахально отбирает вещи все... Я не страшусь — представить невозможно — распятым быть на судном колесе.
Но в этот край мне уж не возвратиться... печально, что ж, то - всех людей удел; в мир инобытия и душ, и тел можно замешкаться, но не остановиться. Поэт, я своего небесного патрона благодарю, молясь, всем сердцем и умом зато, что Он мне дал во время оно создать стихов новозаветный том.
Эпитафия
Сей памятник сооружен имевшему девиц и жен талант от Бога и грехи философу, кто вам стихи – клад размышлений – написал, кто жить среди жлобов устал.
Вот и все …
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.03 с.) |