Виртуальное кладбище «новые литераторские мостки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виртуальное кладбище «новые литераторские мостки»



 

Кладбища ведь, как и люди, умирают. После того, как на Литераторских мостках похоронили Маневича, затем Новоселова, для нынешнего цвета литераторов, художников, музыкантов, философов и т.д. Литераторские мостки умерли. Впрочем, так было всегда: за творцами приходили денежные мешки, и артистическая и художественная публика вынуждена была искать себе более достойные и менее дорогие места жизни и упокоения. Таковым неудобьем, а посему и доступным местом сегодня для меня видится виртуальное кладбище. (Замечу, что Литераторские мостки были названы так потому, что кладбище находилось в низине, и из-за грязи без мостков ходить было трудно.)

Кладбище – последнее ристалище культуры. Являясь редким островком сопротивления стерилизации и унификации культур, оно, наряду с аристократическими титулами, национальными костюмами и церковными приходами, хранит многообразие традиций. В постмодернистскую эпоху человек утрачивает самоидентификацию. Кочевье культурных границ лишает его определенности. И только после смерти он обретает ее, занимая заданное национальностью, вероисповеданием, имущественным положением место на кладбище. Кладбище, уплотняя время и тела, концентрирует память. Оно – сплошь закрытые страницы, на которых видим слова, выхваченные из небытия и брошенные остывать на камень. Его пространство создает атмосферу предельной серьезности, возможно, оставаясь единственным заложником ее, – игра последних знаков утрачивает легкость и подвижность, ибо оседает навечно. Рефлексия претендует на окончание, выбрав наиболее точных приближенных к означаемому. Это есть.

Предельно сжатым и одновременно понятным всем квантом сообщения в пространстве кладбища является эпитафия; она, в форме автоисполнения, встраивается в контекст памяти о смерти, приручения ее и подготовки себя к ней. Эпитафии возрождают заботу о существовании иного или своего другого тела, тела, в которое человек себя вписывает. Возрождение автоэпитафии сравнимо с заблаговременным выбором места, предуготовлением усыпальницы, изготовлением впрок гроба. Эпитафии сегодня – это способ вернуть смерть в культуру, вы(с)казать себя таким, каким не смогут или не захотят показать тебя родные. Ведь после заката жанра эпитафий (начиная с Нового времени) кладбище потеряло значительную долю своей привлекательности, прогулки по нему не таят больше открытий. Надгробная надпись свелась к пределу лаконичности – к прочерку между датами. Теряется умение обращаться со своим состоянием, возникающим на кладбище, созерцание и вслушивание в себя под сенью старых лип, у потемневших камней. Эпифания эпитафий лишается голоса – наступает эра дигитального видения: реальность уплощается как уплощается ландшафт современного кладбища, экран компьютера, пространство желаний.

Цель проекта – создать кладбище, объединенное идеей возрождения жанра эпитафии – интеллектуального способа обживания смерти, перед лицом которой только и возможно сохранить пафос серьезности. Симуляция близости к вечности провоцирует интенсивный диалог участников акции, вызывая из бессознательного память древних символов и чувство покоя, даваемое Океаносом. В нашей акции вы сможете не только прочесть эпитафию, но и (есть еще пока время) передать привет, задать вопрос о содержании начертанного, усомниться в стилистической ее законченности, посоветовать исправить и дополнить автоэпитафию и, наконец, просто восхититься и, что невозможно на реальном кладбище, – поведать об этом автору эпитафии. Проект, вписывающийся в рамки контрдесанта, противопоставляет предельно архаическую запись на «камне» тотальному наступлению виртуальной реальности компьютера. Ведь стесанная поверхность камня – своего рода первый экран, запечатлевающий (фиксирующий и хранящий) информацию и творческие импульсы. Попытка обрести компьютером надежность камня иллюзорна в той же мере, в какой иллюзорна создаваемая им виртуальная реальность.

Самая трудная часть для галерейного проекта – собрать и удержать у надгробий авторов эпитафий и часть вечности провести у своего произведения.

Для кладбища виртуального этой проблемы нет. Как нет и проблемы национального разъединения, о чем поведал в своей книге «Мастерская Платона» (2000) ведущий танатолог Петербурга Андрей Демичев: «Из разговора Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова и Вадима Львовича Рабиновича в коридоре Института философии Российской Академии наук:

– Много у нас с тобой, Вадим, общего, а вот кладбища будут все-таки разные.

– Ну почему же обязательно разные. Может быть, на Новодевичьем сойдемся».

Дружба домами на нашем кладбище может плавно перерасти в дружбу могилами. Как пространство мысли и культуры, пантеон открывателей и героев, так и... виртуальное кладбище более объединяют, чем разъединяют.

Этот проект, как кажется, имеет футурологический потенциал. Возможно, что в будущем у человека останется единственная возможность хоронить себя на виртуальном кладбище. Хотя, как промежуточный вариант, в недалеком будущем оно может иметь твердую копию.

 

Начало проекту было положено

на Корабле «Штубниц» и Галерее «Борей»

в Санкт-Петербурге в августе 1994 г.

Создан: июль-август 1994, дополнен осенью 1999.

Интернет-версия проекта реализована

в 1999 сетевым куратором Николаем Кононихиным.

 

Сергей Спирихин – писатель, художник

ОН ВОСХИЩЕН

 

Александр Скидан – поэт

ЗДЕСЬ СТОИТ

Л.Г.Джиральди – гуманист

ЧТО СТОИШЬ, ПУТНИК? ТЫ ВИДИШЬ ГРОБНИЦУ ЛЕЛИО

ГРЕГОРИО ДЖИРАЛЬДИ

 

Валерий Савчук – философ

КУЛЬТУРА – КРОВОЖАДНА

 

Сергей Фокин – батаевед

ПЕРЕВОДЯ СЕБЯ,

ОН ПРОВЕЛ ЕЕ

 

Ольга Суслова– семиолог

ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ ЗАПЯТАЯ

 

Семен Левин– писатель

БЕСПОКОИТСЯ ТОТ,

КТО МОГ БЫ ПОКОИТЬСЯ

 

Петр Рейхет– художник

ДЕСЯТЬ ЛЕТ Я ИСКАЛ ДОРОГУ ДОМОЙ,

А ТЕПЕРЬ ЗАБЫЛ ОТКУДА ПРИШЕЛ

 

Ирина Ильина– искусствовед

АВТОР ВЫРАЖАЕТ ГЛУБОКУЮ

БЛАГОДАРНОСТЬ ТЕМ,

БЕЗ КОГО ЭТА АКЦИЯ

МОГЛА БЫ НЕ СОСТОЯТЬСЯ

 

Алексей Курбановский– искусствовед

Ph. D.

 

Павел Крусанов– писатель

СПУСТИЛСЯ В МОГИЛУ

КУДА ДАЛЬШЕ?

Наль Подольский– писатель

НЕ ЗАЛЕЖАТЬСЯ БЫ

 

Андрей Демичев– танатолог

ЗАНИМАЛСЯ СМЕРТЬЮ

ИГРАЛ С НЕЙ

НО ВСЕ РАВНО УМЕР ПОКА

 

Андрей Хлобыстин – художник, издатель, куратор

Я ВАС УМОЛЯЮ

 

Аркадий Драгомощенко – поэт

(Автоэпитафия в виде инструкции)

 

ПОСКОЛЬКУ ПОСЛЕ КОНЧИНЫ Я НАМЕРЕН ПРЕВРАТИТЬ СЕБЯ ПОСРЕДСТВОМ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУР В МАТЕРИАЛ, ИМЕНУЕМЫЙ ЗОЛОЙ, ТО ПОЛЬЗУЯСЬ СВОИМ НЕПРЕЛОЖНЫМ ПРАВОМ, НАСТАИВАЮ НА ТОМ, ЧТОБЫ КАЖДАЯ ЧАСТИЦЫ ЗОЛЫ БЫЛА НАДПИСАНА СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: В ЧЕТНУЮ ЧАСТИЦУ ДОЛЖНО ВПИСАТЬ ИМЯ ДХАРМЫ ШИ, В НЕЧЕТНУЮ ЖЕ ЧАСТИЦУ ИМЯ ДХАРМЫ ЦИ. ВОЗМОЖНО И НАОБОРОТ. ВО ВРЕМЯ ВЫСЫПАНИЯ ЗОЛЫ НА ПОВЕРХНОСТЬ ВОДЫ, ЕСТЬ НАДЕЖДА, ЧТО ПЫЛЬ СЛОЖИТСЯ В НАДПИСЬ: «БЛАГОПРИЯТЕН БРОД ЧЕРЕЗ ВЕЛИКУЮ РЕКУ». ЕСЛИ ЭТОГО НЕ ПРОИЗОЙДЕТ, ТОГДА ЧИТАЙ ТАК: «УТРО ВОЗВРАЩАЕТ ТО, ЧТО СОКРЫЛА ОТ ГЛАЗ НОЧЬ».

 

Дмитрий Пиликин – художник, куратор

ВСЕ ЭТО ИСКУССТВО – МЕРТВОЕ

 

Олег Великий - архитектор

БОРОЛСЯ С ЖИЗНЬЮ И, НАКОНЕЦ, ПОБЕДИЛ

Сергей Коровин – писатель

ЖИЛ И УМЕР

 

Григорий Сковорода – философ

МИР ЛОВИЛ МЕНЯ, НО НЕ ПОЙМАЛ

 

Александр Секацкий – необаталист

ПОЙМЕТ МЕНЯ ВСЯКИЙ,

КТО ВОЙДЕТ В МОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

Елена Долгих – критик, писатель, журналист

НЕ ИЗНУРЯЙ СЕБЯ ПОИСКОМ СМЫСЛА

 

Александр Ляшко – фотограф

У СМЕРТИ — ТОЧНАЯ ВЫДЕРЖКА

 

Марина Колдобская – арт-критик, художник, журналист

УШЛА НА БАЗУ

 

Дмитрий Шубин художник

<head>

<meta name=“ARTIST” content=“DMITRY SHUBIN”>

</head>

</body>

</art>

 

Светлана Козак  галерист

ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ

 

Юрий Каменский детский писатель

ОСТАНОВИСЬ, ПРОХОЖИЙ, МНЕ, ЛЮБИВШЕМУ

КРАСИВЫХ ЖЕНЩИН И КРАСНОЕ ВИНО – ТАК ОДИНОКО...

Александр Китаев фотохудожник

ЛЮБИЛ БЕЛЫЙ СВЕТ,

НО ЖИЛ В ПЕТЕРБУРГЕ.

ЛЮБИЛ БЕЛЫЙ СВЕТ,

НО ПОЛЖИЗНИ ПРОВЕЛ ПРИ КРАСНОМ.

 

Дмитрий Кузьмин поэт, критик, филолог, переводчик, издатель

ПАЛ В НЕРАВНОЙ БОРЬБЕ С ЭНТРОПИЕЙ.

ПОКОЙСЯ С МИРОМ.

Безутешный противник

 

Евгений Юфит кинорежиссер, художник, фотограф

ОБЕЗЬЯНА ПРЕВРАТИЛАСЬ В ЧЕЛОВЕКА ТОГДА, КОГДА ВПЕРВЫЕ ПОДНЯЛА КАМЕНЬ, ЧТОБЫ ДОБИТЬ ДРУГУЮ ОБЕЗЬЯНУ

 

Михаил Уваров философ, культ-уролог

ОН ВЕРНУЛСЯ

 

Александр Потолицын художник и славянофинн

С 1965 по 20... ЗДЕСЬ ЖИЛ И НЕ РАБОТАЛ...

 

Лариса Скобкина куратор, художник, поэт

В ОЖИДАНЬИ ЛЮБВИ

НЕЗАМЕТНО ВСЯ ЖИЗНЬ

ПРОЛЕТЕЛА

 

Алексей Кострома художник

ЛУЧШЕ ВЕЧНО ЛЕЖАТЬ,

ЧЕМ ВЕЧНО СТОЯТЬ

 

Валерий Лукка художник

НИЧЕГО НЕ ВИЖУ

Игорь Баскин художник

ИГОРЬ БАСКИН

 

Николай Кононихин – куратор, арт-критик, коллекционер

ВИРТУАЛЬНО ЖИЛ — ВИРТУАЛЬНО УМЕР

СТРЕМИЛСЯ В ВЕЧНОСТЬ, А ПОПАЛ В СЕТЬ

 

Комельфо (Наталья Мельникова и Владимир Фомичев)               – художники

КОМЕЛЬФО – ОБОИ

 

Вадим Флиссак художник

ПОСЛЕ СМЕРТИ ГРЕХИ ОТПУЩЕНЫ

ЦЕНЫ ТОЖЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.026 с.)