Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды психологического эксперимента.
По форме проведения выделяют два основных вида эксперимента- лабораторный и естественный. Лабораторный и естественный эксперимент отличается по степени осознания испытуемого своей роли «подопытного». В естественном эксперименте у испытуемого осознания этого факта нет, в лабораторном есть, что отражаются на получаемых результатах. l Лабораторный эксперимент. Лабораторный эксперимент- (от лат. Laborare работать,experimentum -опыт)- разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных. Попытки проведения контролируемого эксперимента, как правило, приводят к эксперименту лабораторному, то есть к такому эксперименту, когда пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные, как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Одной из центральных проблем такого эксперимента является правильное введение инструктажа в эксперимент. Лабораторный эксперимент имеет целый ряд преимуществ, что позволяет учитывать не только внешние действия и высказывания испытуемых, но и внутренние (скрытые) физиологические реакции: изменение электрических потенциалов головного мозга, изменение деятельности сердца и кровеносных сосудов. Фиксация этих физиологических реакций, которые состоят в получении более точных результатов благодаря использованию специальных помещений, измерительной аппаратуры, тренажеров; возможность смоделировать условия, которые редко встречаются в повседневной жизни; достижении наибольшей точности регистрации действии исследуемых в сравнении с наблюдением и т.п. Недостаток этого метода - его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильным выводам. l Метод естественного эксперимента. Вариант эксперимента, представляет собой промежуточную форму между наблюдением и экспериментом -метод естественного эксперимента. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, например, учебных занятий или игры. Зачастую созданная экспериментатором ситуация может остаться вне сознания испытуемых; в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность их поведения. В других случаях (напр. при изменении методики преподавания, школьного оборудования, режима дня и т.п.) экспериментальная ситуация создается открыто, таким образом, что сами испытуемые делаются участниками ее создания. Такое исследование требует особенно тщательного планирования и подготовки. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получать в предельно короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых.
В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями. Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых. Контрольный эксперимент – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.
30. Роль статистических методов анализа данных в научном исследовании.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – научные методы описания и изучения массовых явлений, допускающих количественное (численное) выражение. Слово «статистика» (от итал. stato – государство) имеет общий корень со словом «государство». Первоначально оно относилось к науке управления и означало сбор данных о некоторых параметрах жизнедеятельности государства. Со временем статистика стала охватывать сбор, обработку и анализ данных о массовых явлениях вообще; ныне статистические методы охватывают собою практически все области знаний и жизнедеятельности общества.Статистические методы включают в себя и экспериментальное, и теоретическое начала. Про роль: Во-первых, без статистики невозможно провести исследование количественных характеристик. Без проведения исследований количественных характеристик развитие общественных наук понесло бы серьезный урон. Только путем применения статистических методов обычные данные могут помочь нам формировать и совершенствовать свои теории и лучше понимать социальный мир. Во-вторых, как это ни парадоксально, роль статистики ограничена. Как показывает опыт, научное исследование проходит в несколько взаимно независимых этапов, и статистика нужна лишь в конце этапа наблюдений. Прежде чем применить какой-либо метод статистического анализа, должны быть успешно завершены предыдущие этапы. Если исследователь задал вопросы, которые были плохо составлены, или допустил серьезные ошибки в разработке плана или в выборе метода исследования, тогда даже самый совершенный статистический анализ будет бесполезен. Ничуть не умаляя ценности статистики, можно сказать, что она все же не может заменить точного определения понятий, подробного и тщательного планирования или творческого применения теории. Статистика не может спасти плохо составленный или проработанный проект исследования. Она не может извлечь пользу из мусора.
C другой стороны, если применение статистики осуществляется некорректно, это может ограничить полезность проекта, который во всем остальном был выполнен очень точно. Проект исследования количественных характеристик может внести свой вклад в понимание вопроса только путем успешного выполнения всех этапов процесса. Правильное понимание полезности и ограниченности статистики является необходимым для образования социолога наряду с изучением теории и методологии. По мере того, как объект для статистического анализа исчерпывается, мы можем браться за эмпирические обобщения. Хотя мы в первую очередь будем сфокусированы на оценке своей теории, также можно изучать и другие тенденции на основании полученных данных. Пример: мы обнаружили, что контакт, основанный на равенстве и сотрудничестве, снижает предубеждение в целом. Далее мы можем спросить, относится ли это в равной степени: и к мужчинам, и к женщинам; и к хорошо образованным, и к недостаточно образованным; и к пожилым респондентам, и к молодым. По мере изучения данных мы можем приниматься за рассмотрение некоторых обобщений, основанных на наблюдаемых нами эмпирических моделях. Например, если мы обнаружим, что контакт привел к уменьшению предубеждения молодых респондентов, но не оказал внимание на предубеждение пожилых респондентов? Может ли это означать, что молодые люди менее устоявшиеся в своих взглядах и что их отношения и чувства более подвержены изменениям? После разработки предварительных объяснений мы можем начать исправлять и развивать свою теорию. Давайте вкратце повторно рассмотрим наш воображаемый исследовательский проект. Мы начали с идеи или теории о межгрупповом контакте и расовом предубеждении. Мы представили себе некоторые шаги, которые нам придется сделать, чтобы проверить теорию, и вкратце рассмотрели разнообразные этапы исследовательского проекта. Мы вновь оказались на уровне теории, готовые к тому, чтобы начать новый проект, инициированный измененной теорией. Мы видели, как теория может мотивировать исследовательский проект и как наши наблюдения могут привести нас к пересмотру теории и, таким образом, мотивировать новый исследовательский проект. Колесо науки, изобретенное Уоллесом, иллюстрирует то, как теория стимулирует исследования, и то. как исследование формирует теорию. Это постоянное взаимодействие между теорией и исследованиями представляет для науки источник жизненной силы и является ключом к пониманию социального мира.
Диалог между теорией и исследованиями возникает на многих уровнях и во множестве форм. Статистика - одна из наиболее важных связей между этими двумя сферами. Статистика дает нам возможность анализировать данные, выявлять и изучать тенденции и зависимости, разрабатывать обобщения, пересматривать и вносить изменения в теории. 31. Статистические гипотезы в научном исследовании. Понятие, принципы выдвижения. Поскольку статистика как метод исследования имеет дело с данным, в которых интересующие исследователя закономерности искажены различными случайными факторами, большинство статистических вычислений сопровождается проверкой некоторых предположений или гипотез об источнике этих данных.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.007 с.) |