Уровень конкретной методики исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень конкретной методики исследования.



Принципы специфичные для психологии и педагогики:

- Принцип единства физиологического и психического - нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.

- Принцип единства сознания и деятельности - сознание деятельно, а деятельность сознательна.

- Принцип развития - (известен, как принцип историзма и генетический принцип) - психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.

- Системно-структурный принцип - любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы (воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)‏

- Инвариантности результата - рассматривает психологическое исследование как систему. В качестве элементов системы исследования он выделяет: объект, предмет, метод, условия (иначе - среда), результат (поведение, либо продукт деятельности).

8. Технологическая фаза психолого-педагогического исследования.

Технологическая фаза состоит из двух стадий:

1. проведения исследования

2. оформления результатов.​

1. СТАДИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Включает два этапа:

- теоретический этап (анализ и систематизация литературных данных, отработка понятийного аппарата, построение логической структуры теоретической части исследования)

- эмпирический этап - проведение опытно-экспериментальной работы.

Теоретический этап. Включает в себя анализ и систематизацию литературных данных. Уяснение - какие теории, концепции берутся за основу. В науке существуют разные научные школы, но исследователь должен занять строгую позицию - какие теории, концепции он принимает за базовые, почему, а на какие только ссылается. Важно использовать научный язык – четкость, строгость в использовании понятийного аппарата. Сущность явлений и процессов выражаются через постоянную систему понятий. Необходимо выстроить логическую структуру исследования. Для этого можно использовать классификации. Они придают работе стройность. Основные требования, предъявляемые к классификации:

1. Каждая классификация может проводиться только по одному основанию. Основание классификации - это признак, который дает возможность разделить объем родового понятия на виды (видовые понятия - члены, части этой совокупности).

2. Объем членов классификации должен быть в точности равен объему всего классифицируемого класса.

3. Каждый объект может попасть только в один подкласс.

4.. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга; это значит, что ни один из них не должен входить в объем другого. К примеру, научные книги нельзя подразделить на монографии, учебники, справочники и по математике.

5.. Подразделение на подклассы должно быть непрерывным, то есть не перескакивать в более отдаленный подкласс.

6. Одни и те же объекты могут быть классифицированы по множеству оснований.

Таким образом, системы классификаций являются эффективным логическим инструментом обеспечения цельности предмета исследования и его полноты.

На этапе индукции, исследователь детально выписывает все результаты, все, что представляет интерес. И начинает группировать в первичные обобщения, затем - в обобщения второго порядка и так далее, - происходит индуктивный процесс - абстрагирование - восхождение от конкретного к абстрактному Таким образом, общая логическая структура теорий (концепций), становится единой.

Эмпирический этап. Опытно-экспериментальная часть исследования начинается тогда, когда закончены все теоретические построения. Предварительный этап позволяет подобрать нужные подходы, отработать инструментарий и т.д.

2. СТАДИЯ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Завершающие стадии:

- апробация его результатов,

- их литературное оформление и публикация.

Этап апробации результатов. Слово «апробация» латинского происхождения и дословно означает «одобрение, утверждение» Апробация осуществляется в формах публичных докладов и выступлений, дискуссий, а также в форме письменного или устного рецензирования. Важную роль играет неофициальная апробация - беседы, споры с коллегами. По результатам апробации исследователь осмысливает и учитывает возникающие вопросы, дорабатывает свои материалы, пересматривает некоторые положения своего исследования.

Этап оформления результатов. Публикация результатов - обязательное условие завершения научного исследования.Результаты оформляются в следующих формах литературной продукции (письменных):

1. Реферат - начальная форма представления результатов исследования в письменном виде. Излагают первоначальные результаты исследования. Раскрывают теоретическое и практическое значение темы. Анализируют публикации по теме, дается оценка научному материалу Рефераты, как правило, не публикуются.

2. Научная статья.Публикуется в научных журналах, сборниках. Объем от 5 до 15 стр. Разделы логически связаны между собой. Важен научный стиль:. Особое внимание следует обратить на литературную редакцию текста. Большое значение имеет заключение.

3. Научный отчет, доклад. Общие требования оформления изложены в государственном стандарте (ГОСТе).Основные требования: четкость построения; логическая последовательность изложения материала; убедительная аргументация; Научный отчет должен включать титульный лист, список авторов, краткий реферат, содержание,основную часть работы, список литературы и приложения.Основная часть отчета:введение; аналитический обзор научной литературы; обоснование выбранного направления работы; разделы (главы) отчета,; заключение (выводы и предложения).Научный доклад - по содержанию это то же, что и научный отчет. Он охватывает только завершенную часть, аспект. К научному докладу не предъявляются жесткие требования, как к научному отчету. Для него не требуется реферат, разбиение по главам

4. Методическое пособие.-. методические рекомендации для совершенствования какого-либо (учебно-воспитательного, технологического и т.д.) процесса. М.п.рассчитано на практических работников, оно должно быть написано хорошим, литературным языком. Можно оформить и в виде брошюры, книги. Брошюра - малообъемная печатная продукция (5-48 страниц) в мягкой обложке или без обложки. Книга - непериодический печатный материал объемом более 48 страниц, как правило, в обложке или переплете.

5. Монография – это научное издание, в котором одна проблема (моно - одиночный) рассматривается разносторонне и целостно. Может быть один или нескольких авторов.Исследователь показывает, как проблема решалась ранее, как она решается в наст. время. Раскрывается сущность авторских идей решения проблемы, описывается методика исследования.

6. Тезисы докладов и выступлений на конференциях, семинарах. Тезисы - это очень короткий документ объема от 1 до 3 стр. Их объем устанавливает оргкомитет мероприятия. Основная задача тезисов - в сжатой форме изложить самые главные результаты исследования.Объемы измеряются в условных единицах - авторских (печатных) листах. Один авторский лист - 40000 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами. Таким образом, один авторский лист - это примерно 23 страницы машинописного текста напечатанного через 2 интервала или примерно 16 страниц через один интервал.

Результаты исследования докладываются и обсуждаются посредством устного научного общения.

- научный (проблемный) семинар - обсуждение небольшой группой участников научных докладов, проводимое под руководством ведущего ученого, специалиста. Могут быть разовыми, постоянно действующими- научная конференция - собрание научных и практических работников. Научные и научно-практические конференции всегда бывают тематическими. Они могут проводиться в рамках научной организации,учебного заведения, на уровне региона, страны, на международном уровне;

- научный съезд - собрание представителей целой отрасли науки в масштабах страны. Например, съезд психологов

- научный конгресс - то же, что и съезд, только на международном уровне. Например, Европейский конгресс, Всемирный конгресс;

- симпозиум (кстати, в дословном переводе с греческого - «пиршество») - международное совещание научных работников по какому-либо относительно узкому, специальному вопросу (проблеме);

- авторские школы передового опыта (мастерские, практикумы, тренинги и т.д.) - форма общения ученых и специалистов-практиков, когда автор передового опыта рассказывает о своем опыте и демонстрирует его. - тематические чтения - форма общения научных и практических работников, имеющая целью обобщение и распространение передового опыта. Заслушиваются доклады по определенной тематике чтений, например, посвященной научному наследию крупного ученого, Таким образом, завершается технологическая фаза научного исследования (научно-исследовательского проекта) - от замысла исследования до оформления его результатов и их публикации.

9. Рефлексивная фаза психолого-педагогического исследования.

Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:

1. фаза проектирования;

2. технологическая фаза;

3. Рефлексивная фаза - результатом которой является оценка построенной системы нового научного знания и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта, т.е. построения новой гипотезы и ее дальнейшей проверки.

Прежде чем рассматривать рефлексивную фазу научного исследования, нужно понять, что понимается под оценкой и рефлексией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.009 с.)