Введение новых инвестиционных льгот для инвесторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение новых инвестиционных льгот для инвесторов



Каким образом и в какой степени будет дальше повышаться налоговая нагрузка на граждан и бизнес?

В том, что политика повышения налогов <143> сохранится и в 2021 году, я даже и не сомневаюсь. Весь вопрос заключается в том, какими темпами это все будет происходить и какие налоги будут повышаться.

--------------------------------

<143> http://www.nalog-briz.ru/2021/01/2020-102020-2020-1.html.

 

Могу предположить, что с 2022 года будет еще повышен НДФЛ, не забудут власти и про НДПИ и прочие "акцизы". А может, даже (чур меня) и про НДС что-то придумают, тем более что опыт был, помните так называемый "специальный налог", или, как его называли, "специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства РФ и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей"? Ничего не напоминает? Этот спецналог размером в 3% взимался вместе с НДС и был такой своеобразной "прибавкой" к нему. Правда, действовал он с 1994 по 1995 г., но намучиться с ним многие успели.

2) Выход Письма ФНС "О практике применения ст. 54.1 НК РФ"

Как я уже писал, кризис применения ст. 54.1 НК РФ потребовал вмешательства профильного ведомства <144>, и в прошлом, 2020 году в недрах ФНС был разработан проект письма <145> "О практике применения ст. 54.1 НК РФ". В этом Письме налоговики попытались обобщить свои представления, а также основные подходы судов при разрешении споров с применением этой неоднозначной статьи.

--------------------------------

<144> http://www.nalog-briz.ru/2021/01/4-541-102020-2020.html.

<145> https://www.fd.ru/news/49862-fns-gotovit-obzor-sudebnoy-praktiki-po-state-541-nk.

 

Вообще же многие ожидали выхода этого Письма еще в конце декабря 2020 года или к 24 января 2021 г. (к годовщине назначения на должность замруководителя ФНС, главного "вдохновителя и организатора" этого Письма Виктора Валентиновича Бациева) <146>, однако на сегодняшний день это Письмо "задерживается" где-то в пути. Но уже сейчас все профессиональное налоговое сообщество отмечает, что появление этого письма станет очень серьезным событием для всей практики применения законодательства о налогах и сборах.

--------------------------------

<146> https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/structure_fts/ca_fns/9515131/.

 

Какие нормативные акты будут приняты в целях введения электронного документооборота для полной цифровизации налоговой системы.

Как сказал 20 ноября в своем интервью газете "КоммерсантЪ" руководитель ФНС РФ Д.В. Егоров <147>, в 2021 году его служба должна реализовать "нормативный этап", т.е. к концу года ожидается подготовка и принятие недостающих нормативно-правовых актов в сфере электронного документооборота.

--------------------------------

<147> https://www.kommersant.ru/doc/4576968.

 

Ну а дальше планируются следующие этапы, которые в конечном итоге должны привести к 100%-ному электронному документообороту и к переходу на исчисление всех налогов не налогоплательщиками, а налоговыми органами.

Но получится ли?

Общее правило.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 113 НК РФ срок давности привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года. То есть за пределами трехлетнего срока налоговый орган не вправе выносить решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) штрафов.

Иными словами, по общему правилу указанный срок начинает исчисляться со дня совершения налогового правонарушения.

Таким образом, если до 1 января 2021 года налоговый орган не принял решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, совершенное до 1 января 2018 года, то лицо не подлежит ответственности за совершение данного правонарушения в связи с истечением трехлетнего срока давности.

Вместе с тем фактическое взыскание штрафа за правонарушения, допущенные до 1 января 2018 года, в 2021 году может иметь место при своевременном вынесении налоговым органом решения о привлечении лица к налоговой ответственности, то есть если решение налогового органа вынесено до 1 января 2021 года.

Специальное правило.

Особое правило начала течения сроков исковой давности установлено в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных:

ст. 120 НК РФ "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения";

ст. 122 НК РФ "Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)";

ст. 129.3 НК РФ "Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми";

ст. 129.5 НК РФ "Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании".

В отношении составов этих налоговых правонарушений срок давности привлечения к ответственности за совершение указанных правонарушений начинает исчисляться со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода (абз. 3 п. 1 ст. 113 НК РФ).

В п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Из буквального толкования абз. 3 п. 1 ст. 113 НК РФ следует, что за неуплату, например, налога на добавленную стоимость (ст. 122 НК РФ) за 3-й квартал 2017 г. налогоплательщик мог быть привлечен к ответственности только до 1 октября 2020 г., т.е. в течение трех лет начиная со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Также следует иметь в виду, что в 2011 году Президиум ВАС РФ в Постановлении от 27.09.2011 N 4134/11 сформулировал правовую позицию относительно срока привлечения налогоплательщика к ответственности п. 1 ст. 122 НК РФ. Суд указал, что ст. 113 НК РФ не связывает момент окончания течения срока давности привлечения к налоговой ответственности с датой выявления правонарушения и составления акта проверки. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года. В отношении правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ, исчисление срока давности привлечения к ответственности за их совершение производится со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение. В данном случае общество не уплатило НДС за июнь 2006 г. до срока уплаты - 20.07.2006, следовательно, началом течения срока давности привлечения к налоговой ответственности является 01.08.2006. Поскольку решение о привлечении к ответственности вынесено 30.07.2009, а срок привлечения общества к ответственности истекал 01.08.2009, у инспекции имелись законные основания для привлечения налогоплательщика к ответственности.

Иными словами, суд истолковал п. 1 ст. 113 НК РФ следующим образом: налоговым периодом, в течение которого совершено правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, является период, в котором должен быть уплачен налог (то есть период, следующий за периодом, за который начислен налог). Следовательно, налогоплательщик может быть привлечен к данной ответственности в течение трех лет со дня окончания налогового периода, следующего за периодом, за который должен быть уплачен налог.

Такой подход закреплен в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации": срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

Из позиции ВАС РФ следует, что за неуплату, например, налога на добавленную стоимость (ст. 122 НК РФ) за 3-й квартал 2017 г. налогоплательщик мог быть привлечен к ответственности до 1 января 2021 г., т.е. в течение трех лет начиная со следующего дня после окончания налогового периода, в котором допущена неуплата налога.

При этом в отношении правонарушения, предусмотренного ст. 120 НК РФ, на наш взгляд, налоговым периодом, в котором допущено правонарушение, является непосредственно период, в котором допущены нарушения правил учета доходов, и (или) расходов, и (или) объектов налогообложения, а не период, в котором должен быть уплачен налог.

Исключение.

Необходимо обратить внимание на то, что налоговым законодательством предусмотрено одно исключение из правила о трехлетнем сроке давности привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Так, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) активно противодействует выездной налоговой проверке, создавая тем самым непреодолимые препятствия для ее проведения и определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается (абз. 1 п. 1.1 ст. 113 НК РФ).

Однако налоговое законодательство РФ не раскрывает содержание понятий "активное противодействие" и "непреодолимые препятствия" для решения вопроса о приостановлении срока давности.

Представляется возможным предположить, что поскольку абз. 2 п. 1.1 ст. 113 НК РФ содержит отсылочные положения к норме п. 3 ст. 91 НК РФ, которая определяет порядок документального оформления факта активного противодействия проведению выездной проверки, то и противодействие проведению проверки может выражаться исключительно в форме воспрепятствования доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений).

Факт противодействия налогоплательщика проведению налоговой проверки должен быть зафиксирован в соответствующем акте о воспрепятствовании доступу.

 

3. Истечение сроков давности налогового контроля за 2017 год

 

Как мы уже указывали выше, наступление нового календарного года влечет за собой изменение периодов, которые могут быть охвачены выездной налоговой проверкой.

В силу абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении проверки (исключение из этого правила предусмотрено в абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ и связано с подачей налогоплательщиком уточненной налоговой декларации).

Из буквального толкования указанной нормы следует, что если решение о проведении проверки за 2017 год не было вынесено налоговым органом до 1 января 2021 года, то принимать такое решение после указанной даты налоговый орган не вправе.

Однако если решение о проведении выездной налоговой проверки за 2017 год было принято налоговым органом в 2020 году, а проверяемое лицо извещается об этом уже после 1 января 2021 года (такие случаи на практике имеют место), то нарушения законодательства о налогах и сборах не происходит. На это указал, например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 10.11.2011 по делу N А05-13345/2010 (налоговый орган принял решение о проведении проверки 30.12.2009, а вручил его налогоплательщику 14.01.2010; в предмет данной проверки правомерно включен в том числе 2006 год).

 

4. Истечение сроков хранения документов за 2016 год

 

С наступлением нового календарного года целесообразно привести в порядок архив, а точнее, проверить сроки хранения налоговой и бухгалтерской документации.

Общее правило хранения документов предусмотрено в подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ. Указанная норма предусматривает обязанность налогоплательщика обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающих доходы, расходы и уплаченные налоги, в течение четырех лет. Специальные правила хранения документов могут быть предусмотрены иными нормами НК РФ, например, налогоплательщик - участник регионального инвестиционного проекта обязан обеспечивать хранение документов в течение шести лет, а налогоплательщик, применяющий пониженные ставки по налогу на прибыль (п. 1.5 ст. 284, подп. 2 п. 3 ст. 284.3 НК РФ), обязан обеспечивать сохранность документов на протяжении всего срока применения таких налоговых ставок (п. 3 ст. 89.2 НК РФ).

В силу изложенного с 1 января 2021 года истекает срок хранения документов бухгалтерского и налогового учета, которые относятся к 2016 году, и налогоплательщик получает право такую документацию уничтожить.

Кроме того, представляется, что с истечением сроков хранения документов налоговые органы не вправе запрашивать указанные документы у проверяемого лица.

Однако налогоплательщику, который принял решение об уничтожении документации с истекшим сроком хранения, представляется возможным дать следующие рекомендации практического характера:

- во-первых, следует максимально подробно расшифровывать в акте уничтожения или соответствующем реестре уничтожаемой документации перечень ликвидируемых документов (чтобы не возникли сомнения в том, что такие документы у налогоплательщика вообще были);

- во-вторых, не надо уничтожать документы, применение которых возможно и по истечении 4 лет (например, договоры долгосрочного характера и т.д.);

- в-третьих, следует выбирать наиболее оптимальный способ уничтожения (в целях соблюдения коммерческой тайны).

Особого внимания заслуживает вопрос правомерности истребования налоговым органом документации с истекшим сроком хранения, подтверждающей образование и размер списанной задолженности по контрагентам.

По нашему мнению, поскольку специального срока хранения для данной документации налоговым законодательством не установлено, она подлежит хранению в общем порядке - в течение четырех лет.

Вместе с тем при отнесении на внереализационные расходы затрат в виде сумм безнадежной дебиторской задолженности у налогоплательщика могут возникнуть проблемы, связанные с представлением документов, подтверждающих возникновение этой задолженности.

Некоторые суды по данному вопросу в ряде случаев поддерживают позицию налоговых органов о необоснованном списании на расходы безнадежной дебиторской задолженности, не подтвержденной документально.

Так, еще в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.2007 N Ф04-3421/2007(34717-А70-26), Ф04-3421/2007(35577-А70-26) указано: "...истечение срока хранения первичных документов не является основанием для признания суммы дебиторской задолженности". Суд сделал вывод о том, что, "поскольку обществом документально не подтверждена сумма дебиторской задолженности, оспариваемая сумма не может быть признана безнадежным долгом с истекшим сроком исковой давности, подлежащим отнесению к внереализационным расходам" (Определением ВАС РФ от 03.09.2007 N 11044/07 в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра дела в порядке надзора было отказано).

Данная позиция была поддержана АС Поволжского округа в Постановлении от 02.10.2018 N Ф06-36768/2018 по делу N А12-37321/2017, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 17.01.2013 по делу N А58-3501/2011, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 17.03.2011 по делу N А56-15237/2010.

По другому делу суд указал, что "общество не вправе при отсутствии первичных документов производить списание расходов", отклонив ссылки общества на то, что в случае, если первичные документы были уничтожены по истечении срока хранения, возможно исходить из данных регистров бухгалтерского учета и акта инвентаризации задолженности (Постановление ФАС Уральского округа от 03.06.2008 N А50-16573/07).

Однако, как было указано в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 25.09.2009 по делу N А32-8964/2007-12/190: "действующее налоговое законодательство не предусматривает хранение документов, касающихся списанной на убытки дебиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности, более длительное время (более 4 лет), чем иные документы...". Таким образом, суд сделал вывод о том, что налогоплательщик "обосновал невозможность представления запрашиваемых документов в связи с их отсутствием, что не противоречит положениям п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, и, следовательно, не может повлечь для налогоплательщика негативных последствий в виде доначисления налога на прибыль".

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.07.2012 N 3546/12 в отношении убытков прошлых лет пришел к следующему выводу: "Поскольку возможность учесть суммы убытка носит заявительный характер и на налогоплательщика возложена обязанность доказать их правомерность и обоснованность, при отсутствии документального подтверждения убытка соответствующими документами, включая первичные учетные документы, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка, налогоплательщик несет риск неблагоприятных налоговых последствий".

Таким образом, мы можем рекомендовать хранить первичные документы, обосновывающие списываемую задолженность или убыток, как минимум до окончания камеральной проверки декларации, в которой заявлены соответствующие расходы. Если известно, что предстоит еще и выездная проверка, то, наверно, целесообразно дождаться и ее окончания.

Если же налогоплательщик все-таки уничтожил первичные документы в связи с истечением установленных законодательством сроков их хранения, то он вправе попытаться обосновать правомерность учета расходов посредством документов, оформляемых непосредственно для списания этой задолженности (приказ руководителя, акт инвентаризации задолженности и т.д.).

 

5. Истечение сроков давности на возврат (зачет) налогов

 

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Обратиться с заявлением о зачете или возврате налогоплательщик вправе в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Из анализа указанной нормы следует, что с 1 января 2021 года налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о зачете или возврате переплаты, возникшей только в 2018, 2019 и 2020 гг. Истребовать переплату налогов за 2017 год в 2021 году налогоплательщик уже не вправе.

При этом у судов и государственных органов сложилось мнение о том, что срок подачи в инспекцию заявления о возврате налога, уплачиваемого в виде авансовых платежей, исчисляется с даты представления налоговой декларации за налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления. Эта позиция отражена, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10, Определении ВС РФ от 03.09.2015 по делу N 306-КГ15-6527, А72-6526/2014, Письмах Минфина РФ от 15.06.2012 N 03-03-06/1/309, ФНС России от 21.02.2012 N СА-4-7/2807.

Вместе с тем, если налогоплательщик пропустил указанный в п. 7 ст. 78 НК РФ срок, он вправе обратиться в суд с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога; в этом случае действуют общие правила исчисления трехлетнего срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ). На это указал Конституционный суд РФ в Определении от 21.06.2001 N 173-О.

Следовательно, в случае обращения в суд за пределами трехлетнего срока со дня уплаты налога налогоплательщик должен подтвердить момент начала исчисления срока исковой давности, а именно момент, когда он узнал о наличии переплаты.

Президиум ВАС РФ разъяснил, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств. В частности, следует установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст. 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08).

Иными словами, именно суд решает, пропустил налогоплательщик срок для обращения в суд с иском о возврате налога или нет.

Таким образом, в случае если налогоплательщик докажет, что он узнал (или должен был узнать) о возникшей переплате налогов не в момент переплаты, а позже, то трехлетний срок, в течение которого он вправе обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением о возврате (зачете) налогов, будет исчисляться именно с этой даты. Очевидно, что в данной ситуации право на возврат (зачет) налогов сохраняется у налогоплательщика и по истечении 3 лет после фактического возникновения переплаты.

 

6. О сроках давности привлечения к уголовной ответственности

по ст. 198 и ст. 199 Уголовного кодекса РФ

 

Также мы решили напомнить нашим читателям и о сроках давности привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений в налоговой сфере.

Необходимо отметить, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в случае истечения сроков давности уголовного преследования.

Для определения конкретных сроков давности привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере по ст. 198 и ст. 199 УК РФ следует изначально определиться, к каким именно категориям преступлений относятся соответствующие составы преступлений.

Так, согласно ст. 15 УК РФ:

- преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы (в рассматриваемой ситуации к ним относятся ч. 1 и 2 ст. 198 УК РФ и ч. 1 ст. 199 УК РФ);

- преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы (в рассматриваемой ситуации к ним относится ч. 2 ст. 199 УК РФ).

В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

- два года после совершения преступления небольшой тяжести (ч. 1 и 2 ст. 198 и ч. 1 ст. 199 УК РФ);

- шесть лет после совершения преступления средней тяжести (ч. 2 ст. 199 УК РФ).

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Физические лица не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 198 УК РФ, истекло два года.

Должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ - истекли десять лет.

При этом обращаем внимание на то, что для определения понятия "день совершения преступления", используемого для исчисления срока давности, следует руководствоваться п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 48 "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления":

"Моментом окончания преступления, предусмотренного статьей 198 или статьей 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством".

Ранее такие же положения содержались в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления".

Также предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов, в т.ч. на "несчастное" страхование, и за сокрытие имущества, за счет которого должны быть взысканы взносы:

- для предпринимателей и других физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы:

по ст. 198 УК РФ - за уклонение от уплаты страховых взносов;

по ст. 199.3 УК РФ - за уклонение от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

по ст. 199.2 УК РФ - за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по страховым взносам, в т.ч. на "несчастное" страхование;

- для организаций:

по ст. 199 УК РФ - за уклонение от уплаты страховых взносов;

по ст. 199.4 УК РФ - за уклонение от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

по ст. 199.2 УК РФ - за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по страховым взносам, в т.ч. на "несчастное" страхование.

 

Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2021 году

 

1. Часть I Налогового кодекса РФ в 2021 году

 

1.1. Приостановление в 2020 г. мероприятий

налогового контроля, продление сроков уплаты налогов,

введение нерабочих дней и др.

 

В 2020 г. Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе были издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января по 31 декабря 2020 года приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля; продление сроков уплаты соответствующих налогов и представления налоговых деклараций и пр. (п. 3, 4, 5 ст. 4 НК РФ).

Наверно, все помнят, что такие полномочия государственным органам были предоставлены в целях стабилизации экономики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

В частности, Правительством РФ было принято Постановление от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики".

Дополнения действовали с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Также напомним, что для целей исчисления сроков по НК РФ не являются рабочими днями выходные, нерабочие праздничные, а с 01.04.2020 также и нерабочие дни (п. 6, 7 ст. 6.1 НК РФ).

В 2020 г. нерабочие дни были объявлены в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период с 30 марта по 8 мая Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294.

 

1.2. Нововведения для налогоплательщиков,

заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений

 

Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Такое соглашение налогоплательщик заключает с Минэкономразвития РФ и предусматривает реализацию нового инвестиционного проекта в одной из сфер российской экономики (за определенными исключениями).

Пунктом 4.3 ст. 5 НК РФ предусмотрены особенности действия законодательства о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков, заключивших такое соглашение.

В частности:

- положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения налогоплательщика в соответствующий реестр, не применяются в части правоотношений, связанных с исполнением такого соглашения;

- не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах:

в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество организаций и транспортному налогу;

в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты, а также в части изменения объекта налогообложения, порядка определения налоговой базы, налогового периода, налоговых ставок, порядка исчисления, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на прибыль организаций, изменения сроков уплаты и (или) порядка возмещения НДС и (или) введения новых налогов и (или) сборов;

в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты, а также в части изменения налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по земельному налогу.

То есть налогообложение участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений фактически фиксируется на дату их включения в соответствующий реестр.

Такие правила действуют в отношении каждого участника соглашения до наступления наиболее ранней из следующих дат:

- даты истечения указанного в реестре срока применения стабилизационной оговорки, установленного соглашением;

- даты включения сведений о расторжении соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений в реестр.

Условием применения данных правил является ведение раздельного учета объектов налогообложения, налоговой базы и сумм налогов по налогам, подлежащим уплате при исполнении соглашений и при осуществлении иной хозяйственной деятельности, а также раздельного учета доходов (расходов).

Проектные компании раздельный учет вправе не вести, если они не являются одновременно участником консолидированной группы налогоплательщиков, либо вести в части, касающейся применения общей ставки налогообложения, в случае, если они одновременно являются участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Изменения действуют с 01.04.2020.

 

1.3. Организации обязаны сообщать об объектах обложения

транспортным и земельным налогами

 

С 01.01.2021 налогоплательщики-организации обязаны направить в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.

Такое сообщение представляется, если не получены сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного и (или) земельного налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими, при этом организация не обращалась с заявлением о предоставлении налоговой льготы.

Сообщение представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.02.2020 N ЕД-7-21/124@.

Изменения действуют с 01.01.2021.

 

1.4. Введено дополнительное основание неприменения льгот

участниками региональных инвестиционных проектов

 

Статья 25.12-1 НК РФ предусматривает применение и прекращение применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр.

В ходе налоговой проверки налоговый орган может выявить невыполнение участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений РИП. В таком случае применение налоговых льгот прекращается на основании вступившего в силу решения по результатам проверки с начала налогового периода, в котором данным участником было допущено такое несоответствие (п. 3 ст. 25.12-1, п. 1 ст. 89.2 НК РФ).

К таким льготам относятся пониженные ставки налога на прибыль и специальные коэффициенты по НДПИ, характеризующие территорию добычи полезного ископаемого (КТД).

Изменения действуют с 23.12.2020.

 

1.5. Изменения в отношении контролируемых

иностранных компаний

 

1.5.1. Фиксированная прибыль

 

Физические лица вправе перейти на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК с налогового периода 2020 г. Эта прибыль не рассчитывается налогоплательщиком, а устанавливается законом. То есть налогоплательщик уплачивает налог только с фиксированной суммы вне зависимости от количества КИК, в которых он является контролирующим лицом.

Основные положения.

Фиксированная прибыль:

- не освобождается от налогообложения (п. 1 ст. 25.13-1, п. 66 ст. 217 НК РФ);

- ее нельзя уменьшить на любые налоговые вычеты (стандартные, социальные и пр.) (п. 3 ст. 210 НК РФ);

- ее нельзя уменьшить на налог, уплаченный в иностранном государстве (п. 1 ст. 232 НК РФ);

- ее сумма составляет 38 460 000 руб. - за налоговый период 2020 г., 34 000 000 руб. - за последующие налоговые периоды начиная с 2021 года вне зависимости от количества КИК, в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом (п. 2 ст. 227.2 НК РФ);

- она может уплачиваться, если в налоговый орган представлено соответствующее уведомление (п. 1 ст. 227.2 НК РФ).

Учет убытка КИК.

Убыток КИК, полученный до перехода на уплату налога с фиксированной прибыли, может быть учтен при определении прибыли КИК начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик отказался от уплаты налога с фиксированной прибыли.

Убыток КИК, полученный в периоды уплаты налога с фиксированной прибыли, может быть учтен при определении прибыли КИК начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик отказался от уплаты налога с фиксированной прибыли. При этом величина убытка определяется как отрицательная величина от суммы убытков и прибылей до налогообложения по данным финансовой отчетности КИК за периоды уплаты налога с фиксированной прибыли (п. 12 ст. 309.1 НК РФ).

Г. Екатеринбург,

Настоящую резолюцию направить в администрацию Губернатора, Правительство, Законодательное Собрание Свердловской области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Свердловской области, средствам массовой информации.

Резолюция принята 25 ноября 2020 года участниками пленарного заседания V налогового форума Свердловской области "Бизнес и государство. Время сотрудничать".

Список отправок

После составления итоговых документов, Протокола и Предложений законодателю данные материалы были разосланы Союзом малого и среднего бизнеса Свердловской области следующим адресатам:

- Комиссии по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

- Депутату Государственной думы Федерального Собрания РФ, Председателю Свердловского регионального объединения "Депутатская вертикаль" П.В. Крашенинникову;

- Депутату Государственной думы Федерального Собрания РФ А.П. Петрову;

- Председателю Законодательного Собрания Свердловской области, Сопредседателю Совета Свердловского регионального объединения "Депутатская вертикаль" Л.В. Бабушкиной;

- общественным деловым объединениям: "Опора России", "Деловая Россия", Торгово-Промышленная палата РФ.

 

Раздел III. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

 

В рубрике "Налоговый контроль" размещаются материалы, посвященные процессуально-правовым и иным аспектам эффективной защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц как в административном (внесудебном), так и в судебном порядке. В частности, рассматриваются практические вопросы применения способов, методов и приемов защиты, особенности выстраивания тактики, позиции и доказательной базы по налоговым спорам.

 

Вятчинова Татьяна Ивановна, главный специалист по экономическим вопросам Группы компаний "Налоги и финансовое право"

 

Уведомление в ИФНС об остатках товаров



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.132 с.)