Раздел 3. Лекарственная терапия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Лекарственная терапия



Принято различать следующие виды лекарственной терапии.   1. Симптоматическая терапия -- т.е. направленная на устранение определенногосимптома заболевания, например, назначение противокашлевых средств прибронхите.   2. Этиотропная терапия -- устранение причины заболевания, когда лекарственныевещества уничтожают возбудителя болезни. Например, лечение инфекционныхболезней химиотерапевтическими средствами.   3. Патогенетическая терапия -- направлена на устранение механизма развитиязаболевания. Например, применение болеутоляющих средств при травме, когдаболевой синдром влечет развитие опасного для жизни шока.   4. Заместительная терапия -- восстановление в организме дефицита естественныхвеществ, образующихся в нем (гормоны, ферменты, витамины) и принимающихучастие в регуляции физиологических функций. Например, введение гормональногопрепарата при выпадении функции соответствующей железы. Заместительнаятерапия, не устраняя причины заболевания, может обеспечить жизнедеятельность втечение многих лет. Так, препараты инсулина не влияют на выработку этогогормона в поджелудочной железе, но при постоянном введении его больномусахарным диабетом обеспечивают нормальный обмен углеводов в его организме.   Реакция организма на лекарственные вещества. Клетки организма реагируют навоздействие различных лекарственных веществ очень однообразно. В принципеизменение функций клетки под влиянием лекарств сводится либо к повышению(возбуждению), либо к понижению (торможению) их деятельности. Например, спомощью медикаментов можно легко повысить или понизить секрецию желудочныхжелез и таким образом повлиять на пищеварение. Действие некоторых препаратов,даже если их концентрация остается постоянной, с течением времени усиливается.Это может зависить от их накопления в организме (например, стрихнина) или отсуммирования отдельных эффектов действия (например, этилового спирта), Приповторных введениях лекарства может повышаться чувствительность к немуорганизма -- такое явление называется сенсибилизацией. Или наоборотослабляться -- наступает привыкание организма к повторному введению некоторыхлекарств (например, морфина, эфедрина).   Пал -- различия в чувствительности к лекарственным веществам у особей разногопола невелика. В отдельных случаях экспериментально установлено, что женщиныболее чувствительны, чем мужчины, к одним ядам, например, никотину, но болееустойчивы к алкоголю. Но надо иметь в виду, что при особых состояниях,свойственных женскому организму, его чувствительность к некоторым веществамможет изменяться: во время менструации, беременности, лактации.   Вес тела -- в ряде случаев для большей точности дозировка лекарственныхвеществ проводится из расчета на 1 кг веса тела.   Индивидуальная чувствительность -- чувствительность к лекарственным препаратаму людей колеблется значительно. У некоторых она может быть повышена в оченьсильной степени. В таком случае говорят об идиосинкразии, в основе которой посовременным понятиям лежит врожденная недостаточность ферментов, проявляющаясяаллергической реакцией (см. ниже. Осложнения лекарственного лечения).   Возраст -- чувствительность детей к лекарственным веществам подверженанекоторым колебаниям. Например, дети более чувствительны к морфину, стрихнину,менее к атропину, хинину, сердечным гликозидам. В зависимости от возрастадозировка лекарственных средств соответственно изменяется.   Особое внимание надо обратить на ядовитые и сильнодействующие средства,терапевтическая доза которых рассчитана для взрослых людей (25 лет). Вюношеском и детском возрасте ее уменьшают приблизительно так: в 18 лет -- 3/4дозы для взрослых, в 14 лет -- 1/2, в 7 лет -- 1/3, в 6 лет -- 1/4, в 4 года-- 1/6, в 2 года -- 1/8, в 1 год -- 1/12, до 1 года -- 1/24 -- 1/12 дозы длявзрослого. Высшие дозы уменьшаются до 3/4 и 1/2 также и для лиц старше 60 лет.   Значение питания -- во многих случаях при применении лекарственных веществнеобходима определенная диета, например, при лечении сахарного диабетаинсулином, привлечении некоторых отравлений и тд.   Следует учитывать и взаимодействие лекарств с пищевыми продуктами. Нельзязапивать тетрациклин молоком или молочными продуктами из-за содержания в нихбольшого количества кальция, с ионами которого он взаимодействует. В то жевремя такие препараты, как ацетилсалициловая кислота, бутадион, дифенин,индометацин, метронидазол, соли железа, стероиды, фурадонин рекомендуетсязапивать молоком для уменьшения их раздражающего влияния на слизистую оболочкупищевого канала. Кальция хлорид, кальция глюконат легко образуют с уксусной,щавелевой, угольной и жирными кислотами трудно растворимые комплексы,выделяющиеся с калом. Поэтому такие препараты рекомендуется принимать за 40минут до еды, а одну столовую ложку 10 % раствора кальция хлорида необходиморастворить в 1/3 стакана воды для уменьшения его раздражающего влияния наслизистую оболочку желудка. Желчь образует труднорастворимые комплексы стакими антибиотиками как: полимиксин, неомицин, нистатин -- принимать ихследует за 30 минут до еды. Та же желчь способствует всасываниюжирорастворимых лекарственных веществ. Это витамины, гормоны -- их принимаютнаоборот после еды.   Взаимодействие лекарственных средств. Очень часто при том или ином заболеваниипринимают не одно, а два, а то и больше различных лекарственных препаратов.Необходимо знать механизм их действия. Лекарственные вещества могутдействовать в одном направлении, и тогда оказываемый ими эффект как бысуммируется. Если принимаемые препараты действуют в противоположныхнаправлениях, такие случаи обозначают как антагонизм ("борьба" эффектов). Вмедицинской практике одновременное назначение нескольких препаратов находитвсе большее применение, так как такой комбинированный метод приводит кусилению терапевтического лечения или ослаблению и предупреждению побочныхявлений и осложнений. Так, при лечении гипертонии одновременно применяютсердечные сосудорасширяющие гликозиды и мочегонные средства, таким образомкомплексно воздействуя на различные звенья единой системы кровообращения.   Препараты влияют друг на друга на любом этапе прохождения через организм: привсасывании, транспортной фазе, метаболизме (внутриклеточном обмене веществ),выделении из организма.   Не рационально применять адсорбенты (алюминия гидроокись, алмагель, магниясульфат) вместе с алкалоидами, гликозидами, ферментными препаратами,красителями, антибиотиками. По физико-химическим свойствам не совместимы водном шприце бепзилненициллии с левомицетином, аминазином, генарином,тетрациклином, витаминами группы В.   Пути введения лекарственных средств в организм.   Для достижения фармакологического эффекта лекарственные вещества необходимоввести в организм или нанести на его поверхность. Медикаменты вводят ворганизм различными путями, причем каждый способ отличается своимиособенностями. Наибольшее практическое значение имеют следующие.   1. Внутрь через рот (энтерально) вводятся лекарственные препараты в формерастворов, порошков, таблеток, капсул, пилюль. Введение через рот являетсясамым простым и удобным способом, однако нелишенным недостатков, так каквсасывание лекарства через кишечник в кровь не поддается точномуколичественному учету, некоторые же лекарства разрушаются в кишечнике, а такжев печени, и, таким образом, теряют свою активность. Поэтому необходимособлюдать рекомендации врача по их приему (после или до еды, запивать молокомили водой и тд.).   2. Применение лекарств под язык (сублингвально). Достоинства этого способа:лекарственные вещества, не разлагаясь желудочным соком, быстро попадают всистемный кровоток, обеспечивая тем самым развитие нужного эффекта.Недостатки: раздражение слизистой полости рта.   3. Введение в прямую кишку (ректальное). Позволяет избежать раздражающегодействия на желудок, а также использовать лекарства в случаях, когда затрудненили не осуществим их прием через рот (тошнота, рвота, спазм или непроходимостьпищевода). Ректалыю вводят свечи и жидкости с помощью клизм.   4. Парэнтеральное (вне желудочно-кишечного тракта) применение лекарств:различные варианты инъекций, ингаляции, электрофорез и поверхностное нанесениеих па кожу и слизистые оболочки. а) Инъекции внутривенные, впутриартериальные,внутримышечные, подкожные. Достоинства: быстрое наступление эффекта, точностьтерапевтической дозы, возможность введения веществ, которые не всасываются изжелудочно-кишечного тракта. Меры предосторожности: не вводить лекарства, поканет убеждения, что игла находится в вене. Попадание лекарственного вещества воколовенозное пространство может вызвать сильное раздражение, вплоть Донекроза тканей. Опасным может быть случайное попадание иглы в другиекровеносные сосуды. Некоторые препараты необходимо вводить медленно воизбежание тяжелых осложнений. Инъецирование не производится вблизи нервныхстволов, повреждение которых может вызвать сильные боли, иногда парезы мышц.б) Ингаляции. Вдыханиелекарственных веществ в виде аэрозолей, газов ипорошков, быстро всасываются и оказывают местное и общее воздействие. в)Поверхностное (наружное) применение-мази, примочки, присыпки, компрессы и т.д.используют для получения местного эффекта. г) Электрофорез. Метод основан наиспользовании гальванического тока для переноса и внедрения лекарственныхвеществ с поверхности кожи в глубоко расположенные ткани.   Из организма лекарственные вещества и продукты их распада выводятся с калом,мочой, меньшее значение имеет выделение с воздухом, потом, слюной и слезнойжидкостью.   Почки. Большинство лекарственных веществ выделяются почками независимо отконцентрации в крови путем фильтрации в клубочках.   Пищеварительный тракт. Этим путем как правило выделяются многие алкалоиды итяжелые металлы.   Кожа. Железы кожи способны выделять бром, йод, мышьяк и некоторые другиевещества.   Дыхательные пути. Через них выделяются газообразные и летучие соединения.   Молочные железы. Возможность выделения лекарственных веществ этими железаминеобходимо учитывать с двух точек зрения. Во-первых, этим можновоспользоваться для введения лекарств в организм ребенка, но, с другойстороны, отмеченный факт представляет опасность возможного отравлениявскармливаемого грудью ребенка.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.006 с.)